Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте

Поведение воспитанников регулируется правилами, соответствующие моральным нормам общества. Вследствие конкретности мышления дошкольнику доступны только правила, предусматривающие определенные поступки. Правила следует формулировать четко, доступно для понимания детей, в форме советов, а не запретов.

Следует помнить, что для усвоения дошкольниками каждого нового правила нужно время. Воспитатель объясняет им смысл, учит его выполнять, напоминает о нем, предотвращая возможные нарушения.

Детям среднего дошкольного возраста также стоит несколько раз напоминать новое правило, поскольку в них слабо развит самоконтроль. Однако напоминание не должно быть надоедливым. Так, заметив, что назревает конфликт между малышами, воспитатель обращается к ним: «Я думаю, вам не стоит напоминать, как должны вести себя друзья. Все вы хорошо помните, что надо уметь договориться. Кто первый предложит, как это сделать? »Такое обращение к детям, уверенность педагога в том, что они хорошие друзья, побуждает их к примирению, способствует развитию товарищеских взаимоотношений.

Педагог объясняет воспитанникам нравственное содержание новых для них правил поведения: «Если не извиниться перед товарищем, он может подумать, что ты его толкнул умышленно и обидится на тебя».

Опыт поведения в соответствии с установленными нормами формируется у детей при организации вправлений в их исполнении. Об этом говорил Макаренко. Он отмечал, что между знаниями и привычной поведением есть маленькая канавка, которую нужно заполнить опытом.

Организуя опыт поведения дошкольников с принятыми правилами, важно обеспечить единство педагогических требований.Недопустимо, чтобы один воспитатель последовательно требовал от детей точного и своевременного выполнения правила, добивался осознания необходимости поступать к ним, а другой уделял этому недостаточное внимание. В такой ситуации возникает опасность, что у малышей может сформироваться привычка приспосабливаться к индивидуальному стилю взрослых.

Правила поведения вводят постепенно, ведь дошкольники еще не способны запомнить одновременно несколько требований и в соответствии с ними регулировать свои поступки.

В формировании у детей социального опыта поведения значительное влияние имеет контроль воспитателя. Он позволяет предотвратить возможные ошибки ребенка, вовремя напомнить ей о правиле, подсказать нужное действие, проследить за качеством выполнения требований другими воспитанниками.

Контроль всегда сопровождается оценкой. Воспитатель или поддерживает, одобряет действия детей, или предостерегает от негативных воздействий. Одобряя конкретные поступки, он выражает свое отношение, способствует осознанию того, что не только действия заслуживают одобрения, но и сам ребенок, который воспитатель ставит в пример. Это побуждает детей подражать его поведение и также заслужить одобрение. Педагогу нельзя быть скупым на доброе слово.

Для воспитания педагог использует и негативные действия детей. Однако в таких ситуациях не стоит переносить оценку плохого поступка на личность воспитанника.

Прививая дисциплинированность и культуру поведения, воспитатель постепенно усложняет требования к поведению детей, учитывая при этом их опыт, уровень усвоения правил, способность сознательно регулировать собственное поведение.

В младших группах, приучая детей к правильному поведению, воспитатель требователен к ним, поэтому регулировать свое поведение им довольно трудно. Вместе с тем он последовательно и терпеливо работает над тем, чтобы воспитать послушание и одновременно развить самостоятельность детей по выполнению элементарных правил поведения.

Дошкольники средней группы уже усвоили первые правила, следовательно, воспитатель внимательно следит за самостоятельностью их выполнения, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибок. В этом возрасте дети имеют значительные возможности для регулирования собственного поведения, однако в них могут быть различия между знаниями и поступками. Малыш делает вразрез с требованиями взрослых, потом осознает неправильность своего поступка, искренне раскаивается в нем. Важной задачей педагога является предотвращение возможных нарушений. Этому способствуют напоминание правил, предварительная оценка. К концу пребывания в средней группе детей уже можно добиваться высшей дисциплинированности.

В старшем дошкольном возрасте нужно формировать устойчивые навыки дисциплины, культуры поведения. На этом этапе, очевидно, растет умение произвольно обращаться, что позволяет малышам воздерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленные правила. Одновременно формируются и мотивы поведения, желание поступать правильно не потому, что этого требует воспитатель, а в результате осознания справедливости норм поведения. Дружеские, товарищеские отношения побуждают ребенка уступать, договариваться, спокойно разрешать споры. Воспитатель становится требовательным к малышам, добивается от них быстрого и точного выполнения правил, самостоятельности в выборе поступка в различных ситуациях, которые складываются в общей детской деятельности.

