Развитие словаря детей в процессе полового воспитания

Постановка проблемы. Проблематика статьи не является новой, она вызвала интерес у педагогов и мыслителей прошлого (Н. Бердяев, Ж. Руссо, К. Ушинский и др.).. Выделяя существенные психические различия представителей мужского и женского пола, они подчеркивали, что пол охватывает и определяет человека в целом, представляет собой комплекс репродуктивных, телесных и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину.
Анализ последних публикаций и исследований. Изучение физического, социального и психологического становления человека как представителя мужского и женского пола отражено в работах ученых начала XX века (М. Басов, П. Блонский, В. Бехтерев, А. Залкинд, С. Рубинштейн, М. Румянцев и др.. ). Интерес к этой проблематике был связан с распространением трудов З. Фрейда, созданием психоаналитической ассоциации. Значительное внимание исследователи уделяли тому, что процесс формирования человека как представителя определенного пола протекает во взаимодействии врожденных задатков и программ развития, которые задаются обществом, культурой, воспитанием.
Среди половых различий психологи (М. Басов, Т. Бендас, З. Фрейд) выделяли три группы: достоверные (мужчины более агрессивны, более успешны в математике и зрительно-пространственных операциях, а у женщин выше языковые способности) сомнительные (в послушания и заботливости, доминантности, боязни и тревоге, общем уровне активности, соревнования, тактильной чувствительности); неподтвержденные (для девочек: внушаемость; социальность; успешность в решении задач значительное влияние на их развитие, меньшее влияние присущ самоуважении и потребности в достижениях; доминирование развития слухового анализатора, для мальчиков - выдающимся влияние наследственности, более высокие успехи в решении сложных и нестандартных задач, аналитический познавательный стиль, доминирование развития зрительного аназатора) различия мальчиков и девочек.
За последние годы проблема полового воспитания, половых взаимоотношений отражается в философских, антропологических, исторических, психологических, педагогических исследованиях (К. Аронс, Дж. Батлер, Т. Бендас, Н. Бердяев, Г. Бондаренко, А. Воронина, И. Воронюк, В. Войтович, Т. Говорун, А. Кирилина, И. Клецина, А. Шарган). Так, проблема половых взаимоотношений как аспект антропологии начинает рассматриваться во второй половине двадцатого века. Эта область исследований включает проблемы антропоцентризма в современных культурах и проблемы признания человека в культуре и обществе через включение категории пола к научному анализу. Основное предметное вопрос половой антропологии - определение места и роли мужчины и женщины в мире природы и культуры, а также сущности этих понятий в каждой конкретной культуре (Дж. Батлер).
Итак, включая категорию пола к научному анализу, половая антропология вместо философской проблемы признания некоторой абстрактной человека в мире природы и культуры, изучает место и роль мужчин и женщин в мире культуры, что приводит к легитимизации пола как в научном дискурсе, так и в социальном пространстве .
Главное достижение и задачи половой антропологии (и шире - половых исследований) заключается в разработке научного инструментария для анализа и фиксации различий и иерархий бытия женщины и мужчины в современном мире. Кроме того, в пределах половых исследований возможна разработка, а затем и научная рефлексия изменений социальных практик бытия и преодоления антроцентризму современного мира.
Отдельный дискурс исследований половых отношений открывает антропология религиозная. Согласно христианской традиции, признание иерархии "телесное - душевное - духовное" является одновременно и утверждением духовной сущности человека как образа и подобия Божия, тогда как половые проблемы - это проблемы "телесно-душевного" жизни человека. Поэтому они менее несущественные для христианской жизни и, соответственно, "выпадают" из круга основных проблем христианской антропологии (В. Соловьев).
В. Соловьев указывает на то "основной факт антропологии и истории", что половая застенчивость у человека имеет "коренное значение". Это определяет "этическое отношение человека к материальной природы" [9]. В противоположность этому Н. Бердяев, ссылаясь на исследования З. Фрейда, называет проблему пола "основной для антропологии", поскольку "половая полярность характеризует человеческую природу" [1].
