Развитие креативности у детей

Методические рекомендации по развитию креативности для воспитателей и музруководителей

Ребенок дошкольного возраста - это маленький человек с чувством естественного открытия мира, с потребностью в новизне, т.е. в творчестве. Они способны творить ярко и талантливо, если будут для этого благоприятные условия: взрослые благосклонно относятся  к невероятным версиям и форм проявления ее фантазии. Чтобы поддержать детей в их природных творческих стремлениях и проявлениях, надо уметь предложить им такой материал, с которым они смогут творить и фантазировать. Одним из таких материалов может быть музыка.      Для этого педагог должен знать:

¦ виды детского музыкального фантазирования;
¦ этапы развития творческой активности детей.

Педагог для развития креативности должен уметь:

¦ избегать прямого сообщения необходимых знаний, создавать ситуации, побуждающие малышей задаваться вопросом, способы деятельности;
¦ развивать нестандартное мышление, разрушать стереотипы.
Обычно причиной непопулярности у детей музыкальной деятельности выступает репродуктивный характер представления им знаний, формирования умений и навыков. Когда педагог прямо учит ребенка слушанию, музыкальной грамоты, пения, т.е. дает ей определенные музыкальные стандарты, формулы, она только воспроизводит услышанное, увиденное. Чисто профессиональный и производительный характер обучения музыки отнюдь не побуждает к проявлению естественности, самобытности.
Поэтому заметно снижается естественная творческая активность детей, погруженных в уже готовый мир музыкальных явлений, правил, норм, оценок, переживаний. Развитию детского творчества с помощью музыки способствует импровизация. Она позволяет имитировать естественность и непредсказуемость самой жизни. Импровизация может применяться в двух направлениях фантазирование. Это могут быть: импровизация с музыкальными звуками и импровизация под музыку. В импровизации с музыкальными звуками выделяют следующие виды фантазирования: тембральную, ритмичное и мелодичное. В импровизации под музыку выделяют графический и пластичный виды музыкального фантазирования.      Подобные фантазирования можно организовать отдельно по каждому виду музыкальной импровизации или нескольких одновременно в зависимости от решаемых задачи. Работа проводится постоянно на любом занятии или вне занятий по 3-5 минут. Можно по-разному называть такой вид деятельности: минуты фантазирование или пластическая разминка. Главное - определить цель, которую можно реализовать в том или ином случае.      Ребенок проходит три этапа в развитии своей творческой активности.      На первом этапе, опираясь на эмпирический опыт, а также интуитивно следуя социальных законов и установок педагога, она знакомится со способами фантазирование (поисково -подражательный способ усвоения).      На втором этапе ребенок постигает способы фантазирования в сотворчества с теми, кто его окружает, а также в процессе индивидуального самовыражения (поисково-эвристический способ усвоения).      На третьем этапе овладевает способами фантазий, которые помогают ей самостоятельно создавать воображаемую действительность с помощью музыкальных звуков (поисково-креативный способ усвоения).      Задача педагога - разрушить стереотипы, которые уже сложились, сохранить естественную способность ребенка к активности и, опираясь на музыкальные стандарты, помочь новые ей постичь новые способы деятельности с музыкальным материалом .

ИМПРОВИЗАЦИЯ при развитии креативности
1. Тембровое фантазирование при креативном развитии
Звукоподражания ближайшее детям дошкольного возраста, поэтому именно с него и следует начинать тембровое фантазирование. Пусть ребенок придумывает и выполняет с помощью голоса музыкально-шумовые картинки к любых сюжетов, близких и понятных ей. Например: "Птичий двор", "Мы в лесу", "Отдыхаем у моря", "Мы в зоопарке" и т.д.
Тембрам обогащению звукоподражания помогают наблюдения за животными и птицами: слушания и воспроизведения чириканье воробьев, голубей, криков чаек, кваканье лягушек, жужуние шмелей, писка комаров, шума машин и др..
Овладев способы звукоподражания животных и птиц, можно переходить к изображению голосом звуков, которые издают окружающие предметы, к воспроизведению различных бытовых звуков: как течет вода из крана, скрипят двери, шелестят страницы книги, звенит посуда и т.д.. А уже потом малые озвучивают вымышленных ими персонажей: язык жителей других планет, старого пня, солнечного зайчика и т.д..
Мир звуков вокруг бесконечный, мысленные образы - всегда уникальные и неповторимые, и возможности голо ¬ су также ограничены. И это ребенок может понять тогда, когда сама пройдет шумовую и звуковую "школу", что улучшит ее слух, выразительность тембра голоса в пении и речи.

