Содержание и принципы полового просвещения детей

Половое воспитание не является отдельной сферой воспитательного воздействия на личность, а выступает органической частью процесса личности в целом. Внимание к деятельности воспитанников в различных детских и юношеских объединениях, расширения их диапазона в часы досуга обогащает практический опыт межполовых контактов. Содержание полового просвещения имеет естественно интегративный характер, то есть включает в себя этические, психологические, правовые, физиологические, педагогические и другие аспекты полового поведения. Система сексолого-педагогических знаний ориентирована на общечеловеческие ценности, представляет определенный логическую взаимосвязь различных дисциплинарных знаний, диапазон которых расширяется с возрастом, индивидуальным опытом ребенка.
Содержание полового просвещения основывается на следующих принципах:
- Объективность, правдивость, научность в освещении всего спектра вопросов, инициированных репродуктивной функцией человека, интимными отношениями; разъяснения сложных для понимания вопросов должно следовать из устоявшихся законов природы и общества и быть с ними в гармонии;
- Любая информация и методика ее освещение должно направляться на формирование позитивного отношения к проблемам человеческой сексуальности, культа семьи, личного счастья - как неотъемлемых от чувств дружбы, любви, заботы о ближнем;
- Адресность сексуального просвещения предусматривает доступность информации учитывая возрастные возможности детей, учета воспитателями индивидуальных и социальных условий их развития, накопленного опыта;
- Национальный компонент содержания учебно-воспитательной работы предполагает ее осуществление на основе широкого использования различных видов народного творчества, достижений народной педагогики в воспитании семьянина; традиционным является отношение к семейной союза украинского народа, любви, материнства и отцовства как к большим ценностей в жизни человека ;
- Сексуальное просвещение детей и юношества требует естественного поведения взрослых. Дети часто не осознают связи между обсуждаемым вопросом и эротикой, но им хорошо передается аффектация взрослых. Заголовок эротики должна оставаться в смысле половой просвещения психологически нейтральной, занимая равноправное место среди интересов и проблем детей;
- Последовательность, системность половой просвещения детей и юношества предполагает преемственность в передаче знаний, в осуществлении учебно-воспитательной работы, необходимой для усвоения определенного объема информации.
Таким образом, половое воспитание следует рассматривать как составляющую воспитательного процесса, оперируя характерным только для него понятийным аппаратом, в комплексе с другими составляющими обеспечивает правильный половое развитие детей и овладения ими с дошкольного возраста нормами установления взаимоотношений с представителями противоположного пола. Половое воспитание с дошкольного возраста обусловлено влиянием социально-психологических факторов на социум. Итак, овладение общими нормами морали предполагает не только усвоение на вербальном уровне правил поведения, но и несколько отличное отношение детей к мальчикам и к девочкам. Отличие в поведении в зависимости от пола, кроме социально-педагогических факторов, регулируется в дальнейшем половым созреванием детского организма - физиологическими факторами.

