Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста

За истории человечества сложились два вида воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из них является социальным институтом воспитания и имеет свои возможности в формировании личности ребенка.
Издавна идет дискуссия, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие учреждения). Так, Я. А. Коменского называл материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которых приобретает ребенок с рук и уст матери. Уроки матери - без перерыва в расписании, без выходных и каникул. Чем многограннее и осмысленным становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот.
С Я.А.Коменского соглашался педагог-гуманист Г.Песталоцци: семья, по его выражению, «является истинным органом воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет, и падая на вспаханную жизнью землю, оно производит совсем другое влияние ».
Социалист-утопист Роберт Оуэн рассматривал семью как одно из препятствий на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости воспитания ребенка с ранних лет активно, вне семьи, внедрялась в СССР. Семьи отводилась роль «каморки» с «отсталыми» традициями и обычаями. На протяжении многих лет отмечалось ведущую роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.
Современные ученые все больше склоняются к признанию чрезвычайной важности семейного воспитания для полноценного развития личности ребенка, поскольку его силу и влияние нельзя сравнить ни с одним, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или в школе.
Известный психолог О.Леонтьев из всего богатства окружающего мира, в той или иной степени влияет на маленького ребенка, выделил интимно-близких малышу людей, в воспитательных воздействий которых она особенно чувствительна. Оказывается, что малыш в первые годы жизни не воспринимает уговоров, замечаний, советов «чужой тети» (воспитательницы другой группы, прохожей, соседки).Уже позже, в начале подросткового возраста, ребенку важно мнение друга, приятеля, ее затрагивает реплика прохожего, а в первые 7-8 лет авторитетным является: «Так мама сказала», «Так велел папа»
В исследованиях Т.Маркова систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания. Рассмотрим их.
1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. «Проводником» семейного воспитания является родительская любовь к детям и взаимные чувства (доверие, нежность, единство) детей и родителей. Эффективность семейного воспитания в основном определяется теми эмоциональными связями, которые объединяют всех членов семьи, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными в окружающем мире. Здесь можно спрятаться в маминых объятиях от действительных и мнимых страхов, узнать обо всем на свете у дедушки, который «Самый умный». Домашнее тепло и уют - одно из условий счастливого детства.
2. Воспитание в семье обозначено постоянством и устойчивостью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в различных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день. Такое постоянство воспитательных воздействий является благотворным для нервной системы ребенка, формируется и производит действия - ответы на внешние раздражители. Даже если по содержанию, форме выражения эти воспитательные воздействия не всегда педагогически взвешенные, ребенок знает и предвидит каждый жизненный момент ее ждет. Например, возвращаясь с прогулки в грязной одежде, ребенок заранее готовит себя к негативной реакции мамы, настраивается на эту реакцию и обдумывает как себя вести, «успокоить» маму (попросить прощения, поцеловать, взять щетку и почистить одежду).
3. Семья имеет объективные возможности для привлечения ребенка с первых лет жизни к различным видам деятельности (трудовой, хозяйственной, бытовой, воспитательной отношению к другим членам семьи, ее самой). Если в детском саду дети участвуют в работе иногда, не всегда понимают ее необходимость для окружающих людей, то в семье совсем другая картина. Уже 1,5-2 года ребенок может иметь постоянные обязанности: вечером класть игрушки «спать», подавать дедушке газету, ставить скамеечки для ног перед креслом бабушки. С 3-4 лет ребенку поручают поливать комнатные растения, она помогает сервировать стол, убирать и т.п..
Выражение «дети - зеркало семьи» точно передает содержание ориентации ребенка на совокупность духовных и моральных ценностей, которые культивирует семья. Каждая семья имеет свои представления о добре и зле, свои приоритеты и моральные ценности: в одной на высшую ступень поставлены доброта, милосердие, гуманность, в других - наоборот, царит жестокость. Родители всячески стимулируют и поощряют такие действия, способ поведения, которые соответствуют их представлениям о том, что хорошо, а что плохо.Так, молодой отец учит своего 3-х летнего сына «давать сдачу» при любых конфликтах с ровесниками, не учитывая, что их причинами бывают не только злобность, но и неумение выразить просьбу, импульсивность поведения, некоординированные движений и т.д..
