Рекомендации для родителей дети, которых идут в школу

Дадим рекомендации для родителей дети, которых идут в школу
Конкретными носителями всего того, чем должен обладать ребенок в течение своей жизни, есть взрослые, которые ее воспитывают и обучают.

Воспитание ребенка начинается с его рождения. Какой она вырастет, во многом зависит от его родителей. Родители в семье должны выполнять функции педагога: образовательную (передача жизненно значимой информации), воспитательную (усвоение норм жизни в человеческом обществе), развивающую (повышение индивидуального потенциала).      Поступление в школу - переломный момента жизни ребенка. Он связан с новым типом отношений с окружением (ровесниками и взрослыми), новым видом основной деятельности (учебной, а не игровой). В жизни ребенка меняется все: обязанности, окружение, режим. Это «кризисный период» в жизни ребенка, и эта «кризис» выражается в том, что свои игровые потребности ребенок имеет удовлетворять учебными способами. Процесс адаптации к школьной жизни у детей продолжается по-разному - от 2 недель до 2-3 месяцев (в зависимости от уровня их готовности к школе, психофизиологических особенностей и состояния здоровья). Решающую роль здесь играет сложившийся в дошкольном возрасте уровень готовности к школе, или «школьной зрелости».

Школьная зрелость проявляется в:

1) морфогенетических готовности , предусматривающий физиологическую зрелость (состояние здоровья) и уровень физического развития (развитие мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации, а именно:
• физические показатели длины тела, массы тела;
• особенности развития на этапе дошкольного детства отягощениями развития ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания;
• темп развития в дошкольном детстве (вовремя ребенок начал ходить, говорить);
• состояние соматического здоровья: характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность; сколько раз в прошлом году болел ребенок, сколько дней;
2) интеллектуальной готовности ребенка к школе, что предполагает владение ребенком определенным количеством знаний о явлениях окружающей среды, умение сравнивать, классифицировать и обобщать эти знания, а также определенный уровень развития познавательных способностей у ребенка (мышления, памяти, восприятия, воображения, внимания );
3) коммуникативной готовности , что предполагает владение навыками взаимодействия со взрослыми, сверстниками, а именно: знание моральных норм и правил поведения (умение слушать, не перебивая, умение прощать и извиняться, сочувствовать, учитывать  настроение и желания других людей и т.д.);
4) эмоционально-волевой готовности , что предполагает умение:
• делать не только то, что нравится, но и то, что необходимо сделать (произвольность поведения);
• поставить цель, выявить определенные усилия в случае преодоления препятствий, оценивать результаты своей деятельности.
• понимать и адекватно выражать свои эмоции;
• сознательно подчиняться общим правилам и требованиям;
• внимательно слушать и выполнять самостоятельно простые устные указания взрослого;
• самостоятельно действовать по образцу (точно воспроизводить, действовать по аналогии);
5) мотивационной готовности,  четко сформированную позицию школьника, когда ребенок готов к школе:
• имеет надлежащее представление о школе;
• положительно относится к школьным занятиям, общепринятых норм дисциплины;
• предпочитает урокам грамоты и счета, а не занятием дошкольного типа (рисование, физкультура, трудовое обучение и т.п.);
• признает авторитет учителя.

     Школа с первых дней ставит перед ребенком ряд задач. ей необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, усвоить школьные нормы поведения, приобщиться к жизни в классном коллективе, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима. Выполнение каждого из этих задач напрямую связано с предыдущим достижением ребенка.
Готовность ребенка к школе зависит прежде всего от родителей. Если ребенок посещает детский сад, то это зависит от воспитателей, ведь подготовка ребенка к школе предусмотрена программой детского сада. Но эти программы не полностью учитывают психологические аспекты проблемы.
Особого внимания требуют так называемые «домашние дети», которые не посещали детский сад. Они, как правило, меньше коммуникабельны, труднее устанавливают контакты с учителем и сверстниками, не очень комфортно чувствуют себя в коллективе, боятся оставаться в школе без родителей.
Часто родители, а иногда и учителя, считают основными показателями готовности к школе ознакомления ребенка с буквами, умение читать, считать, знание стихов и песен. Однако исследования показывают, что это влияет на успешность обучения. Отсутствие этих умений не требует специальной индивидуальной работы с ребенком, поскольку их формирование предполагается программой и методикой обучения. Психологическая готовность к школе - это такой уровень психического развития ребенка, который создает условия для успешного овладения учебной деятельности.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ первоклассников

     Хотелось бы повести разговор не об детях, а о нас, взрослых, о нашем отношении к их успехов и, еще важнее, к их неудач. Жаль, но мы, родители, чаще всего нетерпеливые и эгоистичны, хотя оправдываемся «добрыми намерениями». Но, какими бы ни были оправдания, наше раздражение, крики, выяснения отношений, наказания - все это дополнительные стрессовые ситуации, это постоянный детский боль от непонимания и обиды. Чем больше наши старания, чем больше внимания уделяем мы детям, тем выше родительский уровень притязаний, тем больше надежда и желаннее награда - отличные оценки ...
Особое значение при формировании готовности ребенка к обучению предоставляется физиологической адаптации.

Физиологическая адаптация
Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов.
Как проходит этот процесс, изменения в организме ребенка имеющиеся при адаптации к школе в течение многих лет изучали специалисты в области медицины.

