Психологически лаборатория - один из путей адаптации студентов

Статья раскрывает особенности адаптации студентов- первокурсников к новым условиям жизни , учебной деятельности , общения с ровесниками группы , старшекурсником , преподавателями .
Один из таких путей адаптации - это занятия в психической лаборатории гуманитарно - педагогического института.
В процессе занятий в лаборатории студенты обучаются навыкам экспериментально - исследовательской работы , в них формируются устойчивый , глубокий интерес к науке психологии , любовь к будущей , самой Гуманной на земле профессии - воспитателя детского сада.
Статья может быть рекомендована преподавателям I, II уровня аккредитации , руководителям внеурочных форм работы.

      Дошкольный учебно - воспитательное учреждение сегодня ставит высокие требования к будущим специалистам. К гуманитарно - педагогического института приходят выпускники школ I степени , которые проявляют интерес к профессии воспитателя . Главным мотивом поступления в институт , на их взгляд , является любовь к детям.
       Принятый закон о дошкольном образовании подчеркнул , что будущее человечества , общества в руках воспитателя . Поэтому чрезвычайно актуальным является вопрос , кто сегодня придет в учебно -воспитательный дошкольное учреждение.
       Окружающая третьего тысячелетия остро нуждается в новом поколении педагогов , владеющих не только высоким уровнем академических знаний , но и высокой нравственностью . Цель педагогического вуза подготовить высокообразованных специалистов , влюбленных в свою профессию.
        Закономерно , что у первокурсников наступает важный этап их жизни , меняется социальное окружение , стили общения , статус , особенности деятельности . Только вчера они чувствовали внимание и опеку своих школьных учителей , а в условиях института они чувствуют себя дискомфортно. За очень короткий срок студенту следует помочь адаптироваться в коллективе группы . Он должен понять , что есть много возможностей раскрыть свои интересы , способности , умения. В институте работают клубы , кружки , психологическая лаборатория , факультативы , которые имеют целью убедить в правильности выбранной профессии , сформировать глубокий интерес и любовь к выбранной профессии. Понятие " адаптация студентов " - носит конкретный характер и означает , прежде всего , само приспособление личности , личностных свойств и качеств к конкретным условиям данного педагогического вуза. По исследованиям ( Семиченко В.А. , Зданевич Л.В. ) , адаптация к училищных условий жизни , обучения , досуга , безусловно , связана с резким изменением социального положения личности , хотя и менее существенно , чем в случае приспособления к новым условиям труда . Исходя из важнейших направлений установления личности , основное содержание процесса адаптации студентов младших курсов предлагается определить следующим направлениям [ 6 , C.54 ]
• новое отношение в профессии ;
• освоение новых учебных норм , оценок , средств и приемов самостоятельной работы , других требований;
• приспособления к новому типу учебного коллектива , его обычаев и традиций;
• ознакомление с новыми видами учебной деятельности ;
• приспособление к новым условиям быта в студенческих общежитиях , новой культурной среде , новых форм использования свободного времени.
По исследованиям Л.В.Зданевич , важным аспектом психологической адаптации является изменение социального статуса , который имеет следующие черты [ 3 , С.137 ]
• осознание нового качества в своей социальной позиции , повышенное чувство собственного достоинства ( " я уже не школьник , а студент " ) ;
• стремление добиться первых успехов , подтверждающие новую , более высокую позицию ;
• интерес и усердие в выполнении учебной и другой работы в стенах педагогического училища ;
• разнообразие учебных и внеклассных интересов .
       В Хмельницком гуманитарно - педагогическом институте облегчают этот процесс адаптации такие формы внеурочной работы , как работа психологической лаборатории. На заседание которой приглашаются студенты первых курсов , и цель этих заседаний - помочь освободиться от переживаний , тревоги , недоверия , страха , овладеть способами налаживания отношений с ровесниками , преподавателями. Таковы заседание под девизом : "Познай себя , познаешь других ", " Воспитатель - прекраснее профессии не знаю ", " исследует индивидуальные особенности детей дошкольного возраста " . Многолетние наблюдения преподавателей психологии доказывают , что формирование профессиональной направленности у первокурсников находятся в тесной связи с процессом перестройки личности под влиянием новой социальной роли " студент , будущий воспитатель" .
       Преобразующая сила социальных ожиданий человека зависит от непосредственного общения с коллективом в котором учишься , а все мы такие разные ... и каждый слышит "свой марш" .
Поэтому , работая в психологической лаборатории , студенты расширяют и углубляют свои знания о том , что каждому человеку присущи неповторимые черты , которые сложились в ходе его индивидуального развития и их следует учитывать для того , чтобы в коллективе тебе было комфортно жить и работать.
        А впоследствии , изучая условия формирования личности дошкольника и исследуя их индивидуальные особенности , студенты осознают , что личность ребенка , ее неповторимая индивидуальность стоит в центре образовательно - воспитательного процесса каждого учебного дошкольного учреждения . Сложные социальные и экологические обстоятельства в нашем государстве обусловливают необходимость постоянного внимания воспитателей и родителей к физического и психического здоровья ребенка. Дошкольный возраст - период , когда малыши самые ¬ более чувствительны , остро воспринимают все действия взрослых и сверстников , которые затрагивают их "Я".
