Сущность трудового воспитания дошкольников

Народу присущи трудолюбие, настойчивость в достижении цели, гостеприимство, любовь к родному дому, хозяйственность. Народная мудрость отразила особое уважение к труду: «Без труда не добра», «Кто много делал, тот много знает», «Чтобы человеком стать, надо работать». Праздность - одна из наиболее осуждаемых черт человека и большое несчастье и позор. Счастливой может быть только тот человек, который умеет и любит трудиться: «Счастье не в облаках скрывается, а трудом добывается», «Труд в горе утешает».
Народные средства трудового воспитания и обучения соответствовали определенным этапам жизни: раннем детском, дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возраста. Главное назначение таких средств - убедить детей в жизненной необходимости труда. Народ мудро связывает привычку к труду с существенными потребностями развития личности ребенка: интересом к жизни взрослых и их деятельности, подвижностью, любознательностью.
Трудовое воспитание является целенаправленным процессом формирования у детей трудовых навыков и умений, уважения к труду взрослых, привычки к трудовой деятельности.
Главное средство трудового воспитания детей дошкольного возраста - приучение к самообслуживанию, элементарных трудовых действий, ручной и хозяйственно-бытового труда. Даже самый результат (вымытую посуду, вышитая салфетка и т.д.) для ребенка интересен и полезен.
В дошкольном возрасте трудовая деятельность детей формируется как самостоятельная с присущими ей компонентами: формированием цели, выбором материалов и инструментов, определению последовательности трудовых действий, собственно трудовыми действиями с материалом и орудиями труда, направленными на достижение результата, как реализацию цели.
Ребенок овладевает трудовой деятельностью постепенно на протяжении всего детства. Чем выше уровень развития трудовой деятельности, осознание значимости труда, тем больше возможностей ее использования в целях всестороннего развития ребенка. Итак, трудовая деятельность детей дошкольников имеет большие воспитательные возможности и может быть использована как средство закрепления знаний об окружающем мире, воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело, настойчивости, умения согласовывать действия в совместной с другими деятельности.
Для того, чтобы труд детей была средством морально-трудового воспитания, нужно организовать ее с педагогической целесообразностью. Макаренко отмечал, что труд может остаться нейтральным процессом с точки зрения воспитательного воздействия, когда не обеспечены педагогические условия ее организации. В трудовом воспитании детей важно единство требований семьи и дошкольного учреждения.

Задача трудового воспитания детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание детей дошкольников содержит три группы задач.Первая направлена ??на формирование у детей интереса и положительного отношения к труду взрослых, уважительного отношения к ее результатам на основе знания и понимания их общественного значения, воспитание уважения к человеку-труженику, стремление подражать ее в собственной трудовой деятельности.
Вторая группа связана с формированием навыков трудовой деятельности, умение последовательно выполнять трудовые процессы (выяснять и ставить перед собой цель труда, представлять ход процесса и результат, подбирать соответствующие средства и предметы труда (материалы, инструменты), а также намечать трудовые действия и осуществлять их; руководствоваться в работе общественно значимыми мотивами, участвовать в коллективной работе.
Третья группа задач направлена ??на воспитание личности ребенка в процессе его трудовой деятельности (ответственности, самостоятельности, целеустремленности, инициативности, выдержки) формирование основ трудолюбия (привычки к трудовому усилию, готовности участвовать в трудовой деятельности, умение доводить начатое дело до конца); воспитания поведения и дружеских отношений между детьми (умение работать дружно и согласованно, совместными усилиями в коллективной работе достигать нужного результата, доброжелательно оценивать труд товарищей, оказывать им помощь и т.п.).
Из всех явлений общественной жизни труд отличается как особый вид деятельности, направленный на создание общественно значимых результатов. Знакомя детей с трудом взрослых, педагог демонстрирует весь трудовой процесс и конкретные результаты, раскрывает их значение для удовлетворения потребностей людей. В это время важно подчеркивать направленности трудового процесса на результат, четко определить его структуру: постановку цели, выбор материала, необходимого оборудования, выполнение последовательных трудовых действий и получения запланированного результата. Знания, полученные в такой последовательности, с одной стороны, обеспечивают возникновение у ребенка устойчивого интереса, положительных эмоций, стремление самому научиться такое делать, то есть формируют положительное отношение к труду взрослых и осознание общественно значимых мотивов, с другой - способствуют более глубокому осознанию процесса овладения трудовой деятельностью .
