Воспитание детей летом

Воспитание детей летом, особенно физическое, очень важно. Быстро проходит время, еще несколько дней - и лето! Этот период у детей уже традиционно называется «оздоровительным» в воспитании, ведь он позволяет создать наиболее благоприятные условия для совершенствования двигательных навыков детей, развития их физических качеств, повышение выносливости, формирование высокой сопротивляемости организма различным заболеваниям

Требования к организации жизнедеятельности  и воспитании детей:

полноценный сон;
целесообразно организованное обучение;
своевременное кормление и удовлетворения физиологических потребностей;
закалки;
физкультурно-оздоровительная работа;
гигиена тела и деятельности;
половая идентификация и дифференциация;
понимание состояния здоровья и болезни;
формирование представлений о внешности, тело, основные органы;
безопасность жизнедеятельности;

Базовая программа о физическом воспитании детей летом

Физическое развитие детей - приоритетное направление в работе дошкольных учебных заведений. Задачи и содержание физического воспитания определяются Базовой программе развития ребенка дошкольного возраста «Я в мире» (далее - базовая программа). Она направлена ??на природный нефорсированных развитие ребенка и сохранения его физического и психического здоровья.

Из семи линий развития дошкольника, выделенных Базовой программой, первой является линия физического развития и воспитания особенно летом, материалы которой освещают:

сущность и специфику физического становления личности;

возрастную динамику;

задачи развития и воспитания детей летом;

особенности организации жизнедеятельности.

Линия физического развития реализуется через физическую активность. Итак, одним из важных показателей компетентности малыша есть зрелость его физической активности, характеризующееся развитием мышечно-двигательной и предметно-практической умелости во всех сферах жизнедеятельности.

В Базовой программе заложены основы физической культуры и физическое воспитание детей летом, воспитания в них потребности в физическом совершенствовании, движении. Базовая программа акцентирует внимание педагогов на создании комфортных и полезных для полноценного развития условий, необходимости уравновешивания  малышей. Взрослый должен обеспечивать оптимальное соотношение деятельностного состояния ребенка с его отдыхом, регламентированным и свободным временем, интенсивных форм занятости - с облегченными. Базовая программа воспитания детей летом  предоставляет педагогам возможность творчески подходить к организации образовательного процесса, вносить коррективы в последовательность, продолжительность и интенсивность физкультурно-оздоровительных мероприятий как в обычных условиях, так и при неблагоприятной погоде, при специфическом состоянии детей и т.д.. "

Важное условие полноценного физического и психического развития в воспитании детей летом дошкольного возраста - правильная, физиологически обоснованная организация ее жизнедеятельности.

Учитывая это работа по физическому развитию и воспитанию детей в дошкольных учебных заведениях должно опираться на вышеуказанные концептуальные основы, определены в Базовой программе. Задачи физического развития детей (оздоровительные, образовательные реализуются в течение всего периода пребывания малыша в дошкольном учреждении. Для их решения необходимо использовать все благоприятные факторы , в частности - силы природы.

Солнце, воздух и вода - лучшие друзья детей в его воспитании

Лето - самое благодатное для физического развития и воспитания детей. Именно летом такие природные факторы , как солнце, воздух и вода эффективно влияют на организм человека, укрепляют здоровье и повышают работоспособность. Все эти факторы используются как самостоятельные средства закаливания организма. Они повышают сопротивляемость организма к переохлаждению и инфекционных заболеваний, придают ему способности приспосабливаться к резким метеорологических изменений.

Во время занятий на свежем воздухе, при солнечной погоде, в воде усиливается эффективность воздействия физических упражнений . Они вызывают у детей положительные эмоции, повышают функциональные возможности отдельных органов и систем.

Организация прогулок и воспитание детей летом

Эффективное средство оздоровления и физическое воспитание детей летом являются это прогулки, которые организуют на игровых площадках, оборудованных для каждой возрастной группы. Активная деятельность на прогулке (игры, физкультурные комплексы, спортивные конкурсы, наблюдения, трудовая деятельность) закаляет малышей, развивает их движения, формирует физические качества, повышает жизненный тонус и способствует всестороннему развитию. Поэтому летом следует обеспечить максимальную продолжительность ежедневного пребывания детей на свежем воздухе.

Прогулку осуществляют при любой погоде за исключением тех случаев, когда сложились опасные условия для ее проведения. Летняя прогулка особенно важна, так как с уменьшением учебной нагрузки дети имеют больше времени для самостоятельной деятельности. Появляется возможность поиграть в любимые подвижные игры, используя оборудование площадок, выносные игрушки и пособия * проявить свою инициативу и творческие способности.