Пол рассматривают как проблему экзистенциальную (Н. Бердяев, К. Юнг). Условием действительности существования человека служит ее творческое отношение к своему Я, мира и сообщества (других людей). Андрогенная целостность человека требует восстановления (Н. Бердяев). Вся сущность мужчины предполагает женщину - как телесно, так и духовно. В бессознательного мужчины существует унаследованный коллективный образ женщины, с помощью которого он овладевает ее природу (К. Юнг).
Половая идентичность, определяется обществом, как и половая идентичность, принята самим индивидом, соответствует биологическому полу определенной личности. В дошкольном возрасте мальчики и девочки в коллективных играх, в первую очередь, объединяются с лицами своего пола.
В этих гендерно сегрегированных группах выделяются различные "культуры" детства.
В условиях домашнего воспитания детей приучают к соответствующим половым признакам занятий. Так, девочек предохраняют от тяжелого труда и прививают признаки "настоящей леди". Мальчикам прививают другие нормативы поведения через «мужские» виды труда, нормы поведения, среди них требуются идеалы устойчивости, отваги, мужества. Можно определить такие стереотипы полового воспитания младших школьников: женский - доброта, милосердие, вежливость, заботливость, нежность; мужской - активность, независимость, рискованность, храбрость, сила воли. Эти стереотипы определяют нормы поведения определенного пола. Так, считается позорным показывать мальчикам свою внутреннюю слабость, плакать, бояться чего-либо, а девочкам - вести грубо, драться и т.д.. Главная роль на этапе первичной социализации отводится родителям как первым агентам социализации.
В ходе исследований (А. Кикенежди, Т. Клименкова) было выявлено: мальчики меньше, чем девочки, уступают матерям, следовательно, мальчики могут требовать больше контроля - твердого, сильного, меткого "структурирования" - потому что они менее чувствительны к нуждам других, менее уступчивы и отзываются на приказы родителей; мать больше склонна говорить об эмоциях с маленькими дочерьми, отец почти не разговаривает с мальчиками о чувствах, активно сдерживая их эмоциональные проявления; в разных культурах мать одинаково "коммуникабельный" с маленькими сыновьями и дочерьми, отец больше, чем мать, пытается воспитывать своих сыновей и сохраняет позицию лидерства; в парах «отец - дочь" чаще возникает разговор об эмоциональном состоянии, чем в парах «отец - сын", что имеет значение в том виде культуры, которую девочки формируют в своих игровых группах .
В психологии половые отношения рассматривались на макро-, интра ¬ индивидных уровнях. Макросоциальный уровень имеет целью анализ отношений в системе: "личность - общество, культура", "группа - общество, культура". Детерминантами половых отношений этого уровня являются половые представления как отражение полового символизма.Уровень межгруппового взаимодействия определяет анализ в системе "группа - группа". Детерминантами межполовых отношений являются половые стереотипы.Межличностные отношения являются объектом анализа системы "личность - личность", "личность - группа". На интраиндивидному (внутриличностные) уровне объектом анализа становится Я-концепция личности и соотношение личностной и социальной идентичности в ее структуре. Половой аспект внутриличностных проблем раскрываться через анализ половой идентичности как составляющей социальной идентичности личности. Поло-ролевое поведение как аспект психологии функционирует, прежде всего, в системе межполовых отношений (Г. Андреева).
