Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

       Формирование устной связной речи - основное задание лингвистического развития дошкольников. Связную речь необходимо строить на развитии детского мышления , которое в свою очередь - опираться на наглядность . На это обращает внимание А.М.Богуш в Программе и методических рекомендациях " Истоки речевого развития детей дошкольного возраста " , где обращено внимание на задачи обучения детей составлению рассказов по иллюстрации . Организовываем работу с иллюстрациями в старшей группе детского сада , необходимо учить детей Не только рассказывать о том , что изображено на иллюстрации , но и связно последовательно описывать персонажи , Используя речевые средства , учит образности речи.

       Одним из факторов " Базового компонента дошкольного образования в Украине " является языковое образование , владение родным языком . Концепция дошкольного воспитания предусматривает " овладения родным языком как ценным сокровищем нации , воспитание любви к материнскому слова как первого и могучего наставника человека , как действенного проявления национальной культуры".

      На развитие лингводидактики повлияли языковедческие исследования М.С.Грушевского . В его работах родной язык рассматривается как " неотличимый средство и орудие " национальной жизни и воспитания подрастающих поколений и должна занимать видное место в образовании личности . Предложенная С.Ф.Русовою система методов развития речи дошкольников ( рассказывание педагога и детей , описательные рассказы , творческие рассказы , заучивание стихов , использование картин и рисунков , драматизация и др.) и методика их использования в детском саду остается актуальной для современного воспитания дошкольников [ 8 , с.82 -83 ] .

     Анализ общепедагогической программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста показал , что в них основательно рассматривается проблема обучения рассказывания . Вопрос обучения рассказывания средствами иллюстрации глубоко разработаны в программе А.М.Богуш " Истоки речевого развития детей дошкольного возраста " , где говорится: " Учить узнавать по иллюстрациям героев литературного произведения , стимулировать детей к рассказам по иллюстрациям , рассматривать и обсуждать их содержание , рассказывать новые сказки и сюжеты в сопровождении иллюстративного материала " . Также задачи обучения рассказыванию с помощью иллюстраций относятся в программах " Украинской дошкольного " ??, " Ребенок " , " Ребенок в дошкольные годы " .

     Результаты просмотренных планов учебно - воспитательной работы и занятий по развитию речи , художественной литературы воспитателей дошкольных учебных заведений показали , что воспитатели планируют и проводят различные виды занятий по обучению детей рассказыванию , однако очень мало занятий по обучению детей рассказыванию средством иллюстраций. С просмотренных 100 занятий было проведено таких занятий только 6 .

     Проблема развития связной речи и особенно обучения рассказывания средством иллюстрации была и остается в центре внимания психологов , лингвистов , педагогов и методистов ( Выготский Л.С. , Эльконин Д.Б. , Запорожец А.В. , Истомина З.М. , Леонтьев А.А. , Леушина А.М. , Тихеева Е.И. , Фльорина Е.А. и др.). .

     Известный теоретик педагогики Фридрих Фребель так высказался о рассказах : " Рассказы освежает ум так , как купель освежает тело. Это упражнения для интеллекта и воображения. Это - испытание мировосприятия " .

    Действительно , значение рассказов огромное . В рассказах живут народные обычаи , обряды , в них сохраняются пословицы , поговорки . Из рассказов дети запоминают выражения и новые слова , которыми пользуются в повседневном быту , осваивают новые словосочетания, фразы , типа предложений . Итак , рассказы обогащают детей знаниями об истории, культуре своего народа , развивают речь . А поскольку обучению рассказыванию в детском саду базируется на наглядном материале и прежде всего на картинках , иллюстрациях через которые обогащается кругозор детей , развивается их образное мышление и связную речь , то именно они являются наиболее ценным материалом в работе с дошкольниками для развития н ' связной речи.

     Роль иллюстрации достаточно весома в интеллектуальном и речевом развитии детей. Польза картинки , по мнению К.Д.Ушинского , в том , что дети приучаются тесно связывать слово с представлением о предмете , учатся логично и последовательно выражать свои мысли , то есть картинка одновременно развивает и ум , и речи. " Попробуйте об одном и том же происшествии рассказать двум детям , одинаково способным , одной по рисункам , второй - без рисунков - и вы оцените тогда все значение рисунков для детей" [ 11 , с.183 -184 ] . Иллюстрации питают детский ум положительными представлениями о человеческих поступках , развивают зрительную память. Иллюстрации помогают ребенку полнее воспринять содержание произведения , конкретизируют образы , описанные события , обстановку , в которой они происходят , усиливают впечатление от прочитанного произведения. "Чтобы ребенок заговорил - лучшее средство показать ей красивую и яркую картинку" , - считал К.Д.Ушинский [ 11 с.185 ] .

