Процесс обучения, его своеобразие в дошкольном возрасте

Обучение в дошкольном возрасте - это планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей. В дошкольном учреждении дети овладевают систему элементарных знаний, вырабатывают определенные умения и навыки в объеме, предусмотренном действующей программой. Обучение играет ведущую роль в умственном воспитании дошкольников. В процессе обучения комплексно решаются задачи умственного воспитания и умственного развития личности.
Обучение способствует развитию наблюдательности, любознательности, сообразительности, критичности мышления.
Обучение в детском саду является важной предпосылкой успешного обучения в школе не только потому, что дети овладевают системой знаний, умений и навыков. В них формируются основы учебной деятельности.
Обучение в детском саду отличается от школьного по содержанию, организационными формами и методами.
Обучение - процесс двусторонний. Оно будет успешным только при активном участии в нем воспитателя и детей. Воспитателю принадлежит ведущая роль: он сообщает новый материал, добивается его усвоения, активно воздействуя на познавательную деятельность детей, управляя ею и оценивая полученные результаты.
Результаты обучения выражаются в овладении знаниями и умениями, произведенные навыков, а также в изменении личности ребенка, что происходит в учебной деятельности непосредственно и косвенно.
Учебная деятельность - это самостоятельная работа ребенка над усвоением знаний, выработкой умений и навыков, овладением способами действий. Она проходит под руководством педагога и характеризуется тем, что он помогает понять поставленную перед ребенком задачи, стимулирует способность выбрать пути и средства для его осуществления, формирует самоконтроль и самопроверку в процессе его выполнения.
Основными компонентами учебной деятельности являются: принятие задачи, выбор путей и средств его реализации и соблюдения их, самоконтроль и самопроверка.
Самоконтроль является способностью ребенка сравнивать свои действия, высказывания, суждения с тем, чему учат. Это важное средство развития у детей внимательности к процессу работы, умение вносить изменения в способы действий. Способны к самоконтролю малыши спрашивают, просят объяснить, перевести и т.д.. Во время работы дети критически оценивают свои действия, последствия.Воспитатель анализирует детские работы, сравнивает сделано каждым ребенком с образцом. Дошкольники сопоставляют результаты работы с эталоном и обычно не ошибаются в ее оценке, замечая даже незначительные различия.
Появление самоконтроля является существенным прогрессом в поведении и формировании сознания ребенка. Он начинает действовать самостоятельно, появляются сосредоточенность, дисциплинированность, организованность.
Успешно дети овладевают учебной деятельностью во время занятий. Они быстрее усваивают поставленные перед ними требования, если во время обучения, усвоения знаний, выработки умений и павичок учитываются их возрастные особенности и возможности.
У детей дошкольному возрасту, в частности младшего, ведущая роль в обучении и формировании учебной деятельности относится игровой мотивации в обучении и в формировании учебной деятельности: «Кошка хочет молока, слепим для нее миску», «Построим собачке домик», «Расскажем кукле сказку», - говорит воспитатель и дети охотно берутся за дело. Педагог должен постепенно формировать у малышей познавательные мотивы учебной деятельности, стимулировать их познавательную активность.