Чтобы сделать прогулку интересной и содержательной, воспитателю нужно тщательно спланировать ее. Правильная организация прогулки предусматривает смену различных видов деятельности (игра, труд, наблюдения и т.д.) и обеспечение оптимального двигательного режима.

Прогулки в воспитании расширяют возможности индивидуальной работы воспитателя с детьми. Малоподвижных малышей следует активизировать, привлекать к деятельности, которая способствует развитию интереса к подвижным играм и упражнений, чаще упражнять в тех способах выполнения движений, и которыми ребенок владеет хуже. Активных и подвижных ребят следует переключать на деятельность, которая требует точности движений, внимания и сдержанности. Но всегда надо учитывать личный интерес ребенка к определенным играм и упражнений в воспитании.

Воспитание детей летом предусматривает  широко использовать спортивные игры и упражнения: элементы игры в бадминтон, настольный теннис, городки, волейбол, футбол, катание на велосипеде, самокате и т.д..

Пешеходные прогулки за пределы дошкольного учреждения

Теплый период года способствует организации с ребятами пешеходных прогулок за пределы детского сада. Правильно организованные пешеходные прогулки в поле, лес, парк, сквер помогают совершенствовать двигательные навыки и повышать выносливость детей дошкольного возраста. Для воспитанников младшей группы прогулки в один конец должны длиться 15 - 20 минут, для средней - 20 - 25 минут, а для старшей - 30 - 40 минут. Чтобы предотвратить переутомлении, стоит останавливаться для отдыха па 2 - 3 минуты через каждые 10 минут движения. Во время таких прогулок дети могут закрепить и усовершенствовать двигательные умения и навыки в естественных условиях: подняться на горку и сбежать с нее, пройти по дереву, которое лежит, по мягкому сыпучем песке, перепрыгнуть с камня на камень и др.. У них развивается ловкость, скорость, выносливость и другие физические качества.

Спортивно-туристические походы и воспитание ребенка летом

Одним из направлений работы по физическому воспитанию ребенка летом является организация спортивно-туристической работы. Спортивно-туристические походы проводят с участием родителей с применением туристического снаряжения. В походе дети могут в естественных условиях совершенствовать навыки, приобретенные в различных жизненных ситуациях, упражнений в преодолении препятствий, ориентировании на местности. При переходе к месту стоянки малышам можно давать определенные задачи, требующие выполнения основных движений: различных видов ходьбы и бега, прыжков, лазания, упражнений на равновесие и т.д.. На конечном пункте устраивают короткий отдых с игровыми развлечениями и сюрпризами, а потом можно организовать активную двигательную деятельность с использованием естественных препятствий, игр-эстафет, различных соревнований семейных команд и т.п..

Обеспечения безопасности на прогулке и воспитание детей летом

Эффективность прогулки полностью зависит от воспитателя. Его опыт и знания в воспитании должны быть направлены на максимальное использование благотворительного влияния природы на здоровье малыша, а также на предупреждение всех опасностей, связанных с сезонными изменениями в природе.

Летом в жаркие дни лучше организовывать игры в игровой зоне, где солнечные лучи рассеянные. Ребята обязательно должны быть в головных уборах. Солнечные ванны проводят строго дозировано под наблюдением медицинских работников с учетом индивидуальной чувствительности детей к солнцу, особенностей состояния их здоровья.

При двигательной активности в организме человека повышается теплообразование. Если же температура воздуха превышает рекомендуемые пределы то процесс теплоотдачи организмом затрудняется, что приводит к перегреву, нарушение теплового равновесия. Все это может способствовать ухудшению функционирования физиологических систем, которое не только занижает эффективность деятельности, но и негативно влияет на здоровье малыша, способствует простудным заболеваниям. Поэтому в условиях жаркого климата летом при температуре   +30 С и выше прогулку в первой половине дня целесообразно перенести на более раннее время, а деятельность, которую предусматривали организовать на площадке, с некоторыми изменениями можно провести и в помещении. При коллективных беседах, наблюдений или объяснений не рекомендуется ставить детей летом лицом к солнцу, потому что это негативно влияет на зрение и рассеивает внимание.

На прогулке нужно строго соблюдать питьевой режим, особенно в жаркие дни. Ведь повышенная двигательная активность и высокая температура воздуха способствуют обезвоживанию организма.