     Понимание всей иллюстрации , как указывала Г.О.Люблинська , требует: опознание отдельных предметов , составляющих " сюжетное ядро " всей иллюстрации , выделение позы и местонахождение каждой фигуры в общем плане , установление связей между основными предметами , прежде всего пространственных н ' связей ; второстепенного анализа , т.е. выделение деталей иллюстрации [ 6 , с.233 ] . Дети мыслят конкретно , поэтому зрительные образы , вызванные иллюстрациями легко запоминаются. И воспитатель должен обращать внимание на умение детей рассматривать иллюстрации. Продолжительность рассмотрения иллюстраций зависит от возраста детей . Шестилетний ребенок способен удерживать внимание в течение 12 мин . Именно в этих временных рамках целесообразно демонстрировать иллюстрации дошкольникам . Длительное показ снижать остроту восприятия и уменьшать развивающий эффект.

     Учитывая исследования ученых , нужно придерживаться в работе того , чтобы иллюстрация шла после слова , а не наоборот , потому иллюстрация может привлечь внимание детей так , что зрительный образ не сольется со словом и дети " не услышат слов" не заинтересуются языке педагога . Исключением может быть обложка книги, вызывает интерес детей.

   В каждой возрастной группе дошкольники по - разному воспринимают иллюстрированные книги , поэтому задача обучения в каждой группе разные. Так , в младшем дошкольном возрасте воспитатель ставит задачу: научить рассматривать иллюстрации ; узнавать героев , изображенных на иллюстрациях ; отвечать по содержанию произведения; активизировать речи.

     В среднем дошкольном возрасте задача воспитателя - научить детей воспринимать сюжет литературного произведения и составлять небольшую связный рассказ , то есть формировать элементарные знания о композиции произведения : завязка , кульминация , развязка . Важной задачей воспитателя является обогащение лексики детей , чтобы дети могли свободно передать в разговоре то , что изобразил художник .

В старшем дошкольном возрасте детей учат правильно воспринимать замысел художника , понимать изображенное , замечать главную сюжетную линию и второстепенные детали.

     Прежде чем организовать работу с рассказывания , надо познакомить детей с различными видами рассказов : короткой , развернутой , выборочной . Старшим дошкольникам доступны эти виды рассказов . О необходимости подготовительной работы во время учебы рассказывания говорится в работах Н.О.Ветлугинои , Н.П.Орлановои , Л.О.Пеньевськои , О.С.Ушакова и других . Суть такой работы заключается в том , чтобы раскрыть детям структуру рассказа , особенности использования языковых средств выразительности. Подготовительный период состоит из определенных этапов. Основная задача первого этапа - научить детей правильно воспринимать художественный текст , выделять в нем главное, ориентироваться в последовательности событий . Задача второго этапа - научить непосредственном составлению рассказов . Ведущим методом является рассказывание по заданному началом , окончанием или части рассказа . Задача третьего этапа - составлять рассказы по сюжету , идеей или названием иллюстраций. В содержание обучения в подготовительном периоде необходимо включить ознакомления детей с композицией рассказы и выразительными средствами раскрытия образа . Эту работу нужно включать как часть занятий по развитию речи в старшей группе детского сада .

      Успех обучения рассказывания зависит от понимания детьми сюжета иллюстраций. По исследованиям Л.О.Пеньевськои , дети труднее составляют рассказ по сюжетной иллюстрацией , чем за предметным. Причиной этому является то , что в практике дошкольного учебного заведения мало внимания отводится занятиям по сюжетным иллюстрациями и поэтому речи в рассказах , которые составляют дети с иллюстрацией , бывает несвязным .

