Влияние управлиньскои модели профессиональной компетентности методиста на результаты инновационной диятельности


Рассматриваются вопросы профессиональной компетентности методиста, которая руководит инновационной деятельности дошкольного учреждения. Там предлагаются административную модель и критерии оценки деятельности руководителя. 
Ключевые слова: компетентность, новаторство, методическая работа.

       Постановка проблемы. Консервативность системы образования является положительным явлением при формировании логически завершенной системы знаний и научной картины мира при обучении детей. Однако в наше время параллельно оказывается новая функция образования - быть субъектом преобразования социума и начала новых форм общественной жизни, способствовать развитию самостоятельной и ответственной личности, воспитанию творческой индивидуальности. 
       Анализ последних исследований и публикаций в обучении детей. Сегодня многое из прошлого опыта не отвечает потребностям современного дошкольного учреждения, как и общества в целом. Поэтому для того, чтобы образовательная отрасль продуктивно развивалась, нужны новые идеи в воспитании детей, новые технологии обучения и воспитания ребенка, управления заведением. Все это требует апробации в инновационной деятельности, которая должна или доказать целесообразность и прогрессивность выдвинутой идеи или опровергнуть ее. Под инновационной понимается деятельность, связанная с осуществлением научно-практических разработок в области образования, повышением профессиональной компетентности педагогов образовательных учреждений с целью перехода на деятельность по новой методике или технологии, а также инвестирование нововведений [2, С.9, 3]. 
       Инновационная деятельность, как правило, направлена ??на совершенствование социального обслуживания и практическое использование научного результата и интеллектуального потенциала с целью получения новых или радикально улучшенных инновационного продукта и инновационной продукции [2, С.13]. Это метод познания в воспитании детей, с помощью которого в естественных или искусственно созданных условиях, контролируемых и руководствуются, исследуется образовательное явление, прогнозируется новый способ решения педагогической задачи или проблемы. 
       Методическая служба, сложившейся в образовательной системе и воспитании детей, является одним из важнейших достижений отечественной педагогической науки и практики.Главную роль в этой системе выполняют методисты дошкольных учебных заведений по развитию ребенка, профессиональному мастерству которых целенаправленно учат, однако профессиональной компетентности методисты приобретают в процессе практической творческой деятельности по повышению квалификации в учреждениях последипломного образования педагогических работников, методических учреждениях и т.п.. К сожалению, стройной системы обучения менеджеров, управленцев этого звена образования, пока в Украине не существует. Управление системой дошкольного образования требует современного компетентного руководителя, наделенного определенными профессиональными и личностными чертами. 
       Термин "компетенция" сегодня широко используется там, где речь идет об обучении и воспитании детей. По мнению некоторых авторов (В.О.Кальней, С.Е.Шишов и др.)., Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучения [6, С.72]. Компетенция не может сводиться к знаниям, к навыкам, быть компетентным не означает быть ученым или образованным. Приведем несколько определений, которые подаются в словарях. Компетенция - круг вопросов, в воспитании детей в которых кто-либо достаточно осведомлен [4, с.288], или в которых это лицо имеет определенные полномочия, знания, опыт [5, с.282], или способность выполнять задачу, или делать что-нибудь [1, с.362]. Кроме того, различают также компетенцию и умение. 
       Умение восптитывать ребенка- это действие в специфической ситуации. Это проявление компетенции или способности, более общей подготовленности к действию или возможности осуществлять действия в специфической ситуации [6, С.72]. Однако только умение подлежат наблюдению, компетенция (или габитус как единство компетенции) - это характеристика, которую можно извлечь из наблюдений за действиями или умениями. Таким образом, умение воспитывать детей - это компетенция в действии. 
Компетенция развития детей - это то, что порождает умение, действия. Компетенцию можно рассматривать как возможность внедрении связей между знаниями и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти процедуру (знание и действие), что подходит к проблеме. О компетенции говорится тогда, когда она оказывается в любой ситуации; невыявленная компетенция является только потенциальной, и она уже не является компетенцией, а только скрытой возможностью [6, С.81]. 
       Цель статьи . Определить те знания, которые обеспечили формирование необходимой компетенции методиста начинающего учителя. 
Компетенция может формироваться, развиваться, обогащаться, расширяться или укрепляться, только основываясь на начальном уровне. 