Возникновение различных эмоциональных расстройств , нарушений социального поведения во многом связано с особенностями семейного воспитания . Семейные конфликты , дефицит родительской любви и внимания , жестокость , чрезмерная требовательность , непоследовательность в системе поощрений и обстоятельств , которые травмируют ребенка , провоцируют различные деформации психики и поведения [ 1 , C.3 ] .
        Вот здесь и возникает потребность индивидуального подхода к ребенку. Выдающиеся психологи О.В.Запорожець , Леонтьев , Г.Люблинська , Д.Эльконина занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности .
        Индивидуальный подход , по исследованиям Я.И.Ковальчук [ 5 , C.18 ] , требует от педагога дошкольного учреждения большого терпения , умения разобраться в сложных проявлениях поведения . Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка. Это может быть состояние здоровья , особенности высшей нервной деятельности , условия окружающей среды . Различные отклонения в поведении ребенка легче предупредить , чем преодолевать их , когда они превратятся в привычку.
        Сегодня поставлена ??под сомнение закон существования и развития добра. Много лет детей воспитывали согласно этим основным нравственным законом : добро порождает добро , а зло способно породить лишь зло . Как подчеркивают украинские исследователи , сейчас "этот закон срабатывает до и только там , пока и где сама почва здоров. В значительной степени больному " обществе " этот закон уже не срабатывает , скорее наоборот : там , где добро ( гуманность , честность , истина и др. ) органично игнорируется , там добро порождает зло , вызывает из глубины подсознания агрессию и ненависть ... " [ 4 , С.93 ] . Ярость , жестокость , бессердечие нашего переломного времени можно понять , но никак нельзя оправдывать их и мириться с ними. Прежде всего потому , что это подрывает здоровый культурное развитие подрастающего поколения , полноценное формирование личности , то есть ставит под сомнение и будущее самого общества. У детей возросла асоциальное направленность , они стали более агрессивными , уязвимыми , быстро выходят из состояния равновесия . Значительно возросло количество психических заболеваний , непосредственно связанных с социальными условиями. У некоторых детей развиваются ложные качества: жестокость , лживость , ярость и другие , в значительной части подростков нарушаются ценность ориентации .
Среди факторов , связанных с проявлениями агрессии детей , выделяют следующие :
1 ) социально -экономическое и политическое положение современного общества ;
2 ) моральные нормы поведения , задаваемых социальными условиями;
3) условия микро среды , т.е. семейного , семейного окружения и окружения знакомых и сверстников ;
4 ) характер и система воспитания способствующих тому , что агрессивные действия становятся обычным достижением своих потребностей ;
5 ) возрастные и индивидуально - психологические особенности детей ;
6 ) соматическое неблагополучие , ослабленное здоровье , психические заболевания;
7 ) физические условия среды, окружающей ребенка , высокая концентрация людей в больших городах , невозможность уединиться т.п. .
        Важнейшими из них являются особенности социального положения и общего эмоционального состояния здоровья в конкретной ситуации. Конечно , не меньшую роль играют склонность детей к агрессивности , врожденный темперамент , отражением которого является поведение ребенка, его конституционные данные . На формирование агрессивного поведения детей немалое влияние имеют взаимоотношения в семье. Ребенок , растущий в семье с высоким уровнем соперничества , может включиться в соревнование и стать самоуверенной , упрямой.
       Некоторые исследователи объясняют склонность детей старшего дошкольного возраста к агрессивному поведению еще одним возможным фактором - последовательностью рождения. Например , малыш из семьи с большим количеством детей чаще подвержен застенчивости , что может быть связано с повышенной заботой о нем большим количеством людей. Гиперопека может вызвать протест , в частности агрессивные действия (хотя может стать и причиной инфантильности , что не предусматривает агрессивного поведения ) . Если такой ребенок вынуждена быть самостоятельной , то из нее , по мнению автора [ 1 , C.28 ] , может развиваться агрессивная личность. Напротив , старший ребенок в многодетной семье чаще подвержена самоуверенности , возможно, потому , что чувствует превосходство над младшими детьми или ответственность за них.
       С исследованиями психологов по агрессивности детей из многодетных семей можно согласиться лишь частично к определенной аргументации .
Одни и те же факторы по - разному влияют на каждого ребенка. И часто внешне одинаковые формы поведения разных детей обусловлены различными причинами , мотивациями ( сознательная , бессознательная ) . И в самые поступки дети вкладывают разный смысл . Поэтому одинаковые формы реакций педагога свидетельствуют о недифференцированный подход к воспитанию , непонимание истинных причин поведения детей , а иногда - о формальном отношении к работе. К сожалению , примеры беспомощной пассивности педагогов по устранению конкретных проявлений агрессивности и жестокости среди своих воспитанников пока редкость.