2. Ритмичное фантазирование при креативном развитии
Почувствовать ритмичность окружающего мира малыш способен лишь получая мышечные ощущения, поэтому ритмичное фантазирования должен слиться с пластичным. Соответствующую работу целесообразно начинать с фантазирование на тему собственного имени каждого. Например: ритм имени можно озвучить одинаковым по количеству складов хлопками в ладоши, с длинным звуком на ударном слоге.
Осложнения - придумать кому-то (по желанию) ритмичное имя, учитывая его характер. Сначала дети вместе обсуждают характер выбранной ребенка, но только с положительной стороны. Скажем, о слишком активного лучше сказать, что он уверен. Далее дети придумывают определенный ритм и через мгновение подают варианты его ритмических имен. Ритм имени, признан лучшим всеми отчетливо и музыкально.
Можно также предложить малышам подбирать ритм к различным фразам и стихотворным строкам, заранее обсудив с детьми характер, настроение, содержание, образы и их развития. Возможны и остановки - паузы - и другие особенности стиха.
Ритмичным фантазирования могут быть "ритмы-диалоги", где ребенок должен продолжить выполнение педагогом ритмический мотив, первое или завершающее отражения, повторив услышанный ритм и создать собственный мотив, или придумать "разговор рук" в паре с педагогом или сверстником. При этом важно, чтобы дети чувствовали общность ритмической пульсации, понимали, что каждый созданный ими ритмический отрывок является частью общей ритмической картины. В дальнейшем различные "ритмы-диалоги" можно выполнять на шумовых и ударных детских музыкальных инструментах.
Поскольку центр чувство ритма содержится в левом, "логическом", полушарии, то благодаря ритмической фантазии развивается умственная активность детей.

3.Мелодийне фантазирование при креативном развитии
Мелодичное фантазирование - наиболее музыкальное, так и сложное для детей. Это, прежде всего, пение. Детям предлагают придумать мелодичное  прощание, например, часто и ритмично повторяя слова: "Доброе утро", "Привет, всем привет", "Здравствуйте, дети". Осложнения - придумать варианты напева колыбельные, призывного звучания трубы, праздничного звона и т.д.
Собственно фантазированием станут мелодии, придуманные детьми для различных образов с использованием разных штрихов: тембра голоса, силы звука, темпа мелодии. Воображаемыми могут быть: животные, люди, явления. Одновременно образ обязательно обсуждается, и мелодия придумывается соответствии с его характером, внешнего вида, состояния, развития. Например, заяц - мелодия оживленная, отрывистый, звуки короткие, ритм четкий; девочка смеется - мелодия бодро льется на высоких звуках; порывистый ветер - мелодия с низким звуком и, поднимается к высоким, звучит громко, отрывисто.
Сначала дети импровизируют только голосом без всякого музыкального инструмента. Уже позже, чтобы украсить мелодию, подыгрывают на чем-то свой ??выбор. Осложнения - импровизации-рассказы детей о себе, о своем друге, о том, как провели выходные ли.  Музыкальное фантазирование может быть разным. Если такую ??работу проводить систематически, привлекая детей к творчеству и сотворчеству, результаты будут достаточно высоки. Дети составлять короткие мелодии, охотно и выразительно  их голосом и на инструменте.

