Развитие познавательной активности дошкольников

Учебно-воспитательный процесс в дошкольных учреждениях - это своеобразный стержень, вокруг которого происходит жизни детей и взрослых.Сегодня педагоги, которые занимаются молодыми, свободны в подборе педагогических технологий, а следовательно, и своих действий. Создано немало программ по воспитанию и обучению, однако недавно признан Министерством образования и науки Украины как такую, неуклонно служит действующую государственную программу, - программу «Я в мире». Ее нужно выполнять на всей территории Украины, некоторые педагоги работают одновременно по разным программам, иногда по «своей», все же авторской.
Сегодня наибольшей остроты приобрела потребность поиска новых форм воспитания и обучения, которые способствовали бы формированию познавательной активности детей, их всестороннему развитию. Высокую умственную активность девочки и мальчики проявляют, достигая игровой цели в организованном обучении или в повседневной жизни.Эффективным средством обучения на занятиях, как уже отмечалось, являются дидактические упражнения и игры.
Умственное воспитания состоит в том, чтобы не только сообщить дошкольникам знания, но и научить их использовать эти знания в различных действиях. Деятельность ставит ребенка перед необходимостью направить свои умственные усилия на поиск и выборочное использование полученных им знаний и умений для решения нового конкретной задачи. Что интереснее такая деятельность, тем эффективнее она и эмоциональный влияние она дает.
Воспитатель должен четко определять задачи в соответствии с программой и к каждому из них подобрать дидактические игры, такие, какие именно разделы прорабатываться каждый день в течение недели. Задача он разделяет зависимости от уровней развития детей. В своей работе воспитатель использует различные подходы к работе - индивидуальный, групповой, фронтальный; подавая новый материал, работает с отдельными детьми и с подгруппами, закрепляет изученное со всеми.
Педагог должен строить занятия так, чтобы они преимущественно концентрировались на интересных играх-действиях, объединяя несколько разделов программы. Стимулируют интерес и новые для малышей приемы представления и закрепления знаний, мобильный характер занятий, подбор различных задач для активизации познавательной деятельности. Дети с интересом воспринимают встречи с новым, захватывающим, поэтому воспитателю следует прилагать усилия, готовясь к занятию. Одновременно когда замысел удается - воспитатель получает большое удовольствие от педагогического творчества.
К усвоению темы детей нужно вести последовательно, поэтапно, обеспечивая им условия для развития самостоятельного мышления, упражнения в таких мыслительных операциях, как сравнение и обобщение, пространственное воображение и т.д..
Организуя учебную деятельность, воспитатель использует различные приемы: дети свободно размещаются в группе, ведут непосредственно, некоторые могут отойти, впоследствии вернуться. Оказывается, что так им легче воспринимать сказанное взрослым, чем сидя все время за столом. В случае необходимости воспитатель дает детям такие задания, которые выполняются в письменной форме, за столами. Желательно вводить и элементы соревнования.
Например, в игре «Живые числа» дети (числа) выстраиваются в ряд от 1 до 10, с усложнением от 10 до 1, в игре «Веселая Счет» - рисуют на увлажненном песке «картинки».

Формы работы с дошкольниками в области природы

Для закрепления знаний о природе следует использовать языковые логические задачи: коротенькие рассказы-загадки, ответы на которые можно получить, если дети усвоили определенные связи и закономерности между явлениями природного или социальной окружающей среды. Понять эти связи помогает, в частности, ознакомление со знаками-символами. Сначала дети догадываются, как можно обозначить хорошую, пасмурную или солнечную погоду. Проводится игра «Какая сегодня погода?» Педагог говорит: «Пошел дождь», а ребенок подбирает соответствующий рисунок-символ. Затем говорит ребенок: «Дождь прошел, выглянуло солнце», - рисунок подбирает взрослый.
Сложный вариант игры: «Догадайся, как менялась погода». Он основан на построении и чтении простой схемы, состоит из нескольких символов. Слева направо размещаются ряд обозначений и ребенок «читает»: «Сначала было солнце, потом собрались тучи и пошел дождь». В следующий раз схему составляет ребенок, а «читает» воспитатель. Объясняют детям, что ветер бывает и при солнце, и при облаках, и во время дождя, поэтому обозначать его следует не отдельно, а подавать соответствующий символ сочетая его с другим, т.е. изображение будет двойным.
Чтобы дошкольники лучше осознали последовательность развития растений, воспитатель может предложить следующие задачи. На картинках изображено: кустик земляники с листьями, цветками, зелеными и спелыми ягодами. Раскладывая картинки, ребенок замечает, что последовательный ряд нельзя завершить, не хватает картинок; первая должна быть и последней (когда ягоды упадут, снова останется зеленый кустик). Полезно детям рассматривать картинки, на которых есть ошибки, побуждает находить их.
После соответствующей подготовки детям предлагаются языковые логические задачи, решение которых требует различных приемов умственной деятельности - анализа, сравнения, рассмотрение явления, поисковых действий. Это способствует развитию самостоятельного мышления, гибкости ума. Подобные задачи могут добираться, например, в различных времен года: весной - рассказ-загадка о зайце, цветущие деревья; осенью - о осенние листья.
В конце недели воспитатель анализирует изучено, определяет разделы на следующую неделю с учетом уровня овладения детьми материалом.
Эмоциональная, живая форма проведения занятий с использованием логических игр и упражнений, сочетание их с игрой, четкая формулировка задач на сообразительность позволяет подвести детей к пониманию сложных связей и зависимостей, до вступления умение передавать это в связной речи.
Работая с дошкольниками педагог получает удовольствие, когда видит, как светятся с интересом глазки малышей во время ознакомления с окружающей средой. Воспитатель каждый день должен стараться пополнять, расширять знания детей о увлекательный мир, полный скрытых тайн мир растений, животных, неживой природы. Чтобы обеспечить познания окружающей среды нужны развитое воображение, фантазия и устойчивый интерес. В общении с малышами целесообразно отдавать предпочтение простым, понятным словам, ласковым обращением. Такое общение - весомый фактор, он несет интересную информацию, побуждает к размышлениям и одновременно сеет в душах зернышки добра. Любовь к людям, ко всему живому, красота природы и желание познать мир направляются на осознание детьми смысла жизни на Земле.
Любовь к детям, стремление воспитать их неравнодушными ко всему, что их окружает, к каждой зверюшки, растеньица, вдохновляют педагога на поиски интересных, эффективных форм работы и средств стимулирования познавательной деятельности дошкольников.
Воспитатель направляет свои усилия на создание детям условий для поисково-исследовательской деятельности.
Самыми крепкими являются знания, приобретенные детьми в процессе непосредственного восприятия происходящего в живой и неживой природе при определенных условиях. Этому процессу обычно предшествует определенная подготовительная работа: рассказы воспитателя, имеющие целью заинтересовать малышей следующей деятельностью, чтение художественной литературы, демонстрации диафильмов, целенаправленные наблюдения и беседы. Малыши и сами часто призывают к наблюдению друзей и воспитателей.
В дошкольных учреждениях педагоги основном сами готовят демонстрационные материалы для обучения дошкольников (например: «Калейдоскоп цветов», «Интересное окошко» - сведения о животных; таблицы «Лес - наше богатство», «Зимняя книга», «Лесная газета», фотоширмы «Наша родная природа », рисунки-загадки).
Воспитатели разрабатывают интересные занятия на ознакомление детей с такими явлениями: как огонь и электричество, серии занятий по изучению воздуха и его свойств, строения различных веществ и способов их взаимодействия и т.д..
Определенные явления природы целесообразно объяснять в сказочной форме.