      Целесообразно отметить , что монологическая речь старшего дошкольника еще недостаточно развито , объем рассказов небольшой, он обуславливается отдаленностью событий речи , интересом , глубиной осведомленности с предметами речи , соотношением умственных и мнемических компонентов в монологе . Среди частей речи важнейшими являются существительные , местоимения и глаголы . Рассказы старших дошкольников бедны прилагательные . Монологическая речь характеризуется паузами , повторениями языковых единиц , употреблением незаконченных слов. Для монологов старших дошкольников присущ описательный стиль , большинство монологов не имеют зачина , который бы вводил слушателя в атмосферу главных событий . Несмотря на то , что в 6 - летнем возрасте ребенок достаточно широко пользуется словом для выражения своих наблюдений , представлений , речь ее не всегда понятно слушателям , потому что в нем недостаточно раскрывается предметное содержание . В овладении связной речью ребенок - дошкольник , по словам С. Л. Рубинштейна , делает первые шаги [ 7 , с.469 ] . Детям нелегко найти нужные слова для выражения своих мыслей и нелегко изложить мнение последовательно . Но именно в этом возрасте становится полностью возможным обучения ясно и связно передавать представление жизненного опыта , переводить воспринят текст , рассказывать по иллюстрациям . Поэтому воспитатель должен научить детей вводить в связь высказывания разнообразные синтаксические конструкции , образные слова и выражения. Итак , основные задачи воспитателя в работе с иллюстрациями при обучении рассказыванию заключаются в том , чтобы научить детей воспринимать иллюстрацию в деталях и в целом , точно и образно передавать ее содержание , правильно выражать свои чувства с помощью связной речи .

      Е.И.Тихеева рекомендует различные методические приемы работы с картинками , к которым следует отнести : описания предметов , сравнение , подбор картинок к теме , подбор картинок к рассказу , рассказ по картинке [ 9 , с.102 ] .

      При составлении рассказа ребенок должен начать с зачина , т.е. из второстепенного : с того , где и когда разворачиваются события . Это поможет войти в тему , подведет к восприятию основного содержания - рассказы о главном герое и его поступки. Поэтому схема составления рассказа будет такой: рассмотрение иллюстрации , придумывание заголовка к рассказу , составление начале рассказа ; рассказывания последовательно о событиях , составления заключение рассказа .

      Дети дошкольного возраста овладевают умением подобрать заголовок и начать рассказ . Сложнее для них развернуть ход событий , включить моменты описания внешности героя , природы. Для детей трудно сделать вывод . Поэтому воспитателю на эти существенные моменты нужно обратить внимание при обучении детей рассказыванию . Как отмечает А.М.Богуш , ведущим принципом обучения является рассказывание по образцу воспитателя . Обучение рассказыванию производится в следующей последовательности : беседа по иллюстрациям , используя содержание художественного произведения; образец рассказа воспитателя ; рассказы детей [ 2 , с.189 ] .

       Образец демонстрируют на первых 2-3 занятиях . Дети получают конкретное представление , что такое рассказ и используют его в качестве эталона . Подавая детям рассказ -образец , воспитатель должен в первую очередь учитывать речевые задачи, которые он ставит перед детьми , упражняя их в данном виде рассказа. Объем рассказа - образца , его сюжет , содержание , стиль , словарный состав определяются речевыми задачами. Благодаря образцу рассказы воспитатель может показать , на что обратить внимание в иллюстрации и как точно и определенно можно сказать о изображенное на иллюстрации. Образец рассказа способствует развитию у детей умения пользоваться описательной языке , помогает практически осознать поставленную задачу.

      После того , как дети научились рассказывать по образцу , используют сложный прием - план рассказа . Вопросы , предложенные детям в виде плана и возникающие из содержания иллюстрации , остаются в памяти детей к концу повествования и помогают им последовательно и богаче развернуть сюжетную линию , самостоятельно составляя рассказ .

      В старшем дошкольном возрасте воспитатель разнообразит методические приемы обучения рассказыванию по иллюстрациями. Среди них , как рекомендует О.С.Ушакова , - рассказ по самостоятельно выбранной иллюстрацией , соотношение фраз текста с иллюстрациями , рассказ по иллюстрацией , предложенной воспитателем , описание иллюстрации [ 10 , с.15 ] . Е.П.Короткова указывает , что внимание детей нужно привлечь к описанию иллюстраций , где педагог раскрывает в основном наиболее тяжелую или менее заметную часть иллюстрации [ 5 , с.19 ] . О другом рассказывают дети. Следует использовать в работе со старшими дошкольниками такие приемы , как : составление собственной иллюстрация к литературному произведению или какого-то эпизода произведения , сравнительный анализ иллюстрации и картины на одну и ту же тему ( сопоставление раскрытия темы различными видами искусства) , сравнение иллюстраций разных художников к одному и того же произведения ; обсуждения иллюстраций к произведениям, созданным детьми ; коллективная рассказ , описание образов литературных героев , изображенных на иллюстрации собственным мотивировкой отношение к ним ; оценочный отношение к иллюстрации. Анализируя образ героя , ребенок опирается на отражение его индивидуальных черт , направляет внимание на оценку поступков , отдельных свойств характера , а также на описание внешности. При анализе рассказов обращается внимание на умение выразить свое отношение к прочитанному и на использование художественных средств. Таким образом , дети размышляют над прочитанным и передают свое восприятие литературного произведения через иллюстрации.