На наш взгляд, следует четко определиться с таким понятием, как "ключевая компетенция". Если пользоваться более общими понятиями ключевых компетенций "как выдающихся условиям реализации, которые безграничны и одновременно специфические и универсальные" [6, С.84], то в контексте предлагаемой проблемы это определение нас не удовлетворяет. 
      Результаты исследований в развитии детей. НЕ выдвигают целью выяснить все перечень ключевых компетенций методиста, который работает в условиях инновационного режима ДОУ, предложим наше видение проблемы формирования компетенций, толкование некоторых принципиальных для нас положений. 
Введем некоторые определения для разграничения понятий "компетентность" и "компетенция". Сравним представлены определения. 
Компетентность - знания, осознанность, авторитетность в любой [4, С. 288], осведомленность, информированность, авторитетность [5, с.345]. С позиции культурно-исторической заданности компетентность в смысловом значении охватывает три аспекта: знания, умения, навыки. Кроме того, компетентность - это гармоничное соотношение "хочу", "могу" и "надо". Именно компетентность выполняет ряд функций: умение выбирать соответствующую информацию для выполнения действий для достижения необходимой цели или для построения нового действия, для использования знаний, полученных от успехов и неудач, для корректировки, отказа от нецелесообразной действия, для широкой и глубокой взаимодействия с окружающей средой и т.д. . 
Компетентность имеет возрастные характеристики, которые учеными рассматриваются как ориентировочные показатели развития личности на каждом возрастном этапе, базисные характеристики компетенции того или иного вида деятельности. Как правило, о компетентности говорится в исследованиях психологов, в работах педагогов по развттию детей- о соответствующей компетенции, то есть единого взгляда на различные определения этих двух терминов пока еще нет. В рамках этой работы мы будем пользоваться термином "компетентность" как более целесообразным для обозначения того, о чем идет речь. 
Выяснить уровень собственной профессиональной компетентности помогут ответы на предложенные далее вопросы анкеты. 
• Как выяснить мою компетентность в решении конкретного профессиональной задачи в воспитании детей? 
• Что делать, если выяснена моя профессиональная некомпетентность? Средства ее развития существуют? Должны ли они иметь вид определенной программы, плана? Как будет выглядеть эта программа или план, какую структуру? 
• К кому можно обратиться за помощью по развитию моей профессиональной компетентности в развитии детей? Как себя вести, если моя просьба не имеет отклика у того, к кому я обратилась? 
• В каких профессиональных сообществах педагогов я могу развить свою профессиональную компетентность? Как их найти? Какую могу принять участие в их деятельности, чем заниматься? 
• Где и как я могу показать (представить) мои достижения в развитии своей компетентности? и др.. [3]. 
       С целью повышения эффективности профессиональной подготовки методистов необходимо определить модель профессиональной компетентности методиста, который может работать в детском саду, осуществляющее инновационную деятельность или работает по инновационной (экспериментальной) программой. Эта модель воспитания детей, как обобщенный образ профессионала высокой квалификации, будет образцом для сравнения с действительным уровнем профессиональной компетенции конкретных методистов по их профессиональными потребностями и реальной необходимостью. 
Создавая модель профессиональной компетентности методиста детского сада, мы выделили три группы показателей деятельности: профессионально-деятельностные, психологически -личностные и результативные.
      Профессионально-деятельностные показатели определяются двумя блоками знаний и умений методиста: функциональными и специальными в развитии детей. 
Психолого-личностные показатели определяют систему морально-ценностных ориентаций, стиль деятельности методиста. 
Поскольку методист влияет на развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста опосредованно через педагога (воспитателя), то результативными показателями профессиональной деятельности является повышение профессиональной компетентности именно педагогов. 
Каждый из четырех блоков модели профессиональной компетентности методиста должен определять необходимые знания и умения, составляющие структуру его профессиональной компетентности.
       Определим основные знания и умения в развитии детей, составляющие профессиональный функциональный блок. 
Знание: политики государства в области дошкольного образования; направлений деятельности методической службы по реализации непрерывного образования, особенностей содержания повышения квалификации воспитателей; содержания и форм работы по развитию творческого потенциала каждого педагога; основных идей и технологии перспективного педагогического опыта по различным направлениям работы; технологии определения и обобщения перспективного педагогического опыта; технологии определения уровня профессиональной компетентности педагогов, научной организации труда методиста и воспитателя. 