1. Графическое фантазирование при креативном развитии.
Бессознательные процессы, которые происходят под влиянием окружающих звуков, речи, не руководствуются людьми, но их можно выразить графически. Слушая голос по телефону или лекцию, мы невольно начинаем что-то чертить, т.е. графически передаем наше неосознанное отношение к получаемой информации. То же самое может происходить под влиянием музыки. "Спонтанное рисование под музыку" . Детям предлагают рисовать все, что угодно в любое время, когда звучит музыка. Дают им для этого карандаши, краски, мел и т.п.. Музыкальный фрагмент должен быть яркий, эмоционально богатый, но не громкий, не слишком быстрый (не более 60-65 ударов в минуту), а так же непродолжительным - 2-4 минуты, если дети рисуют по завершении музыки, и 7-10 минут, если рисовать под нее.      В завершение пусть все выскажутся. Может, кто-то расскажет какую-нибудь историю, а возможно, это будут своеобразные откровения, порожденные неожиданными чувствами. В конце желательно сообщить детям, как называется произведение и кто его написал. Рекомендованные музыкальные произведения: "Прелюдия № 8" Баха, "Прелюдия № 4" Ф.Шопена, "Баркарола" П.Чайковского, "Пастораль" Ж. Бизе, "Лебедь" К. Сен -Санса, "Сентиментальный вальс" П. Чайковского.

2. Пластическое фантазирование при креативном развитии
Чем младше ребенок, тем более естественные, пластичны ее движения. Непроизвольная реакция на случайные или постоянные жесты, мимику, движения взрослых вызывает у нее появление двигательных стереотипов. Поэтому пластическое фантазирование восстанавливает природу на телесную гибкость и выразительность. Упражнения под музыку стоит рассчитывать из движений всего тела, корпуса, ног, рук, головы. Двигательная амплитуда предстоит большая и полная, чтобы работал каждый сустав. Это создает у ребенка ощущение красоты, гибкости, выразительности, пластичности своего тела. Возможны, например, такие варианты движений рук: к себе, от себя, в стороны, вверх, вниз, назад, волнообразно, подобно, с легкими изгибами в суставах, как это делают танцовщицы.
Такими же разнообразными могут движения для ног: Приседания, разведение ног в стороны, выразительные движения на  местах, пружинные шаги т.д., для корпуса: повороты, "закрутка" туловища, поднятие плеч, движения в талии, прогиб назад, вперед, в стороны, растяжение боковых мышц туловища и т.д..
Разным движениям, позам, жестам понадобятся образные названия. Например, ладони, обращенные к середине, заведенные назад руки, вытянутая шея и расслабленный корпус является позой, которую можно назвать "Добрый пингвин". Этот этюд хорошо выполняющийся под "Вальс-шутка" Д. Шостаковича.
После выполнения крупных движений целесообразно предложить детям упражнения на разминку мелкой мускулатура. Это может быть пальчиковый пантомимический "театр", где дети разыгрывать коротенькие сценки без звука. Таким сценкам можно дать названия: быстрые движения пальцев - "порхание мотыльков; вращения предплечьями с неподвижными локтевыми суставами -" Забавный Арлекин ", хватательные движения пальцев ног -" Курица на насесте ».
Определенным этапом работы станет импровизационный теневой театр. Здесь нужны ширма из белой ткани (или два держат простыню), по которой устанавливают достаточно яркую лампу. Дети-исполнители поочередно Импровизируют движениями под музыку в пространстве между тканью и лампой, показывая свою "спектакль" зрителям, Музыкальным фоном могут служить "Мимолетности "," Сарказмы "С. Прокофьева или прелюдии Шостаковича.
При систематической работе с  детьми с помощью двигательных импровизаций музыкальные произведения Р. Щедрина "Озорные частушки", С. Прокофьева "Сказочка", отдельные пьесы К. Сен-Санса с "Карнавала животных", П. Мусоргского с "Картинок с выставки" будут очень кстати.