Воспитание у детей полового самосознания

Самосознание является осознанием человеком самого себя как члена определенных социальных групп, сообществ, члена общества, осознание своих взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, собственных действий и поступков, мыслей, чувств и вообще всего разнообразия телесных, духовных, общечеловеческих и индивидуально-своеобразных, неповторимых личностных характеристик.
Самосознание возникает у ребенка очень рано. Обычно, первоначальные, элементарные ее проявления связывают с возникновением языка, когда ребенок впервые заявляет о себе, употребляя местоимение «Я» - «Я - сам». Одновременно есть все основания считать, что на этом этапе жизни у ребенка закладывается база для самосознания и сознания в целом.
Важно с первых лет воспитания ребенка, особенно на начальных этапах ее семейного воспитания, заботиться о том, чтобы заложить конструктивное, адекватное основание для возникновения и развития ее самосознания.
Формируя личность ребенка, родители имеют дело не только с воспитанием человека вообще. их дети - мальчики и девочки. Пройдет не так много времени и они станут юношами и девушками, в сердца которых неожиданно ворвется первый волнующее чувство, что принесет с собой беспокойство, слезы счастья, бессонные ночи, а возможно боль разочарования ...
Нужно с серьезностью задуматься над проблемой полового воспитания. Ведь вырастить настоящих граждан, означает не только воспитать у детей такие качества, как честность, скромность, гуманизм, трудолюбие, патриотизм и т.д.. Формировать личность означает одновременно воспитывать сыновей и дочерей прекрасными юношами и девушками, прививать им высоконравственное отношение к дружбе, любви, помочь глубоко осознавать свою ответственность за судьбу любимого человека, за семью, которую они создадут, за детей, которые родятся, за их воспитание.
Вопросы пола не безразлично и для самого ребенка с того времени, как только она способна осознать свою половую принадлежность, то есть начинает понимать, что она не просто ребенок, а мальчик или девочка. Это становится для нее на всю жизнь важным элементом их самосознания.
Без учета пола конкретного ребенка в процессе его воспитания невозможно формирование полноценной, гармонично развитой личности.
Воспитание ребенка как представителя определенного пола и формирование у нее соответствующей «статевоналежнои» самосознания, способности осознавать свои статевозумовлени обязанности, права, возможности и способности начинается с первого года его жизни. На половую дифференциацию (различение) ребенка влияют не только ее анатомо особенности, определяемые статью, но и социально-психологические факторы.
Уже факту присвоения ребенку мужского или женского имени, родители создают для маленького сына или дочери возможность осознания ими в ближайшее время своей половой принадлежности. Эти возможности резко возрастают с началом овладения детьми языком.
Даже двухлетние дети уже безошибочно ориентируются в том, кого - мальчика или девочки - относятся слова «он», «она». Дети этого возраста изредка допускают ошибки в употреблении родовых окончаний глаголов («ходил», «ходила») и другие.
Как уже отмечалось, что для ребенка дошкольного возраста семья была, есть и всегда будет первым социальной средой, которое определяет ее личностный стержень, ценностные ориентации, предпочтения, культуру. Семья для ребенка является первой школой жизни, нравственности.
В первые годы влияние на ребенка родителей как авторитетных людей является определяющим, бесспорным, доминантным.
Дошкольное учреждение, а затем и школа - «временные приятели», а семья от рождения и до совершеннолетия (а иногда и в течение всей жизни человека) остается фоном, на котором происходит становление личности, развитие ее своеобразного человеческого лица.
Укрепление семьи, гармонизация отношений ее членов, осознание ими своих прав и обязанностей в отношении друг друга, к семье как общности, сведения достоинств семьянина к разряду высших человеческих добродетелей - важное условие успешного функционирования семейного института как такового, что гарантирует обеспечение стабильности государства, его покоя, ее надежного настоящему и будущему.
Чувство своей семьи целесообразно воспитывать с первых лет жизни. Подготовка к выполнению своего жизненного предназначения, различных социальных ролей, в частности интеллигентного сына (дочери), заботливого брата (сестры), почтительного внука (внучки), преданного мужа (жены), любящего папы (матери), надежного друга (подруги) целесообразно начинать с дошкольного детства, когда складывается личность, производится внутренний и внешний кругозор.
Огромное влияние на половую дифференциацию детей, осознание ими своей половой принадлежности оказывают различия в одежде мальчиков и девочек, в играх, которых их учат взрослые в семье. Значение игр с этой точки зрения особенно заметно. Известно, что в играх, в частности сюжетно-ролевых, дети среднего и старшего дошкольного возраста способны уже без помощи взрослого распределять роли в соответствии с пола участников. Исключения допускаются, когда не хватает мальчиков или девочек для «мужской» или «женской» ролей. Случается это и тогда, когда девочка или мальчик, играя в одиночестве, вынуждены сами одновременно выполнять обе роли.Вполне естественно, что девочки чаще любят играть в популярную среди дошкольников игру «дочки - матери». Они бережно и нежно ухаживают своего «ребенка» (куклу): «купают» ее, «кормят», «укладывают спать», «лечат» и даже «обучают» и «воспитывают».Родителям такие игры дочерей приносят большое удовольствие. Они всячески поощряют дочь к подобным играм: покупают ей для этого необходимы игрушки, помогают в овладении соответствующими навыками, следят за соблюдением дочерью определенных правил.
Дети постепенно и все глубже осознают свою половую принадлежность.
Вполне понятно, что такая половая дифференциация в сознании или поведении детей являются результатом воспитательных воздействий взрослых.