Формирование умений и навыков предполагает сначала установление законченных трудовых действий - простых трудовых умений (расстегивать и застегивать пуговицы, расставлять хлебницы на столах, поливать растения), а впоследствии - усвоение трудовых процессов в целом (полностью накрыть стол к завтраку или обеду, погладить белье для куклы, убрать в уголке природы и т.д.). В старшем дошкольном возрасте дети полностью овладевают умениями и навыками выполнения простых видов труда: самообслуживание (самостоятельно одеваться, причесываться), хозяйственно-бытовых процессов (своевременно и самостоятельно поддерживать порядок), труда в природе (выращивать растения).
Детский труд способствует усвоению сначала трудовых действий, а впоследствии и овладению трудовыми процессами. Под контролем взрослого совершенствуются организационные и трудовые умения и навыки. Постоянное участие в разных видах труда формируется умение и привычку работать систематически, преодолевать трудности, воспитывает организованность, самостоятельность, привычку к трудовому усилию, волевые качества личности.
Труд детей дошкольного возраста по сравнению с трудовой деятельностью взрослого имеет определенные особенности. Самым есть условность, отсутствие общественно значимого результата. Вместе с тем такая работа является результативной, причем результатом здесь выступает не только материальное воплощение (выращенная растение, изготовлены игрушки, накрытый стол), но и моральный фактор: ребенок осознает значение усилий.
Русова, рассматривая вопрос значение труда в развитии ребенка дошкольного возраста, отметила, что «труд должен пробудить в детской душе больше самостоятельной, естественной творчества, дать свободно развиться цельной гармоничной индивидуальности».Педагог выделяла такие характерные особенности детского труда:
1) труд является активность;
2) труд вызывает непосредственное сознательное желание ребенка (интерес, интерес чем-то);
3) работа должна всегда конкретную задачу и реальные последствия (этим она отличается от игры);
4) работа приятная как самостоятельное развитие мышц, как вымышленный самим ребенком средство достичь желаемой цели.
Главной ценностью детского труда является ее воспитательная значимость. У ребенка формируется привычка к трудовому усилию, самостоятельность, ответственность, стремление помочь, инициативность и другие личностные качества. Однако следует помнить, что участие ребенка в трудовом процессе без создания педагогом соответствующих условиях не только не обеспечивает воспитательного воздействия, но и может иметь противоположный эффект. В практике известны факты негативного отношения детей к труду вследствие неправильно организованного привлечения к ней (труд как наказание, трудовые поручения при отсутствии соответствующих навыков, недостаточное внимание воспитателя к результату, неправильная оценка усилий).
Особенностью труда малыша является тесная связь с игрой, проявляющееся на всех этапах дошкольного детства. П.Блонский, исследуя этот процесс, пришел к выводу, что между игрой и трудом нет большой разницы, поскольку высшая форма труда - творческая работа - подобно игре содержит элемент наслаждения от процесса деятельности: здесь работа и игра сталкиваются и творческий труд нередко возникает именно с игры. Однако есть и повседневный труд, к которой у ребенка нет естественного наклона. Осознание ее необходимости происходит только в результате определенной подготовки, которая должна осуществляться постепенно в такой последовательности: сначала - естественная игра, потом - творчество, развивается в игре и побуждает ребенка к творческому труду. На основе природных игр и увлекательной творческой работы формируется и привычка К будничного труда, обременительность и монотонность которой нивелируются интересом и увлечением ребенка своей деятельностью.
Первую подготовку к труду ребенок проходит в игре. Почти в каждом из ее разновидностей имеется определенный трудовой элемент. Игра предоставляет возможность выработать трудовые навыки, поскольку главной темой детских игр является труд. Потребность что-то сделать, создать впервые самой возникает в игре и обусловлена ??именно ее требованиями (например, изготовить необходимый игровой атрибут недостающий). Одновременно у ребенка формируются целеустремленность, волевые качества, игра требует элементов творчества, самостоятельности, инициативности.