В повседневной жизни группы могут возникать конфликты между воспитанниками, нарушение дисциплины, несоблюдение правил.Причины этого различны. Прежде всего это несогласованность требований к малышу в детском саду и семье, отсутствие единых методов воздействия на него. Так, если кто-то из родителей прибегает к угрозам в случае непослушания ребенка или непоследователен в требованиях к ней, то воспитателю довольно сложно добиться положительного результата. Здесь нужны неуклонная требовательность, соединенная с поощрением, постоянный контроль за поведением ребенка.

Дошкольники нарушают дисциплину вследствие переутомления, длительного ожидания, в начальный (скрытый) период заболевания.Поэтому педагогу следует учитывать их физическое состояние, вовремя меняя вид деятельности. Нарушается дисциплина и тогда, когда в группе устанавливается система запретов, иногда совсем необоснованных, когда воспитатель постоянно заставляет их ждать кого-то.Бесконечные ожидания вызывают раздражительность, дети не знают, чем заняться.

Случаи нарушения дисциплины следует рассматривать прежде всего как педагогический просчет в организации жизни дошкольников и руководстве их деятельностью.

Педагог должен проанализировать, насколько содержательной была деятельность воспитанника, который нарушил дисциплину, была ли у него возможность сосредоточиться на начальной фазе, преодолеть трудности. Ведь чаще всего нарушают дисциплину дети, в которых нет устойчивого интереса к определенной деятельности. Лучшим средством для этого является привлечение ребенка к деятельности, помощь в ее организации, советы, позволяющие достичь желаемого результата. Если ребенок возбужден, не воспринимает никаких советов и предложений, следует дать ей возможность успокоиться и только тогда привлекать к работе.

Когда воспитатель убежден, что ребенок обнаружила недисциплинированность не случайно, ему приходится прибегать к наказаниям.Например, он может на время избавить малыша возможности играть с ровесниками.

Если между дошкольниками возник конфликт, воспитатель обязан найти способ воздействия на обоих, раскрыв степени вины каждого.

Педагог должен знать, что в детском саду категорически запрещены физические наказания, а также такие, которые травмируют нервную систему ребенка, унижают его достоинство, наносят вред здоровью.


Понятие об умственном развитии и умственное воспитание

Проблемы умственного воспитания чрезвычайно важны для дошкольного образовательного системы. Ученые предполагают взрыв информационной революции, начало которой мы наблюдаем уже сегодня. В будущем образованные и квалифицированные люди будут цениться как истинно национальное богатство.В связи с этим возрастают требования и к умственного воспитания детей-дошкольников.

В мире наблюдается рост осведомленности и одновременно снижение качества знаний, коэффициента умственного развития детей детства.

Одним из главных объективно становится задача формирования способности к активной умственной деятельности. М.М.Подд 'яков отмечал, что сейчас нужно давать детям ключ к познанию действительности, а не пытаться сообщить готовы исчерпывающие знания, как это было раньше.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - Ф.Фребель, Монтессори. В исследованиях О.Усовои, О.Запорожця, Л.Венгера, М.Подд 'якова указано, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как предусмотрено в системах, скажем, Ф.Фребеля и Монтессори, - она ??способна усваивать представления о всеобщих связях, основу многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения различных задач. В процессе умственного воспитания ребенок готов овладевать специальными знаниями и способами мыслительной деятельности. В это время закладываются основы для дальнейшего развития интеллектуальной сферы личности.

Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и личного опыта ребенка. На умственном развитии дошкольника сказываются прежде биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, нервной системы, изменения в ее деятельности, формирования условных связей, наследственный фонд задатков.

По сведениям ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60% (согласно зарубежных изданий - до 80%). Исследователи отмечают, что умственные способности ребенка от рождения имеют преимущественно творческий характер, но не у всех могут развиться.

От воспитания зависит, развиваться вообще умственные способности малыша, какое направление они будут.

Условия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к ребенку и к ее деятельности - вот факторы, от которых зависит, в какой мере будут реализованы задатки, которые имеет от природы малыш.

Об умственном развитии ребенка свидетельствуют объем, характер и содержание знаний, уровень сформированности познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение, внимание), способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего детства у ребенка начинает формироваться способность к накоплению знаний, совершенствование мыслительных операций, то есть развивается его разум. У детей дошкольного возраста в большей или меньшей степени оказываются целый ряд свойств ума - скорость, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, креативность, самостоятельность.

Итак, умственное развитие дошкольников зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющие, обогатительный и систематизируя влияние принадлежит умственному воспитанию и обучению.