        Исследование О.Б.Бовть [ 1 , С.18 ] доказывают , что каждая личность в определенной степени обладает агрессивностью. Отсутствие ее ведет к пассивности , конформности и т.д. . Необычайное развитие ее начинает определять всю суть личности , которая может стать конфликтной , неспособной на сознательную кооперацию. Сама по себе агрессивность не делает человека сознательно опасным , ибо, с одной стороны , существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жестоким , с другой - сам акт агрессии не принимать сознательно опасные но не одобряемые формы.
        При шестинедельного педагогической практики по психологии и работы в психологической лаборатории студенты учатся психологическом наблюдению и понимают , что агрессивность как психологическое явление в к ¬ школьном возрасте проявляется в характеристике действий и поступков , когда ребенок стремится намеренно причинить вред другому , обидеть , ударить , сделать больно , досадить словом. Агрессивный дошкольник дразнит ровесников , восклицает обидные прозвища . Он упрям ??и самоуверен , сначала отрицает , а затем выслушивает , чаще говорит "нет" , чем "да". Первые признаки агрессивности наблюдаются у детей после 2,5 лет , эмоциональные переживания детей от 2 до 3 - х лет отличаются высокой интенсивностью , их проявления не регулируются социальными нормами и волевыми усилиями . Свое недовольство они демонстрируют слишком непосредственно : шумят , падают на пол , топают ногами , визжат , могут царапаться , кусаться , драться.
        Вспышка ярости с элементами агрессивного поведения наблюдается в ситуациях , когда желание ребенка из любой причине не выполняются. Возникает реальная возможность конфликта между ним и родителями , который нередко сопровождается агрессивными проявлениями со стороны малыша.
Нередко агрессивные действия ребенка раннего возраста является частью общей реакции протеста против действий взрослых. Это наблюдается у маленьких детей ( 1,5-2 года ) , родители которых настаивают на своем, не учитывая индивидуальных и возрастных особенностей собственного ребенка , его физического состояния , динамики развития .
       В среднем и старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) агрессивное поведение рассматривается как специфическая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми ( в первую очередь со сверстниками ) . В этот период появляются жалобы на драки , на агрессивные действия ребенка в отношении к младшим сестрам , братьям. Такое поведение свидетельствует о недостатках в сфере социальных взаимоотношений , является следствием неудовлетворенности ребенка своим положением в группе детского сада или в семье.
       Г.Еберлейн определяет агрессивность как " отчаяние ребенка , который ищет признания и любви " . Агрессивность вызывается активным стремлением ребенка устранить конфликтную ситуацию любыми средствами . Дефицит любви является фоном , на котором легче оказаться агрессивности .
По мнению Гизели Эберлейн , агрессивность - это оборотная сторона страха . Гиперопека родителей вызывает у детей неуверенность характера , амбивалентность ( двойственность ) эмоций и , как результат , страхи , которые , затем гиперкомпенсуючись , проявляются в агрессивном поведении ребенка. И на родителей распространяются ее реакции протеста.
К признакам агрессивности детей дошкольного возраста можно отнести следующие:
• упрямство , стремление отрицать , отказываться ;
• драчливость , раздражительность ;
• приступы гнева , взрывы злобы , негодования ;
• стремление оскорбить , унизить ;
• властность , эгоцентризм , завышенная самооценка , самоуверенность ;
• неумение отстаивать свое ;
• неумение понять интересы другого .
        Каждая отдельная признак еще не свидетельствует о выраженной агрессивность. Случайные , эпизодические проявления упрямства или вспыльчивости - также не показатели высокого уровня этой черты . Только систематические проявления перечисленных особенностей поведения и их взаимодействия свидетельствуют об агрессивности дошкольника .
        Агрессию нужно отличать от настойчивости , напористости , которые включают защиту имущества или прав (например , не позволяет взять игрушку ) , упрямства в своих желаниях и стремлениях .
        В центре особого внимания воспитателей , специалистов дошкольного учреждения должны быть дети , которые нуждаются в особой помощи . Следует тщательно разобраться в их индивиду ¬ альных особенностях , хорошо осознать , что в них заложено от природы. Ведь свойства высшей нервной деятельности не переделаешь . Поэтому нужно их определить , чтобы помочь ребенку в выработке естественного для нее и тех , кто его окружает , стиля деятельности . Необходимо хорошо понимать . и разграничивать признаки тревожности (повышенная возбудимость , напряженность , скованность ; страх перед всем новым , незнакомым , необычным , неуверенность в себе , заниженная самооценка и т.д. ) ; импульсивности (неумение ждать , нетерпеливость ; образы, легко возникают и быстро проходят , раздражительность , несдержанность и т.д. ) ; признаки агрессивности ( упрямство , стремление отрицать , отказываться ; драчливость , раздражительность ; приступы гнева , взрывы злобы , негодования , стремление оскорбить , унизить ; властность , стремление отстаивать свое) [ 4 , C.29 , 37 , 41].