Сущность эстетического воспитания в сенситивный период развития личности

Проблема предмета воспитания - важнейшая для понимания сущности эстетического воспитания. Действительно, если сущность воспитания заключается в воздействии на развитие личности, то на что конкретно направлено воздействие в процессе эстетического воспитания, мы развиваем в человеке?
Определить предмет эстетического воспитания - значит найти в целостном объекте, которым является личность, такую ??его грань, сторону или сферу, которая формируется именно в этом виде воспитания, отличает его от других (морального, религиозного и т.д.), делает специфическим.
Эстетическое отношение проявляется в определенной деятельности человека. Поэтому, как и для любой деятельности, здесь также нужны определенные способности. Способности - имеющиеся личностные свойства, устойчивы психические явления (простые способности: чувства, воля и др.) или их синтез (сложные способности), определяющие готовность человека к активной и продуктивной деятельности (С.Рубинштейн, Б.Ананьев, В.М 'ясищев, А.Ковалев, Костюк, Колесник и др.)..Так, способность к восприятию музыки охватывает такие свойства или простые способности, как чувствительность к высоте звука, абсолютный, гармоничный слух, чувство строя, ритма, систему музыкальных слуховых представлений и т.д.. В сложных способностях психологи выделяют и врожденные элементы, задатки, и такие, развивающиеся на их почве, и свойства, приобретенные в процессе жизни (знания, умения и т.п.). Различают способности специальные (например, математические, музыкальные), связанные с более или менее ограниченной и не для всех людей характерной деятельностью, и способности общие, или генерализованные (за работу и игры, к общению, умственные), присущие всем людям и проявляются в различных сферах жизни. Способность людей к эстетической взаимодействия с миром является сложной генерализованной способностью.
Развитие индивида обусловлено двумя важнейшими достижениями человечества - наследственностью и культурой (материальной и духовной). О соотношении в эстетических способностях врожденного и приобретенного в обществе еще ведутся дискуссии.
Исходя из того, что животные и люди способны от рождения эмоционально реагировать на элементарные зрительные и слуховые раздражители, некоторые ученые считают эти реакции элементарным эстетическим отношением, а роль воспитания видят в пробуждении и развитии у детей данной природой, Богом способности воспринимать и переживать прекрасное, героическое , трагическое в жизни и искусстве. Очевидно, это вызвано непониманием коренной качественной разницы специфических форм человеческого восприятия и переживания (нравственного, эстетического, религиозного и т.д.) от созданного природой.
Чувственность и поведение животных, их «танцы», «пение», как и инстинктивные действия ребенка, определяются физиологическим строением тела. Однако человек - существо общественное, и ее жизнедеятельность детерминирована также строением «тела» общества - способами предметной деятельности, тем, как в обществе организована передача опыта человечества детям и т.д.. Мы имеем достаточно доказательств того, что наследственные качества не определяют характера эстетического отношения.
Произведение не выступал для ребенка с самого начала как эстетический объект, делает вывод после многочисленных исследований Б.Теплов (Добавим: для младенца искусство, как и что-либо другое, не имеет ни религиозного, ни морального, ни какого-то другого смысла - ребенок ничего не стесняется, не имеет кумиров, не стремится к совершенству, пока его не научат этого, потому Маугли не становится проводником человеческих видов отношений в природе). Упомянутые эмоциональные реакции на ритм, яркие цвета и т.д. чисто биологические, являются реакциями органов чувств на соответствующие (приятные) раздражители. Дошкольники негативно реагируют на понятные им, но не яркие по цвету художественные картины, потому врожденной способности воспринимать им недостаточно, чтобы понять, что эти цвета совершенные, безупречные, соответствующие содержанию образов. Итак, с возрастом у детей совершенствуется Не столько естественная абсолютная и дифференцированная чувствительность, сколько умение использовать воспринимаемую разнообразие оттенков цветов и звуков для осмысления содержания предметов, образов в произведениях и для передачи ими своих художественных замыслов.
В результате многолетних исследований динамики эстетического развития детей было обнаружено неодновременность появления в них эстетических оценок различных сфер жизни, а также отсутствие четких возрастных границ относительно уровня эстетического отношения к чему-либо. Это подтверждает мнение психологов, что уровень и характер деятельности детей вносит коррективы в возрастную периодизацию. Именно ведущие виды деятельности, найдены самими детьми и предлагаемые в процессе воспитания, являются теми факторами, которые обусловливают разницу в уровнях как общего, так и любого специального развития. Без соответствующей деятельности отстают от своих ровесников даже дети, щедро одаренные природой.
Итак, собственно человеческие генерализованные способности и функции являются психологическими новообразованиями, по которым наследственные, врожденные механизмы и процессы необходимо комплексом анатомо-физиологических предпосылок, что делает их возникновения, но не определяет их состав и специфической качества. Наличие их и врожденный уровень предопределяют темпы овладения достижениями человечества в зависимости от того, в каких сферах деятельности человек достигает больших успехов, как она переходит от усвоения ценностей в творчестве и т.д..
Есть основания считать, что эстетическое отношение как способ человеческой жизнедеятельности во всем своем объеме является предметом воспитания. В процессе воспитания (во всех его значениях) оказываются природные способности человека, создаются условия для их развития и на основании этого формируется система способностей к эстетической деятельности. Воспитатели стараются развить ее до уровня, обеспечивающего необходимое обществу эстетическое отношение к миру. Так, сущность эстетического воспитания - целенаправленное формирование и развитие подхода человека к миру с потребностью в совершенстве, привлечения ее к потреблению и созданию ценностей эстетической культуры общества, чтобы сделать их ее миром.
К сожалению, в педагогической литературе до сих пор, определяя предмет эстетического воспитания, авторы ограничиваются перечнем различных качеств, процессов, на которые педагог должен влиять (вкус или художественный вкус, чувство, оценки, идеал, суждения, умение творить в сфере искусства и т.п.). Более удачный обобщенный вариант: формировать способности воспринимать, переживать, понимать эстетические ценности, творить по законам красоты. Такие определения (шире или уже, изложены системно или бессистемно) не называют того сформированного явления, элементами которого являются перечисленное. Поэтому педагог не получает целостного представления о сути его эстетически-воспитательной деятельности; общим, связывает все перечисленное в единое целое, в систему, является эстетическое отношение человека к действительности.

