Развитие теории и практики дошкольного воспитания, его актуальные проблемы и перспективы

Одной из предпосылок развития образования и культуры в Украине является создание национальной системы дошкольного воспитания и разработки ее теоретических основ (исторических, социальных, психолого-педагогических, методических). В Государственной национальной программе «Образование» («Украина XXI века») выработана стратегия развития образования в Украине на ближайшие годы и на перспективу. В частности, с главными направлениями реформирования дошкольного воспитания относятся: комплексное изучение проблем семейного и общественного воспитания в современных социокультурных условиях, установление возрастных нормативов физического, психического и духовного развития детей, создание организационно-методической службы семьи, оптимальных научно-методических условий для деятельности дошкольных заведений различного типа; обновление содержания, форм и методов воспитания и развития детей.

Время требует педагога-новатора, способного вносить в свою деятельность прогрессивные идеи, вводить новшества, изобретать что-то полезное, изменять отжившее новым. Такой педагог - умелый и объективный эксперт: он терпеливо наблюдает за детьми, изучает и уточняет для себя типичные появления каждого, внимательно анализирует факты, выясняет их причины, знакомится с обстоятельствами, производит взвешенные суждения и объективные оценки. Ему присущи высокие личностная и профессиональная культура, творческий потенциал, смелая педагогическая позиция, современное мировоззрение, четкие убеждения, осознание своей ответственности перед жизнью, воспитанниками, семьями, доверивших ему дороже. Такой педагог - сторонник педагогики нового времени.

К актуальным проблемам научной дошкольной педагогики в контексте задач, определенных программой «Образование» («Украина XXI века»), следует отнести изучение особенностей развития духовности ребенка, как доминантного начала в структуре личности, разработка научных основ работы с одаренными детьми, исследования педагогических условий для обеспечение полноценного физического и психического развития ребенка в дошкольные годы.

В программе отмечается, что наука является органической частью образования, базовым элементом и двигателем ее развития.

Концепция национального дошкольного воспитания в Украине основывается на принципах, определенных суверенным правом каждого народа заботиться о своем будущем. Этим документом предусмотрено:

  • формирование гармонично развитой растущей личности, наделенной сознанием, достоинством и стремлением сохранять и приумножать национальную культуру как элемент общечеловеческой;
  • привитие детям детства общечеловеческих морально-этических ценностей;
  • максимальное приспособление к природе ребенка;
  • дифференциацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с индивидуальными задатков, склонностей, способностей, интересов и потребностей каждого воспитанника;
  • гуманизации и демократизации педагогического процесса как важнейшее условие свободного самочувствие ребенка в дошкольном учреждении;
  • независимость учебно-воспитательного процесса от партийного и религиозного направления;
  • социально-педагогическую самостоятельность воспитателей;
  • гармоничное сочетание семейного и общественного воспитания;
  • соответствие организации, структуры и содержания воспитательной системы прогрессивным достижением этнопедагогики и мировой педагогической мысли;
  • культивирования знаний, возбуждения интереса и стремления к учебе и труду;
  • овладения современными достижений в соответствии с социально-культурных требований времени и научно-технического прогресса;
  • сохранения национальной психологии, генотипа нации;
  • возрождения национальной культуры;
  • овладения родным языком;
  • ознакомление с историей родного народа как источником духовности и мудрости;
  • раскрытия географических особенностей как богатства родного края [9].

Развитие общественного дошкольного воспитания на ранних этапах истории человечества

Как средство нравственного воспитания следует рассматривать фольклор (сказки, легенды, пословицы, поговорки), что доносил новым поколениям правила и нормы поведения в различных жизненных ситуациях.

В Древней Греции зачатки педагогической теории возникли в виде идей о воспитании детей дошкольного возраста в семье. До нас дошли сведения о спартанскую и афинскую системы воспитания.

Задачей воспитания в Спарте была подготовка будущих граждан-воинов.Зато в Афинах детей рабовладельцев воспитывали гармонично, пытаясь сочетать умственное, нравственное, эстетическое и физическое факторы формирования идеального человека. В формировании основ педагогической теории особое место занимали взгляды выдающихся древнегреческих философов Платона и Аристотеля, ведь именно Платону принадлежит определение таких важных понятий, как сущность воспитания и обучения, соотношение общественного устройства и воспитания.