Следуя близких, дорогих людей, соблюдая их «уроков философии», ребенок усваивает формы поведения, способы общения и взаимодействия с людьми, которые его окружают. Упрямая иметь будет, возможно, страдать от упрямства сына, а «воинственный» отец обречен на постоянное выслушивание замечаний учителей вроде «дрался с одноклассником».
Опытные педагоги считают, что семейное воспитание - это, прежде всего, самовоспитание родителей: очень трудно привить ребенку те качества, которых они сами не имеют и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.
Важным фактором становления личности является осознание в лице родителей представителей определенного пола и выработки соответствующей ролевого поведения. Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в этом процессе. Ребенок имеет пример - поведение родителей, наблюдая их отношения, замечает элементы трудового сотрудничества и строит свое поведение на основе подражания представителя своего пола.
Образуя малую группу, своеобразный «микрокосмос», семья в наибольшей степени соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к общественной жизни и поэтапного расширения ее кругозора обогащения опыта. Следует учитывать, что семья - дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), профессиональные «подсистемы» (мама - учительница, папа - шофер, бабушка - медсестра). Это дает ребенку возможность широко проявлять свои возможности, быстро и полно реализовывать потребности.
Таким образом, современные ученые отмечают приоритете семьи в воспитании, оказывается в многомерности форм ее влияния, их непрерывности и продолжительности, в диапазоне ценностей, которые усваивает подрастающий ребенок.

Типы семей и основные недостатки семейного воспитания

Каждая семья, как и человек, имеет свою судьбу. Бывают семьи однодетные, двух-и многодетные, полные и неполные, богатые и малообеспеченные, а дети - родные и приемные, при родных родителях и неродных (отчиму или мачехе), полусироты и сироты. Поэтому условия для семейного воспитания дошкольников складываются различные. Особые трудности возникают при воспитании детей разведенных супружеских пар и сирот при живых родителях.
Бум разводов, что наблюдается на протяжении последних десятилетий и охватил каждую третью брачную пару, не угасает. В Украине ежегодно распадается до 200 тыс. семей. В неполных семьях проживают 146 тыс. детей. На учете в милиции находятся более 17 тыс. родителей, злостно уклоняющихся от воспитания своих детей. Во многих семьях идут распри, которые вызывают супружескую неверность, цинизм, безответственность. Почти 60 процентов детей в таких семьях - сироты при живых родителях.
В Украине около 90 тыс. детей остались без попечения родителей, более 56 тыс. из них находятся на опекунстве (патронате), другие - в школах-интернатах, детских домах, приютах для детей. Это дети алкоголиков, наркоманов, «кукушек», проституток и преступников.Каждый шестой алкоголик - женщина. Участились случаи убийства матерью новорожденного ребенка. Психическими расстройствами страдают 359 тыс. детей, 70 тысяч - инвалиды с детства.
Если не остановить ужасающий процесс вырождения национальной семьи, то будет безвозвратно потеряно все лучше, приобретенное украинским народом. Аномалии в современной семье участились в связи с затяжным экономическим кризисом, распространением безработицы, сокращением сети детских садов.
Катастрофически уменьшилось деторождения. В Украине за последние годы умерло на 1,2 млн. человек больше, чем родилось. На 1000 женщин детородного возраста приходится почти 80 абортов. Каждая шестая женщина страдает от бесплодия. Большую угрозу для семьи составляет так называемая сексуальная революция, СПИД. Негативно сказались на здоровье семьи последствия Чернобыльской аварии, бездумные химизация и мелиорация.
По уровню выполнения воспитательной миссии семьи условно разделяют на 4 типа: 1) благополучные 2) формально-благополучные 3) неблагополучные 4) неполные.