      Речь детей с иллюстрацией , как указывает Е.П.Короткова , носит номенклатурно - перечисляемый характер , упрощенное , однообразное , малоэмоционален , малоцилисне высказывания , недостаточная самостоятельность и активность детей в оперировании словом. Значительные затруднения детей в словесном оформлении представлений от иллюстраций , в развертывании фраз [ 5 , с.16]. Также это связано с тем , что воспитатель в большинстве случаев ставит к детям не четкие, конкретные вопросы. Вопросы должны помогать детям наиболее точно выявлять черты качества предметов , персонажей , явлений , поступков. Прежде всего предлагать вопросы , побуждающие описать обстановку , но это нужно делать так , чтобы они были связаны с событиями , с ее участниками . Нужно учить детей смотреть на фон , на детали якобы вместе с героем событий , с его позиции. Таким образом , с помощью вопросов воспитатель учит детей последовательно и осмысленно воспринимать иллюстрацию , выделяя в ней главное , связно об этом рассказывать .

      Н.В.Валюмс , И.Н. Нечаев рекомендуют учить образности языка , пониманию детей содержательных оттенков. Для этого проводится работа над связной речью , которая включает " рисования" в воображении картинок , объединенных ситуативно , дополнения сюжета , беседа по иллюстрациям , составление предложения о действующем героя. Это дает зрительную опору , вызывает в памяти пассивный запас слов , учит детей видеть главное [ 3 , с.24 ] .

      А.М.Богуш рекомендует при обучении детей рассказыванию использовать прием описания внутреннего состояния действующих лиц [ 2 , с.14 ] .

     Одним из приемов , с помощью которого можно заинтересовать детей иллюстрацией , является прием , рекомендованный Р.Й.Жуковською , когда детей будто ставят на место иллюстрированных персонажей. Здесь пригодятся книжки-картинки , книжки- ширмочки , которые дают простор для развития речи и представлений детей. При рассматривании иллюстраций с детьми старшего дошкольного возраста проводится работа на направление воображения детей умение развернуть события , продолжить их во времени. Детям можно предложить составить свой ??рассказ о том , что было до того момента , что изображено на иллюстрации , а также домыслить , что случилось с героями литературного произведения , построив свое окончание . Воспитатель может задать детям вопрос: " Если бы ты оказался рядом с героем произведения , то что бы ты ему сказал : как бы ты поступил ? " ??Такие задачи активизируют детей , они с удовольствием фантазируют , а вместе с тем развиваются речевой , а, как известно , дети в дошкольном возрасте проявляют чувств к слову : "... то , что дошкольный возраст является периодом , в котором наблюдается наибольшее чувств к языковым явлениям , - это твердо установленный факт " , - делает вывод в одном из своих исследований Д.Б.Эльконин [ 4 , с.197 ] .

     Придумывая название к иллюстрации , дети учатся обобщать свой ??рассказ , анализировать и выделять главное в иллюстрации.

      К высказываниям детей предъявляются определенные требования . По мнению М.Р.Львов , О.С.Ушакова , прежде всего высказывание должно быть содержательным , логически последовательным , грамматически правильным , точным , выразительным. Высказывание должно быть понятным слушателям , достоверным , правильно отражать объективную деятельность , коротким , целенаправленным , самостоятельным. Именно такой рассказ должны усвоить дети 6- летнего возраста [ 10 , с.17 ] .

     Проводя работу по развитию монологической речи с детьми , важно чтобы они осознавали пользу от своих рассказов : ведь дети их составляют предпочтительно по указанию воспитателя . А если воспитатель организует с детьми работу по изготовлению книги - рассказов записи рассказов и их чтение детям , предложения рассказать дома , то такие приемы стимулировать детскую речевую творчество .

     Основные задачи воспитания при работе с иллюстрациями заключаются в том , чтобы научить детей воспринимать ее содержание , правильно выражать свои чувства , применяя знания , полученные на занятиях .

     Поэтому программные задачи обучения рассказыванию по иллюстрациями можно сформулировать следующим образом : учить детей последовательно , творчески рассказывать , совершенствовать композиционную целостность повествования; развивать творческую вариативность рассказывания ; развивать оценочное суждение о содержании и качестве придуманных рассказов , как своих , так и сверстников , использовать выразительные средства речи; уметь строить предложения , подбирая правильные слова и словосочетания .

    Детская книга, а вместе с ней и дети много бы потеряли , если бы она не была иллюстрирована лучшими образцами изобразительного искусства.

Итак , поможем ребенку познать волшебный мир искусства и родного языка.