Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста

В понятие развития мыслительной деятельности входит развитие у ребенка мыслительных операций, познавательных процессов и способностей.

Положительный результат зависит от того, насколько взрослые сумели вызвать у ребенка интерес к умственным занятиям, воспитали привычку к мыслительной деятельности. Ушинский отмечал, что «умственный труд, - одна из самых тяжелых для человека, поэтому приучать его к умственному труду надо« понемногу и осторожно ».

На основе практических действий с предметами малыш учится сравнивать объекты, анализировать, сравнивать, группировать. Начинает функционировать первая форма мышления - наглядно-практическая. Постепенно у ребенка развивается способность мыслить не только на основе непосредственного восприятия предметов, и на основе образов. Формируется наглядно-образное мышление. Во второй половине дошкольного возраста начинает развиваться словесно-логическое мышление. Четко эта форма мышления проявляется при установлении связей, существующих между предметами и явлениями. Прежде ребенок усваивает функциональные связи: название, назначение предмета. Сложными для нее есть связи, которые скрыты, хотя доступны чувственной практике, опыта: пространственные, временные, причинно-следственные.

Внутри всех форм мышления развиваются основные мыслительные операции.

Научить детей мыслить - задача взрослого. Надо подавать знания не в готовом виде, когда задействована только память как мыслительный процесс, следует учить ребенка анализировать, сравнивать, обобщать, подводить ее классификации, побудить к высказыванию собственных предположений. Перед детьми необходимо ставить задачи, стимулирующие их познавательную активность, требуют размышлений, сравнений.

В дошкольном возрасте развиваются такие важные познавательные процессы, как память и воображение. Благодаря памяти, ребенок запоминает, хранит и воспроизводит то, что раньше воспринимал, делала, чувствовала. Мышление невозможно без накопления нужных сведений, фактов. Не следует впадать в крайности и считать основным показателем умственного развития ребенка объем его знаний, накопленную им информацию. С первых лет жизни надо учить ребенка запоминать героев книг, мультфильмов, авторов произведений которым ее знакомят, композиторов, художников. Необходимо развивать память ребенка с помощью специальных игр, упражнений, заучивание стихов и т.. Память является сокровищницей знаний, основой, без которой невозможно обойтись. Одновременно ограничиваться ею в развитии познавательной деятельности не целесообразно.

Воображение - еще один из основных психических процессов ребенка, которые необходимо развивать в дошкольном возрасте.Воображение участвует в создании новых образов на основе тем, которые были восприняты ранее, а также полученных знаний.Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, является основой творческой деятельности ребенка. Задача взрослых всячески развивать у ребенка способности к воображению.

Первоначально у ребенка появляется воспроизводящая воображение, на основе которой с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение. Воссоздающее воображение у ребенка необходимо развивать, предлагая ей представить себе то, о чем ей рассказывают, или в какой последовательности она будет выполнять задания.

Особенно важно развивать творческое воображение, а для этого побуждать ребенка к поиску способов решения задачи, подталкивать к маленьким открытий, учить фантазировать. Например, летом на прогулке педагог предлагает детям рассказать, каким был куст сирени весной, а затем представить, как он будет выглядеть осенью, зимой.

Для полноценного умственного развития важно не только своевременно формировать познавательные процессы, но и их произвольность: умение концентрировать внимание не объектом познания, не отвлекаться, вовремя вспоминать, не "опускать руки", если сразу не удается правильно решить практическую или умственную задачу.

Приемы активизации учебной деятельности детей на занятиях

Проблемными ситуациями воспитатель ставит ребенка в условия практического поиска решения задач, ответов на вопросы.

Проблемные ситуации возбуждают самостоятельную мысль ребенка, направляют ее на поиски ответа, на понимание связей, зависимостей, отношений, учат обосновывать свои рассуждения, подводят к самостоятельным выводам. Например, рассматривая картинку «Зимние развлечения» воспитатель спрашивает: «А что бы нарисовал художник, передавая летние развлечения?»

