Структура дидактической игры

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, которая отличает ее от других игр и упражнений.

Игра, которую используют для обучения, прежде всего должна быть подчинена дидактической цели. Играя, дети выполняют указанные этой целью задачи, достигается игровыми действиями.

Как отмечала А.Сорокина, игровые действия составляют основу дидактической игры - без них невозможна сама игра, они являются своеобразным рисунком сюжета игры.

Обязательным компонентом игры является ее правила, с помощью которых педагог управляет поведением детей в игре, обеспечивая эффективность учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении в целом.

Подбирая дидактическую игру, следует учитывать уровень подготовленности воспитанников, ведь в игре они оперировать уже полученными знаниями и представлениями. Иначе говоря, выдвигая дидактические задачи, необходимо четко определить, какие знания и представления должны усвоить или закрепить дети, умственные операции должны развиваться, а также какие качества личности можно формировать средствами конкретной игры. Четко определено дидактическую задачу, поставленную перед детьми в игре, даст воспитателю возможность должным образом ее организовать, подобрать игрушки, вспомогательные и стимулирующие средства воздействия, определенные материалы.

Главная цель, которую предполагается правила игры, - организовать действия, поведение детей. Правила могут что-то запрещать, разрешать в игре, они моделируют ее сюжет, делают его интересным, оригинальным на каждом повторном этапе ее использования.Соблюдение правил игры требует от детей мобилизации силы воли, умение обращаться к ровесникам, преодолевать и уравновешивать негативные эмоции, в основном могут проявляться вследствие неудачного исхода.

Определяя правила игры, важно ставить детей в такие условия, при которых они получали бы удовольствие от успешного выполнения задачи и достижения цели.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что соблюдение ее правил направляется и контролируется игровыми действиями, которые напрямую зависят от фантазии воспитателя и самих детей.

Немалый раздел дидактики украинской дошкольного составляет народная дидактическая игра, которой свойственна определенная структурная своеобразие несмотря обязательность правил и требований содержания.

Народная дидактическая игра - это игра умственной направленности, предусматривающий использование приобретенных знаний, проявления смекалки, остроумия, активную умственную деятельность. Дидактические игры этого вида имеют захватывающий содержание. В такой игре ребенок учится легко, ненавязчиво, увлекаясь содержанием, даже не замечая процесса обучения.

Структура народного дидактической игры имеет определенную цель, согласно которой педагоги или родители подбирают вид игры.Для детей раннего возраста основная часть содержания игры - индивидуальные, а на третьем году жизни индивидуально-групповые игры-забавы с многократными вправление и повторами. Для дошкольников в основную часть игры наши предки вплетали немало прибауток, считалок, чистомовок, стихотворных текстов. Благодаря синтезу слова и действия (движений) основную часть многократно могли повторять, импровизируя каждый раз содержание. Концовка игры разыгрывалась в зависимости от содержания и цели.


Методика организации и руководства дидактической игрой в разных возрастных группах

Ученые рекомендуют педагогам организовывать и проводить дидактические игры по трем основным направлениям: подготовка к проведению игры, реализация игрового сюжета, анализ полученных результатов.

Процесс подготовки к проведению дидактических игр предусматривает:

- Подбор игр в соответствии с задачами учебно-воспитательного процесса;

- Углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей;

- Активизацию психических процессов (память, внимание, мышление, речь и т.д.);

- Установление соотношения определенной игры с программными требованиями обучения и воспитания детей определенной возрастной группы;

- Определение оптимального времени для проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий время);

- Выбор места для игры;

- Определение количества игроков;

- Подготовку необходимых дидактических материалов для игры;

- Подготовку воспитателя (изучение и осознание течения игры, своего места в ее сюжете, методы руководства и т.п.);

- Подготовку детей к игре (обогащение знаний, представлений о предметах и ??явлениях окружающей жизни, необходимых для решения игровых задач).

Проведение дидактических игр предусматривает:

- Ознакомление детей с содержанием игры, дидактическими материалами;

- Объяснение хода и правил игры;

- Показ игровых действий;

- Определение роли воспитателя в игре (доля его непосредственного участия в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактических задач, игровых правил);

- Подведение итогов игры.

На завершающем этапе педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, кому лучше удалось выполнить задания и т.п..

Анализ результатов проведенной игры направляется на выявление приемов ее подготовки и обеспечения реализации содержания: приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели. Это позволяет усовершенствовать не только подготовку, но и процесс обеспечения игры. Кроме этого, при анализе можно выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, а затем правильно организовывать индивидуальную работу с ними в дальнейшем. Самокритичный анализ использования игры в соотнесении ее с поставленной целью стимулирует варьирования сюжета, обогащения игры новыми материалами в дальнейшей работе.

