Воспитание ребенка любовью

Воспитание ребенка - сложный процесс, у многих родителей возникают трудности, когда они не знают, как решить большое количество воспитательных проблем.

Классический пример о дисциплине:

Очень часто родители считают, что дисциплина - это главный способ воспитания. Но дисциплина - это только один из аспектов общения с ребенком. Для некоторых родителей дисциплина становится самоцелью, и они проявляют очень мало любви, которая могла бы принести ребенку удовольствие. Большинство детей уверены, что их любят безусловно и независимо от обстоятельств. Нередко родители считают, что они естественно передают свою любовь ребенку. Но это не так. Проблема заключается в том, как показать ребенку свою любовь, приучая его к дисциплине. Родителям надо учиться принимать ребенка таким, какой он есть. Ребенок с первых лет жизни находится в атмосфере семейных отношений. Нельзя забывать, что на формирование ребенка влияет не только семья, но и особенности характера ребенка. Врожденные черты характера влияют на то, насколько трудно будет воспитывать ребенка. Родительское влияние может поменять врожденные черты характера в худшую или лучшую стороны. От доброжелательности окружающих зависит физическое и эмоциональное здоровье ребенка, его умение контактировать с другими. Дети, которых уважают, учатся уважать других. Малыши, о которых беспокоятся, учатся тому, как проявлять заботу. Любящий ребенок находит радость в радости другого. В одном из опросов для детей было такой вопрос: «Представь, что ты разбил случайно любимую мамину вазу. Как бы тебя наказали? ». Ответы были разные, но по ним можно определить, насколько гуманные межличностные отношения в семье. И к сожалению, только незначительное количество детей были уверены, что родители их понимают и не накажут. Ребенок, который не чувствует любви, своим поведением пытается привлечь к себе внимание, делает все (и, как правило, чаще плохое), чтобы Ее заметили, чтобы к ней были неравнодушны. Малыш демонстрирует преувеличен боль или отрицает его, даже если очень больно. Таким образом интуитивно приходя к выводу, что когда взрослым безразличны его чувства, то равнодушен он сам. Возникает недоверие, удаления от родителей. Для детей очень важно ощущение близости, контакта. Недаром они просят взрослых: «Обними меня», «Поцелуй меня». На эти эмоциональные запросы нужно отвечать независимо от того, оправдывает в данный момент ребенок ваши ожидания или нет.

Знание психологических особенностей ребенка поможет в воспитании детей.

Первая «возрастной кризис» (до 2-х лет) проявляется в негативизме ребенка. Но нельзя наказывать ребенка за его поведение, вытекающее из ее естественной потребности познания, развития. Необходима требовательность с объяснением, почему запрещают, и последовательность требований. «Кризис 3-х лет» характеризуется самоутверждением ребенка, попыткой все делать так, как она сама хочет. Родителям нужно предоставлять ребенку право пробовать свои силы, но не допускать, чтобы она ими руководила. Попытки что-либо сломать настойчивость ребенка, может привести к тому, что в будущем она вырастет или малоинициативным, или жесткой и упрямой. Надо направлять энергию ребенка на помощь взрослым, поддерживать высокую самооценку, а при отрицательных проявлениях пытаться переключить внимание и заинтересовать «чем-то другим. Около 6 лет начинается третья возрастная кризис в развитии ребенка, которая характеризуется потерей непосредственности и наивности, скрытность поведения, способностью поставить себя на место другого. Это надо использовать в общении и расширении доверительных отношений. Отношения на основе взаимопонимания - это когда родители в общении с ребенком стремятся к диалогу (не только сами говорят, но и слушают ребенка).

Помогает в налаживании сотрудничества на правах партнеров организация совместной деятельности в семье.

В любой совместной деятельности, в общении надо проявлять чувства дружбы, готовность принятия любви. Проявлять такие чувства надо искренне. Дети интуитивно чувствуют неискренность.

Воспитание любовью не означает вседозволенности, не терпит неуважительного отношения, но в то же время настолько мудрым, что позволяет детям делать ошибки и учиться на них.

Ребенок должен знать не только свои права в семье, обществе, но и права родителей, других людей.

Каждый ребенок имеет право:

- Быть любимой без всяких сомнений;

- Расти в безопасном физическом и психологическом среде;

- На обеспечение необходимых условий для ее своевременного физического, интеллектуального, нравственного, эмоционального, эстетического и социального развития;

- Высказываться и быть услышанным;

- Уважение ее чувств;

- На серьезное, внимательное отношение к его личности.

Права родителей:

• уважение и понимание детьми;

• внимание к детям в родительских потребностей;

• на отдых;

• на удовлетворение духовных потребностей и интересов;

• на личную жизнь и т.п..

Понимание необходимости уважать права друг друга достигается подлинно любви.

«Стили воспитания»

В каждой семье ' й свой ??своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вы можете спросить себя, где найти время на общение, ведь сегодня динамика жизни слишком быстро. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы отдаете детям приказы, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.

В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Совместный ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается короткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая-то женщина уже третий рекламирует преимущества стирального порошка?

Исследователи утверждают, что родители говорят с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу приказов. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная.

Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплины; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от нее покорности, нетерпеливые в детские недостатков. В результате у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению слабых, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.

Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех прихотей ребенка, неоправданная идеализация ее родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.

Родители - сторонники демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а ее поступок, прислушиваются к мнению ребенка, проводят вместе с ней свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, подражают адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.