Формы организации работы по физическому воспитанию летом

утренняя и гигиеническая гимнастика;
физкультурное занятие;
пешеходный переход;
подвижные, спортивные игры и упражнения;
физкультурные праздники и развлечения;
самостоятельная двигательная деятельность;
День здоровья;

Эффективной формой оздоровительной работы летом являются физкультурные занятия на воздухе. Их проводят ежедневно во время прогулок в первой половине дня. Продолжительность этих занятий такая же, как и в помещении. Проводят их со всей группой или с подгруппами ребят. Усвоение материала на занятиях является основой для всех физкультурно-оздоровительных мероприятий и самостоятельных упражнений и игр детей. Продолжительность физкультурных занятий на воздухе воспитатель определяет сам, устанавливая целесообразное соотношение между организованными и самостоятельными формами активности ребят.

Физкультурное занятие является основной формой обучения двигательным навыкам и развития физических качеств в воспитании детей летом. Содержание занятий на воздухе формируют на основе программных материалов с учетом результатов весеннего обследования уровня развития основных движений у малышей. Сочетание таких занятий с утренней и гигиенической гимнастикой, подвижными играми и спортивными упражнениями на прогулке дает ребятам возможность полностью усвоить программу развития движений.

Физкультурные занятия должны отличаться динамичностью, быстрой сменой деятельности. Высокой двигательной активности можно достичь, используя фронтальный и групповой методы организации ребят при выполнении основных движений, подбирая соответствующие игры и эстафеты в процессе воспитания летом. Исходные положения не должны быть стабильными, раз и навсегда закрепленными за данными упражнениями, их нужно периодически менять.

Сохранить высокую работоспособность малыша в течение всего занятия можно благодаря правильному сочетанию нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) имеют чередоваться с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, перестроения, лазанья, метания, упражнения на удержание равновесия).

Летом воспитание детей предусматривает проводить физкультурные занятия в разных местах: на игровом или спортивной площадке, на поляне леса, на берегу реки, озера и т.п.. Это способствует формированию у малышей навыков перестроения и ориентации в пространстве с помощью естественных ориентиров, позволяет создать условия для совершенствования основных движений.

При физкультурных занятий летом на прогулке дети должны быть одеты в спортивную форму. Особое внимание следует обратить на обувь: в нем должно быть удобно бегать, прыгать, лазить и т.п..

Очень важно в летний период обогатить двигательный опыт дошкольников, усовершенствовать их двигательные навыки, укрепить здоровье. Незаменимыми в решении этой задачи является подвижные игры и спортивные упражнения.

Выполнение ребятами различных движений в сочетании с игровыми действиями летом улучшает их эмоциональное состояние, эффективно влияет на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, возбуждает аппетит и способствует крепкому сну.

Подвижные игры и спортивные упражнения занимают значительное место в оптимизации двигательной активности детей, уровень которой и физиологическая потребность организма в движениях определяются возрастом ребенка, индивидуальными особенностями центральной нервной системы и состоянию здоровья. А правильное использование в течение дня игр различной степени подвижности обеспечивает оптимальный двигательный режим для каждого воспитанника.

Планируя подвижные игры, следует учесть их место в режиме дня и характер предыдущей деятельности детей. На занятиях по физической культуре планируют игры высокой подвижности. их проводят со всей группой в основной части занятия с целью достичь пика физической нагрузки. В заключительной части занятия можно использовать игры низкой подвижности, чтобы уменьшить физическую нагрузку и привести организм в относительно спокойное состояние.

Если физкультурное или музыкальное занятие проводили в первой половине дня, то подвижные игры желательно запланировать на середину или конец прогулки. Летом при воспитании обязательно проводят игры высокой подвижности: с длительным бегом, бегом наперегонки, элементами соревнования, прыжками и т.п.. Такие игры следует планировать в начале дневной прогулки или после полудня, когда снизилась температура воздуха. Во время утреннего приема и днем, когда жарко, целесообразнее проводить непродолжительные игры средней или низкой подвижности. А за 10-15 минут до окончания прогулки подвижность детей следует ограничить, чтобы обеспечить спокойный переход к обеду и дневного сна.

Во время прогулок для проведения игр целесообразно использовать природные условия. Скажем, во время игры «Зайцы и волк» игроки могут прятаться за деревья, кусты, подлезать под низко размещены ветви, а играя в игру «Перелет птиц», могут спрыгивать из бревна или пней и т.п..

