Задача правового воспитания в детском саду

Одной из важных задач правового воспитания является формирование у детей правовых чувств - регуляторов их поведения. Это чувство правомерности выбранной цели, ее справедливости и осознания ответственности за свои поступки.
Не менее важным является формирование у детей навыков и привычек соответствующего поведения: не навреди, не разрушат, не разрушай. Этот процесс должен происходить с опорой на вечные морально-этические ценности.Важную роль играет формирование у детей активной позиции в адекватной правовой сфере: учить преодолевать в сознании отдельных воспитанников заблуждения и, кое-где уже сформированы убеждения негативного содержания, негативные навыки и привычки, которые сформировались в результате ошибок и недостатков воспитания в семье и дошкольном учреждении. Успеха в правовом воспитании можно достичь лишь при условии, если эти задачи рассматривать в органическом единстве со всеми другими воспитательными видам: трудовым, нравственным, экологическим, экономическим воспитанием и т.д..
Для того, чтобы получить ожидаемый результат, следует использовать различные методы и приемы. Особую роль отводим игре. В ее процессе дети не только лучше понимают и решают определенные задачи, но и овладевают навыками практического поведения. Поэтому правовое воспитание реализуется в комплексе с другими видами: трудовым, нравственным, экологическим, экономическим воспитанием и т.д..
Средствами нравственного воспитания готовят ребенка к восприятию и усвоению морально-этических норм, является базисом для правовых представлений. Они будут способствовать в будущем формированию нетерпимости к правонарушениям, стимулировать положительное отношение к труду, собственности, соблюдения требований законодательства.

Единство учреждений дошкольного образования и семьи в решении задач правового воспитания детей

Эффективность правового воспитания детей зависит от целеустремленности и систематичности работы воспитателей и родителей, которым следует объяснить важность этого вида воспитания. В 61 в.
Кодекс законов о семье и браке в Украине «Права и обязанности родителей по воспитанию детей» говорится о том, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, духовном и моральном развитии , обучение, готовить их к труду.
Итак, в процессе правового воспитания детей воспитатели должны систематически сотрудничать с родителями. Формами такого сотрудничества могут стать семинары, беседы, конференции, индивидуальная работа. Приводим образцы форм работы с родителями.

Образец методических советов для родителей, подготовленных на основе декларации прав ребенка

  1. Научитесь по-настоящему любить ребенка: жалеть ее, утешать, поддерживать, доверять, позволять ...
  2. Старайтесь помогать ребенку преодолевать различные препятствия, трудности, а не Искореняйте ее недостатки.
  3. У каждого ребенка своя индивидуальная потребность в поощрении, поэтому чаще проявляйте свои положительные чувства.
  4. В замечаниях важно дозирования, форма, эмоциональный подтекст, ваша вера в то, что ребенок не ошиблась.
  5. Никогда всерьез не обижайтесь на ребенка. Не превращайте детей на вечных своих должников.
  6. Ребенок, которому все дозволено, не полностью счастливой. В неограниченном пространстве вседозволенности, где нет ориентиров, ребенок теряет чувство, что есть что-то, чего нельзя делать.
  7. Создайте ребенку уютную и безопасную психологическую базу для ее поисков, в которой она могла бы возвращаться.
  8. Обязательно учтите и помните о периодах различных изменений В развитии ребенка и их связь с изменениями основных видов деятельности.
  9. Вместе с ребенком решайте разнообразные ситуации и решайте задачи, требующие суждений, размышлений, улучшающие и совершенствуют образное и логическое мышление.
  10. Любите, уважайте и требуйте в разумных пределах.

Методические советы для родителей и учителей, заключенные на основании институционально-правовых документов (Берегите нас - мы ваше будущее!)

Наши права

  1. Мы - дети мира. Кто бы были наши родители, где бы мы жили и что бы во что мы верили, обращайтесь с нами как с равными. Мы достойны того, чтобы получать все лучшее из того, что может дать мир.
  2. Защищайте нас, чтобы мы могли расти достойно и свободно.
  3. Пусть у нас будет имя и земля, которую мы можем называть своей.
  4. Мы не должны мерзнуть и у нас должно быть крыша над головой. Обеспечьте нас едой и местом для игр. Если заболеем, то нам необходим уход.
  5. Если у нас есть проблемы физического или умственного развития, вы еще больше заботьтесь о нас и учитывайте наши потребности.
  6. Дайте нам жить в семье. Если семья не может заботиться о нас, то возьмите нас к себе.
  7. Хорошо учите нас, чтобы мы могли быть счастливыми и плодотворно прожить жизнь. Но дайте нам играть, чтобы мы сами учились.
  8. Пусть в трудный час мы будем первыми, кому вы поможете. Будущее мира зависит от нас.
  9. Защитите нас от жестокости и от тех, кто с нами плохо себя ведет.
  10. 10. Сращивание нас в условиях терпимости, свободы и любви. Когда вырастем, мы также пропагандировать мир и понимание между народами.