Дошкольное детство - возраст первичной половой социализации, окончательного осознания своей половой принадлежности.Ошибочным является представление взрослых о ясельный и дошкольный период как нейтральный в сексуальном воспитании детей. Это возраст приобретения опыта подражания образцов поведения, идентичной половой принадлежности, а также игровой деятельности, которая имитирует феминные и маскулинные профессиональные качества и умения.

Образовательный компонент полового воспитания дошкольников

Образовательный компонент полового воспитания дошкольника направляется на удовлетворение любопытства детей по репродуктивной функции взрослого человека, исполнение роли отца и матери.
Педагогически направленное половое воспитание дошкольников позволяет выработать у детей стойкий иммунитет против «уличной» просвещения, сформировать представление о различиях правил мужского и женского поведения. Воспитательная работа с детьми способствует усвоению нормативных основ девчачьей поведения, выработке санитарно-гигиенических навыков, приобретению определенного эмоционального опыта межполового общения со сверстниками.
Как результат воспитательных усилий семьи, дошкольных учреждений формируются особенности поведения, адекватной половой принадлежности, первоначальные представления о роде, семейная жизнь, о назначении мужчины и женщины в семье и обществе.
Одним из важных мероприятий, направленных на решение указанных проблем является создание и внедрение в практику работы дошкольных учреждений программы полового воспитания.
Цель программы:
- Подать детям среднего и старшего дошкольного возраста основы научных представлений, элементарных знаний о семье как группу родственников, которые живут вместе, о единстве людей, объединенных чувством любви и ответственности, сплоченных общими интересами, обычаями, правилами; актуализировать значимость для ребенка наличии рядом с ней родных и близких людей, которые о нем заботятся, стремятся обеспечить ей счастливое существование;
- Развить у дошкольников потребность в налаживании внутри-семейных отношений; воспитывать культуру поведения со взрослыми и сверстниками, с родными и незнакомыми людьми; сформировать у ребенка «внутренний взгляд» на себя как на частицу семьи, группы дошкольного учреждения, человеческой среды, личности со своими недостатками и достоинствами; вправлять дошкольника в навыках произвольного поведения, в умении регулировать свои эмоции и поведение.
Половое воспитание направлено на культування семьянина, на возрождение у взрослых и на развитие у детей уважительного отношения к своей семье, близких и дальних родственников, родословной. Важно вернуть ребенка дошкольного возраста лицом к человеку - родной, близкой, незнакомой, пробудить в ней интерес к человеческому окружения, наблюдательный взгляд, доверие и открытость людям, готовность быть приятной и полезной им, умение разрешать конфликты, возникающие, избегать споров, налаживать отношения.
Эффективность процесса ознакомления дошкольников с системой знаний о семье и семейных отношениях достигаться при условии углубленного (в пределах возрастных возможностей) проникновения ребенка в сущность предмета его обучения, эмоциональную привлекательность. Доступность материала, наличие у ребенка собственного опыта определенных переживаний - важные условия, способствующие поддержанию заинтересованного отношения дошкольника к предмету разговора, делают пригодными для использования на практике теоретические знания.
В процессе обучения предусматриваются различные формы «погружения» ребенка в материал:
- Прослушивание интересных рассказов взрослых, чтение сказок, рассказов, стихов о семье, человека, друзей;
- Решение детьми загадок указанного направления, изучение пословиц, поговорок; рассказы детьми событий из жизни своей семьи - радостных, праздничных, печальным; самостоятельное составление ими рассказов, сказок, стихов о членах своей семьи; музыкальные, театрализованные представления, пантомимические этюды из жизни людей; лепка, рисование, конструирование на тему «Как я люблю маму», «Вместе с другом», «Грустная человек», «Я горжусь» и др.; самостоятельные наблюдения детей по определенной - несложной программе, выполнение исследовательских задач, тренинг социальных навыков и т.д..
Существуют определенные требования к личностным и профессиональным качествам педагога, который будет осуществлять ознакомления дошкольников с курсом «Семья и семейные отношения».
Среди них важнейшие:
1) взрослый исповедует целесообразность ознакомления детей с основами знаний о семье, человека, его внутреннюю жизнь, добровольно берется за это дело, проявляя здравый смысл, апеллируя к реальной жизни;
2) приспосабливается в процессе обучения к ребенку, ее опыта, возможностей, а не стремится приспособить ее к себе, своему опыту, видение, ценности;
3) облегчает, а не усложняет дошкольнику тяжелую внутреннюю работу, направленную на овладение новыми знаниями;
4) создает в процессе обучения среду, опирается на примеры реальной жизни, обосновывает и четко выражает мысли, отказывается от искусственности, формализма;
5) ориентируется не столько на обучение и образование дошкольника, сколько на его развитие, на пробуждение в ребенке самоактивности, наблюдательности, сообразительности, практической пригодности, умение осуществлять собственный выбор, отдавать предпочтение чему-то или кому-то.
6) развивает у ребенка интерес к жизни, поддерживает жизненные ее силы, создает радостную, спокойную атмосферу, лишает необходимости бояться ошибок, незнания, неумения;
7) однозначно определяет за ребенка чем ей заниматься, о чем и как рассказывать, он не выбирает ее вид, сложность задачи, форму его проведения, материал. Он не заставляет, не требует, не настаивает, а приглашает к действиям, разговоры, поступка, оставляя пространство для фантазии, выбора собственного решения;
8) никогда не прерывает творческую деятельность ребенка. Он уважительно относится к любым проявлениям ее жизни, к ее вдохновения во время ознакомления с миром человека, семьи;