Воспитание и активный отдых детей летом

Летом стоит насыщать жизни детей активными формами отдыха. Дни здоровья, физкультурные праздники и развлечения способствуют оздоровлению малышей и развития их двигательной сферы. Цель этих форм работы - активное участие всей группы в предложенном мероприятии, воспитание у детей устойчивого интереса к активной двигательной деятельности. Такие меры в рациональном сочетании с другими организованными формами физического воспитания помогают создать оптимальный двигательный режим.

Физкультурные развлечения проводят дважды - трижды в месяц. Их главная задача - создать у ребят хорошее настроение, усовершенствовать их двигательные умения и навыки в непринужденной игровой ситуации. Атмосфера игры уменьшает напряжение во время выполнения движений, а следовательно раскрывает потенциальные возможности каждого малыша, способствует выявлению творчества в двигательной деятельности.

Физкультурные развлечения не готовят заранее. Обычно на них проводят знакомые детям подвижные игры, аттракционы, упражнения, игры и соревнования спортивного характера.

А вот в физкультурный празднику готовятся заранее: разрабатывают сценарий, определяют ответственных за подготовку и проведение, участников, состав жюри, продумывают оформление, изготавливают атрибуты, костюмы, призы и награды.

Содержание праздника во многом зависит от конкретного места, где оно проводится. Летом это может быть спортивная площадка, бассейн, школьный стадион, прилегающий парк и т.д.. В программу праздника целесообразно включить массовые выступления детей, которые требуют значительного пространства для упражнений, игры-эстафеты, веселые аттракционы (бег в мешках, перетягивание каната и т.д.).

Схема проведения физкультурного праздника летом на спортивной площадке:
открытие праздника,  парад участников под праздничный марш, поздравления команд
выступления участников праздника с гимнастическими упражнениями
проведения соревнований между командами, участие в играх-эстафетах, аттракционах, Сюрпризный момент
завершение праздника, подведение итогов, награждение, закрытие праздника

Дни здоровья организуют один раз в месяц. Этот день насыщают разнообразными формами работы по физическому воспитанию: утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна, закаливающие и лечебно-профилактические процедуры, физкультурное праздник или развлечение, разнообразные игры и упражнения спортивного характера, самостоятельная двигательная деятельность и т.п.. Программа дня здоровья предусматривает меры как общие для всего дошкольного учреждения, так и рассчитанные на каждую возрастную группу.

 Работа с родителями при воспитании летом

Сложно переоценить зависимость физического развития ребенка, его здоровья от образа жизни его родителей. Поэтому воспитатели все больше внимания уделяют популяризации идей здорового образа жизни среди родителей и педагогическом руководству физическим воспитанием малышей в семье, считая это одним из принципиально важных факторов успешного развития и воспитания детей летом. Объединение усилий педагогов и родителей поможет создать широкий развивающий пространство, благоприятное для полноценного бытия малыша в дошкольном учреждении и в семье.

Для популяризации педагогических знаний по вопросам физического воспитания можно использовать различные формы работы с семьей. Это могут быть информационные стенды. Папки-передвижки, сборы, групповые консультации. Активное участие родителей в подготовке и проведении физкультурных развлечений, праздников, вечеров вопросов и ответов, а также активная помощь в оснащены спортивных площадок, физкультурных зал, изготовлении спортивного инвентаря значительно повышает их интерес к вопросам физического воспитания своих детей.

Познавательными и интересными для родителей могут стать тематические вечера. Скажем, на вечере на тему «Что рождает аппетит?» Можно ознакомить родителей с особенностями детского питания, технологии приготовления пищи для детей, дать рекомендации по сервировке стола, воспитания у детей навыков культуры поведения за столом и т.д.. Второй частью такой встречи может стать обзор выставки овощных блюд, их дегустация, ознакомление с рецептурой.

Чтобы ознакомить родителей с техникой выполнения определенных упражнений, которые можно делать с детьми дома, целесообразно провести семинар-практикум. Во время этого мероприятия уместно предложить силовые и акробатические упражнения, которые можно выполнять вместе с отцом, и гимнастические - для совместных занятий с мамой. Следует обратить внимание родителей на огромное значение досуга с элементами физической культуры дома - семейных соревнований на природе или на площадке возле дома и т.д..

На родительских собраниях следует ознакомить родителей с такими вопросами:
гигиеническими и сезонными требованиями к одежде детей;
организацией правильного режима для ребенка;
методами закалки детского организма
профилактика нарушений осанки и плоскостопия и т.п..

Целенаправленная работа  дошкольного учреждения с родителями помогает внедрять физическую культуру в быт семьи и будет хорошее воспитание. А совместные усилия будут способствовать улучшению физического развития детей, укреплению их здоровья.