Социализация ребенка в семье

Социализация ребенка, то есть вхождение в мир людей, начинается с самого рождения. Первым человеком в этом процессе становится мать. Именно она отдает ребенку большую часть своей жизни, дает первые примеры любви, нежности, заботы, учит малыша общаться с другими людьми.
Женщина основном направляет воспитательные воздействия семьи на ребенка. Она - директор и методист домашней школы, посредник между: ребенком и миром. Безусловно наука жизни, которую преподают близкие и любящие люди, легче воспринимается ребенком, крепче запомнить 'незапоминающаяся.

Вступая в жизнь, дети должны усвоить много правил, которые сложились в каждом обществе. Это - неписаные законы гуманного отношения к людям, нормы поведения в обществе, правила бережного отношения к природе, требования по использованию предметами быта и т.д.. Содержание этих норм, по которым живет общество, рослые конкретизируют и в доступной форме подают детям: вербально, на собственном примере и т.п..
Ряд общепринятых норм приводит культуру общения людей.частности, обязательным для детей является соблюдение таких из них:здороваться при встрече, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу, не вмешиваться в разговор взрослых, разговаривать вполголоса, приветливым тоном т.д.. Эти нормы настолько привычные, что может показаться, что на них не стоит и останавливаться. Однако некоторые родители и воспитатели, обучая детей правилам поведения, иногда подразумевают только внешнюю сторону, а именно: хорошие манеры. Но хорошими манерами представление о культуре поведения есть не исчерпывается. Надо прежде всего воспитывать у малышей положительное, гуманноеотношение к людям и учить выражать его в поздравлении, благодарности, способе ведения разговора и т.п..
Еще и в детстве малыши должны овладеть правила, которыеопределяют их взаимоотношения друг с другом и со взрослыми.

Важное условие общения - умение внимательно относиться к желаниям своих сверстников и взрослых, считаться, соотносить с ними свою поведение. Но далеко не все дети этим умением обладают.И на это есть много причин. : Семьях родители заботятся лишь об удовлетворении своих сыновей и дочерей: им прежде игрушки и лакомства, развлечения, отдых и лучший кусочек за столом. Здесь можно услышать: "Апельсины только для Тани", «Петрик хочет такой же самокат, как у Павлика. Надо завтра же купить ». Трехлетняя Иринка угощает бабушку конфетой. Бабушка отказывается: "ешь сама,пусть тебе больше Я уже старый, мне не надо ". Такие маленькие ежедневные жертвы постепенно становятся для детей привычным явлением и как норма.
Они понятия не имеют, что взрослым также может хотеться: сладостей, и хорошего наряд, и развлечений. Стараясь как можно больше дать своим чадам, родители отнимают у них драгоценное - чуткое, внимательное отношение к людям, их желаний, запросов, потребностей.

А детям приходится часто расплачиваться за это. Проблема возникает уже в саду, где все равны. Те мальчики и девочки, которые привыкли к привилегированному положению в своей семье, часто чувствуют себя оскорбленными, обиженными, не получая желаемого.
Чтобы предотвратить такие ситуации, родители должны не только не скрывать своих желаний, а выражать их, давать сыновьям И дочерям возможность сделать что-то приятное для них, бабушки или дедушки, брата, сестры, товарища, Иногда даже отказавшись от чего-то в пользу других. Хорошо, когда в семье существует правило: одинаково заботиться обо всех ее членов, следовательно, лакомство приобретаются для всех, всем покупается равноценный одежду, по мере возможности все имеют право на снаряжение для спорта, развлечений и отдыха, в соответствии с интересами игрушки и книги.
Важно, чтобы дети с детства приучались соблюдать тишину, когда взрослые или старшие братья и сестры работают с книгой, пишут, слушают музыку или отдыхают. Научившись этого дома, малыши и в детском саду и в других местах, где много людей, смогут правильно обращаться.
Чтобы дом не превращался в арену боя, надо учить детей считаться с возможностями взрослых по удовлетворению своих желаний, с тем, что родители не всегда могут покупать им лакомства и игрушки, средства семьи тратятся на различные, необходимые для жизни потребности: еду, одежда, содержание квартиры, обучения и т.п.. Это поможет им спокойно мириться с определенными материальными ограничениями и в условиях семьи, и в детском саду и т.д..