К первому типу относятся семьи, в которых созданы найстриятливиши условия для воспитания детей, есть отец и мать, царят здоровая духовная, трудовая, морально-психологическая атмосфера, согласие, взаимоуважение. Именно такие благородные черты присущи традиционной украинской семье. Эффективность воспитательного воздействия в таких семьях обеспечивается благодаря высокой национальном сознании родителей, их патриотизма, соблюдению народных обычаев и традиций, норм семейно-бытовой культуры, применению прогрессивных достижений семейной этнопедагогики.
Педагогический опыт благополучных семей нужно изучать, популяризировать. Следует знать и принимать во внимание также практику воспитания дошкольников в славных украинских семьях Маркевичей, Чубинских, Шухевичев, Милорадовичей, Косачей, Лысенко, Заклинских, Старицких, Грушевских, сызмальства воспитывали в своих потомках украинский интеллектуальную элиту и дух национальной благородства.
Формально-благополучные семьи, хотя и сохраняют внешнюю благопристойность, что проявляется, в частности, в трудолюбии родителей, добросовестном выполнении ими служебных обязанностей, воспитанности их, однако в семье установились холодные отношения, равнодушие. Здесь нет взаимной заботы и уважения, духовной близости. Каждый член семьи живет своей жизнью и своими интересами. В доме может быть опрятно и чисто, но нет уюта. Воспитательные действия родителей в отношении ребенка стихийные, а требования непоследовательны. В основном мать и отец видят свой долг лишь в том, чтобы обеспечить ребенка жильем, одеждой и питанием, а воспитание «переводят» на детский сад. Неудивительно, что у детей могут оказаться пренебрежение к родителям, игнорирования их требований, пренебрежение своими обязанностями в отношении родителей, материнском языке, неуважением к национальным семейных обычаев и традиций.
Крупнейших хлопот для детского сада, воспитателей и общества наносят неблагополучные семьи. их еще называют трудными. Они затрудняют воспитательную работу детского сада, негативно влияют на процесс становления личности ребенка. В основном в неблагополучной семье растут педагогически запущенные дети.
Причины появления трудных семей разные. Поэтому в рамках этого типа семей социологи выделяют несколько подтипов.
Первый подтип неблагополучной семьи обусловлен неблагоприятными условиями воспитания из-за отсутствия одного из родителей, обычно отца, болезнями или большой занятостью старших, стесненность жилищных условий, нищетой и лишениями. Вследствие таких домашних условиях появляется безнадзорность детей, отставание в развитии, нарушения дисциплины, жизненный пессимизм.
Второй подтип составляют семьи с аномальной поведением родителей - пьянством, бездельем, половым развратом, воровством и другими асоциальными явлениями. На ребенка в таких семьях часто сыпятся грубые ругательства и оскорбления, безосновательные обвинения, жестокие наказания, глубоко травмируют его психику, калечат сердце и душу, искажают поведение. Жизнь дошкольника в такой семье нередко становится невыносимой, что может привести к бегству ребенка из дома или правонарушений.
В семье третьего подтипа наблюдаются длительные распри, ссоры, скандалы, нередко драки между супругами, пагубно влияет на моральное и физическое здоровье детей.
К четвертому подтипа принадлежат семьи, живут в достатке, сплоченные, но господствующими в них обывательские настроения, жадность, скупость, культ вещей.
В последние годы в педагогической литературе выделяют еще подтип неполной семье, т.е. такой, в которой нет одного из родителей.Такая семья может быть благополучной, если в ней уделяют должное внимание воспитанию детей, и неблагополучной, когда она не выполняет своей воспитательной миссии. При любых условиях неполная семья испытывает большие трудности, поскольку компенсировать ребенку отсутствие отца или матери чрезвычайно трудно.
Воспитатель должен знать, к каким типам и подтипам относятся семьи доверенных ему детей, чтобы осуществлять дифференцированный подход к ним. Иногда детский сад имеет дело с семьей, которой присущ весь комплекс патологических явлений. В таком случае прежде всего нужно сосредоточить внимание на самой ребенку, выявить по ней максимум заботы, предостеречь родителей от типичных недостатков в семейном воспитании.
