Взаимодействие детского дошкольного учреждения с семьей

Не все семьи полного мере реализуют все возможности воздействия на ребенка. Причины могут быть разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют этого делать, есть и такие, что понимают, для чего это нужно делать, но не делают. Во всех случаях семьи нужна квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Сейчас необходимость дошкольного воспитания не вызывает никаких сомнений. В последние годы в дошкольные учреждения выдвинуто высокие требования. Многие годы наше государство всячески подчеркивала социальную функцию дошкольного воспитания - освобождение женщины-матери для участия в общественном производстве. При оценке работы дошкольного учреждения как важный показатель фигурируют сведения о заболевании детей, количество пропущенных ими дней (следовательно, вынужденной нетрудоспособности матери).
Рост влияния образования, наблюдается во многих странах мира, в частности в нашей стране, изменило отношение в детские сады. На первое место выходят педагогические функции дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогические функции, дошкольное учреждение должно пересмотреть содержание и улучшить качество образовательной работы с детьми, усилить влияние на каждого ребенка. Это обусловливает необходимость дошкольного учреждения видеть в семье союзника, единомышленника по воспитанию ребенка.
Следует заметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда осознают возможность и необходимость сотрудничества с семьей. Молодые специалисты нередко считают, что их научили, как понимать ребенка, как его учить, воспитывать и недооценивают роли родителей, что не важно, когда родители воспитывают не совсем правильно и видят ребенка гораздо меньше времени, чем воспитатель в садике. Часто так и родители думают, что знают своего ребенка лучше, чем другие, понимают ее, а следовательно, и воспитывают сами, а в детском саду ребенок цела и невредима, под присмотром взрослого, и этого достаточно.
Таким образом, есть две силы, очень близкие ребенку дошкольного возраста - родители и педагоги, которые пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга, что не способствует эффективному воспитанию.
В воспитании маленького ребенка есть немало мероприятий, целью которых является формирование положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности.
Все это возможно, если взрослые будут договариваться о единстве требований, общность методов воздействия и способов обучения в детском саду и семейном кругу.
Следует также учитывать, для решения каких задач воспитания может быть сильнее детский сад или семья, и соответственно, какой груз должен взять на себя другая сторона. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в привлечении ребенка к спорту возможности семьи значительно больше, чем возможности детского сада. Однако детский сад квалифицированно осуществляет обучение, обеспечивает развитие творческих способностей и т.п..
Итак, в основу взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи должен быть положен сотрудничество.
Полноценным может быть только то воспитание, которое начинается с колыбели. Дошкольное воспитание, начинается с семейного, а дальше дополняется общественным является решающим в приобщении ребенка в казну духовной культуры народа, его социализации.
Именно в семейном воспитании в дошкольные годы у ребенка закладываются основы морали, поведения, активности, инициативности, творческого отношения к действительности или наоборот - пассивности, равнодушия, нигилизма, индифферентности.
Семейное воспитание и воспитание в дошкольном учреждении реально существовали как две самостоятельные звенья, хотя в программах детского сада и в методической литературе подчеркивалась необходимость взаимосвязи детского сада и семьи. На самом деле это были две системы, которые изредка взаимодействовали.
В семье содержание, методы, фор, ли воспитание детей зависят от общей культуры родителей. Проще семейное воспитание имеет произвольный характер, осуществляется без четкой системы, фрагментарно и достаточно стихийно.
При таких условиях общее развитие и степень воспитанности детей очень разный. В одних семьях малыши растут добрыми, приветливыми, доверчивыми, активными, проявляют интерес к игре, книг, искусства, в других - родители не очень заботятся об общем развитии ребенка, но большое внимание уделяют ее дисциплинированности, послушания. Есть семьи, где воспитанию ребенка не придают значения вообще.
Детский сад - обязательное звено общей системы образования. Процесс воспитания и обучения в нем осуществляется в соответствии с программой, заключенного специалистами (физиологами, психологами, врачами, педагогами, методистами) и принятой Министерством образования и науки Украины.
