Музыкальные игры для детей в детском саду

Музыкальные игры в детском саду для детей важный аспект в их воспитании. Издавна музыку признавали важным средством формирования личностных качеств человека и его духовного мира. Современные исследования убеждают в том, что музыкальные игры для детей в детском саду  и воспитание имеет незаурядное значение в развитии дошкольника и творческом частности.

Среди видов искусств музыка является своеобразным «онтогенетическим приматом». Имманентность музыки в духовной сути детей выражается в том, что музыка вызывает у него эмоциональные реакции еще в пренатальный период в детском саду и ранее других видов искусств, стимулирует первые творческие проявления малышей через манипулирование звуками. Музыка и игры для ребенка «не бывают чем-то изолированным и обособленным, она всегда являются частью ее жизни», полем оптимизации позитивов лица. Музыкальные игры в детском саду  доступны для всех детей, а не только для дарований. И «раннее приобщение ребят в детском саду к творческой, а не только« воспринимающего »деятельности очень полезно для общего  художественного развития, вполне естественное для малышей и вполне соответствует ее потребностям и возможностям». Замечено, что природа художественного творчества близка природе игры. С синкретизмом игры  для детского сада «прорастают всевозможные виды художественной деятельности малыша и его привлечения к различным видам искусств». И больше всего это касается отношений игры и музыки в детском саду. И. Хейзинга доказал: в основе любой  деятельности лежит –детская игра, независимо от того, «служит она развлечении и радости, стремится выражать высокую краса ту, имеет священное назначения». «Музыка в детском саду  является чистой и самой демонстрацией самой человеческой игровой способности». Еще во времена И.-С. Баха и В.-А. Моцарта музыка считалась благородным средством досуга и «наиболее творческим» из любых умений.

Выражения типа «играть роль»,  на инструменте, показывая образы, выражая эмоции,  свидетельствуют о глубоком взаимопроникновении приведенных понятий. Кроме семантической связи их приближает и то, что «оба вида деятельности осуществляются свободно, без принуждения, движимый удовлетворением, которое вызывает процесс деятельности детского сада» и наличие особой психической установки, по которой участник процесса находится одновременно в двух измерениях - реальном и условном , воображаемом. Игрок одновременно и верит и не верит в реальность событий, одновременно существуя среди звуков в реальных акустических условиях и среди композиций мысленных образов, впечатлений. Этот же феномен присущ сюжетно-ролевым музыкальным играм детей и учебно-профессиональным  играм взрослых - имитационным, деловым, организационно-деловым.

Соотношение творчества и игры в музыке для детей в детском саду очень специфично. Если творчество направлено на получение нового продукта, а музыкальная игра является скорее процессом, движением, удовлетворением экспериментами, действиями по определенным правилам, которые не могут быть отрежисированны до абсолюта (в основном только в смысловом и эмоциональном плане) и не обременительными целью как потребностью, то творческая музыкальная игра для детей - это сочетание процесса в детском саду направленные к цели с продуктивным результатом на основе относительно нового способа ведения действий. В таком понимании музыкальные игры в детском саду  становятся продуктивной деятельностью, которая выражается в создании новой периферии центрального музыкального образа или события. Творчество в музыкальной игре для детей достигает глубины и полноты  явления. Игра в детском саду является формой творчества.

Музыкальная творческая игра в детском саду - синтетическая деятельностная модель, в которой все ведущие виды деятельности (труд, общение, эксперименты) интегрируются для направления личности на додостижения нового прогрессивного результата.

Эта модель является таким учебно-воспитательным процессом, где обычные задачи становятся творческими благодаря множеству ролей и функций, игровых действий и событий, и имеет многочисленные пути направления к цели.

Музыкальные игры для детей имеют привычку рассматриваться в рамках целенаправленного эстетического воспитания.  Любое творческое задание в музыкальном искусстве ребенок воспринимает в детском саду играючи . Диалектика в музыкальной игре для детей состоит в том, что за ее очевидной рассудительностью забавностью лежит строгая соподчиненность запрограммированному педагогическому замыслу, о котором ребенок может не знать и не догадываться. Она играет с радостью, творя от души. Педагогу же известно каким целям служит каждый элемент игровых задач, каких действий можно ожидать от представителей каждой возрастной группы детского сада, как подавать музыкальные игры в детском саду , как организовать процесс игрового общения и как последовательно наращивать сложность рекомендованных упражнений для детей, чтобы создать условия для появления новых творческих идей. Направлена ??таким образом в учебно-воспитательное русло музыкальное занятие в детском саду поможет детям пережить в действии новые понятия, а не заучивать их в виде готовых формулировок, закрепить их и обеспечить готовность к внедрению в различные творческие дела. Значимость Музыкального урока в детском саду в достижении творческого уровня учебной, воспитательной и развивающей цели определяется целесообразностью ее использования.