Дидактические принципы как основа обучения детей дошкольного возраста

В педагогике сложился ряд дидактических принципов, которые являются основой для обучения детей дошкольного возраста. Основным из важнейших является принцип развивающего обучения. Воспитатель, руководствуясь принципом развивающего обучения, подбирает для детей задачи соответствующей сложности, чтобы выполняя их, дошкольники прилагали определенные усилия, осуществляя активную умственную деятельность.
Принцип воспитывающего обучения предполагает, что обучение и воспитание функционируют как процесс неделим. Определяя содержание обучения, педагог подбирает и воспитательные задачи. Малыши наблюдают за работой няни, узнают в чем заключается ее работа, как много сил она прилагает, выполняя ее. Воспитатель пытается вызвать у детей стремление помочь няни, бережно относиться к результатам его труда, то есть одновременно решаются образовательные и воспитательные задачи.
В соответствии с принципом доступности, обучение является результативным только тогда, когда оно посильная по содержанию, приемами и методами его сообщение.
Программой для дошкольников предусмотрено изучение предметов и явлений, которые непосредственно окружают ребенка, ознакомление с ними по принципу «от близкого к далекому" по золотому правилу дидактики И.Г.Песталоцци.
Принцип доступности предполагает нарастание сложности в содержании нового материала, оптимальное соотношение простого и сложного. Доступность обучения обеспечивается благодаря опорой на знания, которыми обладают дети, а также конкретности изложения материала.
Принцип систематичности и последовательности основывается на таком порядке изучения материала, когда новые знания опираются на предварительно усвоены. Именно так размещен материал в действующей программе. Этот принцип должен соблюдаться и в практической организации обучения. Воспитатель так распределить программный материал на занятиях, чтобы обеспечить последовательность его осложнения и связь следующего с предыдущим, что способствует уточнению и укреплению знаний, их расширению и конкретизации.
Принципу сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний подтверждается тезис: знание прочные тогда, когда они осознанные, осмысленные. Осознание является результативным тогда, когда ребенок является активной в процессе познавательной деятельности. Овладение знаниями становится успешным, если перед дошкольником ставят мыслительные задачи, соответствующие его возрастным и индивидуальным особенностям и интересам.
Для активизации познавательной деятельности детей педагог использует различные приемы. Одним из таких является постановка вопросов («Почему вы думаете, что на этой картине изображен осень?», «Как вы узнали, что в загадке говорится про ежика?"). В поисках ответа дети опираются на свой практический опыт, а если сталкиваются с трудностями, то воспитатель привлекает их к наблюдению, соображений вслух, диалога или полилога.
Широко используется прием сравнения. В наблюдениях педагог учит детей выделять характерные особенности предметов, живых объектов, находит сходство и различие между ними.
Для формирования познавательной активности целесообразно организовать элементарную поисковую деятельность детей. Ее содержание проявляется в том, что воспитатель ставит перед ними познавательные задачи, которые в дальнейшем решаются в непосредственном активном наблюдении, когда малыши участвуют в простых опытах, эвристических беседах, проводимых по инициативе воспитателя и детей.
Усвоенные во время элементарных исследований знания основном являются осознанными и прочными.
Воспитатель создает благоприятные условия для активного использования приобретенных дошкольниками знаний. После экскурсии в библиотеку он предлагает проверить, все книги в книжном уголке в надлежащем состоянии и организует коллективный ремонт их, а на следующий день устраивает игру «В библиотеке». Так, в активной деятельности (труда, игре) закрепляются полученные на занятиях знания о том, что книги надо беречь.
Особенно важное значение в обучении дошкольников имеет принцип наглядности, поскольку мышление имеет наглядно-образное направление. Современные педагоги считают, что в дошкольном обучении нужно использовать различные виды наглядности: натуральные и живые объекты, предметы, картины, применять технические средства обучения, использовать схемы, модели.
Принцип индивидуального подхода к детям. Преимущественно у детей наблюдается разный уровень сформированности мислинневои деятельности (одни быстро находят ответы на вопросы, другим нужно время, чтобы прийти к правильному выводу), разный темп усвоения знаний - некоторые быстро осознает и запоминает материал, некоторым приходится долго работать, несколько раз повторять, чтобы усвоить информацию. Педагог организует работу с дошкольниками, учитывая их индивидуально-типологические особенности.
Руководствуясь указанными дидактическими принципами, воспитатель может достичь высоких результатов в обучении детей.
Содержание обучения дошкольников определены действующими программами. Он охватывает развитие речи, ознакомление с окружающей средой, ознакомление с художественной литературой, формирование элементарных математических представлений, выработка изобразительных и конструкторских умений и навыков, музыкальное воспитание, развитие движений.
Подбирая программный материал, следует стремиться к тому, чтобы он был доступен детям, а также, чтобы максимально развивал их умственные способности, способствовал осознанию закономерностей развития окружающего мира и места человека в этом процессе.

