Содержание понятий и их характеристика относительно периода дошкольного детства

Как следует рассматривать детство? Ответы на где вопрос ученые разных стран мира объединяются в два довольно объемные по содержанию подходы.Это:

- Процесс индивидуального развития ребенка;

- Положение ребенка в обществе, забота о детской популяцию в целом.

Рассмотрим детство как основа для развития будущего человека. На каждом этапе развития ребенка происходит физическое созревание его организма, совершенствование познавательных возможностей; накопления опыта социальной жизни, а также формируются присущие этноса моральные устои.

Социальное становление личности в социуме определяется влиянием семьи, прежде всего усиливает ее ответственность перед обществом в целом и перед личностью, растет, в частности. Характерно, что для современного этапа социального становления присущи такие объективные процессы: рост смертности, увеличение численности инвалидов с детства и количества отклонений в развитии отдельных органов или целых систем; разнообразия мутаций и снижение жизненного уровня детей в социально нефункциональных семьях.

Бездействие реальных государственных институтов является причиной разрушения раннего детства, роста количества случаев асоциального поведения, распространения преступности. Все это ощутимо сокращает детскую популяцию в нашей стране.

Соматическое здоровье как фактор нормального развития ребенка существенно влияет на результаты ее успешности. По данным

О.Кочергы, в Украине по состоянию на 2003 г. на 1000 детей приходится почти 1460 различных заболеваний, из 100 новорожденных только 20 имеют удовлетворительное состояние здоровья. По сведениям ученых, около 70% новорожденных имеют патологические отклонения в развитии, которые появляются еще во время беременности матери и во время родов, 60 -70% детей имеют соматические нарушения еще в начале своего развития, у более 80% детей, которые идут в школу, выявлены отклонения в состоянии здоровья, около 10% детей, поступающих в школу, имеют нарушения психического здоровья [50, 49].

По традиционной периодизации психического развития ребенка дошкольный возраст заканчивается в 7 лет. Кризис 7 лет считается переходным периодом, который условно отделяет младший школьный возраст от дошкольного. Сейчас немало детей начинает обучение в школе не с семи, а с шести лет, в связи с этим возникает много проблем, решение которых требует внимания. Прежде всего это речевые недостатки (у 60% детей, которые идут в школу), нарушения в развитии моторных функций (у 25-30% детей), недостатки в зрительно-пространственных восприятиях и зрительно-моторной координации (30-35% детей). Болезненные дети отстают в физическом и нервно-психическом развитии, у них наблюдаются нарушения поведения, низкая умственная работоспособность, низкая успеваемость [50, 50].

Среди объективных факторов, не только приводят к росту заболеваний, но и невозможным их раннюю диагностику и лечение, ученые называют раннее курение, алкоголизм, ранние половые сношения и т.п.. Вследствие этого впоследствии в здоровье беременной женщины могут оказаться определенные отклонения.

Все больше детей страдают инфекционными болезнями (туберкулезом, дизентерией и др.) увеличилось количество рожденных с травмами опорно-двигательного аппарата в форме ДЦП.

В детском саду накапливаются проблемы из-за отсутствия должного учебно-методического оборудования, неполноценного питания (за 2003-2004 pp. На 15-20% выросло количество заболеваний органов пищеварения детей дошкольного возраста).

Детство следует рассматривать как определенный период бытия человека, обеспечивает ей безопасную жизнь, делает движение вперед, стимулирует процесс взросления. Содействие детям, их развития должно стать определяющим направлением государственной политики в Украине на ближайший период. Растет число детей, рожденных вне брака, усыновленных иностранцами, угрожающие масштабы приобрела детская беспризорность, наблюдается рост числа детей с суи-цидальною поведением. Значительно возросло количество сирот и инвалидов. Только детей-инвалидов дошкольного возраста увеличилось на 15%. Это дети с нервно-психическими заболеваниями вследствие неблагоприятной экологической ситуации, травматизма, после заболевания матери во время беременности, злоупотреблений токсичными веществами, в частности наркотиками. Чрезвычайно актуальным сейчас является учет количества детей в семьях алкоголиков. В таких семьях дети неухоженные, часто голодают, растут агрессивными. Вследствие пьянства родителей дети рождаются болезненными, умственно отсталыми. Ученые советуют работу с этими семьями проводить по следующим этапам:

1 - й этап - убеждения родителей, что их семья нуждается в помощи;

2 - й этап - сведения из поликлиники о состоянии здоровья детей и взрослых становятся предметом конкретного обсуждения и советов;

3 - й этап - изоляция детей от родителей-алкоголиков, обеспечения для них ожоги в учреждениях закрытого типа. В отдельных ситуациях практикуется усыновления.