Цель и способы экономического воспитания детей дошкольного возраста в Украине и за рубежом

Такие понятия, как экономика и дошкольник, на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Если мы рассматриваем экономику как «разумное ведение домашнего хозяйства», то она должна быть неотъемлемой в воспитании ребенка с первых лет жизни. Следует учесть, что первое знакомство ребенка с основами экономических знаний происходит в дошкольный период, когда, познавая окружающий мир, она впервые узнает, что состояние семьи зависит от работы папы и мамы есть деньги, которые используются для приобретения необходимых вещей . Ребенок начинает понимать понятия: цена, дороже, дешевле, стоимость, остальные т.п.. Маленький покупатель активно реагирует на рекламу, упаковку и понимает комментарии взрослых по этому поводу.
Реальный мир ребенок переносит в свои игры с ровесниками в детском саду, где уже сама играет ту или иную роль. Эта деятельность осуществляется в условной ситуации, часто похожей на реальную: дети «продают», «покупают», «строят», и все это только игра. И несмотря на то, что в детском саду есть элементы реального труда (самообслуживание, работа с бумагой и т.д.), результаты ее не имеют социальной значимости.
Усвоение ребенком экономических знаний происходит двумя способами: в реальных ситуациях в семье и в игре. Ни один из них не является ведущим. В процессе игры ребенок моделирует экономические отношения, возникшие в реальной жизни. Она чувствует противоречие между жизненной ситуацией и игровой. И здесь перед воспитателем встает вопрос выбора, ведь в каждом случае можно учить по-разному.
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста имеет целью усвоения ими доступных понятий по экономике, развитие интереса к экономическим знаниям. Важным является осмысление детьми таких черт, как бережливость, экономность, трудолюбие, честность, умный азарт, умение выигрывать и проигрывать.
Итак, в программе должно быть предусмотрено экономическое воспитание в связи с трудовым и нравственным.
Работу по экономическому воспитанию можно осуществлять двумя путями: предоставлением экономического содержания различным видам детской деятельности и локальной реализацией предложенного содержания программы (в виде микропрограммы), что требует четкого определения времени, места и форм организации деятельности ребенка в педагогическом процессе детского сада.


Анализ программно-методических документов для детских садов, передовой практики воспитания свидетельствует о том, что система целенаправленной работы с детьми дошкольного возраста в этом направлении еще не сложилась, зато для школьников созданы экономические программы. За рубежом уделяют большое внимание подготовке подрастающего поколения к жизни, труду, к зарабатыванию денег и ведения своего дела. Специальные экономические программы ставят целью формирование у детей экономического мышления, воспитание уважения к людям труда, их учат ориентироваться в рекламе, правильно, по назначению использовать карманные деньги, рассчитывать на свои возможности. «Ценности, которые закладываются с детства, приносят в будущем большую отдачу», - замечает доктор философии Б.Фельдман.