       Умения: учить взрослых и детей; вести педагогические исследования; планировать методическую работу с воспитателями, изучать уровень профессиональной компетентности педагогов, изучать и определять состояние преподавания отдельных методик, определять уровень знаний и умений детей; анализировать занятия и режимные процессы; знакомить педагогов с перспективным педагогическим опытом; знакомить воспитателей с инновационными технологиями обучения; владеть технологией проведения различных форм методической работы с педагогами; обучать воспитателей личностно -ориентированной творческой педагогической деятельности; готовить к изданию информационные методические материалы; проводить занятия и режимные процессы. 
       Определим основные знания и умения, составляющие профессиональный специальный блок. Определяющим в этом блоке есть дидактика. 
       Знание: основных положений Закона "О дошкольном образовании детей ", "Базового компонента дошкольного образования в Украине"; содержания действующих программ; форм и методов обучения детей дошкольного возраста, особенностей современного занятия; критериев эффективности занятия; типов и видов занятий, их структуры; требований к современному занятия. 
      Умение: владеть содержанием программ, по которым работает ДОУ; планировать результаты обучения детей, изучать состояние преподавания методик определять уровень знаний и умений детей дошкольного возраста; анализировать занятия и режимные процессы; вести научно-методическую работу . 
Третьим блоком модели профессиональной компетентности методиста по дошкольному образованию психологически-личностный блок. 
Определим основные психологические знания и умения методиста. 
      Знание: психологических особенностей образования взрослых психолого-педагогических основ образования детей дошкольного возраста; психологических качеств, необходимых для выполнения методической работы в воспитании детей; психологии управления коллективом взрослых. 
      Умения: утверждать личностно-ориентированную творческую педагогическую деятельность; утверждать престиж педагогической и, в частности, методической работы; проявлять педагогические способности; управлять своим эмоциональным состоянием; поддерживать свой ??авторитет среди педагогов; формировать свой ??характер. 
     Результативный блок модели профессиональной компетентности методиста определяется положительной динамикой профессиональной компетентности педагогов, которая, в свою очередь, отражается в повышении эффективности педагогического труда, в росте мастерства, творчества и т.д.. 
      Основу всех блоков модели профессиональной компетентности методиста составляют общепедагогической знания: философские, как методологическая основа обучения детей дошкольного возраста; основ педагогики и психологии; видов деятельности педагога: учебной, воспитательной, организационной, самообразовательной т.п.; технологии педагогического труда; методики педагогического общения; технологии самообразования; культурологические, истории Украины; основ социальной педагогики и т.д.. 
К общепедагогической умениям развития детей мы относим: 
а) гностические: приобретать и обновлять знания детей, определять и анализировать факторы, влияющие на образовательный процесс; 
б) конструктивные: моделировать педагогический процесс обучения детей; обрабатывать учебный материал; 
в) организаторские: организовывать методическую работу с педагогами, способствовать организации их самообразования; организовывать работу семинаров, школ перспективного опыта, творческих групп, педагогических чтений и т.п.; организовывать мероприятия по проблемам формирования национального сознания взрослых, патриотического воспитания и т.д.; 
г) коммуникативные: устанавливать доброжелательные отношения с коллегами, руководством; аргументированно отстаивать высокие духовные ценности; владеть средствами общения; 
г) дидактические: учить детей и педагогов; утверждать поезд воспитателей к повышению квалификации; развивать творчество педагогов в процессе методической работы; 
д) исследовательские: трансформировать практические задачи в научную проблему; проводить педагогическую инновационную деятельность; анализировать результаты исследований, делать выводы; исследовать содержание, формы и методы повышения квалификации педагогов; 
е) экспрессивные: общаться через жест, тон, мимику; владеть педагогическим мастерством; правильной артикуляцией, дикцией; устной речью; 
есть) эмоционально-волевые: быть инициативным, последовательным, целенаправленным, организованным, выдержанным и т.д.. 
      Качественные изменения любого из определенных знаний и умений существенно влияют на уровень профессиональной компетентности методиста в обучении детей. 
      Заключение. Сравнение уровня профессиональной компетентности методиста детского сада, определенного моделью, с реальным уровнем профессиональной компетентности конкретного методиста позволит целенаправленно влиять на повышение уровня его профессиональной компетентности, определять профессиональные возможности педагога, будет осуществлять реализацию инновационной деятельности. 
Дальнейшее исследование планируется направить на изучение возможностей формирования как базовых, так и ключевых компетенций у методиста начинающего дошкольного учебного заведения.