9) при изложении знаний педагог не пользуется наказаниями и поощрениями, освобождает детей от напряженных усилий в овладении элементарной информацией о человеке и семье, отказывается от использования элементов соревнования, не прибегает к сравнительных оценок типа «лучше», «хуже», « хорошо »,« плохо »;
10) не просто транслирует, репродуцирует истину, выражает безапелляционные суждения, а творчески относится к ознакомлению дошкольников с человековедческих знаниями, стремится представить их проблемно, подчеркнуть многогранность, неоднозначность. Он не предохраняет ребенка от «плохой», «неразрешенной» информации, не мешает малышам ставить взрослому «тяжелые», «взрослые» вопросы, не прибегает к тотальному контролю за суждениями.
Ознакомление дошкольников с элементарными научными понятиями о семье и межполовых отношениях происходит в течение пребывания ребенка в детском саду. Работа осуществляется комплексно, в различных жизненных ситуациях - во время занятий, этических бесед, индивидуальных бесед, в процессе общения, на прогулке, при организации самостоятельной работы дошкольников, в ходе специально организованных экспериментальных ситуаций, которые требуют от дошкольника умение решать моральную коллизию , принимать самостоятельные решения.
Работа направлена ??на решение следующих задач:
- Воспитывать у дошкольника устойчивый интерес и положительное отношение к людям, которые его окружают (родных, близких, незнакомых), желание быть приятным партнером в общении;
- Развивать у дошкольника представления о себе и других людей, как человек физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и отличными особенностями;
- Формировать у ребенка «внутренний взгляд» на себя, как на объект познания и переживаний. Закладывать основы для становления рефлексии - способности осознавать свои особенности, то, как они воспринимаются другими, строить свое поведение с учетом возможных реакций других;
- Способствовать действенно-практическом отношению ребенка к окружающей среде в целом, человеческого окружения частности, стимулировать самостоятельность, умение распорядиться собой, осуществить мотивирован сознательный выбор, отдавать предпочтение кому-то и чем-то;
- Поддерживать физическое и психическое здоровье ребенка, его жизнеспособность, радостное мировосприятие, оптимистическое отношение к окружающей среде, чувство юмора, умение умеренно относиться к неприятностям, способность преодолевать трудности на пути достижения цели;
- Развивать чувствительность как свойство личности, перцептивные способности ребенка, умение распознавать состояние и настроение окружающих людей, вести в соответствии с ними, управлять своими эмоциями и обогащать знания о своей семье, род, родословная, семейные реликвии, традиции, правила; знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
- Формировать элементарное представление ребенка о связи индивидуального и общего. Развивать умение оперировать обобщениями вроде «Я - часть семьи», «Семья - доля государства», «Государство - доля Земли», «Земля - ??частица Вселенной»;
- Расширять нравственные представления ребенка о достойных и недостойные поступки, развивать стремление к сознательной построения взаимоотношений на принципах добра, отзывчивости, справедливости. Упражнять ребенка в умении договариваться, согласовывать, распределять, отстаивать, уступать, проявлять сочувствие, помогать;
- Углублять представления детей о поле, содержание понятий «мальчик», «девочка», о разделении человечества на мужчин и женщин. Способствовать половой идентификации, соблюдению детьми этических, эстетических, гигиенических норм и правил поведения в общении с представителями одной и противоположного пола;
- Формировать здоровое отношение детей к половым различиям, отношений лиц обоего пола, к факту рождения, появления на свет живого существа. Обогащать представления детей о любви как начало семьи и зарождения новой жизни.
Разделение программы на определенные структурные составляющие осуществлен по следующим критериям: во-первых, при наличии у детей определенного возраста обыденного представления о предмете изучения;
- Во-вторых, по актуальности тематики для определенного возрастного периода, ее связь с новообразованиями дошкольного детства;
- В-третьих, за отражением в утвержденной Министерством образования и науки Украины Базовой программе развития ребенка дошкольного возраста «Я в мире» (2008).
Программа состоит из пяти разделов, каждый содержит несколько тем. Содержание и количество первых и вторых (разделов и тем в них) варьируются в зависимости от возрастной группы, которой предлагается материал для ознакомления и усвоения.
Спецификой предлагаемой программы является то, что три первых раздела курса «Моя семья», «Из семьи - в детский сад» и «Я вглядываюсь в себя» повторяются во всех возрастных группах. Четвертая тема «Я среди людей» рассчитана только на детей старшей группы, как и пятая, последняя «Я узнаю людей» - только на тех, кому завтра в школу.
Ориентировочный учебный план программы рассчитан на детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Методы реализации программы:
- Информативные (беседы, обсуждения, специально организованные занятия, стимулирования активности дошкольников, «умственная атака», «изобретение», представляет исследовательская задача и т.п.);
- Экспрессивные (создание театрализованных спектаклей, самостоятельное рисование, использование музыки, фольклора, вышиванок и т.п.);
- Оперативные (самонаблюдения, целенаправленное наблюдение за окружением, выполнения творческой работы, тренировочные упражнения, реализация добытого знания в практике общения).
Ознакомление детей с материалами курса можно в концентрированном виде, затем в развернутом и наконец, в детализированном.Методику представления информации, продолжительность и количество занятий с отдельной программной темы или раздела педагог определяет самостоятельно, ориентируясь на возможности конкретных детей.
Приводим ориентировочную схему внедрения в практику работы дошкольных учреждений предложенной программы полового воспитания.


