Психолого-педагогические исследования проблем умственного воспитания детей

Сенсорное воспитание - целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания, совершенствования ощущений и восприятия.

Ученые по-разному подходили к решению этого вопроса. Впервые теорию сенсорного воспитания разработал Ф.Фребель. В работе «Дары Фребеля» дары олицетворяет геометрическая фигура, основу которой образует прямая линия, может быть волнистой, замкнутой, однако В пространстве она является неограниченной. По Монтессори, в основу развития сенсорного воспитания положено специальный природный материал. Ребенок, имея хорошо развитые чувства, не всегда могла их назвать, сравнить, обобщить, применить в других видах деятельности, работая без руководства взрослого. В результате сотрудничества по методике Монтессори богатый сенсорный опыт становился основой для развития мышления, чем ребенок мог воспользоваться в дальнейшем.

Чем больше анализаторов участвует в обследовании, считал Ушинский, то вернее будут знания ребенка о предмете.

Система сенсорного воспитания детей в ДОУ Украина опирается на теорию восприятия, разработанную российскими учеными - Л.Выготский, Б. Ананьев, Л.Рубинштейном, Леонтьев,

О.Запорожцем, Л.Венгером. Согласно ребенок должен овладеть общим общественным опытом, который охватывает рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны. Согласно современным исследованиям ощущения и восприятия являются особыми действиями анализаторов, направленные на обследование предмета, выявление его особенностей. Развивать анализаторы ребенка - значит обучать ее действий по обследованию предмета, которые в психологии называются перцептивными. С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает новые качества и свойства предмета.

Задача сенсорного воспитания заключаются в своевременном обучении ребенка указанных действий. Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, развертывания мыслительных процессов.

Сенсорные эталоны - это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития.Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение: мера веса, мера длины, цветной спектр, расположение нот на нотном стане, плоские и объемные геометрические фигуры и т.д..

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, проходящий в первую очередь в дошкольном детстве. В первые годы жизни у детей возникают предпосылки формирования сенсорных эталонов. Со второй половины первого года жизни до начала третьего года формируются сенсорные передеталоны.

В этот период ребенок отражает отдельные свойства предметов, имеющих значение для ее движений (особенности формы, величины предметов, расстояния и т.п.).

Ребенок дошкольного возраста пользуется предметными эталонами: соотносит образы, свойства предметов с предметами (оранжевый цвет - «морковка», квадрат - форма кармане или платки). Преимущественно этот период продолжается до границы между пятым и шестым годами жизни, хотя может и продолжиться, если взрослые навязывают предметные эталоны в деятельности ребенка.

В старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с усвоенными загальноухваленимы эталонами (солнце как шар, лимон и огурец - овальной формы). Эталонами цвета для ребенка этого возраста семь цветов спектра и их оттенки, эталонами формы - геометрические фигуры, эталонами слухового восприятия - «решетка фонем» родного языка, звуковысотная шкала музыкальных звуков.

Система сенсорного воспитания основывается на признании необходимости развивать восприятие ребенка в процессе содержательной деятельности не только на занятиях, но и в повседневной жизни (например, знакомство со свойствами воды).

На первом году жизни ребенка задачи сенсорного воспитания решают в манипулятивной и предметной деятельности. Позже используют такие виды деятельности, как игровую, трудовую, конструктивную, изобразительную и др.. Каждый из них имеет свою сенсорную основу. Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребенка.

В зависимости от содержания деятельности, ее мотивов меняется острота ощущений, поскольку разные признаки предметов выступают в своем жизненном смысле. Усвоив определенную признак в одном виде деятельности, ребенок использует ее в других видах (научилась различать цвет в дидактической игре - применяет в рисовании).

В развитии чувственного познания важное место принадлежит языке: слово позволяет обозначить новый признак. Словесное обозначение признаков и свойств предметов способствует осознанному их восприятию, четком различению.

Содержание сенсорного воспитания содержит широкий спектр признаков и свойств предметов, которые ребенок должен понять в дошкольном детстве: знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, массой, звучанием предметов окружающего мира, ориентировки в пространстве, а также во времени, развитие языкового и музыкального слуха.

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследования предметов, формирование представлений о сенсорных эталонов.

Обучение обследование проводится как специально организованное восприятие предмета для выявления тех его свойств, о которых следует знать, чтобы успешной была последующая деятельность. Предмет обследуется по-разному, в зависимости от цели обследования и обследуемых качеств.

Последовательность обследования:

- Восприятие целостного образа предмета;

- Разделение предмета на основные части и определения их признаков (формы, величины, цвета, материала);

- Пространственное соотнесение частей друг с другом (сверху, слева, над ...);

- Выделение мелких деталей, установка их пространственного размещения относительно основных частей;

- Повторное целостное восприятие предмета.


Задачи, содержание, методы и средства умственного воспитания современных детей дошкольного возраста

Задача умственного воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп:

1) приобретение элементарных знаний об окружающей среде - природе, жизни, труд людей, общественные явления;

2) формирование навыков и умений умственной деятельности, заключающийся в выработке у детей определенных способов восприятия, развития всех познавательных процессов;

3) развитие познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, памяти, воображения;

4) развитие заинтересованности детей, любознательности, ума и формирование на их почве стойких познавательных интересов, развитие умственных способностей.

Педагог пользуется такими методами:

- Наглядными (наблюдение, экскурсия, экскурсия-обзор, демонстрации картин, показ кино-и диафильмов);

- Словесными (рассказ, беседа, изучение художественной литературы);

- Практическими (упражнения, игры, труд в природе).

К приемам умственного воспитания относятся:

- Наглядные (образец, показ);

- Словесные (объяснение, вопрос, оценка);

- Игровые (игровое действие, игровая ситуация).

Средства умственного воспитания в педагогике дошкольного следующие:

- Ознакомление с окружающим миром (обогащается кругозор ребенка, его познавательные процессы, развивается общение со взрослыми, увеличивается объем информации);

- Игра - специфическая деятельность детей, в которой отражается окружающая действительность, оказываются знания, различные виды игр по-разному влияют на умственное развитие детей;

- Труд, в процессе которой происходит практическое ознакомление с качествами и свойствами предметов; орудиями труда, материалами;

- Обучение - целенаправленное воздействие, осуществляемое систематически, обеспечивая последовательность накопления знаний и умений.

Средства умственного воспитания делятся на две группы: одна охватывает виды деятельности детей, вторая - произведения духовной и материальной культуры.

На ранних этапах для умственного воспитания ребенка важен ее личный опыт. Однако ей дают готовые образцы чужого опыта путем формирования различных видов деятельности и обучения. Большое значение для дошкольников имеет бытовая деятельность по выполнению режима, требует сосредоточенности внимания, памяти, мышления, произвольности поведения.

Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности (подвижные, дидактические, творческие игры, в которых дети отражают свои впечатления об окружающем мире). Большое значение имеют продуктивные виды деятельности (трудовая, изобразительная, конструкторская) - в них проявляется такая функция мышления, как планирование: ребенок должен предусматривать результат работы, определять этапы ее выполнения, способы организации и т.п..

Как средства умственного воспитания педагоги основном используют произведения национальной культуры - народные песни, танцы, традиции, обряды.