С позиций традиционного подхода осуществляется постепенная дифференциация мальчиков и девочек. Взрослые устанавливают так, что дети должны изучить, а также обеспечивают распорядок поощрения и наказания, которые внушают детям желаемые обществом навыки и привычки. Мальчики и девочки учатся разному, ос ¬ скольку перед ними ставятся различные учебные задачи, а также потому, что их поощряют и наказывают по-разному. Мальчики становились "разбойничать", потому что им позволяли или их поощряли делать именно так, а не иначе. Девочки же становились изящными, потому что их одевали в прекрасные одежды, мама уделяла больше времени их прическам, родители хвалили за умение вести себя аккуратно и хорошо выглядеть. З. Фрейд подчеркивал важность процесса идентификации ребенка с родителями одного с ней пола,
в процессе которой малыш приобретает ряда ценностей и установок. Процесс идентификации в основном завершается до четырех-пяти лет, а цель его заключается в том, чтобы решить Эдипов комплекс. Одни мальчики более "маскулинные" ("мужественные"), чем их сверстники, некоторые девочки более "феминные" (женские) [11].
В психологии пол определяется как конституциональный комплекс соматически-репродуктивных, анатомо-физиологических, социально-онтологических, поведенческих предикатов-признаков, идентифицирующих индивида как женщину или мужчину. Исходя из критериев биологической экспликации, пол - это суммирование контрастно-антитез-ных генотипически-базальных признаков лиц одного вида, а с социопсихофизиологичних - это и есть комплекс соматических, анатомических, физиологических, психических, социоисторичних, социокультурных, социоповединкових модальностей-характеристик.
Исследования отечественных и зарубежных психологов (Б. Ананьев, Я. Коломинский, И. Кон) по проблеме межполовых различий указывают на необходимость учета и изучения особенностей любой деятельности человека, в частности творческой, возникающие под влиянием половой принадлежности. Особое значение половые различия приобретают в период развития человека, при формировании важных качеств личности. Девочки для творческих действий ис-пользуют подсознательное, а мальчики рациональное. В отличие от мальчиков, творчески реализуются по социальным причинам, девочки это осуществляют прежде всего из-за телесную недовольство. Стимулирование творческой продуктивности мальчиков более эффективное через зов ¬ тые и внешние социальные факторы, девочек - через внутренние (И. Воронюк).
Результаты исследований. Среди половых интеллектуально-психологических особенностей девочек можно выделить следующие: их речь более эмоциональное и в целом лучше развито; ответы однотипные, они более дисциплинированы, собраны, старательные; лучше реагируют на правильно построенные фразы и четкую логику; предпочитают выполнению задач по готовому образцом, их больше интересует результат. Мальчики редко раскрывают свое внутреннее состояние в словах; предпочитают решению новых, логических и сложных задач, при выполнении стереотипных упражнений проявляют нетерпеливость и неряшливость; скорее Набу ¬ вают арифметических умений, лучше запоминают формы и понимают принципы работы механизмов. Их мышление нестандартное, внутренний поиск интенсивный и сложный, чем кажется; внимание не сосредоточено. Мальчиков больше интересует сам процесс деятельности.
Несмотря на то, что девочек от ¬ ризняють повышенная разговорчивость, а у мальчиков чаще возникают проблемы с поведением и успеваемостью, большего сходства между мальчиками и девочками, чем в дошкольном возрасте, уже не будет никогда. Их одинаково интересуют различия в анатомии, но интерес совсем невинный и лишен сексуальности. Старшим дошкольникам приятная компания лиц противоположного пола, они получают большое удовольствие от совместных игр. Мальчики чаще играют с мальчиками, а девочки с девочками. Мальчики играют большими группами и не принимают тех, кто чем-то от них отличается. Девочки любят играть по двое, трое и, как правило, более спокойно воспринимают стеснительных и таких, с кем другие дети менее охотно идут на контакт. Однако и мальчики, и девочки также успешно могут строить отношения с противоположным полом (Т. Говорун, А. Шарган).