Малыши имеют различать состояния взрослых, понимать их, сочувствовать и помогать, если нужно . Например, Ганнусина бабушка старенькая, у нее больное сердце, ей трудно подниматься по лестнице.Девочка сознательно замедляет свой ??шаг, поддерживает под локоть бабушку. А еще не так давно внука нетерпеливо подгоняла старушку, не понимая, почему она так медленно движется, когда сама Аня перепрыгивает через ступени. Научившись принимать во внимание состояние близкого человека, девочка стала более внимательной и к чужим людям - взрослых и сверстников.
Детей нужно учить согласовывать свои желания с конкретными обстоятельствами. Так, шестилетнем Павлику хочется бежать играть с друзьями в разведчиков, но мама пошла в магазин, и парень должен ухаживать меньшую сестренку, пока она вернется. Или еще: Вадик очень хочется посмотреть решающую встречу по футболу, но пора спать. Решить с миром такую ??довольно щекотливую ситуацию помогают игровые приемы: "Твой мишка хочет поиграть с сестренкой".Действенны такие игровые обращения: "Хочу спать. Достаточно смотреть футбол. Завтра посмотрим в повторе", - просит Вадима Петрушка (Буратино, мишка, Чебурашка и др.), взяв малого болельщика за руку и направляясь в спальню и укладываясь в постель (конечно, с помощью мамы).

Воспитанию у детей сочувствие к больному, обиженному обиженного способствует установлению в семье известной "ритуала" выражение соболезнования к потерпевшему: пожалеть, оказать помощь, попытаться исправить неприятное положение. Например, больному можно принести: и подать лекарство, оправить постель, проветрить комнату, как-то поднять настроение, развеселить его.Оскорбленного или обиженного брата или товарища надо утешить, поделиться с ним любимой игрушкой, книжкой, лакомством, помочь выяснить мирным путем отношения с "обидчиком".
Твердо установленным в семье должно быть правило: помогать друг другу в выполнении бытовой работы, оказывать услуги как взрослым членам семьи, так и братьям и сестрам, старательно и охотно выполнять все просьбы близких людей. Например, можно помочь маме помыть, вытереть чайная посуда. Бабушка что-то шьет, а внучка - вытягивает покрывало, засилюе нитку в иголку. Отец ремонт на кухне шкаф, а сын подает ему гвозди, молоток, клей, придерживает что-то, чтобы отцу было легче мастерить. Воспитанная так в семье ребенок, конечно, помогать и воспитательнице, и товарищам в детском саду.
Правилом должно стать уважение к результатам труда всех членов семьи. И это должно выражаться в конкретных поступках. Чтобы белоснежная постель, так старательно вымыть мамой, дольше была чистой, надо систематически мыть перед сном ноги, принимать душ, беречь сшитую бабушкой платье, не пачкать ее, не рвать. Обязательно важно поддерживать порядок и чистоту в помещении, убранном взрослыми. Опрятность ребенка станет ей в особой происшествии в дошкольном учреждении, потом и в школе, и в институте, и на работе.Привычка к порядку, сформированы навыки самообслуживания улучшат повседневную жизнь мальчика или девочки.
Дети не всегда умеют и хотят делиться. Любимой игрушкой, еще не наигрался сам, поэтому как ее отдать кому-либо другому, и вкусная конфета тоже вроде не лишняя.
Чтобы воспитать подильчивисть, надо постоянно упражнять детей в этом, учить их делиться с родителями, близкими, взрослыми, товарищами, братьями и сестрами, с маленькими детьми, еще отказаться от желаемого ради близких людей. Со временем они научатся уступать и товарищам, и даже мало знакомым людям. В условиях пребывания в детском саду подильчивий ребенку легче завязать дружеские отношения с товарищами, а, кроме того, всякий хороший поступок вызывает и соответствующую положительную реакцию других малышей, их желание отплатить добром за добро.