Раздел программы

Заголовок раздела

Тема занятия

Моя семья

Родители

Мамины заботы. Папины руки. Мама устала. Профессия отца. Самая красивая из всех.

 

Родственники

Родители моих родителей. Бабушкины сказки. Прогулка с дедушкой. День рождения братика.Вместе с сестрой. В деревню к тетке. Рождество в прабабушки.

 

Наша фамилия

Сколько мы знаем фамилий. Происхождение фамилии. Предки и потомки. Старейший в роду.

 

Традиции моей семьи

Что такое «традиция»? Наши обычаи. Праздничные обряды. Семейные реликвии.

 

Будни моей семьи

Утром - на работу. Семейный ужин. Разговоры перед сном. Ремонтируем квартиру. 3 мамой - в магазин. Бабушка обижена. Наши обязанности.

 

Выходные и праздничные дни дома

Праздничное настроение. Украшаем свой дом. К праздничному столу. Мама прихорашивается.Покупаем елку. Рождественские подарки. День рождения раз в год.

 

Благосостояние и уют

Мы работаем вместе. Учусь составлять на место.
Готовим ужин. Семейные вечера. Сегодня - день зарплаты. Новая покупка. Приглашаем в гости.

 

Братец
родился

Мама «поправилась». 3 папой - в роддом. Новые хлопоты. Портрет маленького мужчины. Я присматриваю за малышом. Я теперь старший.

3 семьи - в детский сад

Я привыкаю

Первый день в садике. Хочу к маме. Взрослые не плачут. Такого дома нет. Я уже веселый.

 

М

Знакомство. Портрет воспитательницы. Тяжелая работа. Умелые руки. Вторая мама.

 

Я и мы

Главный или второстепенный. Командую и подчиняюсь. Семь «Я» (семья). Двадцать «Я» (детский сад). Вместе интереснее.