В процессе полового воспитания мальчиков желательно знакомить с "Кодексом рыцарской чести", что включает: любовь к родителям, верность в любви, дружбе, побратимстве, отношении к Родине, готовность защищать слабых, заботиться о младших, в том числе детей; подчеркнуто уважительное отношение к девушке, женщины, бабушки; непоколебимую верность принципам народной морали, духовности; отстаивание свободы и независимости личности, народа, государства, стремление делать пожертвования на строительство храмов, школ, памятников истории и культуры, способность целенаправленно и систематически развивать физические и духовные силы, волю, возможности своего организма, умение везде и всюду делать благородно, обнаруживать рыцарские добродетели; заботу о развитии национальных традиций, обычаев, обрядов, бережное отношение к родной природе, земле [8]. Это значительно обогатит словарный запас мальчиков. Приведем ориентировочную тематику словарей-минимумов: "Хорошо - плохо", "Храбрый - трус", "Трудолюбивый - лентяй" и т.п..
Тема "Хорошо - плохо"
Существительные: беда, бедняга, благодетель, братство, вежливость, взаимоотношения, извинения, выгода, отношения, отчаяние, вера, верность, власть, собственность, потеря, смех, гнев, гордость, добродетель, доверие, помощь, друг, дружба, единение, жадина, жалость, шутка, шутник, вор, измена, конфликт, пользу, человечность, милосердие, чувство, уважение, скромность, дружба, ябеда.
Прилагательные: авторитетный, желаемый, равнодушен, безжалостный, благодарен, гордый, гостеприимный, доброжелательный, добросердечный, добрый, злой, легкомысленный, напыщенный, плаксивый.
Глаголы: капризничать, извиниться, отворачиваться, смеяться, гневаться, дружить, объединяться, шутить, опаздывать, воровать, лукавить, пугаться, прощать, спасать, ссориться, сочувствовать, спорить, дружить.
Тема "Храбрый - трус"
Существительные: взаимоотношения, героизм, помощь, защитник, оружие, казак, коллектив, команда, кошевой, страна, край, рыцарь, площадь, нападение, охрана, подвиг, событие, поединок, плен, месть, спаситель, слава, солдат, стыд, честь.
Прилагательные : бесстрашный, величественный, преданный, угрожающий, сильный, смелый, храбрый.
Глаголы : бороться, побеждать, преследовать, преодолеть, сочетать, присягать, славить, служить, хвастаться, уважать.
Тема "Трудолюбивый - лентяй"
Существительные: хозяин, гордость, благосостояние, добродетель, помощь, поручения, нищий, недотепа, ничтожество, сокровище, сокровищница, наследие, трудности, хитрости, хитрец, цена, почет.
Прилагательные: безработный, требовательный, упорный, настойчивый, трудолюбивый, работящий, талантливый, трудовой, успешный, щедрый.
Глаголы: хозяйство, заимствовать, тратить, награждать, накапливать, следить, гордиться, лелеять, работать, разбираться.
В центре внимания с древних времен находится образ матери. Особое место культ матери занимает в казацкой педагогике. Да, казацких заповедей милосердия относятся: всесторонняя помощь сиротам, вдовам, заботливое отношение к беспомощных, постоянное их материальная и моральная поддержка, готовность помогать маленьким, беззащитные - детям, создавать условия для их радости, переживать их страдания, заменять им, в случае необходимости , отца и мать, сестру и брата; оказания помощи больным и раненым, пострадавшим от злых людей, стихийных сил природы и т.д., способность к сочувствию, жалости к людям, попавшим в беду, готовность помогать любому человеку, искренне разделить с ней горе , страдания, печаль и тоску [5]. Типичными для украинского является обращение: "Мамочка, ненечко, матушка ..." (В. Страшный, А. Яро ¬ Шинский, Т. Яценко).
