Семейное воспитание, его принципы и задачи

Семейное воспитание - это феноменальное явление семейной и общественной жизни, которое появилось в процессе трудовой деятельности людей в связи с необходимостью для молодого поколения овладевать производственно-трудовым опытом старших поколений. Первыми педагогами для ребенка были мать и отец.
За дошкольного детства и в дальнейшем несколько ниже становятся темпы физических и психических изменений в развитии ребенка. К физическим изменениям относим: рост и развитие костей, мышц, внутренних органов, нервной, сердечно-сосудистой системы и т.д.. Психические изменения охватывают развитие всех психических процессов (восприятия, мышления и т.д.), формирование характера, духовно-нравственных качеств, овладение знаниями и умениями. Обзор личность - это человек, сочетающий черты общечеловеческого, национального, общественно значимого и индивидуально неповторимого.
Итак, идеалом семейного воспитания выступала здоровая и счастливый человек с разносторонними знаниями и высоконравственный и трудолюбивая. Принципы семейного воспитания вытекают из закономерностей функционирования родительской педагогики и рассматриваются как положения, определяющие требования к содержанию, организации и методов обеспечения воспитательного процесса в семье.
Рассмотрим принципы семейного воспитания:
- Принцип народности, по которому ребенок должен воспитываться определенными средствами формирования мировоззрения украинского народа, нации в целом;
- Принцип преемственности и преемственности поколений, который обеспечивает взаимосвязи старших и младших поколений, что необходимо для жизни человека и прогресса; передавать семейно-бытовой опыт, духовные, нравственные ценности, знания, умения и навыки младшему;
- Принцип участия в труде;
- Принцип природосообразности и культуросообразности обеспечивает в семейном воспитании опоры особенности природы ребенка; предусматривает ее постепенный вход в сферу культурной жизни, формирование качеств высоконравственной человека в общественной жизни;
- Принцип самодеятельности обеспечивает направления воспитательного воздействия на детей для развития воли, самостоятельного мышления, творческой мысли, свободной деятельности, изобретательности и предприимчивости, выработки рис делового человека;
- Принцип реализации педагогической компетентности родителей спрямовувае их на ознакомление с народной педагогикой, основами воспитания, применение знаний в воспитательной работе, формирование единых требований в семье и детском учреждении.
По этому поводу актуальны рассуждения О.Духновича, отметивший, что «... первоначальное воспитание принадлежит родителям - это самый долг и обязанность ... Родители являются первыми воспитателями своих детей ».
Наиболее ценным является правильное воспитание, полученное в детстве и юности от родителей, в кругу семьи.
Одна из главных задач семейного воспитания состоит в том, чтобы сформировать ребенка способным к постижению ее назначения.Традиционная родительская педагогика - это не что иное, как педагогика жизни. Процесс воспитания в трудовой семье мало чем отличается от ежедневной деятельности всех ее членов. В этом и проявляется основная движущая сила и достоинство семейной педагогики.
Задача семейного воспитания предполагают учета ряда следующих требований:
- Натурализм, согласно которому человек рассматривается как часть природы, она требует неукоснительного заботы, гармоничного развития, совершенствования природных сил, сохранения темпов естественного течения этого процесса и защиты от вредных воздействий. Этот принцип соответствует принципу природосообразности;
- Рационализм, который имеет целью направить родителей на воспитание ума ребенка, его духовное развитие путем усвоения родного языка, фольклора, национальной семейно бытовой культуры, народных искусств;
- Гуманизм - человечное, доброжелательное отношение к ребенку, формирование доброжелательных, искренних отношений между всеми членами семьи, чуткое отношение к человеку в целом, утверждение добра на Земле;
- Эвдемонизм, по которому цель воспитания состоит в достижении счастья, благополучия; этому стремится любой человек и в каждой оно иное по содержанию и форме;
- Социализация и этнизация, имеющие определенное реальное выражение и находят реальное воплощение в пределах конкретной семьи на основе семейного, экономического, духовно-культурной жизни и опыта народа, нации. К главным средств етнизации относятся: материнский язык, национальная, семейно-бытовая и общественная культура, посильное участие ребенка в трудовой деятельности, национальные обычаи, традиции. Основы етнизации закладываются в семье, поэтому родители должны заботиться, чтобы у ребенка сформировалась национальное самосознание;
- Духовность, что обеспечивает влияние на становление мировоззрения и нравственно-этического внутреннего мира ребенка.