Чаще недостатки в воспитании наблюдаются тогда, когда отец и мать не научились смотреть на своего ребенка как на личность, которая требует душевной ласки, уважения, помощи и защиты, а видят в ней лишний мрака или живую игрушку или забава. Нередко понятие «красивый ребенок» подменяется понятием «удобная ребенок». И вырастают забитые и безвольные дети, из которых впоследствии выходят ничтожества или самодуры, которые всю свою жизнь мстят за подавление, которое потерпели в детстве.
Бывают случаи, когда родители, полны слепой любви к детям, с детства оберегают их от работы, домашних хлопот. Такие дети плохо учатся в школе, вырастают бездельниками и готовы всю жизнь просидеть «на шее у родителей». Попустительство любым детским прихотям также опасное и относится к серьезным недостаткам в семейном воспитании. «Кто детям потаче, тот сам плачет», «Потурай малом, то как вырастет, то будет тебя старость бить», - говорят в народе.
Ошибочно мнение, будто проявление любви и нежности портит детей, главные средства воспитания - строгость, наказания. Такие убеждения родителей отчуждают детей от семьи, и они могут стать нелюдимыми, даже жестокими.
Разумная любовь к детям проявляется в нежности, в заботе без поблажек, в требовательности, органично сочетается с уважением к личности ребенка.
Любовь и дружбу в семье питают общие духовные интересы, совместная работа и досуг, задушевные беседы, уважение к человеческому достоинству.
Большой вред детям наносят родители, которые запугивают детей, применяют физические наказания, убеждены, что без «ремешка» обойтись нельзя. «Ремень не только унижает достоинство ребенка, - предостерегал В.О.Сухомлинский, - ай развращает его душу, пробуждает в ней темные, подлые черты, трусость, человеконенавистничество и лицемерие».
В украинском етнопедагогици этот вопрос толкуется неоднозначно. В одном случае рукоприкладство будто и не отрицается: «Ребенок без прута не вырастет», а в другом эта тема смягчается: «Мать одной рукой бьет, а второй гладит», «Отец по-отечески побьет, по- отечески помилует »или признается бесполезным:« Хорошо ребенок послушает и кивает, а ленивый не боится и кия »,« Добрые дети доброго слова послушают, а злые и палки не боятся ». Народ дает родителям и такую ??мудрый совет: «Учи ребенка не штурханцямы, а хорошими словечками», «Учи дети не Страшко, а лаской» [109].
Стоит напомнить, что педагогика категорически отрицает физические наказания.
Нехорошо, когда свой долг по воспитанию детей молодые родители пытаются полностью переложить на дедушек и бабушек, что приводит к отчуждению детей от их пап и мам.
Нередки случаи разногласий в педагогических подходах к ребенку со стороны отца и матери или со стороны родителей и дедушек и бабушек. Твердость и требовательность одних, мягкость и всепрощенчество других совокупности относится к антипедагогические явлений в семейном воспитании, поскольку формируют фарисеев и приспособленцев, лицемеров и подхалимов.
Самым действенным средством влияния на детей является собственный пример поведения родителей. Поэтому можно представить, какой вред наносят воспитанию аморальные поступки взрослых - обман, лицемерие, праздность, воровство, скупость, пьянство, ссоры в семье, сквернословие.
Алкоголизм, наркомания и токсикомания приводят к деградации личности. Это враги семьи, детства, отцовства и материнства, виновники семейных ссор и человеческих трагедий.
В народном толковании тот, кто пьянствует, оказывает страшное преступление перед своими родителями, семьей, детьми, людьми, перед народом, нацией, Украина («Пьяница и вор - родные братья»).
Говорят, недаром прожил жизнь тот, кто построил дом, выкопал колодец, посадил и вырастил дерево, родил и воспитал детей. Три несчастья у человека: старость, смерть и плохие дети. Старость неизбежна, смерть неизбежна, а от плохих детей, как и от пожара, уберечься можно, если должным образом воспитывать их. На спокойную старость в кругу своих родных и близких имеет право только тот, кто хорошо воспитал своих сыновей и дочерей.


Будущее нашего народа, нации, а следовательно, каждый из нас - в наших детях.