Мать должна обеспечить всестороннее гармоничное развитие и воспитание ребенка. Делает это она своим ежедневным трудом, потому обязан заботиться о физическом и материальном благосостоянии своего ребенка. Мать должна найти золотую середину между самопожертвованием для ребенка и требованиями своего собственного интеллектуальной жизни, постоянно поддерживать глубочайшие чувственные связи с ребенком, дарить ему свое внимание и любовь. Вместе с тем, мать не должна потакать всем прихотям ребенка, должен поддерживать определенную дисциплину, приучать ребенка учитывать интересы других членов семьи, а в будущем - несмотря на ее окружение.Но мать не может ограничивать свободы ребенка чрезмерными предрассудками или постоянными приказами. Настоящее искусство воспитания - это соблюдение меры во всем.Материнское воспитание требует от матери большого мастерства (А. Петренко, И. Сиданич).
Дошкольники учатся любить, уважать, уважать маму, обращаться к ней ласково, мягко. Приведем ориентировочный содержание словаря-минимума к теме "Мама, матушка, матушка".
Существительные: красавица, мама, матушка, матусенька, мама, матушка, ненечко.
Прилагательные : веселая, добрая, красивая, ласковая, ласковая, моя спокойная, печальная, заботливая.
Глаголы: вкладывать, воспитывать, готовить, ухаживать, купать, учить, рожать, нянчить, ласкать, стирать, развлекать, говорить, растить, петь.
Отдельного внимания заслуживает тот проявление материнской любви, сформировавшийся как отдельный жанр песенного творчества народа, - колыбельные песни. В них матери выливали свою любовь, заботу и переживания за судьбу ребенка, формировали ту духовную атмосферу, которой хотели окружить свою кровинку. Эти песни стали неоценимым культурным достоянием народа, в них - душа предков, культура современности. Именно с колыбельных песен словарь детей обогащается красивыми, мелодичными словами.
Приведем ориентировочный словарь-минимум по теме "Мамина песня".
Существительные: ребенок, дремота, колыбельная, колыбель, малыш, младенец, песня, сон.
Прилагательные: веселая, добрая, колыбельная, нежная, спокойная, печальная.
Глаголы : вкладывать, ухаживать, дремать, качать, нянчить, спать, петь.
Любовь, уважение и уважение к матери присущи всем народам. Однако у всех народов иметь возглавляла род как высший авторитет и судья, как это было в праукраинцев.Культ матери в прошлом имеет определенное влияние на отношение к ней и сейчас. Украинский народ сложил о матери много рассказов, стихов, легенд, песен, передавая в них любовь, тепло, уважение к родной матери.
Положение женщины в украинской семье было намного выше, чем у других народов. Украинская женщина в случае смерти мужа становилась наследницей имущества и опекуншей детей, и при жизни мужа имела равные с ним права, была его женой и советчицей. Эти права женщина получила благодаря своей жизненной мудрости, решительности и силе воли.
Идеал народной педагогики - полная семья, родной дом, семейный очаг, оберегать который должны и люди, и различные символы традиционного домашнего обихода.Подготовка к браку, созданию семейного счастья - особая тема в народных традициях. Народная дидактика учила, что каждая девушка как будущая мать должна детства психологически готовиться к выполнению обязанностей кормилицы и няни, учиться ухаживать за ребенком, то есть уметь ее кормить, пеленать, одевать, купать, лечить и забавлять. Благодаря домашней дидактике юноша или девушка в пору бракосочетания уже в значительной степени были подготовлены к выполнению роли семьянина - обязанностей мужа и жены, отца и матери. Девочка-ровесница детей младшего школьного возраста могла сама напрясть нитей, соткать дорожки. А мальчик хорошо управлялся с топором и другими орудиями труда, выполнял, как и девочка, множество других обязанностей по хозяйству, присматривал за скотом, пас ее, варил есть, убирал дом, возился на огороде и т.п..