Приоритет семейного воспитания, по сравнению с другими воспитательными звеньями, неоспорим. Семья берет под свою опеку ребенка с момента его рождения, заботится о ней во время интенсивного формирования его характера и не упускает из виду, когда она взрослеет. Семья - первый и самый влиятельный воспитатель личности.
Сухомлинский отмечал: «Воспитывает, конечно, семья в целом - ее общий дух, культура человеческих отношений ... Без родительской мудрости форуме воспитательной силы семьи. Родительская мудрость становится духовным достоянием детей »[111].
Процесс семейного воспитания - это совокупность последовательных действий родителей, направленных на достижение надлежащего воспитания своих детей. Они проявляются в целенаправленной, сознательно организованной, развивающей взаимодействия воспитателей и воспитанников, во время которой решается общественно необходимая задача образования детей и молодежи. В развитии ребенка важное значение имеют среда, в которой он воспитывается, и наследственность.
Идеалом семейного воспитания является здоровая и счастливая, всесторонне развитый человек с чувством патриотизма, высоконравственный и трудолюбивая.

Сотрудничество детского дошкольного учреждения с семьей

В основу взаимодействия современного дошкольного учреждения с семьей положено сотрудничество. Инициаторами его установки должны выступать педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работы, а, следовательно, понимают, что ее успешность зависит от слаженности и преемственности в воспитании детей.Воспитатель осознает, что сотрудничество необходимо во имя ребенка, и в этом необходимо убедить родителей. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация ее задач определяют руководящую роль дошкольного учебного заведения по семейного воспитания.
Успех сотрудничества в решающей степени зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.Котирло, Ладывир). Благоприятными они, когда обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в доброжелательном отношении педагога к ребенку, в его компетентности, ценили его личностные качества.
Доверие родителей воспитатель должен заслужить чуткостью, внимательностью к ребенку, искренностью и милосердием. Большое значение имеет также культура общения и тактичность.
Мировая статистика утверждает, что современное семейное воспитание не является эффективным и полноценным, как должно быть.Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитания родителей.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.
Такое образование родителей, осуществляется дошкольным учреждением, должна иметь направленность и цель. Так, специфика работы ясельной группы с семьей определяется, прежде всего, психофизиологическими особенностями детей раннего возраста: быстрое развитие малыша требует своевременной смены задач воспитания и обучения, перестройки методов и приемов педагогической работы.Содержание психолого-педагогического просвещения родителей следует дополнить вопросами охраны жизни, укрепления здоровья, создание условий для правильного физического развития.
Рекомендации по вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, распорядка дня предоставляет родителям не только воспитатель, но и медицинские работники детского сада. При этом советы и рекомендации должны быть не для детей вообще, а для конкретных воспитанников.
Сейчас актуальным является вопрос о том, чтобы превратить дошкольное учреждение на открытую к различным воздействиям, что могло бы значительно обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо «открыть» дошкольное учреждение для родителей и других членов семьи, расширив границы традиционных контактов на праздниках, собраниях и т..
Родители и другие члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Например, Назарова бабушка Мария Ивановна - художница, она с удовольствием приходит в детский сад, показывает детям свои произведения, вводит их в тайне своего мастерства, учит пальчиковой технике рисования: до Рождества в зале оформили выставку детских рисунков и работ Марии Ивановны. Отец Сергея вернулся из Парижа. Его беседа с детьми, сопровождалась показом видеофильма, фотографий, была очень интересной и для сотрудников, и для воспитанников детского сада; однажды Оля привела своего дедушки, и он организовал из мальчиков бригаду по ремонту игрушек. Заказ стали поступать и из других групп.
Привлечение родителей и других членов семьи к образовательной работы детского сада нужно прежде всего для детей. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важным является любовь и благодарность детей к своим пап, мам, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, и в них «золотые» руки.
Еще важнее помочь родителям почувствовать себя «коллективным педагогом», особенно для бабушек и дедушек, им необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше познакомиться с семью каждого воспитанника, понять ее сильные и слабые стороны по воспитанию детей, помочь, а иногда - чего и научиться.
