Систематизации детских компьютерных игр

Уровень технологического развития компьютерных игр намного превышает развитие телевизионных программ или видеофильмов. Быстрый рост спроса на компьютерные игры свидетельствует о том, что дети все больше подвергаются влиянию компьютерных технологий. Однако большое количество компьютерных игр с психолого-педагогической точки зрения не способствует решению образовательных задач.

На первый взгляд эти игры имеют великолепный дизайн, интересные рисунки, сюжеты, они разные по сложности, то есть у них есть все, что нужно для увлекательной игры. Но если присмотреться внимательно к их сюжета, оказывается, что главная задача их - как можно скорее нажимать на клавиши, чтобы добиться ожидаемого результата. Это так называемые бродилки. Такие игры тренируют скорость реакции, однако не стимулируют мышление. Дети видят на экранах рисунки, выполненные в темных, мрачных топах, жестокость. Такие игры способствуют только развитию сенсомоторики и некоторых параметров внимания. А относительно личностных черт, то они просто вредны, так как производят у игроков только равнодушие или даже нетерпимость к окружающим; повышают уровень тревожности, вызывают желание спрятаться в воображаемом мире, где победа дается значительно легче, чем в жизни.

Для детей дошкольного возраста и младших школьников существует немало программ по развитию навыков чтения, правописания, математического мышления, общего развития. Среди них «Приключения Петра и Юли в цветном мире», «Колдовские уроки». они выполнены на высоком художественном уровне, в оригинальном стиле, который, безусловно, заинтересует детей. Они имеют удобную систему меню и игровой сюжет. Программы содержат задания для обучения и развития детей с начальной математики, чтения, письма и т.п..

Существуют также игры, перестроены в сказочных сюжетах. Так, игра «Математика с Аладдином» развивает смекалку и зрительную память, «Али-Баба и сорок разбойников» - ловкость, смекалку и пространственное мышление.

Программа «В гостях у мамы Гусиный» учит детей 3-6 лет чтения, логического мышления, «Азбука Кирилла и Мефодия» - языка и чтения. Для детей есть сборники сказок, для 4-6-летних предлагаются уроки геометрии, программа «Fredi Fish», что способствует развитию нестандартного мышления и умение принимать решения. Для младших школьников предлагаются сборки программ для обучения родному языку, правописания, чтения, элементы английского, французского и других языков, математики, компьютерной грамотности.

Разработаны программы, развивающие память и внимание. Программа «Арт-студия» учит основам рисования. Существуют специальные детские энциклопедии. Все программы сопровождаются красочными рисунками, анимацией, звуковыми эффектами, удобным меню.

Особое внимание следует сосредоточить на обучении правописанию. Устоялось мнение, что, «общаясь» с компьютером, отвечая на его вопрос, выполняя рутинные операции с помощью техники, ребенок никогда не сможет научиться правильно писать. Однако исследования опровергают эту идею. При обучении с помощью компьютера появилась возможность общаться через электронную почту, и это повышает мотивацию к овладению письмом, стимулирует интерес к работе со словом. Широкие возможности корректировки текстов, заложенные в современных текстовых редакторах, которые уменьшают опасения допустить грамматической ошибки. Это также способствует заинтересованности в овладении письменной речью. Тяжелый труд по усвоению правописания трансформируется в интенсивный, высоко мотивирован и очень интересный процесс взаимодействия с компьютером.

Учитывая различные критерии (возрастной, тематический, сюжетный, уровень сложности задач развития и т.п.) компьютерные программы, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, условно можно разделить на следующие подгруппы:

1) развивающие компьютерные игры;

2) учебные компьютерные игры;

3) игры-эксперименты;

4) игры-забавы;

5) компьютерные диагностические игры.

Развивающие компьютерные игры способствуют формированию общих умственных способностей, а также памяти, мышления, внимания.

В учебные программы («Живая математика», «Грамота») относятся те программы, которые непосредственно обусловлены формированием начальных математических понятий, обучением грамоты, чтения, формированием дидактических представлений с основами систематизации, классификации, синтеза, анализа понятий.

В играх-экспериментах цель и правила непосредственно не задано, их скрыто в сюжете или в средствах управления. Поэтому ребенок, чтобы добиться успехов в решении игровой задачи, должен путем проб прийти к осознанию цели и способа действий, является ключом для решения игровой задачи.

В играх-забавах нет игровой задач для развития. Такие игры дают возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результаты в виде «микромультика» («Живые книги»).

Компьютерные диагностирующие игры дают педагогам возможность:

- Определить уровень знаний детей по различным разделам программы (уровень общих умственных способностей);

- Выявить психические и психофизические свойства личности (память, внимание и т.д.);

- Диагностировать творческие способности ребенка;

- Определить уровень готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и школу;

- Осуществить раннее диагностирование отклонений от темпов нормального развития.