Умственное воспитание - это планомерное и целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения им знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей среде, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять полученные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие тесно взаимосвязаны. Умственное воспитание в основном определяет умственное развитие, способствует ему. Это происходит только в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей дошкольного возраста.

В дошкольные годы наблюдаются высокие темпы умственного развития по сравнению с следующим возрастным периодам, и важно в этот период не потерять такой возможности. Особенно следует уделять внимание умственному развитию детей раннего возраста.Исследователи установили: если до 2 лет дети живут насыщенно, наблюдается активная познавательная деятельность, то мозг ребенка развивается очень быстро: до трех-семи лет он достигает 80% массы мозга взрослого человека. Как свидетельствуют данные по физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдают не от перенасыщения информацией, а от ее дефицита. Однако нельзя также перегружать ребенка. А.И.Запорожец предостерегал: «... мы имеем дело с организмом, растущим с мозгом, что развивается и Созревание которого еще не завершилось».

Возникшие отклонения в умственном развитии ребенка в течение дошкольного детства, очень трудно устранить. Например, если не уделяется внимание игре со строительными материалами, конструкторами и т.д., то в будущем недоразвитая пространственная Воображение может вызвать непонимание материала на уроках геометрии, черчения и т.п..

Главная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста - преобладание образных форм познания: восприятие, образного мышления, воображения.

Умственное развитие ребенка, как отмечал О.Леонтьев, невозможно рассматривать отдельно от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, составляющих духовность ребенка.

Познавательные процессы, развивающиеся у ребенка, проявляющиеся в различных видах деятельности. Так, у малыша с развитым воображением складывается образ последующей деятельности, она планирует ее, осознает, что от нее требуется. Знания, которые усваивает ребенок, не просто расширяют его кругозор, они закладывают основы отношения к людям, природе, искусству.

Умственное воспитание, целью которого является воздействие на разум ребенка, способствует становлению ее морали, нравственному развитию, приобретению привычки здорового образа жизни.

Умственное воспитание - специально организованный и управляемый процесс воздействия на воспитание у дошкольников элементарных систематизированных знаний, умений и навыков мыслительной деятельности и в итоге - на развитие умственных способностей.

Умственное воспитание осуществляется:

- В повседневной жизни;

- Во время речевого и действенно-практического общения со взрослыми;

- В игровой деятельности;

- В процессе систематического обучения.

Исследуя процессы умственного воспитания, А.И.Запорожец доказал, что его темпы различны на разных возрастных этапах жизни ребенка. Высокий темп наблюдается в дошкольном возрасте. В этот период дети не только знакомятся с внешними признаками предметов и явлениями окружающей среды, но и обладают способностью проникать в сущность механизмов, их порождающих.

Исследование М.Подд 'якова, О.Запорожця подтвердили, что в дошкольном возрасте дети могут овладеть началами абстракции, умозаключений, обобщений.

В научных трудах современных ученых по проблемам умственного воспитания развито идеи, обоснованные Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания». Великий педагог отметил, что ум человека имеет два обязательных стороны: формальные знания - способность понимать развитие явлений, сравнивать их, воспринимать, анализировать, делать выводы, и реальные - систему конкретных и обобщенных знаний об окружающем мире и способах его познания. Вследствие сосуществования этих сторон и развития их в неразрывной связи происходит полноценное развитие умственных способностей ребенка. Это сосуществование обеспечивает постепенное развитие различных форм мыслительной деятельности в процессе умственного воспитания: от наглядно-действенного к наглядно-образного, затем к абстрактному мышлению.

Ученые исходят из того, что умственное воспитание возможно в условиях активного познания действительности.

Исследованиями доказано, что такие формы являются определяющими в дошкольном возрасте (через предметные действия, элементарные трудовые умения и навыки, способы интеллектуальной деятельности). Умственное развитие в современном обществе имеет свою историю и социальную природу. Основные его этапы обусловлены способами передачи этого опыта.

О.Усова, М.Подд 'яков выделили следующие уровни знаний детей:

1) низкий - узнавание;

2) средний - оперирование знаниями, подражания;

3) средне-высокий - осознанные знания, используемые при частичной подсказки воспитателя;

4) высокий - творческое использование знаний без подсказки взрослого.

Дети успешно овладевают знаниями в таких формах организации: занятия - в дошкольном учреждении; урок - в школе. Между ними есть общее и отличное - дети овладевают двумя обязательными системами знаний:

- Простыми знаниями, умением, навыками, которые не могут усваиваться без специальных вправлений, тренировок;

- Знаниями, которые усваиваются в условиях углубленного объяснения, анализа путем активизации всех сфер личности.