Что же происходит в организме ребенка в первые дни обучения:
• низкий уровень и неустойчивость работоспособности;
• очень высокий уровень напряжения сердечно-сосудистой системы;
• низкие показатели координации различных систем организма между собой;
• изменения функционального состояния центральной нервной системы;
• резкое снижение учебной активности;
• снижение работоспособности;
• к концу первой четверти масса тела уменьшается у 60% детей;
• жалобы на усталость, головная боль, сонливость, ухудшение аппетита, плохой сон;
• расторможенность двигательная или вялость, усталость;
• желудочно-кишечного тракта;
• повышение артериального давления.

Первый этап        2-3 недели          ориентировочный , когда в ответ на весь комплекс новых воздействий бурно реагируют все системы организма («физиологическая буря»)
Второй этап      1-2 месяца          неустойчивое приспособление ,
когда организм ищет и находит определенные оптимальные варианты реакций на эти воздействия
Третий этап       до 3-6  месяцев
относительно устойчивое приспособление , когда организм находит наиболее оптимальные варианты реагирования на нагрузку

Большое значение для психического и физического здоровья вашего ребенка имеет не ¬ правильный режим дня.      Несколько советов относительно режима дня:

 

• 12 часов сна с учетом обеденного (1-1,5 ч). Для восстановления сил.
• После школы не спешите сажать ребенка за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха (обеденный сон). Самый время для приготовления уроков с 15 до 16 часов. Занятия вечером безрезультатны, завтра придется все начинать сначала.
• Не заставляйте ребенка готовить уроки за один раз. После 20 мин. занятий необходимы 10-15 мин. «Перерыва».
• Во время приготовления уроков не сидите над ребенком, давайте ему возможность подумать самостоятельно, но если будет нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон и поддержка («Не волнуйся, все получится», «Давай разбираться вместе», «Я тебе помогу»), похвала, даже если что-то не получается, необходимо. Не акцентирует внимание на оценках («Не зря с письма у тебя одни« 2 »и« С »).
Если вы будете придерживаться вышеуказанных пожеланий в воспитании, ваш ребенок вырастет уравновешенным и спокойным.

ПРАВИЛА РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ  В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

1. Способствуйте детской автономности (самостоятельности). Чем больше Вы требуете ее (самостоятельности) во всех сферах повседневной жизни, тем больше сможет ваш ребенок работать с чувством ответственности в школьной сфере. Автономное (самостоятельное) обучение является той целью, в направлении которой вы имеете дело, потому что самостоятельность является важнейшим элементом эффективного и длительного процесса обучения. Хвалите своего ребенка за самостоятельные действия, например, самостоятельное распознавания ошибок.

2. Если Ваш ребенок нуждается в помощи, побуждайте его к тому, чтобы она сама нашла пути решения. Помогите ей благодаря подсказкам, таким как, например, указание на справочники, нахождение правил, отгадывание ребусов и прочее, что может привести к путям решения. Но не подавайте именно решения. Не побуждают своего ребенка только к одному пути решения.

3. Дайте своему ребенку возможность перенести знания из школы на домашний уровень и таким образом практически их усвоить.

4. Признайте достижения ребенка. Отдавайте предпочтение похвале (средствам), а не упрекам. Похвалой и поощрением Вы достигнете чего-то гораздо легче и лучше, чем нытьем, напоминаниями и другими наказаниями.

5. При похвале обращайте внимание на то, чтобы не ограничивать П критикой («Девять, конечно, прекрасно, но без двух глупых ошибок это могло бы быть двенадцать»). Будьте осторожны в обхождении с поощрениями (наградами) как признанием добычи (эффективности).

6. Не ставьте перед своим ребенком завышенные требования. Не делайте их строгими чем требования учителей, например, требуете выполнения дополнительных задач.

7.Будьте образцом в поведении. Требуйте от своего ребенка не более, чем от себя. Ребенок, который, например, видит своих родителей, которые читают, быстрее и сама читать, чем ребенок, родители которого часто сидят перед телевизором.

8.Говорить, по возможности, как можно более позитивно о школе, учителях и предметы. Вашему ребенку достаточно того, что она борется со своими собственными предвзятыми мнениями.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ  ДЕЗАДАПТАЦИИ?

• формируйте позитивное отношение к школе;
• проявляйте интерес к школьным делам и успехов ребенка;
• формируйте адекватную самооценку;
• не перегружайте ребенка чрезмерными занятиями, чередуйте их с игрой;
• учите этических норм общения со сверстниками и взрослыми;
• приучайте самостоятельно преодолевать трудности, которые под силу преодолеть 6-летнему ребенку;
• чаще хвалите, а не упрекайте;
• помните, что каждый человек имеет право на ошибку;
• чаще вспоминайте себя в дошкольном возрасте;
• любите ребенка безусловной любовью, принимайте его таким, какой он есть.

ВАРИАНТЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

1. Дезадаптация как неуспевание.
Причина - педагогическая запущенность. Здесь огромная вина взрослых, потому что они невнимательны или равнодушны к как у ребенка формируются навыки и умения.

2. Дезадаптация как неумение детей произвольно регулировать свое поведение, внимание, адекватно воспринимать требования
Такие учащиеся выполняют задания не по собственной инициативе, а вследствие внешней стимуляции (когда их ругают, заставляют). Подобное проявляется в эмоциональных детей, отличаются высокой чувствительностью, возбудимостью, неадекватностью переживаний и, соответственно, реакций. Они сосредотачиваются на своих внутренних переживаниях, а следовательно, выполняя задания, допускают множество ошибок, невнимательны, заторможены. Это, как правило, является следствием семейного воспитания - «вседозволенности», то есть дети пришли в школу с очень низким уровнем волевой готовности.

3. Дезадаптация как неумение детей войти в темп школьной жизни
Ученики, соматически ослабленные, часто устают, несдержанные. Они пасуют перед трудностями, значительно недооценивают свои возможности.