Профессиональная подготовка студентов к осуществлению математического развития дошкольников

В статье дается определение логико - математического развития , логико - математической компетентности дошкольников. Раскрыто опыт работы профессиональной подготовки студентов к осуществлению логико - математического развития дошкольников в условиях многоуровневого образования. Описаны содержание , использование активных форм обучения , методы , система формирования профессиональных умений у студентов в работе с детьми.

      Сегодня нам выпало жить на рубеже эпох. Современные компьютерные системы и телекоммуникационные технологии обусловливают изменения образовательных приоритетов. Своевременно замечать новые тенденции , учитывать реальный жизненный контекст , двигаться с требованиями новой эпохи , сочетать в себе гибкость с четкой педагогической позицией - важное условие профессионального и личностного совершенствования педагога , оптимизация его деятельности . Именно математика , природа , как и язык , пронизывают всю деятельность человека , математические понятия используются на каждом шагу. Без них невозможен удивительный технологический процесс , экономическое процветание . Поэтому возникает необходимость осуществлять математическое развитие детей дошкольного возраста . Вопросы профессиональной подготовки студентов к осуществлению математического развития дошкольников в условиях уровневого образования рассматривается в данной статье .
       Современной Украине нужны специалисты в ¬ школьного профиля новой формации с конкурентно пригодным европейским или мировым уровнем квалификации для достижения единой цели - формирование гармонично развитой личности . Поэтому необходимо коренным обновить технологию их подготовки к самостоятельной педагогической деятельности в XXI веке , третьем тысячелетии.
      Ступенчатая подготовка специалистов - это достаточно актуальная проблема , которую нужно решать сегодня . Ступенчатость высшего ос ¬ ветви заключается в получении различных образовательных квалификационных уровней на соответствующих этапах ( ступенях ) высшего образования. Исходя из структуры высшего образования, его первый уровень предполагает получение квалификации " младший специалист" , второй - квалификации " бакалавр" ( базовое высшее образование ) и третий - квалификации " специалист" , "магистр" ( полное высшее образование) .
       Принцип преемственности лежит в основе постоянного развития и совершенствования всех звеньев системы образования . Обновление системы образования происходит в обновлении программ , форм , методов , приемов обучения . Перед нами встала проблема воспитания профессио ¬ сионала , личности , выявления и сохранения одаренности , содействие развитию способностей , воспитания талантливых людей.
       Главное - создать условия для максимального развития качеств, характеризующих культуру профессионального творчества "младшего специалиста" , " бакалавра " и "специалиста" . Определенный опыт ступенчатой ??подготовки педагогов имеет место в работе Хмельницкого гуманитарно - педагогического института . Продуманно и разработана концепция ступенчатой ??подготовки специалистов , сквозные программы , где тщательно осуществлено распределение содержания , совершенствуются формы и методы на каждом образовательно - квалификационном уровне. Содержательность и результативность - основа ступенчатой ??подготовки .
       У настоящего мастера форма и содержание учебной деятельности находятся в единстве и гармонии. Обеспечивают оптимальный темп перехода от низших к высшим этапов развития.
       Научные исследования педагогов , психологов , анализ передового педагогического опыта убеждают , что готовить детей дошкольного возраста к жизни , к успешному обучению в современной школе должны высококвалифицированные специалисты , творческие личности - воспитатели во взаимодействии с семьей.
В Законе Украины " О дошкольном образовании" записано: " Дошкольное образование - это целостный процесс , направленный на обеспечение разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с его задатками, наклонностями , спо ¬ ностей , индивидуальных , психических и физических особенностей , культурных потребностей " [ 5 ] .
       С точки зрения современной концепции дошкольного образования , детей следует научить не только вычислять , измерять , различать геометрические фигуры , ориентироваться во времени и пространстве , но и учить логически мыслить , развивать творческие способности , познавательные интересы. Математическое развитие детей состоит из двух взаимосвязанных основных линий : логической , то есть подготовки мышления к способам рассуждения и собственно математической - формирование математических представлений .
       В Базовом компоненте дошкольного образования в Украине акцент сделан на логико - математическом развитии дошкольников , т.е. речь идет о качественных изменениях , которые происходят с развитием умения осуществлять математические и логические операции , а именно : классификацию , сериацию , измерения и вычисления.
      Баглаев Надежда Ивановна раскрыла суть понятий " математическое развитие " - качественные изменения в познавательной деятельности ребенка , которые происходят в результате развития математических умений и связанных с ними логических операций . " Логико - математическая компетентность " - умение ребенка самостоятельно осуществлять (в пределах возрастного периода) :
- Классификацию геометрических фигур , предметов , множеств ;
- Сериацию , т.е. упорядочение по размеру , массе, объему , расположением в пространстве и времени;
- Вычисление и измерение количества , расстояния , длины , высоты , объема , массы и времени [ 2 ] .
       Решение этих задач являются весьма актуальными , поэтому в содержание программы " Ребенок в дошкольные годы " ( Научный руководитель К.Л.Крутий ) входит раздел "Введение в мир числа логики , пространства , времени".
