Воспитателям группы слабовидящих

Рекомендации воспитателям, которые работают  в компенсирующих группах
(для детей с нарушениями зрения)
Обязанности воспитателей спец группы
1. Следить за правилами ношения очков.
2. Знать, что каждой остроте зрения соответствует свое рабочее место.
3. Использовать во время занятий яркие цвета (красный, зеленый, желтый).
4. Использовать объекты большие и меньше 2 см.
5. Учить детей новым играм, учитывая их диагноз.
6. Разработать материалы игр, соответствующих зрительной нагрузке (шнуровка, пуговицы, бусы и т.п.).
7. Проводить индивидуальные занятия (лепка, рисование, наложение, копирование).
8. Рассадить детей по рекомендации врача.
9. Знакомить родителей с состоянием зрения детей.
10. Во время пребывания детей на свежем воздухе следить, чтобы игры отвечали физическом и умственном развитии.

     Познавательная деятельность детей с различными нарушениями зрительного анализатора происходит на суженной сенсорной основе, то есть эти дети получают меньше в качественном и количественном отношении информации о предметах и явлениях окружающей среды, чем дети с нормальным зрением.
Степень ограниченности объема информации зависит от глубины поражения зрения, сформированности у этих детей способов и приемов познавательной деятельности и ряда других факторов. Дети-дошкольники с плохим зрением недостаточно владеют своими органами чувств.
Они не умеют еще воспринимать учебный материал, вглядываться в него, рассматривать вслушиваться, выделять вкусовые, слуховые свойства, часто довольствуются первыми впечатлениями, а это приводит к неполному, неточного, а то и ошибочного восприятия. Итак, в сенсорном воспитании детей с патологией зрения следует особое внимание обращать  на формирование способов и приемов познавательной деятельности. Придя работать в группу для детей с недостатками зрения, воспитатель должен ознакомиться со своими обязанностями.

Коррекционные задачи, которые необходимо включать на занятиях:
Поднять остроту зрения. Упражнения на локализацию. Развивать мелкую мускулатуру рук. Развивать ориентацию в малом и большом пространстве. Распознавание формы, цвета, величины предметов. Развивать прослеживая функции зрения. Развитие бинокулярного зрения. Развитие стереоскопического зрения.

Медико-педагогическое воздействие на ребенка в дошкольном учреждении следует осуществлять по схеме:
Образовательная работа должна иметь компенсаторно коррекционную направленность. Педагоги должны работать с детьми по специальным программам, разработанным для детей с недостатками зрения.
Объем двигательных нагрузок зависит от разновидности и степени нарушений зрения и индивидуального развития ребенка и определяется офтальмологическим письмом, в согласованные с офтальмологом и педиатром.
Особое внимание следует уделять проведению коррекционных упражнений и игр, составлению дидактических пособий, которые можно использовать на любом занятии.
Цвет - один из важнейших признаков предмета, которая фиксируется только визуально и длительное время остается в сознании ребенка. У детей с нарушениями зрения восприятия цвета нарушено,
Специальная компенсаторно-коррекционная работа по формированию цветовосприятия у детей ведется в такой последовательности:
1. Различение цветов.
2. Называния цвета.
3. Сравнение объектов по цвету.
4. Соотношение цвета с его носителем (объектом).
5. Локализация по цвету.
6. Систематизация объектов.
7. Аналитическое восприятие цвета. Компенсаторно-коррекционная работа по формированию форморозризнення направлена ??на усвоение названий геометрических фигур, развитие поле сенсорных связей. 1. Обведи по контуру геометрические фигуры. Заштрихуй их. 2. Угадай по описанию фигуру. 3. Игра «Волшебный мешочек». 4. Игра «Положи на место». 5. Отыщи в комнате предметы определенной формы.

Для развития аналитического наблюдения у детей следует формировать общие способы умственных действий: анализ, сравнение, обобщение, формировать умение использовать сенсорные эталоны

(Цвет, форму, величину, материал).
1. Игра «А у меня ...».
2. Игра «Подсказка».
3. Подумай и скажи, чем отличаются предметы, чем они похожи

(Ветвь ели и сосны, трамвай и троллейбус и т.д.).
4. Какого цвета осень? Чем пахнет сад в осеннюю пору?
5. Дополни ряды предметов и названий общим словом:
Весна, лето, осень ...
Волк, лиса, белка ...
Тюльпан, ромашка, незабудка ...
Дуб, береза, клен ...
Шофер, врач повар ...
Предлагаем ряд игр и коррекционно-развивающих задач для практического использования в коррекционной работе.