Вопросы изучения возможностей музыкальной игры  для детей в учебно-воспитательном процессе изучали Г. Богиня, В. Верховинец, Н. Ветлугина, Н. Вишнякова, Т. ЖДА- новая, А. Зимина, А. Лобова, В. Подвалы, Г. Ригина, А. Ростовский, В. Сухомлинский, М. Чистякова, А. Юдина и др.. Они исследовали положительные аспекты занятий для детского сада в  восприятии, обучении, исполнительской деятельности и импровизации. Попытки классифицировать музыкальные игры осуществили Н. Ветлугина, Т. Вилькорейська, А. Ростовский. Однако музыкальные игры для детей в системе не исследовались, не существует более или менее разработанной классификации музыкальных занятий для детского сада (это попытался сделать автор статьи - М. Шуть). Предметно не изучали и компонент музыкальной игры в детском саду, что и обусловило выбор темы этой статьи.

Музыкальная творческая игра для детей способствует развитию психофизиологической, социально-аксиологической и деятельностно-компетентностной сфер ребенка.

1. Музыкальная игра способствует системному развитию психологического комплекса у детей, как: восприятие, ощущение, внимание, воображение, память, мышления и в частности:
• эмоционально-чувственного компонента, потому содержанием искусства является человеческие эмоции, настроения, чувства, которые отражаются благодаря специфическим музыкальным средствам (ритм, порядок, гармония, темп и т.д.). Музыкальное познание детей в детском саду - это всегда эмоционально-коуникативне познания, ведет к социализации малышей; 
• интеллектуально-умственного компонента, потому эмоции являются энергетической базой ума и атомным материалом развития интеллекта (операционно-функциональных, пространственного, диалектического, системного мышления). Интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием.
2. Музыкальная творческая игра для детского сада в социально-аксиологической сфере выполняет разносторонние образовательные и воспитательные функции, не самой главной из которых выступают мотивационно-потребностной (в ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности) и этико-эстетическая (воспитание у детей интереса к разным художественно-эстетической деятельности, эстетических потребностей, формирование эстетического вкуса, ценностного отношения к окружающему миру, человека и продуктов ее творчества).

Существенно важным является то, что у ребенка возникают и новые по содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи, и то, что в музыкальной игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в таком занятии происходит переход от непосредственных желаний к мотивам, имеющие форму обобщенных намерений, которые находятся на грани сознательного.

Любое творческое задание в музыкальном искусстве дети в детском саду воспринимают как игру. Диалектика музыкальной игры для детей заключается в том, что за ее очевидной рассудительностью, забавностью,  лежит строгая соподчиненность запрограммированному педагогическому замыслу, о котором ребенок может не знать и не догадываться. Он играет с радостью, творя от души.  Музыкальная творческая игра в детском саду является эффективным приспособлением  привлечения детей к социокультурным занятиям. Она является искусством человеческого познания себя в среде, где звучит «музыка». Музыкальное занятие в детском саду лимитировано в поставке мыслей, эталонов, эмоций, вопросов, проблем, способов их решения, условий для проявления активности творческих сил ребенка, а потому никогда не превратится в игрушку с истекшим потенциалом. Всегда присутствует «зазор» между правилами, нормами и возможностями креативных ходов и нестандартных поведений позволяет занятию в детском саде быть доминантой в  обучении художественного творчества, а ребенку становиться творцом «всяких, в том числе эстетических ценностей». Проникая в мир искусства и творчества посредством музыкальной игры, дети приобретают в детском саду умение создателя (того, «кто создает гармонию и красоту», В. Распутин), получая удовольствие от музыкальной игры, выражая их по-своему, воплощая эстетическое отношение к среде и объективно и субъективно. Итак, действительно создает новую эстетическую реальность.

Музыкальная творческая игра для детского сада способствует национальной идентификации молодого гражданина, через приобщение к музыкально-эстетической составляющей родного народа и творческих продуктов, вобравшие в себя его музыкально Эстетический и игровой генотип (совокупность наследственных интонационных структур, - элементов содержания и средств художественного выражения).

3. Музыкальная игра как средство развития деятельной сферы ребенка имеет неисчерпаемый значение прежде всего из-за базирования первой на территории вида деятельности дошкольника. Музыкальная игра для детей:
• объединяет в себе все виды и музыкально-эстетической деятельности (слушательную, исполнительское, импровизационно-композиторскую) и разновидности видов искусств (музыка, пение, хореография, театр (инсценировки, драматизма), поэзия, живопись), а также языковую, словесную;
• гармонично сочетает разнообразие форм привлечения ребенка к музыкально-эстетической деятельности, а именно пение, слушание музыки, уроки на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, инсценировки, вокальная, инструментальная или танцевальная импровизации (как проявления творчества);
• лучше способствует амплификации всех знаний и представлений  об окружающем мире и деятельностно-практические компетенции ребенка. Игры в детском саду  имеют неисчерпаемое поле для постановки и развертывания проблемных задач, ситуаций и проблемности вообще, рассмотрение которых можно предложить как под непосредственно музыкальному воспитателю, так и во время самостоятельной музыкально-эстетической деятельности. Методический уровень занятия - музыкальная игра в детском саду для детей, которая направлена ??на развитие творческих способностей ребенка, требует особой подготовки музыкального руководителя, которому придется эффективно проявлять музыкальную компетентность - специальные умения и навыки, как:
умение фаты на музыкальном инструменте;
умение интонационно чисто, целесообразно четко и образно (без лишних тембральных «украшений») исполнять вокальный материал занятия в детском саду;
умение организовать музыкально-игровой процесс для детей как музыкально-эстетический;
умение управлять микропроцессов музыкальными средствами (акценты, замедление или ускорение темпа, динамические оттенки и т.д.), в том числе и из-за того, что руки и голос заняты выполнением стратегических задач.