       В профессиональной подготовке специалиста для системы дошкольного образования важное место занимает курс «Теории и методики формирования элементарных математических представлений у детей ". Курс изучается студентами дошкольного факультета , специальность "Воспитатель детей дошкольного возраста " , на 3- м и 4 - м курсах и образовательно - квалификационный уровень " младший специалист" , на 5-м курсе ИИ образовательно - квалификационный уровень " бакалавр" . В связи с обновлением содержания курса и использованием инновационных технологий в учебном процессе мы разработали учебную программу и методические рекомендации по ее реализации в системе ступенчатой ??подготовки воспитателей детей дошкольного возраста . Цель программы - усовершенствовать и повысить уровень профессиональной подготовки специалистов дошкольного профиля по вопросам математического развития дошкольников . Чтобы избежать дублирования материала на разных ступенях , на I - м образовательно - квалификационном уровне мы включили изучение теоретических основ курса , значение , задачи , организацию обучения математике детей дошкольного возраста , формирование у детей знаний о количестве , число , обучения счета и вычислительной деятельности , о размер и измерения , о форме предметов , пространство и время , развитию логического мышления , познавательных интересов , преемственность в работе детского сада , школы и семьи в обучении математике .
      Студенты 3- го курса готовят информацию о математике и математиков , о логике , истории развития числа , цифры , измерения . В выступлениях отмечают , что логика (греческое - наука о умозаключение ) - о законах , формы и приемы мышления , которые обеспечивают достижение объективной истины в процессе рассуждения и познания. Выделяют диалектическую и формальную логику , развивающихся в тесной взаимосвязи. Диалектическая логика исследует содержательный аспект человеческого мышления , особенности проявления в нем законов диалектики ; изучает общие категории как формы мышления , формы бытия и ступени развития человеческого познания ; выявляет закономерности возникновения и развития знания в процессе взаимодействия субъекта и объекта. Формальная логика исследует структурные аспекты человеческого мышления и научного знания , абстрагируясь от их содержания и развития [ 3] .
       Важным показателем профессиональной подготовки студентов к математического развития детей является система профессионально - педагогических умений , которыми должны обладать будущие специалисты дошкольного образования .
      Поэтому изучение методики сочетается с педагогической практикой студентов ( показательной , пробной ) в дошкольных учебных заведениях , где они приобретают профессиональных умений , применение полученных знаний в работе с детьми с математического развития . Студенты наблюдают работу опытных воспитателей в дошкольных учебных заведений города Хмельницкий. Анализируют условия, созданные в детском саду и дома для эффективного формирования у детей математических умений . Творчески планируют работу в повседневной жизни и на занятиях , организуют и проводят тематический день " Занимательная математика " в разных возрастных группах дошкольных учебных заведений города Хмельницкий.
Студенты 4- го курса выступают с реферативными сообщениями о "Современные подходы к математического развития дошкольников " , "Развитие логических умений ребенка " , "Измерение - интересно и полезно " .
      Выполняют творческие задания :
1 . Выписать логические задачи на составление геометрических фигур из математических палочек ( на превращение одной фигуры в другую , на преобразование фигур из палочек , провести их с детьми).
2 . Ознакомиться с содержанием математических игр , изготовить образцы наглядного материала для них.
3 . Составить ребусы , кроссворды , чайнворды на тему " Загадочная математика".
4 . Изготовить различные виды лабиринтов для одной из возрастных групп .
5 . Подобрать арифметические задачи с логической нагрузкой . Подумайте вместе с детьми. Решите задачи .
6 . Обсудить ситуацию . Подумайте, какие из ответов всегда неправильные . Почему ?
7 . Подобрать стихотворные логические задачи с математическим содержанием.
      На II образовательно - квалификационном уровне включить изучение теории методики формирования элементарных математических представлений у детей как научной и учебной дисциплины . Студенты углубленно изучают научные исследования , вклад зарубежных и отечественных педагогов в развитие теории методики формирования элементарных математических представлений . Особое внимание уделяется проблемам диагностики математического развития дошкольников . Практически знакомятся с различными методиками .
       Актуальные вопросы теории и методики формирования элементарных математических представлений включаются в содержание курсовых ( 4 курс) и дипломных работ (5-6 курс). Так успешно выполнили и защитили работы такие студенты : Головачук М.В. "Развитие математического мышления у детей " ; Матковская А.В. "Повышение эффективности использования развивающих игр для математического развития детей дошкольного возраста " ; Фищук К.В. "Формирование логико - мате ¬ ческого компетентности у старших дошкольников " . Студентами проведена научно - экспериментальное исследование по констатирующим , формирующим и контрольным экспериментами. Разработана система работы для математического развития дошкольников , результаты исследования внедрены в учебно - воспитательного процесса ДОУ № 40 .
       Высшее образование призвано обеспечить послевузовское профессиональное и практическую подготовку. Студенты 6 курса ИИИ образовательно - квалификационный уровень "специалист " изучают специальный курс " Логики мира " . На лекционных занятиях рассматривают теоретические основы формальной логики как средства интеллектуального развития дошкольников , знакомятся с альтернативными взглядами педагогов прошлого и современности на математическое развитие дошкольников . Анализируют авторские программы математического развития Н.И.Баглаевои , И.Стеценко и О.Стрижак учебный развивающий курс " Логики мира " ( пособие для детей 5 , 6 , 7- го годов жизни). Знакомятся с вариативными программами математического развития детей старшего дошкольного возраста , углубленно изучают средства логико - математических ¬ ческого развития дошкольников:
- Дидактические и логико - математические игры .
