Учите детей математическому логическому мышлению

«Учите детей математическом логическому мышлению » Консультация для родителей.
Сегодня ни у кого не возникает сомнений относительно успехов в подготовке детей к школе в их физическом, психическом, интеллектуальном развитии. Но важно помнить, что еще более чем прежде возрастает роль родителей, каждого взрослого, который соответствует формированию ребенка в семье, обучению его письму, математике, логическому мышлению.
Математическая подготовка ребенка проводится под руководством взрослого постепенно, в процессе систематических понятий, направленных на ознакомление с количественными, пространственными и временными отношениями. Занятия могут проходить в форме игры, беседы, рассказов и пояснения взрослого, а также организации практических действий самих детей (Наложения, приложения, измерения, вырезания, построения, перечисление, письма, штриховки и т. д.). В результате у ребенка формируется знание о том, что окружающая жизнь заполнена многими звуками, движениями, предметами, которые отличаются по своей природе, количеством, формой, величиной в пространстве. Чем точнее у детей знания, тем глубже они понимают окружающую их действительность.

Одновременно с приобретением знаний у малышей развиваются навыки распознавать отдельные предметы и множества, выделять основные их качества, объединять. Оперируя различными множествами (предметами, игрушками, картинками, геометрическими фигурами) ребенок учится устанавливать равенство и неравенство множеств, называть количество определенными словами: больше, меньше, поровну, столько сколько. Сравнение конкретных множеств готовит ребенка к усвоению в будущем понятие. Числа. При организации обучения родители должны обращать внимание на то, чтобы ребенок правильно называл термины: «число», «цифра», «фигура», «величина» и прочее. Обычно, все это требует от родителей целенаправленности и последовательности в работе, а также методической подготовки.

Предлагая разные задачи, рекомендации для организации математических занятий с детьми 3-4 лет. Для развития логического математического мышления родители должны иметь следующий материал: мелкие предметы и игрушки (матрешки, кубики, уточки, зайчики), карточки (картонные листы, на которых будут разлагаться эти предметы), а также силуэты птиц, животных , насекомых, фруктов, овощей, геометрические фигуры (мячи, кубы, круги, квадраты) различные по цвету и по величине. Этот материал необходимо держать отдельно от всех игр , c которыми играет ребенок самостоятельно. Это может быть «волшебный мешочек» или «волшебная шкатулка», в которые складываются игрушки. Материал для каждого занятия родители подбирают в соответствии с метой обучения и предлагают ребенку только тот, который необходим для данного понятия.

Результат работы будет зависеть от того, насколько вы сможете заинтересовать ребенка, как обеспечите ее практическую и познавательную активность на занятии. Так, на одном из занятий взрослый ставит цель: познакомить ребенка с тем, что предметы отличаются друг от друга  по величине, бывают большие и маленькие. Проводятся дидактические игры «Игра с матрешкой» (ребенок открывает матрешку, находит меньшую предыдущей, поставить задачу «Найди маленькую матрешку,« Положи маленькую матрешку в маленькую другую, а затем в большую »и т. д. .). «Игра с пирамидой» (задание аналогичное).

С целью закрепления знаний о том, что предметы отличаются величиной нужно организовывать наблюдения на прогулке: большая и маленькая собачки, грузовая и легковая машины, почему грузовик большой? И т. д. Закрепление знаний о величине можно организовывать и при одевании, раздевании, подготовке к приему пищи, сервировке стола. Например: перед малышом ставят две чашки: «Что это? Подай мне большую чашку, а себе возьми маленькую ». Затем взрослый кладет две разные по величине ложки и говорит: «Найди маленькую ложечку и положи ее в маленькую чашку, большую ложку - в большую чашку».
Мама и бабушка на кухне. Предложите ребенку представить крупную морковь и маленькую. Вот так ненавязчиво родители  помогают ребенку приобрести знания о величине предмета.

Сравнивая предметы, взрослый помогает ребенку устанавливать сходство и различие между ними по цвету, форме, величине, а затем и количественной качества. Выделение этих качеств дает возможность ребенку группировать предметы. Так, убирая игрушки на место, взрослый объясняет действия «Всех кукол осанки полочку, машины - под полочку, кубики - в коробку» и т. д. Или же папа договаривается с ребенком: «Все игрушки будем сравнивать с лисичкой. Те, которые меньше лисички - в коробку, а какие большие - на стол ». Так ребенок составляет множество предметов по их величине и одновременно оценивает количество: маленьких игрушек много, а в больших - мало.