Виды труда детей

Главными видами детского труда является самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручная (художественная) труд.
Эти виды предоставляют определенные возможности для решения воспитательных задач: их удельный вес на разных возрастных этапах разная: в младшем дошкольном возрасте всего воспитательное значение имеет самообслуживания, в среднем и старшем особое значение приобретает хозяйственно-бытовой труд (как общественно значимая), в старшем дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть труд в природе и ручной труд.
Воспитательное значение самообслуживания заключается в его жизненной необходимости, направленности на удовлетворение повседневных личных потребностей. Ребенок приучается к порядку и организованной поведения, овладевает всеми компонентами трудовой деятельности (видеть результат труда, устанавливать связь между целью, трудовыми действиями и конечным результатом), становится самостоятельной.
Хозяйственно-бытовая работа направлена ??на поддержание чистоты и порядка в помещении, на отведенном участке, на помощь взрослым в организации режимных процессов и т.п..
В младшем дошкольном возрасте воспитатель приучает детей выполнять простые трудовые действия с близким результатом: помогать помощнику воспитателя накрывать на стол, а воспитателю - в подготовке к занятию, поддерживать порядок на столе во время занятия, а после него убирать материалы, составлять на место игрушки и т.п..
В среднем дошкольном возрасте воспитатель продолжает формировать у детей интерес и желание выполнять задания взрослых качественно, тщательно, охотно. Содержание этого вида труда осложняется вследствие увеличения количества процессов. При этом с помощью взрослого определяют цель работы и последовательность трудовых действий, готовят рабочее место, правильно выполняют посильные трудовые действия с достижением конечного результата, наводят порядок на рабочем месте, проявляют умение работать вдвоем-втроем.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать труд как нужную и серьезное дело. Интерес к трудовому процессу сочетается с интересом к его результатам. Трудовые задания усложняются и отделяются от игры. От эпизодического выполнения трудовых поручений дети переходят к постоянным обязанностей. В этом возрасте решаются программные задачи воспитания положительных взаимоотношений (работать дружно, согласованно, оказывать помощь друг другу), формирование трудолюбия, самостоятельности, активности и т.д..
Организуя работу по самообслуживанию и хозяйственно-бытовую, воспитатель использует различные методические приемы: показ выполнения каждой элементарной действия и последовательности действий, сопровождаемый подробным словесным объяснением, непосредственную помощь при выполнении трудовых действий, личный пример, постоянное напоминание о последовательности действий, использование дидактических игр и приемов, создания игровых ситуаций, поощрения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей, оценка результатов работы, анализ конкретных общественно значимых поступков и т.п..
Работа на природе имеет большое воспитательное и познавательное значение. Особенность ее заключается в том, что дети имеют дело не с предметами, а с объектами живой природы: работают на грядке, в цветнике, ухаживают за животными. Для этого нужно любить их, бережно к ним относиться, иметь определенные знания и навыки. Главным воспитательным задачам является выработка у детей бережного отношения к живой природе, интереса к ней, формирования умений и навыков по уходу за растениями и животными, умение правильно пользоваться орудиями труда.
Труд в природе - это единственный вид продуктивной трудовой деятельности, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель - вырастить цветы, овощи и т.п.. Результаты конкретные и понятные, но их нельзя быстро достичь. Получение удаленного результата требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы.
Ручная (художественная) труд - изготовление изделий из различных материалов: бумаги, картона, ткани и т.д.. Дети делают игрушки-самоделки, изготавливают поздравительные открытки, елочные украшения, персонажей и декорации для кукольного театра, букеты из засушенных растений, плетут коврики для кукол, салфетки и т.п.. Изготовление подарков для родных и друзей имеет большое значение в нравственном воспитании (приучает проявлять внимание к людям, которые окружают, работать для того, чтобы сделать им приятное). Этот вид труда развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, наблюдательность, формирует полезные практические навыки, представления о свойствах материалов, интерес к труду, стремление выполнить работу как можно лучше.