Одна из насущных проблем музыкального руководителя в детском саду необходимость усвоить нужный музыкально-игровой материал, то есть:

знать, какое место займет конкретная музыкальная игра для детей в общем педагогическом процессе; предусматривать уровень физического, интеллектуального и эмоционального развития участников игрового процесса (исходя из возрастных возможностей аудитории детского сада);
подготовить необходимые материалы (реквизит, атрибуты, инвентарь, оборудование) и научиться ими умело и уместно пользоваться;
создать и изучить схему-инструкцию внедрения игры в детский сад (определить целесообразный алгоритм проведения ее)
установить модели целесообразных речевых построений (изложение правил, условий, возражений), и без лишних затрат (временных, содержательных, умственных) уметь их донести до участников игрового про процесса в детском саду.

Исследования доказывают, что именно такие умения не определены ??воспитателями как ведущие, из-за чего игра в детском саду теряет свой ??энергетический потенциал, а может и не всколыхнуть детей. К этой группе умений мы внесли такие умения: • подготовить сценографию игры (установления в игровом пространстве (зале) мест ведущего или руководителя, игроков, команд, жюри, ассистентов в каждом игровом эпизоде; месторасположение нужного игрового реквизита и место его дислокации после занятия) • подобрать вспомогательные и, главное уместны, приемы тонизации, активизации и релаксации аудитории в таких ситуациях, возникших вследствие некорректного планирования детской игры или влияния других непредвиденных факторов (эмоциональное состояние, солнечная активность или погодные условия и т.д.); • корректно провозгласить игроков-победителей, найти и отметить положительные факторы в игровых действиях побежденных (возможен вариант: в заключительной фазе игры в детском саду установить новые близкие и желаемые перспективы для участников игрового действа) • привлечь к ситуации, возникшей с результате занятия  игровые материалы вспомогательные игры (родственные или близкие с применяемой), считалки для набора игроков или команд, реквизит, средства поощрения игры (в том числе варианты «нематериальных» призов). Учитывая изложенное замечаем, что палитра музыкальной творческой игры в детском саду не может учесть всех возможных перипетий, ситуаций, ходов, решений, возможностей, поступков и даже результатов конкретно выбранной игры. Потому что каждый фрагмент такой пронизан непредсказуемостью, новизной, причем и для детей в детском саду, и для воспитания. Иначе последний начинает страдать от репродуктивного застоя, что может привести к «выгоранию». Практический уровень. Берем творческую музыкальную декабря М. Шутя «Карусели» («Мы кататься хотели, на лошадку верхом сели, и поехали, и поехали. .. ») и далее по пунктам, позиция приведенного методического уровня адаптируем этот материал. Есть учимся играть на музыкальном инструменте; петь интонационно чисто, целесообразно четко и образно. Обращаем внимание на то, что наши «карусели» красивые, а потому наши движения будут ловкими, они не отстанут от темпа и ритма карусели (движения показывают вращением кулачков перед собой). А на лицах мы постараемся отразить чувства того ребенка, «которому нравится кататься на карусели». Далее приобретет умений управлять микропроцессами средствами. Например, следующим образом: «Прислушайтесь к карусели: когда она начнет замедляться  - то и вы не стесняйтесь». Аналогично готовят детей к привлечению в занятие детского сада  с  динамическими оттенками (например: «Карусели далеко или близко?», «Карусели устали, а может готовятся спать ли радуются и хотят бегать еще?"). Музыкальными акцентами являются аккорды на вопрос воспитателя «Все сели?» и ответ «Да!» (дети  реагируют аплодисментами). На припев (повторяется мелодия запевал детского сада) выполняют соответствующие установленного средства движения. Дальше действовать аналогично предыдущему . Вспомогательными творческими элементами игры в детском саду  могут стать: отбор детьми для следующих куплетов новых «карусельных средств» (оленя, ракеты, машины, одеяла, самолета и т.п.). Действующие проявления происходят по выбранным средством. Возможны другие сюжеты в саду: «Как машина едет на гору?», «А с горы?», «А справа?» И другие. Или: «Посудите, куда мы хотим полететь на ракете?», «Какие есть желание?», «Начнем считать». Кстати, «летать» можно на месте, по указанной территории или по всему залу. А еще «карусели» могут скрипеть (художественно, резко, высокими звуками, низкими, оригинально). А еще их можно «строить» из себя (из детей). А еще можно привлекать определенный реквизит ... и так до бесконечности! Ну как вам возможности всего одной творческой музыкальной игры в детском саду? И почему у меня, детского композитора, музыкальные руководители спрашивают: «А что у Вас новенького?».