Развитие наглядно-действенного и образного мышления
1. «Лото» - составление целого из отдельных частей.
2. Игра «Угадай, кому принадлежит» - демонстрация изображения какой-то части тела птицы или животного, а дети по очереди отгадывают, кому оно принадлежит и поведают, что они знают о нем.
3. «Четвертый лишний» - упражнения на исключение предмета, неподходящего к группе.

Развитие словесно-логического мышления и речи
1. Рассмотрение сюжетных рисунков. Беседа по их содержанию стимулирует детей к активной речи.
2. Восприятие и понимание сюжетных рисунков со скрытым смыслом. Дети учатся видеть взаимозависимость разных явлений, устанавливать временные, причинно-следственные связи.
3. Игра «Подбери пару». Дети по очереди подбирают побольше парных картинок по определенным признакам: по цвету, форме, принадлежности к виду.
4. Понимание и отгадывание загадок.
5. Игра «Назови кто мы». Ведущий дает устное описание любого животного, а дети должны найти определенный рисунок и показать его.
6. Чтение литературных произведений - самая распространенная форма развития мышления и речи детей.
7. Восприятие и понимание серии рисунков, связанных единым сюжетом. На трех таблицах изображены ситуации, которые связаны единым сюжетом. Рассматривая их, дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, давать оценку изображенным ситуаций.

8. Восприятие и понимание серии рисунков с  бессмысленным сюжетом. На таблицах - бессмысленные ситуации, рассматривая их, дети рассказывают, может ли такое явление быть, или нет. Важным показателем уровня развития ребенка является эмоциональная реакция на рисунки.

Упражнения на развитие памяти и внимания
1. Игра «Что изменилось?».
На столе лежит определенное количество знакомых игрушек. Каждую из них показывают детям и они называют ее. Предлагаем ребенку закрыть глаза, или отвернуться. Забираем одну, или несколько игрушек, а ребенок должен назвать, игрушек не стало.
2. Игра «Интересное лото»
Берем картинки, на которых изображены знакомые предметы (одежда, посуда, транспорт ...). Показываем детям 2-3 картинки из общего количества, а затем разложив даем все остальные. Ребенок должен назвать те картинки, которые ей показывали сначала.
3. Игра «Чей хвост (клюв, ноги ...)?». На одной половине доски закреплены рисунки с изображением животных без хвоста (ног, клюва ...). На второй - рисунок с изображением этих частей тела. Создается 2 команды. По сигналу дети подбирают каждому животному ее хвост (ноги, клюв) и называют эту тварь. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

4. Упражнения с рисунками.

Предлагаем ребенку рассмотреть  НАУЧНЫЕ рисунки, но на одном из них какие-то предметы или детали предмета дорисованные. Сначала просим внимательно рассмотреть и назвать правильный риснок. А потом рисунок с недорисованные предметами. Вопрос: «Что забыл дорисовать художник?».
Такие упражнения тренируют видеонаблюдения, способность запоминать материал и концентрировать внимание на соответствующих объектах.

Игры и упражнения на развитие ориентации в пространстве

Для детей 4-го года жизни
1. Начинать знакомство с положениями предмета следует с выделения и названия частей своего тела: рука, нога (правая, левая). Такие же упражнения можно проводить с одеждой: карманы, рукава.
Дидактические игры, упражнения: «Давай поздороваемся», «Возьми игрушку в левую руку», «Слушай и точно выполняй» и т.п.
Познакомить детей с помещением групповой комнаты, спальни, раздевалки: где находится мебель, окна, двери.
3. Учить ориентироваться на голос, например: «Кто позвал?», «Беги ко мне», «Найди предмет по звуку» (колокольчик).
Для детей 5-го года жизни
На этом этапе следует учить детей ориентироваться в пространстве, удаленном от групповой комнаты. Учить ходить по лестнице, лестнице, обходить человека, которого встретил с правой стороны, двигаться по словесной информации. Дети должны уметь ориентироваться на территории детского сада. Развивать умение ориентироваться на слух на листе бумаги.

Для детей 6-го года жизни
В старшей группе необходимо продолжить формировать пространственное представление. Учить рисовать простые схемы движения: «Найди на рисунке, схеме», «Где  предмет?», «Расскажи, что где находится» и т.п. Дети должны знать правила движения на улице. Учить различать шум ветра, дождя, метели. «Чем дальше, что ближе?», «Что слева, что справа?», «Как пройти в медицинский кабинет?», «Как ты идешь домой?», «Сложи узор с геометрических фигур».