- Задача с математическими палочками ( головоломки ) .
- Логические задачи графического содержания ( лабиринты , кроссворды , ребусы ) .
- Арифметические задачи с логической нагрузкой .
       Творчески составляют и реализуют в своей учебно - исследовательской работе собственные программы - проекты математического развития дошкольников , активно привлекают к сотрудничеству родителей воспитанников .
       Ознакомившись с опытом работы старшего преподавателя кафедры дошкольного воспитания Прикарпатского государственного университета им . Стефаника кандидата педагогических наук Л.С.Плетеницькои , используя методику развития математического развития Н.И.Баглаевои , студенты самостоятельно составляют характеристику параметров логико - математической компетенции дошкольников . Изготавливают дидактические средства логического содержания и осуществляют коррекцию математических знаний , умений дошкольников средствами логики.
Содержание курса теории и методики формирования элементарных математических представлений реализуется в режиме лекционных , практических , семинарских , лабораторных занятий , самостоятельной работы студентов .
       Ведущим методом усвоения студентами новых знаний мы выбираем лекцию . Своеобразие лекции в педагогическом училище заключается в том, что она охватывает меньший круг вопросов, чем вузовская лекция , которая строится с учетом уровня подготовленности студентов . Поэтому работаем над усовершенствованием содержания и методики проведения лекций , практических и лабораторных занятий. В учебно - воспитательном процессе стараемся имитировать ту среду в котором будут жить и работать студенты , поэтому внедряем в практику работы активные методы обучения: анализ педаго ¬ ческих ситуаций , решение проблемных задач , ролевые и деловые игры и др. . В 41 ДВ организовали и провели деловую игру " Родительское собрание " на тему : " Логико - математическое развитие дошкольников - необходимое условие успешного обучения в школе " , в 42 ДВ - на тему : "Математическая готовность детей к ¬ школьного возраста к обучению в современной школе " . В 51 ДВ подготовили и провели деловую игру в форме педагогического совета , тема: "Теоретико - методические основы формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста " . Большая подготовительная работа помогла выявить творческие возможности каждого студента , которые исполняли роли заведующей дошкольным учебным заведением , психолога , методиста , музыкального руководителя , воспитателей младшей , средней и старшей групп , преподавателя английского языка , социального педагога , родителей , социолога , корреспондента. Студенты разработали реко ¬ мендовано литературу , подготовили научно - теоретические сообщение , комментарий содержания базового компонента дошкольного образования , обзор научных исследований , статей , слушали информацию методиста по результатам проверки , " воспитатели " моделировали фрагменты работы с детьми разных возрастных групп . Студенты составили систему работы по формированию временных представлений у детей старшей группы . "Преподаватель английского языка" поделилась опытом работы со старшими дошкольниками по формированию временных представлений у дошкольников . "Социальный педагог " подготовила методические советы для родителей , дети которых идут в школу .
       Великолепный банк идей демонстрировали студенты творческой группы . Подготовили выставку методической литературы , дидактических пособий , оформили подборку произведений художественной литературы для детей , использование народной мудрости время в работе с дошкольниками . С интересными материалами познакомила " корреспондент " , которая подготовила статью . " Социолог " сообщила результаты социологического исследования в группах факультета дошкольного воспитания по проблемам времени.
       Стараемся использовать новые формы проведения педагогического совета : конференц - совет , педагогическая сессия и другие , которые дают возможность активизировать творческий поиск студентов , готовых воспринимать и внедрять инновационные педагогические технологии . Учим студентов овладевать знаниями самостоятельно , что является основой для образования в течение жизни .
Профессиональная подготовка в области дошкольного образования и воспитания должна быть направлена ??на обеспечение умение квалифицированно реализовать им составляющие Базового компонента дошкольного образования, охватывает сферы жизнедеятельности ребенка: "Природа" , "Культура" , "Люди" , "Я сам " .
Итак , для успешного усвоения дошкольниками математических операций и понятий необходимые профессионально - педагогическая готовность воспитателя осуществлять личностно -ориентированный подход к детям , знание им индивидуальных особенностей каждого ребенка в определенный период ее развития; адаптация программы к возможностям воспитанников (но не ниже базового уровня) , наличие дидактического материала, позволяет индивидуализировать познавательные задачи , организация образовательно - воспитательного процесса на диагностической основе различных уровней сложности , применение вариантных технологий обучения; разнообразия форм учебной деятельности , привлечение родителей к учебно-воспитательной работы с детьми.
       Итак , считаем , что наиболее значимой целью при создании и реализации системы многоуровневого образования является обеспечение реальных возможностей для включения будущих специалистов к творческой профессиональной деятельности , формирование у каждого индивида способности к гибким изменениям в соответствии с изменением социальных и культурных ориентаций общества .