Методика использования проблемных ситуаций

Воспитатель ставит перед ребенком познавательное вопрос, предлагает план поиска ответа (что делать и как делать), побуждает к самостоятельному поиску решения задачи с учетом опыта, предыдущих знаний, предоставляет ребенку возможность самостоятельно делать выводы, обосновывать свои рассуждения, ответы. Создает условия для практической проверки выводов, соображений. Например, чтобы вызвать интерес, используют наглядное изображение (кувшин, наполненный водой - рассказ «Умная галка»), как птичка пьет воду из кувшина с узким горлышком? Набросать камней, чтобы вода поднялась.

Проблемные вопросы воспитателя

Во время учебы вопрос воспитателя выполняют различные функции. Соответственно различают следующие группы вопросов:

  1. Репродуктивно-мнемические: требуют воспроизведение ранее усвоенного материала.
  2. Репродуктивно-познавательные: побуждают к решению проблемных задач, дают новый познавательный результат.
  3. Продуктивно-познавательные.
  4. Творческие вопрос: на подбор сравнений, синонимов, антонимов, для сознательного восприятия литературного произведения.
  5. Сначала воспитатель обращает внимание на сравнение (эпитеты) в литературном произведении.
  6. Поощряет самостоятельного придумывания. Выполнение самостоятельных заданий по поиску новых слов напрягает активность ребенка, активизирует познавательный интерес, вызывает необходимость познавать все неизвестное, сравнивать, синтезировать, анализировать неизвестные факты, полученные в ходе непосредственного восприятия предметов и явлений.

Методика использования творческих вопросов

Особого внимания заслуживает этическая беседа. Ее цель моральные и этические задачи:

1) формирование сознательного отношения в соблюдены моральных норм на основе системы нравственных оценок;

2) побуждает к положительным поступкам;

3) воспитывает стремление к нравственному совершенствованию;

4) закладывает основы обобщенных представлений о честности, правдивости, скромность, дисциплинированность и т.д..

В беседе используются разные типы вопросов проблемного характера, используется прием установления связи с практическим опытом ребенка, анализ мгновенных ситуаций различных видов: оценочных, содержащих задачи анализа поведения участников беседы, их мотивов, ситуаций, предусмотренных поведением, направленных на определение возможных способов соблюдения моральных норм; ситуаций выбора, которые дают возможность принимать этические решения, формируют умение принимать их.


Становление речи дошкольников

Мыслительная деятельность невозможна без языка. Овладевая языком, ребенок овладевает знаниями о предметах, признаки, действия и отношения, выражающиеся определенными словами. Поэтому она не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать - значит говорить о себе или вслух, а говорить - значит думать. Слово - материальная оболочка мысли. Это положение будет справедливым только если за каждым словом у ребенка стоит образ предмета, который это слово означает. Если ребенок слышит в речи взрослых или сама использует слова, за которыми не стоят образы, мыслительная деятельность не происходит.

После овладения речью, окружающий мир для ребенка как бы удваивается.Она уже имеет дело не только с теми предметами, которые непосредственно видит, которыми манипулирует, но и с теми, которые в настоящее время отсутствуют или которых вообще не было в личном опыте (рассказ о полете в космос, о том, как жили люди в древности и т.д.).

Таким образом, слово удваивает мир и позволяет ребенку мыслительно оперировать предметами даже в их отсутствие. Это расширяет границы его познавательной деятельности: она может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора (художественное произведение, объяснение).

Ребенок пользуется языком для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, то есть влиять на окружающих людей. Это накладывает свои требования к выразительности, эмоциональности, логичности.

На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Нужно также формировать культуру диалогической речи: умение четко, ясно, по существу; слушать спивбесиднрика, пытаться его понять, не перебивать: не перескакивать с предмета на предмет и т.п..

И.Сеченов отмечал о врожденной и крайне драгоценную свойство нервно-психической организации ребенка - бессознательный поезд к пониманию окружающей действительности. И.П.Павлов назвал это свойство рефлексом «Что такое?» Под его влиянием ребенок знакомится с качествами предметов, устанавливает для себя новые связи между ними. Предметная «исследовательская» деятельность, которая присуща ребенку раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему. После овладения детьми языком, их познавательная деятельность поднимается на новый качественный уровень. С помощью языка обобщаются их знания, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности и не только на основе непосредственного восприятия предметов, и на основе представлений.

Меняется характер общения ребенка и взрослого: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты.

Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом, ребенок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.