 Рекомендации воспитателям по сохранению зрения детей

     Наибольшее количество впечатлений о мире мозг получает через зрение. Зрение является определяющим в формировании представлений  о реально существующих предметах и явлений. С помощью зрения познаются существенные признаки различных объектов (свет, цвет, форма и т.п.), осуществляется ориентация в пространстве, наблюдаются изменения в природе. Пространственные представления имеют особенно важное значение в двигательной сфере (поскольку движения развиваются под зрительным контролем) и в процессе обучения, так как овладение буквами алфавита, числовыми изображениями и т.п. базуется на зрительном восприятии. Характерные особенности зрительного восприятия - дистанционность, мгновенность, одновременность и целостность. Зрительный контроль - момент познания предмета. Зрительный анализатор тесно взаимодействует с двигательным, осязательным, слуховым, нюхонным анализаторами, образует с ними сложные системы связей. Роль зрительного анализатора в психологическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает возможности, ограничивает ее ориентацию.
Для предотвращения расстройствам зрения у детей необходимо своевременно, начиная с раннего возраста, проводить комплекс профилактических мероприятий - гигиенических, офтальмологических, педагогических. Зрение детей проверяют ежегодно. Большое значение для сохранения зрения детей имеет правильный режим дня и рациональная организация занятий в детских дошкольных учреждениях, школе и дома. В соответствии с гигиеническими рекомендациями продолжительность  вида занятий (рисование, лепка и т.д.) в младшей и средней группах детского сада не должна превышать 15 хе., В старшей и подготовительной группах - 20 мин. С перерывами между ними 5 мин.  Корректировка таких занятий с физкультурными, музыкальными положительно влияет на функциональное состояние основных систем организма, в том числе на зрение. Между занятиями, связанными с напряжением глаз, следует подойти к окну и в течение некоторого времени смотреть вдаль.
Дети с самого раннего возраста должны регулярно заниматься физкультурой, закаливанием. Это будет способствовать правильному развитию органа зрения.
Сегодня в каждой семье есть телевизор, и дети с удовольствием смотрят его. Однако, по мнению врачей-гигиенистов, недержания режима и условий просмотра передач может быть одной из причин расстройства зрения (в частности появления близорукости), снижение двигательной активности, хронического переутомления. Ребенок 4 лет может без вреда для здоровья смотреть телепередачи не более 15 мин., с 4 до 7 лет – 30 мин. Необходимо помнить, что длительное сидение у телевизора укорачивает время пребывания детей на свежем воздухе. При просмотре телепередач в комнате должна гореть лампа, чтобы не было резкого контраста в освещении. Расстояние от экрана должно составлять не менее двух метров. Перед просмотром комнату следует хорошо проветрить.
Для правильного развития зрения у детей очень важно рационально организовать их рабочее место. Столы и стулья должны соответствовать росту ребенка (таблица). Сидеть он должен так, чтобы прочно, всей ступней опираться на пол или подставку! Правильно подобранная мебель способствуют развитию хорошей осанки, создают оптимальные условия для зрительной работы.

     Большое значение имеет также обустройство помещения. Если ребенок займается за столом, то кроме общего освещения, должно гореть настольная лампа мощностью 60 Вт с абажуром. Свет должен быть матовым (матовая лампа) и равномерно освещать рабочее место. При письме, рисования, черчения источник света следует размещать  слева, во время чтения - можно и справа. Сидеть нужно прямо, чтобы глаза от рабочей поверхности были на расстоянии согнутой в локте руки (30-40 см). Не рекомендуется читать, играть лежа, особенно на боку, а также при перемещении в транспорте. Такие неудобства приводят к утомлению зрения и головной  боли.
Большое значение имеет также профилактики  травм глаз. Чаще всего они случаются у детей 6-12 лет и связанные с неумением обращаться с острыми предметами. Детей следует вовремя научить обращению с острыми предметами, и следить, чтобы эти предметы сортировались по назначению, а не как игрушки. Ни в коем случае нельзя разрешать детям играть с рогатками, палками и т.д.. Спортивные травмы бывают сравнительно редко, но их можно избежать, если быть внимательными во время катания на лыжах, игры в хоккей и т.п..

     Предлагаем комплекс упражнений, которые следует проводить несколько раз в день перед сложной зрительной работой и после нее:

1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мускулы глаз и улучшает кровообращение.
2. Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза. Упражнение по улучшению кровоснабжения мускулов глаза.
3. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальцев в течение С минут. Упражнение расслабляет мышцы глаз, улучшает их кровоснабжение.
Усвоив данную методику, вы не только поможете детям, но и себе закрепите зрение. В вопросах воспитания здорового малыша не может быть мелочей. От состояния зрения во многом зависит успешное выполнение и обучения, качество исполнения  ими учебных задач, а в будущем и профессиональной работы. Вывыполнение изложенных рекомендаций поможет предупредить возникновение глазных болезней.