Не стоит ждать, пока случится удобный случай. Обеспечить же постоянное упражнение в добрых поступках основе гуманных чувств можно, введя в жизни дошкольников правило: делиться игрушками, сладостями, книг и другим с детьми и взрослыми. же время нужно учить малышей, как можно договориться с товарищем, когда хочется иметь такую ??же вещь или игрушку , как у него. Обязательным должно быть правило: вежливо попросить желаемую вещь и, конечно же, ни в коем случае не отбирать ее. Так малышам еще предстоит приобрести умение здраво убедить товарища или убедиться самому под влиянием его аргументированных доказательств. Можно учить детей при этом ссылаться на право очередности пользования вещью, на право дружбы.

Например, довольно тщеславный упрямый Вадик никогда не мог устоять, когда любимый его товарищ Толя напоминал: "Я твой друг". А Тамара, отдав сестренке красивую куклу, начала варить для нее "обед", напевая, "Сначала ты, а потом я", имеющие в виду, что куклу они кормить по очереди. В условиях дошкольного учреждения, где игрушки общие и их не так бы то как дома, умение делиться будет немало возможностей упражнения и совершенствования. А в целом это будет способствовать бесконфликтным отношениям в группе.

Если дети научатся доказывать правомерность своих желаний или предложений и признавать такую ??же правомерность желаний ровесника или взрослого, им будет легче договориться друг с другом о совместных занятия, игру, правила и т.п.. Поэтому пригодится правило: чтобы убедить кого-то, надо привести резонные доводы. Знания эти правила и умение пользоваться им позволяет избежать необоснованных настояний, капризы, капризы, упрямства, помогает осознать целесообразность беспочвенность собственных желаний.Умение убедительно доказать собственные желания совершенствоваться в условиях ежедневного взаимодействия со сверстниками, воспитателями, посторонними людьми.