 

Новые друзья

Я выбираю друзей. Меня выбирают в друзья. Портрет моего друга. Как мы играем. Любимые дела.
Мы поссорились. Учимся дружить.

 

Как мы
живем

Зачем жить по правилам? Утренник в детском саду. Не хочу опаздывать. Напряженный день.Мама. Воспитательница и я.

 

Чему я научился

Я теперь взрослый. Хочу и должен. Ничего, что не умеешь. Первые шаги. Я убираю. Я сегодня чередую. Или умела я человек?

 

Н
досуг

Учимся отдыхать. Что выбрать? Готовимся к празднику. Родители в гостях в садике. Любимые игрушки.

 

З

Семья - сад - школа. Как ты хочешь в школу? Готовность к школе. Место для занятий. Будущая учительница. Хорошие и плохие оценки.

Я

Общее и особенное

Я и другие люди. Чем я особенный? Такой как другие.

 

Я - мальчик (девочка)

Мужчины и женщины: похоже и особенное. Кто ты? Сын - брат - отец - дедушка. Дочь - сестра - мать бабушка. Мальчиковые (девичьи) дела. Рядом и вместе. Совместные игры.

 

Мое настроение

О человеческих настроения. Какой у тебя настроение? Что вызывает боль? Откуда берется радость. Рисуем грустного человека.
Учись управлять собой. Мое настроение на другие люди.

 

Трудная задача

Трудное и сложное. Хочу и могу. Стремление к цели. Я сам! Об успешности и не успешность.

 

Чем я
горжусь

Гордость и надменность. Достоинства и недостатки человека. Любовь к себе. Уверена ли ты человек? Учимся правильной самооценке.

 

Чего я стыжусь

Зачем человеку стыд? Застенчивость и бесстыдство.
Мои недостатки и недостатки. Как стать сильным человеком?

 

Мои страхи

Откуда берется страх? В страхе разные лица. Страх - враг человека. Рисуем свои страхи.Покажи маме не трус.

 

Я приятный и неприятный

Сколько лиц у человека? Твое обычное лицо. Ты - своими глазами. Ты - глазами других людей.Учимся становиться приятными.

 

Права и обязанности

Хочу и должен. Твои права. Сыновние обязанности. Становимся справедливыми.

Я среди людей (вне дома)

Знакомство

Знакомые и незнакомые люди. Как познакомиться с человеком? Изучаем вежливые слова.Упражняемся в приятном выражении лице.

 

Вежливые
с

Что такое вежливость? Как распознать вежливого человека? Сколько мы знаем вежливых слов?О вежливом сына.

 

Добрые дела

Слова и дела. Дела добрые и недобрые. Учимся помогать людям. О беспомощного человека.
Как распознать эгоиста? Дело и благодарность.

 

В транспорте

Идем в поезде. Громкий разговор. Соседи отдыхают. Хочется бегать. На остановке. У тебя свой груз. Свободное место.

 

В магазине

Как мы с мамой покупали хлеб. Не хочется стоять в очереди. «Купи мне конфеты, мама» Мы с папой выбираем овощи на борщ. Если глаза разбегаются ...

 

На отдыхе

Надо быть осторожным? «Это наше место» Игры на воде. Грязные поляны. Наслаждаемся красотой.

 

Я потерялся

Почему теряются дети Неприятные переживания. Что делать без мамы? Упражняемся в умении помогать себе.

 

Маленький и старенькая

О детстве и старости. Как узнать старого человека? Кому уступили место?
Когда маленький выглядит взрослым?

Я узнаю других

Внешность

Что такое «внешние данные». Высокий и низкий. Толстый и тонкий. Сколько в группе брюнеток? Как мы одеваемся? Особые приметы.

 

Душевное состояние

Глаза - зеркало души. Мама радуется. Папа печальный. Бабушка задумавшись. У соседей горе.Сестренка испугалась. Дедушка размышляет.

 

Половые различия

Моя мама - женщина. Любимые мужские дела отца. Женские украшения. Кем лучше быть?
Зачем существуют мужчины и женщины?

 

Родной язык

Как мы разговариваем? Можно обойтись без языка? Речь внятная и не выразительна. Что такое тональность языка? Учимся красивом речи.

 

Поступки

Действия и поступки человека. Честный поступок. Или смелый мой папа? Ответственность и безответственность. Или самостоятельный человек моя мама?

