Воспитание любознательности и познавательных интересов детей дошкольного возраста

Любознательность и познавательные интересы являются различными формами познавательного отношения к окружающему миру. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов и явлений, на овладение деятельностью (С.Рубинштейн).Любознательному ребенку хочется познавать, а именно - не очень важно. Так проявляется недифференцированность любознательности.

Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выявить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения (Т.Куликова). Познавательный интерес отличается от любознательности широтой захвата объектов, глубиной, избирательностью.Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок способен к длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственного или практического задания.

Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Например, подобрать соответствующие игрушки, помочь развернуть игру, время от времени участвовать в ней, поддерживать разговор ребенка на тему, привлекать к рисованию.

Успешная деятельность ребенка является стимулом для развития познавательных интересов.

Имея большую побудительную силу, любознательность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы приобретения знаний. Ребенок часто спрашивает о том, что ее волнует, просит прочитать, рассказать.

Вопросы ребенка считали основной формой проявления любознательности, познавательных интересов. Исследование А.Сорокина, С.Рубинштейн обнаружили различные мотивы детских вопросов. Авторы разделяют вопросы детей на две группы: познавательные и коммуникативные.

Коммуникативные вопрос ребенок задает, чтобы привлечь внимание взрослых к своим переживаниям, установить с ними контакты.

Такие вопросы возникают у детей в минуты тревоги, радости, страха. Они требуют особенно деликатного отношения взрослых: важно понять, что взволновало ребенка, проникнуть в ее переживания, успокоить. Например, вопрос 4-летнего ребенка к своему отцу: «Ты, когда был маленьким, боялся заходить в темную комнату? »

В основе многих детских вопросов прослеживается познавательный мотив: дети формируют их как проявление любознательности, когда чувствуют недостаточность знаний, пытаясь их дополнить, уточнить овладеть новыми.

Источником познавательных интересов служит разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у нее при непосредственном знакомстве с предметами или явлениями, в общение со взрослыми и сверстниками, возникают как результат его личных соображений.Например, 5-летний ребенок дает следующие вопросы: «Как отличить хитрость от обмана?», «Куда звезды исчезают с неба днем?»

Интересующей дошкольников? Содержание детских вопросов разнообразен. По свидетельству психологов, нет ни одной сферы знаний, которой бы не касались вопросы детей. Интерес ребенка к тем или иным явлениям жизни в мире взрослых стимулирует ее вопрос.Так, за последние 5 лет дети стали много спрашивать о религии, церкви, обряды.

С течением времени вопрос меняются по форме. Детей 2-3 лет интересует название предметов, их свойства и качества. Они задают вопросы вроде где?, Кто?, Что?, Какой?

Детям 4-4,5 лет свойственна активная мыслительная трансформация впечатлений об окружающем мире. их вопросы направлены на выявление связей, отношений между предметами и явлениями действительности: на систематизацию представлений, на нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме почему?, Для чего?

Для детей 5-6 лет часто задаваемые вопросы о предметы или явления.

Пик вопросов приходится на возраст 4,5-5 лет. Почему количество вопросов уменьшается? Однозначного ответа ученые не могут дать. Одни считают, что у ребенка столь уж развито мышление, она пытается сама найти ответы на вопросы. По мнению других, уменьшение количества вопросов обусловлено условиями воспитания и обучения. Взрослые не стимулируют любознательность детей, в основном выражают недовольство по поводу их вопросов. В результате у ребенка возникает впечатление, что задавать вопрос - значит демонстрировать свое незнание.


Формирование в дошкольном детстве системы знаний об окружающей среде

Знание не обеспечивают полноты умственного развития, однако без них он невозможен. Поэтому основы умственного воспитания дошкольников составляет ознакомление с окружающим миром, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания.

Определение объема и содержания знаний, обеспечивающих полноценное развитие ребенка дошкольного возраста - одна из традиционных проблем педагогики. Первенство в решении этой проблемы принадлежит Я.А.Коменского. В работе «Материнская школа» педагог изложил программу знаний, взяв за основу принцип энциклопедичности. Это означает, что в дошкольном возрасте недопустимо ограничивать познания окружающей действительности отдельными аспектами. Малыш воспринимает мир целостно, так, и знания его должны быть разнообразными (о природе, труде, экономике, небесные светила и др.).Я.А.Коменского определил еще одно требование к знаниям маленьких детей: они должны стимулировать воспитание. Эти принципы (энциклопедичность знаний и их воспитательный характер) учтены в современных программах для дошкольников.

Долгое время объем необходимых для развития ребенка знаний определялся по программам воспитания. Условно по материалам их разделяют на: сведения о природе, предметный мир, труд и профессии, о явлениях окружающей жизни. В разделе о явлениях общественной жизни были представлены преимущественно материалы политического характера (Октябрьская революция, вожди).

За последнее десятилетие разработано много альтернативных программ с четко определенным объемом знаний об окружающем мире: «Малыш», «Ребенок», «Ребенок в дошкольные годы», «Украинское дошкольного» »« Я в мире ». Общим для них является то, что в центре их внимания - человек (человек и природа, человек и другие люди, человек и художественные образы, человек и его личность, индивидуальность).

Любой предметное содержание знаний усваивается каждым ребенком по-разному: из разных источников в виде представлений (образы конкретных предметов), понятий (обобщение знаний о группе предметов, объединения на основе общих существенных признаков), знаний-сообщений, которые получает от взрослых в виде объяснений, рассказов, из литературных произведений.

За дошкольных лет ребенок, который посещает детский сад, усваивает знания, которые можно разделить на две категории:

Первую категорию составляют те знания, которые он усваивает без специального обучения, в повседневной жизни, общаясь со взрослыми, сверстниками, во время игр, наблюдения. Они в основном хаотические, бессистемные, случайные, а иногда искаженно отражают действительность.

Знание второй категории более сложные. Они могут быть усвоены только в процессе специального обучения, на занятиях.Содержание их уточняется, систематизируется, обобщается.

А.И.Запорожец, М.Подд 'яков, ИИ.Саморукова и другие педагоги в результате исследований обнаружили, что наивысшего уровня умственного развития можно достичь, если сообщать детям не разрозненные знания - сведения, а систематизированы, отражающих важнейшие связи и зависимости определенной сферы действительности (связь между ростом растений и условиями их существования и др.).

Усвоение систематизированных знаний развивает у ребенка умение выделять разные стороны действительности и объединять их в целостные представления о мире, создает важные предпосылки для овладения такими формами теоретического мышления, которые особенно ценны для современных программ обучения в начальной школе.

Помимо формирования у детей определенных знаний, умений и навыков, воспитатель помогает им осознать практические задачи, которые можно решать с помощью этих знаний. Они учатся выращивать рассаду овощей, зная, что весной высадят ее на своем огороде.

Что естественно воспитатель устанавливает связи, тем легче ему управлять мотивацией познавательной активности дошкольников.

Понимать - значит уметь выразить мысль своими словами. А воспитатель нередко требует дословного перевода того, о чем говорит сам, и тогда запоминание воспринимается как понимание. Понимание - результат осмысления и собственного изложения. Механизм понимания глубоко индивидуален, как индивидуальные мышления и память.

Задача воспитателя - научить видеть смысл умственного труда и испытывать радость от поиска способов решения задачи. Тогда у ребенка появляется стремление испытать усвоенный способ в самостоятельной деятельности - игре или выполнении трудовых поручений.

Воспитывать привычку к умственному труду и практического применения знаний и умений означает мотивировать познавательную активность детей, управлять вниманием, запоминанием, организовывать и направлять их творческую деятельность.