К этому классу относятся компьютерные методики експресдиагностування различных функциональных систем детского организма.Соответственно можно создавать и программно-технические средства для корректировки, реабилитации, компенсации детей с отклонениями в умственном или физическом развитии, в том числе и слабовидящих, слабослышащих.


Главные направления работы в детском саду с внедрением HIT. Гигиенические правила работы детей на компьютере

Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса дошкольного учреждения. их используют одновременно с традиционными играми и обучением, не заменяя, а дополняя их, обогащают педагогический процесс новыми возможностями.

В компьютерных играх предлагаются такие элементы знаний, которые в обычных условиях и при помощи традиционных средств дидактики понять усвоить трудно или невозможно.

Дети в компьютерных играх в основном оперируют символами и знаками, поэтому особое значение имеет их психологическая и физическая подготовленность.

Компьютерным играм должны предшествовать игры с обычными игрушками и предметами-заменителями. Поэтапное формирование различных видов традиционных игр создает почву для привлечения детей к играм компьютерных.

Для определения развивающей функции детских компьютерных игр в различные возрастные периоды дошкольного детства особую ценность имеют положения 0.Запорожця: если у ребенка есть устойчивое основание практического, реального, полученного через различные органы чувств опыта, то ребенка можно постепенно переводить к действиям без постоянного опоры на конкретный предмет (звук, запах и т.д.), к действиям с символом и знаком, которые являются его заменителями. Играя, дети не просто механически подражают или по образцу выполняют отдельные операции, они учатся ставить игровое задание и находить пути его реализации в различных условиях.

Выделяются две большие группы способов решения игровых задач в зависимости от действительности, которую дети воспроизводят, - предметные и ролевые.

Компьютерные программы имеют преимущество над другими формами игр: у них ролевые характеристики персонажей, результаты и действия представлены развернуто, а иногда и немного искажено, что дает детям возможность увидеть то, что в жизни есть скоротечным. Они в динамике наблюдают, как малейшее изменение общих усилий влияет на результат.

Компьютерные программы для дошкольников могут быть представлены как игры разных видов. Игровые компьютерные программы могут иметь характер дидактических («Азбука»), сюжетно-дидактических («Построй город», «Веселый клоун»), сюжетно-режиссерских, театрализованных, игр-забав, игр-экспериментов («Фантастические животные» и др. .).

Они не подменяют тех, успешно используются, а также методов и приемов воспитания и обучения дошкольников, дают ожидаемые результаты. Игры на компьютере ребенок присоединяется только при условии своевременного развития предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструкторской, изобразительной и других видов деятельности. Они являются базовыми для формирования конкретного типа действия. В компьютерных играх они могут усваиваться глубже.

Итак, компьютерным играм дошкольников свойственны общие закономерности, как игровой деятельности. Одновременно они имеют определенные правила, специфику, обусловленную технологическими особенностями, а также особенностями психофизиологического воздействия на детей.

Правила компьютерных игр представлены в двух аспектах: внешнем (управление компьютером) и внутреннем (правила по содержанию игры).

Ознакомление ребенка с клавиатурой, «мышкой», внешними правилами выделено как особая задача. Для этого созданы специальные игровые программы, в которых постепенно усложняется управление персонажем на экране компьютера («Колобок», «Веселый клоун»).

Во внутреннем аспекте правила компьютерных игр подобные правил традиционных игр, однако имеют следующие отличия:

1) компьютерные игры строятся по принципу постепенного усложнения игрового и дидактического задач, своеобразно поддерживая ребенка в зоне ближайшего развития;

2) поэтапность, заложенная в программу, часто не позволяет без выполнения задач предыдущего уровня перейти на следующий. В других играх можно с помощью выбора в меню произвольно дозировать уровень сложности задания. В некоторых адаптивных играх программа сама подстраивается под ребенка и предлагает ей новые задачи с учетом ее предыдущих ответов: сложные, если задача выполняется успешно, или проще - если наоборот;

3) для большого количества компьютерных игр, в отличие от традиционных, характерный элемент случайности. В компьютерных программах этот технический прием широко используется для обеспечения в сюжете игры важных психолого-педагогических факторов - новизны, внезапности, неожиданного появления предмета и т.п.. Могут возникать новые персонажи, ситуации, явления и взаимосвязи.Такими, случайно возникают, динамично изменяются даже внутри одной игры, могут быть и сами ее правила, отсутствующие в традиционных играх.

Компьютерные игры в дошкольном детстве имеют особую направленность. Боны не только стимулируют индивидуальную деятельность детей, творческий потенциал, но и является тем важным средством, объединяет их в интересных коллективных играх, когда за одним компьютером играет двое-трое воспитанников.