В любом обществе во все времена были, есть и будут люди, которые нуждаются в опеке. Это не только здоровые дети, но и те, которые имеют отклонения в развитии. Судьбы таких детей разные. Так, в древней Спарте они были обречены на смерть, сейчас в США и Европе дети с ограниченными возможностями получают ощутимую социальную поддержку, происходит интегрирование их в общество здоровых. Очевидным является тот факт, что система украинского дошкольного требует планомерных социальных реформ.

Заметим, что понятие нормы - традиционное для медицины, психологии, педагогики и социологии. В медицине, например, известно около 200 его определений. Однако сложность заключается не столько в определении термина, сколько в толковании его содержания.Так, моральные нормы не могут быть зафиксированы раз и навсегда. Итак, в понятии норма стоит опираться на национальную специфику и сменяемость по времени.

Обобщим: норма - это идеальное образование, которое условно обозначает объективную реальность, определенный среднестатистический показатель, это некий эталон, который объективно отсутствует и к которому все стремятся (например, идеальный газ в физике). Поэтому вводится определенный коэффициент для того или иного явления, понятия, в том числе и для социальных феноменов - развитие, воспитание, обучение и т.п..

Так что все, что не соотносится с нормой правомерно трактовать как отклонение. Современным дошкольникам свойственны определенные нарушения поведения не только вследствие психических заболеваний, но и такие, которые обусловлены педагогическими просчетами взрослых, возрастной незрелостью, незначительными повреждениями мозга в период беременности и родов матери. Такие нарушения можно устранить при условии, что воспитание и уход за ребенком до 7-8 лет здиснюватимуться на должном уровне.


Типы отклонений в развитии детей дошкольного возраста

В педагогике норма и отклонения являются важными для обеспечения надлежащих условий развития ребенка, проектирование его поведения, моделирование, отбора критериев оборудование развивающей среды и т.д..

Отклонения могут быть со знаком + (плюс) и - (минус). Например, одаренность и умственная отсталость, что является ярким примером такой градации.

Отрицательные отклонения тормозят развитие личности в целом, положительные - стимулируют его процессы. Масару Ибука в книге «После трех уже поздно» рассматривает норму и отклонения как определенные критерии, которые регулируются содержание, формы и методы работы с детьми, обеспечивается диагностирования их развития, темнел овладения учебной программой и т.д.. В теории и практике дошкольного воспитания признано 4 группы отклонений: а) физические б) психические в) педагогические г) социальные.

Физические отклонения обусловлены здоровьем и определяются медицинскими показателями, прежде всего результатам антропометрии. Эти показатели являются устоявшимися для анатомии и физиологии, гигиены и педиатрии.

В начале 90-х годов XX в. каждый пятый ребенок рождался больным; 5-8% - с наследственной патологией; 1-2% - с врожденными аномалиями. Поэтому более 10% детей, которые посещали дошкольное учреждение, имели отклонения в развитии, следовательно, обучения и воспитания происходили как особо сложные процессы.

Для детей с ограниченными возможностями (психически и физически травмированы) овладение содержанием учебно-воспитательной работы является

затруднено, если не создать специальных условий с адекватным проектированием дидактико-развивающей среды. Как физические недостатки ученые рассматривают недостаточное функционирование органов и систем детского организма, что приводит к нарушениям речи, эмоциональной сферы, умственном развитии, приводит комплекс трудностей в обучении в школе.

К категории сложных и тяжелых недостатков отнесены болезни зрения, слуха, двигательного аппарата: задержку психического развития (олигофрения, дебилизм, идиотизм, психопатии, в старшем дошкольном возрасте и последующих возрастных периодах - шизофренией, аутизмом, замкнутость ребенка с недостатком потребности в общении).

Задержка темпа психического развития ребенка может быть обусловлена ??педагогической запущенностью, вызванной определенными нарушениями органов центральной нервной системы, а также общим недоразвитием мозговых структур.

К причинам отставания относятся:

- Педагогическая запущенность (вызванная неблагоприятными условиями жизни и воспитания ребенка, длительным дефицитом информации, отсутствием психического стимулирования в сензитивные периоды);

- Задержка психического развития (ЗПР), что выражается в нарушении функций отдельных анализаторов, значительных повреждениях мозговых структур. В результате наблюдаются незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой утомляемости и истощенности, а также нарушение работоспособности во время учебы в школе.