Прежде чем начать игру, нужно пробудить у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, сюрпризов, вопросов, напоминанием, в какую игру дети играли раньше и т.д..

Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Для его развития характерна определенная динамика. Сначала темп замедленный - усвоение правил, содержания игры. Затем темп ускоряется и на завершающем этапе со снижением эмоциональной напряженности снова замедляется.

Воспитатель от начала и до конца игры сохраняет активность: указывает на неудачные решения, поддерживает шутки, подбадривает, стимулирует детей к активности.

Чтобы решить задачу дидактической игры, нужны сосредоточенность, произвольное внимание, умственные усилия, умения осмыслить правила, полная последовательность действий и т.п.. Все это способствует развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Такие игры позволяют обучать детей рациональных способов решения определенных умственных и практических задач, обеспечивает развивающий потенциал дидактической игры.

А.И.Запорожец отмечал: нужно добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра способствует нравственному воспитанию, развитию у детей общительности. Педагог ставит детей в такие условия, в которых им приходится играть вместе, регулировать свое поведение, уметь уступить, быть справедливым и честным, требовательным.

Итак, управление дидактическими играми должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативности детей, на применение различных способов решения игровых задач, обеспечение доброжелательных отношений между участниками, готовности помогать товарищам.

Малым детям во время игры с игрушками, предметами, материалами должна быть обеспечена возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составные части, снова сложить т.п..

Дети могут многократно повторять идентичные действия, поэтому воспитатель постепенно усложнять игру.

Так, дидактическую задачу: научить детей различать кольца по размеру - реализуется содержанием игровой задачи: собери башенку правильно. Дети хотят знать, как «правильно». Демонстрируя способ действия, воспитатель развивает саму игровое действие и одновременно вводит новое игровое правило. Выбирая кольцо по размеру и надевая его на стержень, он подает наглядный образец игрового действия. Воспитатель, проводя рукой по кольцам, обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровненькой, потому собрана правильно. Так он наглядно демонстрирует новую игровую действие - как проверить правильность сборки башенки - и предлагает детям сделать это самостоятельно.

Развитие заинтересованности дидактическими играми, формирования игровой деятельности у старших детей достигаются тем, что воспитатель ставит перед ними все более сложные задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность детей становится более осознанной, направленной на достижение результата, а не на сам процесс.

Однако и в старших группах управления игрой должно быть таким, чтобы у детей как можно дольше сохранялся положительный эмоциональный настрой, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в игре и испытывали удовлетворение после решения поставленных задач.

Воспитатель определяет для каждой группы последовательность использования игр, имеющих усложняться за содержанием, дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами.

Для детей раннего возраста дидактическая игра - наиболее пригодна форма обучения. Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышей привлекает много предметов и явлений окружающей жизни, происходит интенсивное усвоение языка. Чтобы удовлетворить познавательные интересы детей третьего года жизни, способствовать развитию языка, целесообразно сочетать дидактические игры с целенаправленным обучением на занятиях в соответствии с действующей программой. На таких занятиях успешнее, чем во время игры, формируются и способы обучения: произвольное внимание, умение наблюдать, смотреть и видеть, слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.

В старшем дошкольном возрасте непосредственное обучение вне занятий также предопределяет использование дидактических игр, однако соотношение их меняется: основным становится обучения на занятиях, на которых дети получают систематизированные знания, усваивают элементарные формы учебной деятельности.

Управляя дидактической игрой, педагог прибегает к различным формам организации детей. Если, например, нужен близкий контакт с ними или их друг с другом, то детей сажают на стульчики полукругом, педагог садится в центре. Иногда детей надо разделить на группы и разместить в разных местах; если они «едут в путешествие», то вывести из групповой комнаты. Используется и такая форма организации, когда дети сидят за столиками.

В дидактической игре всегда есть возможность неожиданно расширить и обогатить ее замысел в соответствии с выявленной детьми инициативы, их вопросов, предложений. Умение удержать игру в пределах установленного времени требует большого мастерства воспитателя. Он уплотняет время, сокращая, прежде всего, свои объяснения. Доходчивость, четкость описаний, рассказов, реплик - главное условие успешного развития игры и выполнения намеченных задач.

Завершая игру, педагог должен так направить свои действия, чтобы у детей возникло желание продолжить ее, то есть создать радостную перспективу. Он разрабатывает варианты известных детям игр и создает новые - полезные и интересные.

Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, отведенное для этого в распорядке дня для занятий. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить взаимосвязь между ними и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют занятием. В таком случае цель их - заинтересовать детей, привлечь внимание к тому, что будет на занятиях. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, приобщить уже освоен информацию в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.

Дидактические игры проводят в групповой комнате, в зале, на участке, в лесу, в поле и т.д.. Этим детям обеспечивается широкая двигательная активность, разнообразие впечатлений, непосредственность переживаний и общения.