Чтобы воспитывать у детей сознательное поведение, взрослые сами должны взять за правило доказывать ребенку правомерность своих требований.
Таким образом мы видим, содержание приведенных правил предусматривает такие ситуации, при которых обязательно сталкиваются непосредственные интересы двух или более лиц.Правило же, точно определяя нормы поведения, учит детей подчинять непосредственные желания общим требованиям, считаться с интересами других, способствует формированию таких чувств, как доброжелательность, гуманное отношение к людям, общительность.
Не менее важно знакомить дошкольников с правилами, которые охватывают довольно широкий круг бытовых требований ,определяющих поведение детей при пользовании вещами быта, пребывание в детском саду, дома, на прогулке, в транспорте и т.д..
Обязательным для культурного человека является соблюдение правил гигиены. Надо учить малышей ежедневно умываться, часто мыть руки с мылом, а в 5-6 лет чистить зубы. Ребенок должен знать перед умыванием нужно обязательно засучивать рукава, чтобы не замочить одежду, умываться так, чтобы вода не разбрызгивалась, насухо вытираться полотенцем и вешать его на место. Не менее важно содержать в порядке волосы, используя для этого зеркалом и расческой. Любуясь опрятным видом ребенка, вызывая у нее удовольствие от этого, поощряем и в дальнейшем следить за своим внешним видом.
Взрослые должны заботиться, чтобы у ребенка всегда был чистую одежду подходящего размера, в котором бы она хорошо чувствовала. ее обязательно надо научить замечать и устранять беспорядок в одежде: завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т.д. Своевременная помощь и поддержка взрослого, других детей поддерживают первые, иногда неудачные, попытки малышей к самообслуживанию, побуждают к совершенствованию и забытых умений.
В повседневной жизни малыша важно ввести правило бережливого пользования одеждой, игрушками, книгами, другимивещами:
использовать их по назначению, самостоятельно или с помощью взрослых осуществлять мелкий ремонт, после использования класть на заранее отведенное место.
С раннего возраста дети должны привить ряд умений по культуре еды. Этому способствуют правила, определяющие позу за столом: сидеть на всем стула, придвинув его достаточно близко к столу, спину держать прямо, во время еды наклоняться над своей тарелкой. Дети должны знать, блюдо едят ложкой, а какую - вилкой, когда надо пользоваться ножом, салфеткой. Надо научить дошкольниковправильно держаться за столом: есть бесшумно, разговаривать вполголоса проглотив пищу, тактично просить о какой-то услугу за столом. Это может быть, например, вежливую просьбу передать соль, хлеб, блюдо. Надо и самому уметь выполнить чью-то просьбу, а также обязательно благодарить за услугу, за еду. В детском саду есть возможность ежедневного упражнения в соблюдении правил поведения за столом. Воспитателю важно не только не потерять в дошкольном учреждении то, что приобретено ребенком в семье, а, наоборот, поддерживать, развивать и совершенствовать приобретенные навыки.
Не стоит пренебрегать этими правилами. Если родители должным образом не работают над воспитанием указанных умений, а детский сад, в свою очередь, не поддерживает усилий семьи, дети привыкают есть впопыхах, небрежно. Это и некрасиво, и неполезно для здоровья.Впоследствии, когда дети подрастут, им будет стыдно за свои неприглядные манеры, но тогда изменить что-то будет гораздо труднее.
Культура поведения проявляется не только в поступках, но и вречи ребенка. Точное соблюдение законов речи, разнообразие и обогащение словаря, четкое построение фразы, правильная литературное произношение - все это в целом и составляет культуру речи. Постепенно и незаметно, в процессе речевого общения со взрослыми дети приобретают речевых умений. Большое влияние на речи детей производит вещание взрослых, с которыми они живут и общаются. Конечно же, малые перенимают как правильные формы речи, так и его недостатки.
Культура речи включает в себя не только указанные выше качества речи, но и манеру говорить. Дети должны усвоить правила:говорить тогда, когда это необходимо, и только о том, что они знают, высказываться лаконично и убедительно, разговаривать приветливым тоном. Эти умения необходимы детям для налаживания хороших отношений с людьми, которые их окружают. Детей, которые хорошо владеют речью, ровесники охотно принимают в группу, им легче найти общий язык с товарищами, выразить и обосновать свои желания.Спокойный доброжелательный тон обращения способствует установлению дружеских отношений, никогда не приводит к конфликтам. Задорный же или грубый - наоборот, приводит к возникновению недоразумений, ссор. Культура речи производится в малышей непринужденно и подсознательно под влиянием речевых моделей взрослых - членов семьи и воспитателей, которые ребенок подражает, не задумываясь. Итак, первоочередной является требование о правильности речи ближайших взрослых.
Приведенные правила лишь частично охватывают некоторые аспекты жизни. их, как и приемы воздействия, можно варьировать и дополнять в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, в которых находится ребенок.
Кому-то может показаться, что бытовые правила не имеют этического смысла, и это будет ошибкой, поскольку их значение в нравственном воспитании детей несомненно. Соблюдение этих правил необходимо для поддержания общего порядка и хорошего настроения в семье и детском саду. Одновременно они являются регулятором взаимоотношений детей тогда, когда выполнение правил контролируется взрослыми или ровесниками. В таком случае правило выступает критерием требований, что на него можно ссылаться в спорных случаях или в случае недоразумений.
Конечным результатом соблюдения всех правил независимо от их содержания является воспитание у детей умения руководствоваться общими требованиями, ответственно относиться к порученному делу, справедливо разрешать споры, проявлять взаимное уважение, элементы взаимопомощи, умение сочетать свои интересы с интересами товарищей и взрослых, то есть умение вести среди людей.