Программа вступает в силу государственного документа. По утверждениям специалистов, в дошкольных учреждениях достаточно развиты и воспитанные дети те, в семьях которых с особым вниманием относятся к воспитанию. Больше всего трудностей вызывают у воспитателя дети, родители которых не уделяют должного внимания их воспитанию.
Итак, даже обязательная программа с четко организованным процессом воспитания не лишает дошкольного учреждения зависимости от семьи: если родители заботятся о ребенке, то и детский сад способствует ее обогащению, развития; если семья не занимается воспитанием создает для ребенка тяжелые условия, то детский сад не всегда в состоянии помочь.
Долгое время сложилось так, что детский сад, подчиняясь лишь административным органам, был независимым от семьи. От нее почти не зависело, в какой садик попадет ребенок, требования будут выдвигаться к ней, какой распорядок учреждения, квалификация воспитателей и т.п..
Сейчас ситуация меняется, открываются детские сады, которые больше учитывают потребности семьи и по установлению распорядка, и по содержанию работы. Семья имеет возможность выбирать детский сад и воспитателя, рассчитывая на сотрудничество в воспитании ребенка.
Психологи и педагоги отмечают:
1. Особенностью семейного воспитания является его выразительный эмоциональный характер, основанный на родственных чувствах, оказывается в глубокой любви к детям, и взаимных чувствах детей и родителей.
В воспитании детей раннего и дошкольного возраста решающее значение имеют родственные эмоциональные связи, в первую очередь матери и ребенка, поскольку круг людей, с которыми общается ребенок, довольно ограничено, даже если ребенок посещает дошкольное учреждение.
2. Основным условием развития личности является включение ребенка в отношения и общения с людьми.
В концепции дошкольного воспитания в Украине содержит следующие тезисы о взаимодействии семьи и дошкольного учреждения:
- Семья и детский сад в хронологическом порядке связаны принципами преемственности. Они должны обеспечивать непосредственность обучения и воспитания детей [9, 16]. В исследованиях некоторых педагогов утверждается, что в практике общественного и семейного воспитания преобладает принцип не преемственности, а параллелизма, т.е. семья решает свои задачи, а дошкольное учреждение - свои. При таких условиях образовательная подготовка детей не будет ощутимых результатов;
- Семья - это самая естественная школа социализации ребенка в обществе. Через семью ребенок приобретает различного опыта.Концепция направляет на то, чтобы цель и содержание общественного воспитания не отличались от цели и содержания семейного воспитания;
- Адаптационный период «ребенок - семья - детский сад» расширить на более длительное время;
- Главная цель дошкольного воспитания - всестороннее воспитание ребенка, охватывает развитие эстетических, умственных, моральных, языковых способностей малыша.
Практика свидетельствует, что украинское дошкольного целом, осуществляет те задачи, от которых зависит подготовка детей к обучению в школе.
Таким образом, формулируем вывод, что на современном этапе развития общества дошкольное учреждение и семья должны работать в условиях сотрудничества, и детский сад должен быть инициатором таких изменений, поскольку того требует время. Поэтому перед дошкольным учреждением сегодня поставлен ряд задач:
1) изменение социальной ориентации на основного заказчика детского сада, которому дошкольное учреждение должно быть подотчетен;
2) осознание воспитателями дошкольных учреждений того, что детей им доверяет семья, значит, нужно сохранить здоровье ребенка и обеспечить надлежащие условия для ее развития;
3) принимая ребенка в группу, воспитатель подробно ознакомиться с содержанием, характером и направлениями воспитания в семье, чтобы обеспечить адекватные условия для тесного контакта педагога с воспитанником, педагога с родителями.


4) В семье формируется характер ребенка, его личностные черты, в частности закладываются основы национального сознания, происходит становление личности в целом. Сухомлинский замечал, что «... семья - это полноводная река, водами которой питается государство». В семье шлифуются тончайшие черты человека-гражданина, человека-труженика, человека - культурной личности. Из семьи начинается социальное воспитание [111].