Берегите наши чувства!

  1. Чувство правды: ребенок заинтересована, чтобы представление о мире были правильными, поэтому она стремится овладеть истиной. Такое стремление является врожденным, а чувство правдивости надо воспитать. Искренность и правдивость - важные проявления личностного роста.
  2. Чувство доверия проявляется у детей младшего школьного возраста в отношении тех людей, которые вызывают у них положительные оценки по шкале добросовестности, искренности, доброжелательности, взаимопонимания, готовности защитить слабого. Основой для проявления ребенком чувства доверия является благосклонное отношение к людскому окружению, опыт общения со взрослыми, привычка рассчитывать на их поддержку и защиту.
  3. Чувство справедливости - стремление ребенка воплотить в жизнь правду, постичь истину. Оно основывается на осознании ребенком норм «хорошо» и «плохо».
  4. Чувство эмпатии - способность ребенка понимать переживания других людей и соответствующим образом откликаться на них, проявляя сострадание, отзывчивость, готовность помочь. Такое чувство дает возможность растущей личности осознать ценность человека, признать право другого на блага, способствует формированию гуманных чувств - искренности, человечности, доброты, нежности.
  5. Чувство достоинства возникает у дошкольника при оценке другими людьми его действий, поступков с точки зрения их ответственности, нравственных норм. Ребенок отстаивает свою честь, стремится к справедливости и правде. Это чувство является частью моральных эмоций - удовольствие, уважения, обиды, гнева, радости. Оно связано также с самолюбием, самоуважением и самооценкой.
  6. Чувство стыда - тревога за свою репутацию. Обеспокоенность ребенка своей компетентностью выражает ее желание избежать неудачи, зависимости.
  7. Чувство вины - обеспокоенность ребенка по поводу своих личностных качеств, за которые она чувствует себя ответственной.Чувствуя вину, ребенок обращается к понятиям «хорошая» и «плохая» (самооценка).
  8. Чувство совести - внутреннее осознание ребенком добра и зла. Совесть - важная форма проявления нравственного сознания, измерение достоинства. Ребенок с развитой совестью способна устоять перед искушением нарушить запрет или требование.
  9. Чувство ответственности - переживания ребенком возложенной на него обязанности. Это соответствие между моральной деятельностью личности и ее обязанностью. Чувство ответственности следует воспитывать с детства привлечением дошкольника к выполнению требований.
  10. Гражданские чувства - переживание, из которых в будущем вырастет гражданская правовая позиция личности, ее человеческая и национальное достоинство (семья, язык, родная страна, культура). К формированию этих чувств у детей следует подходить взвешенно, гибко, однако принципиально.

Интересные советы для родителей: что такое наказание?

  1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
  2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать, - не наказывайте.
  3. За один раз - одно наказание («салат из наказаний» - блюдо не для детской души).
  4. Лучше не наказывать вообще, чем наказывать с опозданием.
  5. Наказан - извинений (О старые грехи - ни слова. Не мешайте начать жизнь сначала).
  6. Наказание без унижения (Наказание не должно восприниматься ребенком как торжество вашей силы над ее слабостью).

Ребенок должен бояться не родительского наказания, а того, что она наносит кому-то боли своими словами, действиями, поступками или даже намерениями.
Дошкольный возраст - особое время, когда ребенок уже почувствовала силу Земли, но крылья детства еще поднимают в небо, где живет мечта, сказка. Воспитатели и родители должны помнить, что дошкольнику хочется еще играть, одновременно он как губка впитывает все, что его окружает, копирует поведение родителей, приятелей. Поэтому следует заботиться о том, чтобы ребенок имел перед собой положительные образцы. По словам Я.Корчака, душа ребенка сложная, полная противоречий и находится в вечных сомнениях: хочу и не могу, знаю, что нужно, и не умею себя заставить.


Чтобы воспитать ребенка, нужно ее знать и заботиться о том, чтобы она смогла реализовать свои возможности, развить способности, приобщиться к нравственным ценностям, к культуре, состояться как личность.