Сотрудничество необходимо педагоги участвовали в психолого-педагогическом образовании родителей; изучали условия воспитания ребенка в семье; привлекали родителей к образовательной работы детского сада.
По результатам исследований Л.Поздняк и Н.Лященко, условиями эффективной работы дошкольного учреждения с родителями являются: целеустремленность, системность; плановость; дифференцированный подход с учетом многоаспектности и специфики каждой семьи; возрастная дифференциация содержания работы, доброжелательность, открытость. Ключевой задачей организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях нового типа является обеспечение взаимодействия семьи с педагогами.
Для согласованной работы семьи и детского сада как субъектов воспитания следует соблюдать следующие требования:
1) сотрудничество должно основываться на взаимоуважении и партнерстве;
2) взаимное доверие является основой сотрудничества. Особое значение в ее укреплении имеет понимание. Каждый субъект должен знать функции всех других субъектов и содержание их деятельности, четко представлять собственную роль во взаимодействии. Именно об этом нужно заранее;
3) определенная духовное единство, основой которой является любовь к ребенку, восприятие ее как свободной личности, понимания проблем становления человеческого достоинства, взросления и творческого развития.
Таким образом, все стороны должны отказаться от физического воздействия и психического давления на ребенка, от принуждения, уважать право ребенка на свободный выбор. Каждая из сторон должна взять на себя определенные обязанности.
Дошкольное учреждение обеспечивает: условия для физического и психического развития ребенка и уход за ним во время его пребывания там, условия для развития творческих способностей и интересов; удовлетворение потребности ребенка в эмоционально-личностном общении в детском коллективе, защита от физического воздействия и психического давления на ребенка в любой форме; квалифицированную помощь семье в решении педагогических проблем; активное содействие осознанию ребенком роли доброжелательного и внимательного педагога, а также формирование умения проявлять свою любовь и уважение в общении с ним, родителями и другими членами семьи.
Семья обязуется: создавать оптимальные условия для физического и психического развития ребенка дома, участвовать в развитии творческих способностей ребенка совместно с детским заведением защищать ребенка от любых форм физического воздействия и психического насилия вне детским учреждением; удовлетворять потребности в эмоционально-личностном общении в кругу семьи, способствовать осознанию ребенком роли питомца, члена детского коллектива на основе доверия и доброжелательного отношения к педагогам и других детей.
Педагогический коллектив и семья - это единый организм, объединенный общей целью, гуманными отношениями и высокой ответственностью.
Педагоги и родители на педагогическом совете, в состав которой входят их представители, определяют структуру, содержание и особенности организации учебного процесса в течение года.
Приводим вариант структуры учебного года для дошкольного учреждения:
I. семестра - 01,09 ч в 30.12; семестров II - 16:01 ч в 15:05.
Зимние каникулы - с 31.12 до 15.01; летние каникулы (оздоровительный период) - с 16.05 до 31.08.
Сейчас главной задачей дошкольного воспитания является разрушение барьера между детским садом и семьей. Сотрудничество их не может быть конструктивным, пока детский сад оставаться закрытым учреждением. Родители обязательно должны знать и иметь возможность видеть, как живут их дети, чему их учат, как воспитывают, в какие игры они играют и т.д..
Присутствие родителей в детском саду позволит существенно улучшить жизнь детей, создать домашнюю атмосферу, помочь воспитателю в организации определенной деятельности детей, а родителям объективно оценивать сильные и слабые стороны в воспитании ребенка. Воспитатели получат много дополнительных сведений об индивидуальных особенностях их ребенка, эмоциональный характер общения в семье, формирования трудовых навыков и привычек, для которых семья имеет большие возможности.Открытые, заинтересованы контакты с семьей позволят выявить лучший опыт семейного воспитания и заинтересовать им другие семьи. И родители, и воспитатели лучше понимать ребенка, учитывать его желания, интересы, потребности.


Важным направлением деятельности педагогов дошкольного учреждения должно быть обогащение знаний о семейном воспитании, углубление педагогических знаний родителей, достижения единства воспитательного влияния семьи и детского сада на ребенка. Чтобы такое взаимодействие было эффективным, дошкольное учреждение должно отказаться от монолога, привычки только управлять родителями, зато она предпочесть диалога. Педагогическая помощь родителям должна опираться на тщательное и всестороннее изучение каждой семьи, каждого ребенка.