Определенное место воспитанию ребят уделял Г. Ващенко: "Мы должны помнить, что чем выше будет психологическая подготовка молодежи к военной службе, тем лучше и успешнее она будет проходить. Решая вопрос о цели воспитания современной учащейся молодежи, мы должны учитывать не только наши традиции, но и те задачи, которые ставит перед нами настоящее и будущее, а также принять во внимание психические свойства нашего народа, как положительные, так и отрицательные. Первые надо развивать, вторые устранять или, по крайней мере, ослаблять "[3, С. 162]. К сожалению, еще не для всех родителей, педагогов, воспитателей, наставников аксиомой стало то, что современные воспитательные идеалы могут успешно формироваться только на основе национальных идеалов прошлых эпох, которые воплощают в себе общечеловеческие ценности. Время достаточно редко на страницах книг можно встретить полноценную семью: маму и папу, что вместе воспитывают детей. Но в таких семейных отношениях чаще показано распределение ролей и обязанностей. Вот как это происходит в стихотворении В. Бондаренко "Бобры":

"Говорит отец: - Сынок и сынок,
Мы идем пылящих осину,
А девочки? А девочки
Уберут и двор, и домик
А мама под мостом
Будет хлопать хвостом,
Чтобы звучало вокруг,
Чтобы боялись враги "[5, С. 9].
Или же другой пример сочетания родителей, вместе занимаются не гос ¬ педерастов, а именно уходом за детьми, описано в стихотворении Г. Чубач "Зеленые лягушки":

"Там, где река, там, где кладка,
Загорает мама-лягушка.
Папа-лягушек не загорает -
Лягушат малых купает "[6, С. 10].
Приведем ориентировочный словарь-минимум по теме "Моя семья".
Существительные: бабушка, брат, группа, дедушка, дочь, мама, род, родня, семья, родословная, сестра, сын, семья, папа, взаимопомощь, отношения.
Прилагательные: большая, веселая, дружная, родные, работящая.
Глаголы: воспитывать, учить, ухаживать, помогать, дружить, жить, защищать, любить, рожать, нянчить, уважать.
Правда есть произведения, в которых доминирует именно отец. Народная сказка "Чудо груша", в которой женщина (мать) присутствует только раз и только в конце на рисунке, для гармонии в семье. Но здесь хорошо показано родителей ¬ ство: "Жил на свете один бедный человек. Только и богатства у него, что детки "[10, С. 81].
Образы мужчин и женщин, фигурирующих в литературе, диаметрально противоположны: мужчины - сильные, смелые, сильные, упрямые, гордые, агрессивные и антижиночи, а образы женщин - мягкие, добрые, внешне красивые, уступающие, эмоциональные, трудолюбивые, хозяйственные.
Возникает представление о том, что гендерные межполовых разногласия довольно значительные. Частое употребление фразы "противоположный пол" является примером того, что один пол значительно отличается от другой. Наука доказывает, что в таких задатках человека, как память, интеллект, творчество, аналитические способности, умение управлять и личные качества, не существует существенных межполовых различий. Исследование половых различий в эмоциях, эмпатии, альтруизме, агрессии и умении влиять на других доказали, что эти разногласия не только незначительные, но и в большинстве своем зависят от норм и определенной ситуации. Большинство из них являются стереотипами, своеобразным продуктом различных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в человеке определенные варианты поведения (А. Кикинежди, В. Кравец).
Проанализировав литературу для детей и обнаружив стереотипные черты, можно сделать вывод, который подчеркнет неравномерное распределение ролей в обществе, относит женщину к слабой и зависимой от мужа лица. Часто это обслуживающая роль, вложенная в нескольких строках детского стихотворения:

"Кот на лежанке лежит
И тихонько мурлычет.
Кошка книжечку читает,
Чтобы развлечь кота "[7, С. 542].
Когда читают мальчику о мужестве Кирилла Кожемяки, он мысленно отождествляет себя с ним, его подвигами. Моральные нормы, которыми руководствуются в поступках литературные герои, нравственные ориентиры полового поведения значимых для ребенка, и она стремится подражать им. Так мужество и женственность воплощаются в воображении ребенка в конкретных действиях и поступках.