Компьютерные игры, в отличие от других, делают для ребенка восприятие не только продуктов своей деятельности, но и динамику ее творчества. Все это стимулирует уже в дошкольном возрасте способность объективно оценивать результаты и ход собственной деятельности.

Компьютерные игры имеют значительные преимущества перед другими. Они открывают путь к осознанию своей деятельности, способов ее организации.

Компьютер - средство совершенствования учебно-воспитательного процесса. Внедрение HIT в детском учреждении должен открыть три основных направления работы с детьми, воспитателями, родителями.

Первое направление может быть реализован в таких организационных формах:

а) использование компьютера как средства деятельности ребенка: прокладка компьютерных развивающих игр с детьми от трех до пяти лет во второй половине дня подгруппами;

б) занятия в компьютерном классе со старшими дошкольниками один раз в неделю подгруппами.

Максимальное время пребывания ребенка перед компьютером 15 мин. Когда одна группа работает в компьютерном классе, с другой проводятся занятия согласно расписанию. Желательно при этом чередовать умственную и физическую нагрузку.

Примерная структура занятия с использованием компьютерной техники такова:

1) вводная часть - установка внимания, создания игровой ситуации, опрос, беседа;

2) основная часть - выполнение дидактических задач путем использования методов, приемов, непосредственная работа с компьютером;

3) заключительная часть - анализ игры, итог;

4) двигательная часть - общая релаксация, гимнастика для глаз.

Сочетание различных форм и методов обучения дает воспитателю возможность провести занятия интересно, насыщенно, достичь высокого уровня знаний.

Воспитателю при работе с детьми нужно знать разделение компьютерных программ на подгруппы;

Второе направление - работа с воспитателями. В детском саду должны работать постоянно действующие семинары-практикумы для ознакомления с педагогическими условиями работы в компьютерном классе, программно-методическим обеспечением, путями установления содержательных связей в учебно-воспитательной работе.

Третье направление-работа с родителями. Обязательным является проведение родительских собраний в компьютерном классе. Стоит все время подчеркивать, что родители - активные помощники и союзники детей, давать им возможность увидеть фрагменты занятий, ознакомить их с компьютерными программами.

Следует помнить, что только заинтересованность конкретной развивающей или учебной программе строится итоге интерес к самой информатики.

К гигиенических правил, которые нужно соблюдать, чтобы работа с компьютером не помешала здоровью ребенка, относятся:

1) ограничение во времени: дети до семи лет могут находиться за компьютером не более 15 мин один раз в неделю;

2) под компьютерный зал нужно отвести помещения площадью 40-50 м 2 и разместить в нем 7-8 компьютеров. Практика свидетельствует, что развивающие занятия с компьютером лучше всего проводить с подгруппой детей по 5-7 чел. Размещать их следует полукругом, повернув тыльную сторону компьютера к стене, что уменьшает вредные излучения;

3) оптимальная температура помещения составляет 18-22 ° С, влажность - 62, 58, 52%. Для повышения влажности нужно использовать специальное устройство или резервуары с водой. После каждого занятия помещения следует проветривать;

4) оборудование рабочих мест: одноместный стол из двух частей: на одной части размещен видеомонитор, на другой - клавиатуру.Стульчик со спинкой (поверхность его имеет легко поддаваться дезинфекции);

5) освещение на поверхности 300-500 лк, экрана 200-300 лк. Искусственное освещение - по системе общего равномерного освещения.

В Украинском институте возрастной физиологии на протяжении 6 лет проводились исследования по проблеме безопасного общения дошкольников с компьютером. По результатам сформулированы следующие выводы:

- Максимальная единовременная продолжительность работы на компьютерах: для детей шести лет I-II группы здоровья - 15 мин в день, для детей III группы - 10 мин, для детей пяти лет I-II группы здоровья - 10 мин в день, для детей III группы здоровья - 7 мин, для детей пяти и шести лет, относятся к группе риска по зрению, - соответственно 10 и 7 мин в день;

- Максимальная кратность работы в течение недели для детей пяти-шести лет - 3 раза;

- Дни недели, в которые можно работать за компьютером: оптимальные - вторник, среда, четверг, возможно - понедельник, не допустим - в пятницу;

- Рекомендуемое время дня: первая половина - оптимальный, вторая половина дня - допустим;

- Место в 30-минутном развивающей занятии середина занятия, между вступительной и заключительной частями;

- Стиль поведения воспитателя - стимулирует эмоциональное возбуждение детей;

- Профилактика усталости, в частности зрительного анализатора.

Эффективная специальная гимнастика для глаз (офтальмотренаж).

Ее нужно проводить сразу после работы на компьютере, продолжительность 1,5-2 мин.