Причинами ЗПР являются заболевания центральной нервной системы, возникшие вследствие патологии беременности матери и ее родов; врожденные заболевания плода и перенесенные ребенком в раннем возрасте изнурительные инфекционные заболевания, общий дефицит положительного эмоционального общения ребенка с окружающими.

Педагоги и родители должны прилагать максимум усилий, чтобы преодолеть ЗПР. К формам коррекционной работы следует включить формирование эмоциональной зрелости ребенка путем коррекции психического инфантилизма, стимулирования психического тонуса. Надо устранять нарушения в познавательной деятельности, способствуя развитию памяти и внимания, что у таких детей являются слабыми из-за дефицита отдельных корковых функций мозга и незначительную подвижность психических процессов.

Наилучших результатов можно достичь при условии коррекции ЗПР с раннего возраста.

В отличие от ЗПР необратимый характер имеет умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений или недоразвитие коры головного мозга.

Одаренные дети отличаются присущей им своеобразием сочетания способностей, обусловливающих успех в выполнении определенной деятельности. Уровень одаренности и талантливости диагностируется содержанием самих способностей, характером результатов труда, имеющие определенную новизну, нестандартность, оригинальность и своеобразие.

Различные способности формируют одаренность лишь при определенных условиях: «Начиная с 2-х лет каждый ребенок становится оригинальным лингвистом. Поистине ребенок является большим интеллектуальным тружеником, который даже не подозревает об этом », - писал Корней Чуковский в книге« От 2 до 5 ». Зато психолог Н.Лейтес, исследовавший способности детей в дошкольном возрасте, приводит убедительные примеры из жизни великих людей. Напомним их. Так, основатель кибернетики М.Вирнер в 12 г. поступил в университет, а в 14 получил свой первую ученую степень. О.Грибоедов ресницы лет поступил в Московский университет, а в 15 закончил его два факультета - словесный и юридический, оба с золотой медалью.

Сейчас ученые работают над новыми методиками выявления одаренных детей, путей помощи в их саморазвитии, самосовершенствовании. Масару Ибука пишет, что до трех лет происходит 70-80% морфофункционального созревания мозга ребенка. В дошкольном возрасте - дети уже заброшены. Актуальным является создание психолого-медико-педагогических комиссий, выполняют следующие функции: обследование детей для выявления особенностей их развития; диагностирования темпов развития и проявления его основных показателей для обеспечения адекватного содержания консультации родителей, создание надлежащих условий для коррекции выявленных затруднений или стимулирования задатков в развития воспитанников.

Понятием педагогические отклонения пользуются в жизни и в науке. Потребность в изучении его специфики и сопроводительных явлений является объективной. Ведь введение госстандартов образования, их вариативность и инвариантная части обязывают к четкого регулирования процесса овладения детьми содержанием образования, например с базовым компонентом дошкольного образования в Украине. Согласно устоявшихся стандартов ребенок должен усвоить определенный объем знаний. Теперь же, как отмечалось, лишь 45% детей в Украине находятся в детских садах. Итак, в первый класс придут разные дети, как правило, не готовы к обучению по действующим программам. Объективно актуализируются проблемы функционирования в сельской местности детских садов-школ, работа по месту жительства заброшенных детей, а также детей из неблагополучных семей (функционально несостоятельных, в частности с асоциальными устремлениями) и детей-инвалидов.


Теории отклонений и их регулятивно-правовые функции в теории детства

Каждая из затронутых проблем предусматривает безотлагательное решение вопросов по адаптации в микро-и макросреде каждого воспитанника, его интеграции в общество здоровых с последующей профессиональной подготовкой.

Дети с девиантным, т.е. асоциальным поведением (детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, безнадзорность, преступность) создают группу тяжелых или трудновоспитуемых Поведение их не совпадает с принятым в теории и практике нормами, правилами, требованиями социума. Ученые определяют причины таких отклонений в поведении воспитанников. Рассмотрим их по группам. Это: бытовые, социально-экономические; техногенные, экологические и политические катастрофы, а также рост детей без семьи.

Поскольку проявлений чистых отклонений не бывает, в основном они взаимообусловлены, им присущ комплексный характер, то важны их профилактика и реабилитация. Остановимся подробнее на девиантному поведению. Главными причинами, которые ее инициируют, ученые считают алкоголизм, наркоманию, проституцию среди детей разного возрастную. Каждый из указанных явлений имеет определенный смысл и формы проявления.

Алкоголизм - явление древнее и традиционное. Во многих странах мира - это социально-политическая проблема, имеющая глубокие политические, культурные и социально-экономические корни. Показательной для этого явления есть его история.