Важным средством полового виховння являются народные сказки. В зависимости от темы и содержания они выполняют особую функцию. Рассмотрим, как отражаются особенности украинского гендера в народных сказках.
В процессе анализа функций, выполняемых женскими персонажами в украинских народных сказках, можно сделать вывод, что они классифицируются следующим образом: 1) женщина-мать: на долю которой приходятся такие роли, как рождение ребенка, воспитание в поры юности, ожидания сына, который " ушел в люди "(" Котигорошко "и другие) 2) женщина-невеста или жена: ее роль заключается в том, что она часто выступает как своеобразный приз, который нужно получить, завоевать или освободить из неволи (" Царевна-лягушка ") 3) женщина-бабушка: это, как правило, хорошая советница, которую встречает юноша, пошел бороться за свое счастье. Встречается и другой вариант женского персонажа этой возрастной кате ¬ гории: ведьма ("Ивасик-Телесик"). Однако иногда даже ведьма помогает юноше [2, 5, 6, 7].
О функциях, которые в сказках выполняют мужские персонажи, то они распределяются следующим образом: 1) юноша, борющегося за свое счастье, помогает бедным и обездоленным, защищает, освобождает, борется за женщину (Котигорошко) 2) человек или старый (царь, чародей и т.п.), мешает юноше, то есть источником (носителем) зла 3) дедушка, который иногда своими советами помогает герою.
Итак, по характеру своих действий женщины в сказках пассивные. Они ожидают сына, жениха, своего освобождения и т.п.. На них направлена ??активность мужских персонажей (женщин добиваются, борются или освобождают), то есть они являются объектом действий, в то время, как мужчины бесспорно выступают субъектами.
Народная сказка способствует формированию нравственных ценностей, определенного идеала (Л. Фесенко). Идеал для ребенка - далекая перспектива, которой она будет стремиться, по сравнению с ней свои поступки. Важное значение для воспитания мальчиков имеет сказка "Котик и Петушок", где Котик обнаруживает не только храбрость, но и изобретательность, освобождая Петуха из плена Лисы. И наибольшее значение имеют фантастические приключенческие и фантастически героические сказки со своими вымышленными героями, которые учат мальчиков важным для мужчины ценностям - верности, храбрости, свободолюбия, честности, изобретательности, верной дружбе и др. ("Никита Кожемяка", "Котигорошко", " Сказка о Бове-королевича "," О верного товарища "и др.).
Несколько иные приоритеты наблюдаются в произведениях фольклора относительно воспитания девочек. Материалом для фольклорных произведений послужило жизни украинского: борьба за счастье, верования, обычаи, традиции, окружающая природа. И призваны они были подготовить девочек для будущей социальной роли: матери, жены, хозяйки в доме. Поэтому и героини сказок имели соответствующие черты характера, своими мыслями и поступками пропагандировали верность, покорность, преданность мужу, безграничную любовь к детям, мудрость и находчивость, трудолюбие и доброту т.п.. Четко выделены эти черты в героинь сказок "Царевна-лягушка", "Мудрая девушка", "Умница" и т.п.. Ведь именно девушка догадалась, что "сытнее над все есть земля-мать, потому что она всех кормит и поит. Проворнее превыше всего - мысль, ибо мнением сразу куда хочешь перелеты, а милых над все - сон, потому как хорошо, мило мужчине, а все прямые, чтобы уснуть ... "[10, С. 82].
В семьях украинской девочек воспитывали быть нежными, добрыми, несколько сентиментальными, редко учили быть сильными и брать на себя лидерство.
Выводы . Особенности полового воспитания в произведениях украинского фольклора ориентированы на воспитание сильного
и мужественного мужчины-хозяина и покорной, нежной девушки, будущей матери, ведь образ матери является наиболее важным для украинского, а потому девушки должны с раннего детства осознавать свое предназначение.