 

Приятные и неприятные люди

Что такое симпатичный человек? Приятная встреча. От кого зависит наше удовольствие?
Чем приятная твоя мама?

 

Родные, знакомые, незнакомые.

Свои и чужие. Можно любить незнакомого человека? Я дома и вне его. Сколько у тебя близких людей?

 

Общее и отличное

Общий язык. Я похож на папу. Мы с мамой считаем одинаково. Особенность тети Татьяны. Кто похож на тебя?

Оценка уровня знаний и умений дошкольников

В процессе усвоения детьми знаний о семье, человека и самих себя педагог должен осуществлять определенный контроль, определять уровень сформированности определенного знания или умения в конкретной ребенка, сравнивать их со средне-статическими для этого возраста. С этой целью он может использовать такие критерии распределения детей по уровням:
1) глубина и объем знаний, умение сформулировать мнение по поводу определенной темы, обосновывать и отстаивать их (в пределах возрастных возможностей);
2) способность воспроизвести полученные знания через определенный промежуток времени, не прибегая к подсказкам или иной помощи извне;
3) способность самостоятельно обобщить полученные знания, перенести их из знакомых в незнакомые ситуации. С этой целью можно использовать критерии распределения похожих условиях в новых, необычных ситуациях.
По приведенным критериям дошкольников можно разделить на три уровня в зависимости от глубины усвоения знаний и выработки умений.
К первым можно отнести детей, которые достаточно глубоко усвоили знания, без помощи взрослого способны их воспроизвести через некоторое время, способны «перенести» полученные знания в новых условиях, обобщить их (заслуживают оценки «отлично»).
Ко второму уровню усвоения знаний и выработки умений (хорошая оценка) могут быть отнесены дошкольники, которые в целом усвоили предложенные знания, способные их воспроизвести через некоторое время с помощью взрослого, удовлетворяются только конкретным их содержанием (не склонны к обобщениям).
К третьему уровню следует отнести дошкольников, которые характеризуются поверхностными и приблизительным знаниями о семье, человека, себя самих, только при условии помощи извне способны воспроизвести их, не способны обобщить приобретенные знания (удовлетворительная оценка).
При контроле за уровнем знаний и умений педагогу пригодятся приведенные ниже тесты, которые разработали психологи Т.Говорун и О.Шарган.
Тесты (контрольные задания)
1. Нарисуй человека.
Надо обратить внимание на наличие в изображении каждого из перечисленных элементов: голова, руки, ноги, туловище, шея, нос, рот, волосы, ступни, пальцы, кисти, большой палец, уши, брови, одежда ...
Детализация изображения свидетельствует о большей концентрации ребенка на фигуре, о степени ее осведомленности, информированности со строением человека.
2. Выбери из всех перечисленных слов касающиеся характеристики твоей мамы: зеленая, родная, твердая, приятная, колючая, заботливая, прозрачная, стройная, трудолюбивая, света, непоседливый ...
3. Опиши лучшего друга несколькими предложениями.
4. Назови слова, которыми можно заменить слово «радостный».
5. Добери слова, противоположные по смыслу:
веселый, бодрый, довольный, спокойный, смелый, медленный, праздничный, теплый, радостный, красивый, искренний.
6. Закончи начатые предложения:
а) Мама сердится, если я ...
б) Папа доволен тем, что я ....
в) Бабушка радуется, когда все ...
г) Дедушка скучает, если ...
д) Когда я громко говорю, сестренка ...
7. Определи, какие из предложений содержат правильную, а какие - ошибочное мнение:
а) Моя тетя - жена моего отца.
б) Мой папа - взрослый человек.
в) Когда сестра вырастет, она будет моей женой.
г) Дедушка - старый человек.
д) Когда человек сердится, она выглядит приятной.
е) вежливые слова можно обидеть человека.
есть) Трудное дело - это дело, для выполнения которой нужно приложить усилия, подумать.
ж) Самостоятельная человек умеет преодолевать трудности.
с) Родственники - это люди, которые приехали в гости,
и) Пожаловаться на кого-то только плохие люди.
9. Кто выглядит большим:
а) Мужчина или женщина?
б) Мужчина или мальчик?
в) Мужчина или гора?

10. Назови свое имя.