Одевая ребенка на прогулку, мама обращает внимание на ширину шарфика, тесьмы в шапки и т. д. Гуляя по дорожкам, взрослый отмечает их длину и ширину. Рассматривая на улице дома, ребенок дает характеристику величине и количеству дверей, окон.

Организуя игры и занятия с малышом, взрослый должен уделять внимание развитию речи детей, использованию слов «большой», «маленький», «длинный »,« короткий «высокий», «низкий», «широкий», «узкий».
Прежде чем научить считать, узнавать цифры, ребенок должен усвоить элементарное понятие о совокупности предметов - множество, научиться выделять в окружающей среде «много предметов» и «один». Эти элементарные представления и станут фундаментом дальнейших знаний.
Как же научить ребенка видеть в окружающем мире совокупность предметов, выделять один из них?

Первым помощником вашим станут произведения устного народного творчества, те же песенки, потешки, пословицы: читая потешку «Сорока-белобока», нужно сказать, что на руке много пальчиков - много детей в сорок. Аналогично с другими потешками.

Собираясь с детьми на прогулку, не забывайте, что природа также может стать вашим помощником. Собирая шишки, грибы, орехи в корзину, обращайте внимание на то, что вы кладете один орех (гриб, каштан), второй ... и в корзине становится много. Затем угостите всех друзей, всем дали по одному ореху, а в корзине ничего не осталось. Опять собираете в корзину и снова становится много, потому, что положили новые. Взрослый показывает ребенку, что разные предметы могут встречаться в разном количестве и это количество можно обозначить словами «один» или много ».
В процессе выполнения различных упражнений учите ребенка логическому мышлению,  вопрос «Сколько?» (Сколько стало?, Сколько осталось? Каких игрушек меньше?, Почему? Каких игрушек больше и почему ты так думаешь?).

Дети младшего дошкольного возраста должны научиться не только выделять  элементы в множестве, но и уметь сравнивать два множества между собой наложением и приложением. Практичное поэлементное (один к одному) сравнение множеств позволит ребенку увидеть, что больших предметов может быть меньше маленьких, одних и других может быть поровну (столько сколько).
Предложите ребенку помочь вам накрыть на стол, на каждую салфетку нужно поставить тарелку, добавьте еще ??одну тарелку. «Чего больше, а чего меньше? Что нужно сделать, чтобы стало поровну? ». Не спешите помочь ребенку она должна сама найти ответ. Ведь у ребенка развивается логическое мышление. Задачи могут быть разными и с разными предметами.
В результате систематической работы дети усваивают первоначальную количественную воображение, учатся составлять множества из отдельных предметов, находить в окружающей среде количество предметов, устанавливать равенство и неравенство между двумя множествами наложением и приложением, отражать действия в речи.

Знакомя ребенка с формой предметов легче это сделать непринудительно, в игровой форме. Вы моете посуду. Предложите ребенку помочь вам и вместе обследуйте посуду. После этого предложите игровой прием: Кто больше  назовет круглых предметов. В «соревновании» могут принять участие все: папа, мама, бабушка. Ребенок заинтересована, сама ищет предметы круглой (квадратной, треугольной) формы, сравнивая их с другими. Увидев какой-нибудь предмет, предложите определить его форму: «какой формы этот дорожный знак? Почему ты так думаешь? На какую фигуру похоже окно? Почему ты так думаешь? "

Другой  целью упражнения в различении и назывании геометрических фигур можно организовать с ребенком игры «Найди такую ??же фигуру», «Добери колеса к поезду», «Преподавание узора», «Домино» и другие,
Важное значение для развития ребенка имеет ориентир в пространстве. Нужно помнить, что формирование навыков мышления ориентировки в пространстве требует многократного повторения, конкретного показа того, что должна действовать ребенок. Вот некоторые образцы упражнений на закрепление понятий «левая сторона», «правая рука (нога)», «впереди», «сзади»:
1. Поставь стул правой (левой) стороны от себя
2. Поверни голову вправо (влево)
3. Сделай шаг вперед (назад), вправо
4. Возьми в правую руку мяч, а в левую - куб.
5. Стань так, чтобы мишка был позади (впереди).
6. Что расположено впереди (сзади)?
По заданию взрослого дети раскладывают игрушки, картинки на столе или листе бумаги: вверху, внизу, слева направо. При этом широко используются иллюстрации из книг.
Хочется посоветовать родителям, что дав ребенку не спешите ей сразу помогать, дайте возможность ребенку самостоятельно подумать, помыслить, только потом уточняете ответ, дополняете действие, объясняя, почему именно так.