Современные подходы к организации музыкальных занятий, праздников, досуга в дошкольном учреждении

Музыкальные занятия, праздники и развлечения, проводимые в детском саду, дают малышам большую радость и веселие. их разумная организация, перспективное планирование видов и тематики, привлечения детей к подготовке и участию в них, способствуют надлежащему музыкально-эстетическом развитии воспитанников. Эстетическая атмосфера развлечения, в которой ребенок действует совместно со взрослым, создает в ней хорошее настроение, порождает радость от совместных музыкальных забав и пения и собственных музыкальных успехов.
Малышей основном развлекают педагоги и старшие дети, привлекая их к несложных действий. Старшие дошкольники учатся весело с музыкой переживать совместно со взрослыми жизненные и художественные явления, открывать для себя что-то привлекательное и новое, радоваться выступлениями сверстников.
Музыкальной основой досуга выступают любимые детские игры, песни, танцы, музыкальные пьесы.
Старших дошкольников такие развлечения побуждают к проявлениям сообразительности, выдумки, импровизации, творчества.Тематика их разнообразна: «Узнал музыку - танцуй», «Узнаешь мелодию - запоешь песню», «Мы - знатоки песен из мультфильмов», «Озвучиваю окружающий мир», «Танцевальные выдумки мальчиков и девочек» и другие. Целесообразно ввести в репертуар детворы и знакомые ей музыкальные развлечения: «Народные музыкальные игры на дедушкином дворе», «В круг становитесь, танцуйте, пойте», «Марше на темы украинских народных песен», «Танцевальная музыка народов мира», « Слушаем, музыку и, пластически импровизируем ».
Любимыми видами деятельности у детей старшего дошкольного возраста становятся музыкальные драматизации сказок, где исполнителями являются сами дети, различные представления с участием детей и взрослых.
Традиционным стало выбирать для занятия темы, связанные с творчеством выдающихся художников. При этом важно определить направление действа: «Композиторы мира о временах года», «Музыкально озвученные стихи Тараса Шевченко», «Украинская азбука в детских песнях Жанны Колодуб», «Слушаем песни современного композитора Ирины Кирилиной» и другие.
Развитию музыкального творчества дошкольников способствует подготовка с ними небольших концертов: «Детские песни о главном», «Я и мы в оркестре вместе», «Танцевальный зоопарк», проведение фестивалей детских талантов: «Мы - причудливые танцовщики», «Мои песни - моей стране »,« Хочешь стать звездой - стань ею », фестивалей семейного творчества:« Папа, мама и я - музыкальная семья ».
Положительные эстетические и нравственные чувства вызывают у детей честь Дня именин (Веры, Надежды и Любви), праздник юмора, шутливых песен, хороводов, прослушивания любимых аудиозаписей, музыкальных иллюстрированных сказок, фрагментов детских опер и т.д..
При музыкальных праздников, развлечений следует заботиться, чтобы дети сохраняли непринужденность, непосредственность и следить за выразительностью исполнения ими музыкальных действий.
Совместное переживание праздничного события должно быть радостным и познавательным для дошкольников и вызвать у каждого ощущение собственного успеха, нравственного возвышения, желание порадовать всех своим выступлением и одновременно воспитывать чувство ответственности за общее дело.


Важно использовать в планировании и организации музыкальной деятельности для дошкольников различные формы, которые обогащали и дополняли друг друга, создавая благоприятные условия для музыкально-эстетического развития детей.