Он обосновал идею о целесообразности создания государственной системы воспитания детей свободных граждан, начиная с раннего возраста. Едва ли не впервые в истории развития образования маленьких философ отметил игру как на важное средство воспитания, определив основные требования к лицам, которые им занимались [1, 2].

Идею о необходимости обеспечения гармоничного развития личности впервые сформулировал Аристотель. Содержание такого развития охватывал физическое, умственное и нравственное воспитание. Особенно значимым является рассуждения философа о том, что дошкольный период следует выделять как особый и важный этап формирования личности.

В этот период одновременно с разнообразными играми, утверждением Аристотеля, следует как можно шире использовать рассказы, развивающие ум. С пятилетнего возраста ученый советовал целенаправленно готовить детей к обучению в школе.

При феодализме воспитания детей претерпело огромное влияние католической религии. По ее догмами, каждый человек является носителем греховного начала. Поэтому с ранних лет следует подавлять в детях стремление к шалостям, земных радостей, игр и развлечений и укрощать подобные проявления суровыми мерами, в частности, физическими наказаниями.

В XIV-XVI вв., В эпоху Возрождения, общественное мнение вновь возвращается к человеку. Меняются взгляды на ребенка, которого гуманисты рассматривают уже как природное существо с правом на радостную жизнь. Гуманизм Возрождения направлен на защиту интересов детей аристократов, детей народа из бедных семей продолжали воспитывать под строгим влиянием церкви.


Выдающиеся ученые прошлого и современности об общественном дошкольное воспитание

Великий педагог ЯнАмос Коменский, начав научную педагогику, особое внимание сосредоточил на воспитании детей с первых лет жизни. Сейчас этот возрастной период соотносится с дошкольным детством. Я.А.Коменского отмечал, что благодаря воспитанию с любого ребенка можно сделать человека.

Педагог обосновал одну из первых периодизаций возраста человека.Характеризуя периоды ее развития (детство, подростковый возраст, юность, возмужалость), он уделял особое внимание первому, который длится 6 лет.Коменский считал, что в этот период, когда происходит усиленный рост и развитие органов чувств, младшие дети должны воспитываться в материнских школах, в семье, управляемой мудрыми матерями, обладающие педагогическими способностями и больше всего любят своих питомцев.

Работа Коменского о воспитании детей дошкольного возраста «Материнская школа» была первой в мире программой и руководством по дошкольному воспитанию, а изложенные на ее страницах педагогические идеи не потеряли своей актуальности и сейчас.

Дошкольное детство Я.А.Коменского рассматривал как период подготовки не только к дальнейшему систематическому обучению в школе, но и к жизни в целом. Он считал, что материнская школа призвана способствовать накоплению детьми конкретных представлений и определил объем элементарных знаний об окружающей среде, которыми должен овладеть ребенок в дошкольные годы.

Труд «Материнская школа» Коменский написал более трех с половиной века назад, но и сейчас остается неоценимым вкладом в создание научной теории дошкольного воспитания.

Большое значение для развития теории дошкольного воспитания имели труды выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Он считал, что каждый ребенок имеет унаследованные задатки, которые нужно развивать. Руководствуясь принципом природосообразности, он требовал от педагогов учитывать возрастные возможности и своеобразие каждого ребенка.

Песталоцци первым осознал необходимость строить обучение с учетом закономерностей психического развития ребенка. Учитывая особенности детского восприятия, он предложил постепенно переходить в процессе обучения от элементов к целому, от близкого к далекому, от простого к сложному, соблюдая одновременно непрерывности и последовательности образовательного воздействия.

По умственного воспитания, ученому принадлежат два чрезвычайно важных положения: о необходимости широкого использования наглядности в обучении и о развивающее обучение, т.е. обучение, обеспечивающего не только накопление информации, но и развитие способностей, готовить детей к будущей самостоятельной деятельности. Эта идея оказалась настолько плодотворной, что получила развитие в трудах коллег Песталоцци, учеников, создателей теории и практики дошкольного воспитания в разных странах и в разное время.