Употреблять крепкие напитки люди начали более 8 тыс. лет назад. Открытие арабским химиком и врачом Альбуказисом Коза этилового спирта (продукта брожения различных растительных веществ) обусловило распространение и употребление этого вещества.Изобретенная в VI в. водка ~ Это находка монахов бенедиктинцев, которые распространили ее в системе действующих в их времена монастырей.

В Киевской Руси употребление спиртных напитков распространилось на все слои населения: князей, бояр, духовенства. Первые попытки запретить пьянство сделали Иван Калита и Василий III. Показательны в этом отношении и постановления Ивана Грозного («Стоглавый Собор»), Б.Годунова, меры Екатерины II и др.. Однако на протяжении веков никакие реформы не дали желаемых результатов.

Причинами такой устойчивости этого явления, считают ученые, заключаются в том, что пьянство отвлекает внимание народа от социально-экономических проблем, от торговли спиртным растут доходы государства. По сравнению с 80-ми годами XX века пьянство выросло в 10,4 раза. Все громче звучат предостережения медиков, ведь употребление человеком более 5 литров спиртного в год вызывает непрогнозируемые изменения в генофонде, рождаются дети с психическими и физическими отклонениями. Сейчас государства, в том числе и Украины, особенно беспокоит раннее приобщение детей к спиртному, ведь это физиологическое адаптации, что не подлежит реабилитации.

С педагогической точки зрения алкоголизм - это форма девиантного поведения, что проявляется в поезде к употреблению спиртного и завершается деградацией личности. Пьянство рассматривают как начальную стадию алкоголизма - хронического заболевания, вызванного систематическим употреблением спиртных напитков.

О детском алкоголизме говорят тогда, когда ребенок очевидно тяготеет к употреблению спиртных напитков. Поэтому она в 3-4 раза быстрее привыкает к ним. Здесь особенно весит анатомо-физиологическое строение детского организма. Мозговая ткань содержит значительно меньше белков, чем воды, в которой алкоголь растворяется и быстро усваивается. Лишь 7% его выводится легкими и почками, а 93% - усваивается и действует как яд на все органы и системы детского организма. Чаще всего дети привыкают к спиртному в раннем возрасте, то есть в дошкольные и младшие школьные годы. Уязвимость к воздействию алкоголя сохраняется еще и в детском и юношеском возрасте, однако с несколько замедленными процессами. В раннем детстве алкоголизации присущ неосознанный, т.е. непроизвольный характер. Способствует этому зачатия в состоянии опьянения, употребления алкоголя матерью во время беременности, вскармливания ребенка материнским молоком, вследствие чего прогрессируют аномалии в физическом и психическом развитии.

Об этом знали еще древние греки. В древнегреческом мифе рассказывается о том, как Гера родила от пьяного Зевса каличного бога Гефеста. Философы и врачи древности, в частности Гиппократ, называли пьянство родителей причиной идиотии, эпилепсии и других тяжелых заболеваний. Нервно-психические болезни детей - обычное явление, если в день зачатия родители употребляют спиртное. Так, в Швейцарии в начале XX в. было обследовано около 8 тыс. детей-идиотов из спецучреждений. Все они были зачаты в день свадьбы, праздников, карнавалов после употребления родителями алкоголя. Плод получает алкоголь через материнскую плаценту, которая не задерживает яд и этиловый спирт. Особенно опасно употребление алкоголя в первые 3 месяца беременности, когда формируется психика и все внутренние органы. Это предопределяет аномалии, уродства-отсутствие рук, ног, пальцев, невозрастания твердого неба, дефекты в половых органах, уплотнения лица, узкие разрезы глаз и т.д..

Алкоголь проникает и в головной мозг, в результате чего возникают водянка, мозговая грыжа, когда дети погибают или остаются калеками на всю жизнь.

Ученые указывают на следующие причины алкоголизации детей дошкольного и младшего школьного возраста:

- Педагогическую необразованность родителей;

- Семейные алкогольные «традиции», формирующих интерес к употреблению спиртного.

Обследование детей в старших группах детских садов свидетельствует, что они довольно точно копируют внешние атрибуты застольных действ взрослых.

К сожалению, у младших школьников спиртное нередко становится атрибутом праздников в современном социуме.

Алкоголизм генетически не передается, наследуется лишь предрасположенность от родителей, что обусловлено особенностями характера. Решающая роль принадлежит окружению и примера родителей и других взрослых, которые непосредственно влияют на детей в сенситивный период их формирования.