Первые попытки общественного дошкольного воспитания детей рабочих осуществил английский ученый Роберт Оуэн, организовав «Новый институт для создания характера». В состав института вошли: ясли (дети 1-3 лет), школа для маленьких детей (3-5 лет), начальная школа (5-10 лет). В «Новом институте» проводились занятия для работающей молодежи, устраивались лекции, организовывалось досуга для рабочих и их семей.

Дошкольными учреждениями было охвачено около 300 детей. Занятия проходили в специально отведенных и хорошо оформленных помещениях или на площадке для игр. Организация таких заведений имела целью: во-первых, освобождение матерей-работниц от заботы о своих детях во время работы, во-вторых, детей от негативного влияния окружающей среды. Особое внимание уделялось воспитанию честности, вежливости, коллективизма. Много времени воспитанники проводили в играх на воздухе. В помещении воспитатели организовывали непринужденные беседы, широко применяя наглядность. В начальную школу детей не учили читать, поскольку Оуэн был противником раннего чтения книг. Он считал, что беседы, наблюдения за природой, ознакомление с предметами и явлениями жизни значительно более эффективными средствами развития детей.

Особое внимание педагог уделял подбору воспитателей. их неотъемлемыми качествами считались любовь к детям, доброта и порядочность. Деятельность Оуэна в области дошкольного воспитания получила высокую оценку передовой общественности.

Во второй половине XIX - начале XX в. в Европе приобретает большое распространение теория дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля.

Его педагогическая система обозначена определенной противоречивостью, поскольку авторская концепция основывалась на идеологической философии, по которой утверждались приоритеты духовного над материалистическим. Фребель толковал воспитания как развитие у человека четырех природных инстинктов: деятельности, познания, художественного и религиозного. Цель воспитания, считал ученый, заключается в выявлении в ребенке божественного начала, присущего всем людям.

По принципу природосообразности, рассматриваем толкования Фребеля, который считал, что воспитание ничего не добавляет к тому, что дано человеку природой, а лишь развивает заложенные качества.

Придавая огромное значение дошкольному воспитанию, ученый отмечал игре как основном средстве развития. Он обосновал ее особое влияние на физическое и психическое становление ребенка.

Ф.Фребель ввел термин «детский сад», получивший распространение во всем мире. Воспитательницу Ф.Фребель называл «садовницей». Придавая большое значение целенаправленному педагогическому воздействию, ученый призвал коллег помогать каждому ребенку расти и развиваться.

Роль Фребеля в истории педагогической науки определяется его содействии выделению дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль. Впервые создав теорию деятельности дошкольного учреждения и начав его на практике, педагог прилагал большие усилия для распространения детских садов в разных странах мира.

В области общественного дошкольного воспитания особенно выделяется вклад итальянского врача-психиатра и педагога Марии Монтессори. В созданных им «домах ребенка» для дошкольников была введена авторская педагогическая концепция со своеобразной системой обучения и воспитания. Педагоги не могли вмешиваться в процесс развития ребенка, они были лишь организаторами предметно-игровой среды для содействия ее самовоспитанию. Основном вылил воспитателя имел опосредованный характер и, безусловно, сопровождал педагогический процесс.

Дети воспитывались прежде всего в четко выраженном религиозном духе, на котором основывалось формирование их морально-этических ценностей и основных характерологических черт. Для этого использовались специальные упражнения (так называемые упражнения в социальном поведении) для обеспечения послушания и организованности питомца. Отрицание коллективных форм деятельности путем проведения занятий с каждым в отдельности практиковали до оформления и четких проявлений в поведении детей индивидуальных черт и поведенческих поступков.

Умственное воспитание, по Монтессори, это первоочередная воспитания органов чувств. Для этого педагог разработала соответствующие и безальтернативные дидактические материалы, которые сейчас используют более 5 тыс. «Монтессори-садов» во всех странах мира, в том числе и в Украине. В основу занятий положены материалы и упражнения, широко апробированы и интерпретированы в работе с детьми с особыми потребностями [31, 70].