 Методы и приемы обеспечения эффективности учебного процесса в дошкольном учебном заведении

В процессе обучения воспитатель использует различные методы и приемы. С помощью методов обучения педагог добивается усвоения детьми знаний, формирование у них умений и навыков, развития познавательных способностей.Он использует прием - часть метода.
Для повышения эффективности определенного метода обучения, воспитатель использует на занятии, он применяет различные приемы. Например, выбрав беседу основным методом систематизации знаний детей о весне, он дополняет ее различными приемами: рассмотрением веток с листьями, распускающиеся предлагает отгадать загадки, прочитать стихотворение и т.д..
В педагогической литературе методы обучения делятся на наглядные, словесные, практические и игровые.
Наглядные методы занимают важное место в дошкольном обучении и широко используются при сообщении детям новых знаний. К ним относятся демонстрации натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, моделей, образцов и т.д.).Существенную роль играет применение технических средств обучения (диафильмов, кинофильмов, магнитофонных записей, и видео, телевизионных передач).
Наблюдение - целенаправленное, планомерное, сравнительно длительное восприятие предметов и явлений окружающего мира.Наблюдение неотделимо от показа объектов, изменяются. Его цель - ознакомить с предметом или явлением, научить замечать изменения в окружающей среде. Дети наблюдают за работой взрослых, поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений движением транспорта.
Желательно организовывать наблюдения не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Показ демонстрации предметов является распространенным приемом обучения. Руководящая роль педагога при демонстрации состоит в том, что он в определенной последовательности направляет внимание детей на различные стороны и свойства предметов, сочетая отдельные представления в целостные понятия.
Показ картинок и иллюстраций используется прежде всего на занятиях по развитию речи. Воспитатель сосредоточивает внимание малышей на том, что нужно им рассмотреть, учитывая их знания и опыт.
Такой прием, как показ образца, следует использовать при формировании умений и навыков изобразительной деятельности, конструирования. Образцом может быть рисунок, аппликация, ручной изделие. Образец должен быть ярким, большого размера. Прежде чем взяться за работу по образцу, его следует рассмотреть, проанализировать особенности, выявить сходство и различие с аналогичными предметами, выяснить его функциональное назначение и т.д..
На музыкальных занятиях, занятиях по развитию движений, изобразительной деятельности и других воспитатель использует наглядно-действенный показ способа или демонстрирует комплекс способов действия (как выполнить упражнение, движение под музыку и т.д.).
В старших группах детского сада как наглядные средства используют мультимедиа, кинофильмы, диафильмы, диапозитивы.Применение экранных пособий способствует превращению учебного процесса в увлекательное взаимодействие педагога с воспитанниками. Расширяются возможности педагога по ознакомлению детей с окружающим миром с помощью технических средств обучения, поскольку можно показать такие явления, с которыми невозможно непосредственное ознакомление.
Дидактические пособия для ознакомления с окружающим - это специально, согласно учебных заданий сконструированы предметы.Они одновременно наглядными пособиями и дидактическим материалом.
Пособия для детей дошкольного возраста должны соответствовать конкретным учебно-воспитательным задачам, возрасту детей, быть полифункциональными, яркими, привлекательными и качественно изготовленными. их следует делать прочными, удобными для переноски и хранения, для многократного пользования.
Словесные и наглядные методы применяются безраздельно, поскольку показ обязательно сопровождается объяснением. В обучении дошкольников показ и объяснение не всегда равнозначны: иногда преобладает показ, иногда - наоборот.
Рассказ. Для сообщения малышам новых знаний, сведений о окружающие явления и события, природу, быт воспитатель применяет рассказ. Рассказ должен иметь четкую логическую структуру, быть содержательной, интересной, художественной, эмоциональной, а ее сюжет - динамичным.
Значительное место в работе с детьми занимает художественное чтение. Читая детям рассказы, стихи, сказки, педагог знакомит их с художественными произведениями, сообщает новые знания, вызывает эмоциональное состояние: радость, гордость, веселье, лирическое настроение.
Одним из основных словесных методов является беседа. С помощью заранее подготовленных вопросов воспитатель активизирует познавательную деятельность детей, выявляет уровень усвоения ими знаний, корректирует и уточняет ответы, подает новые сведения, учит рассуждать. Обмен мнениями создает благоприятные условия для усвоения дошкольниками новой информации, развития их мышления и укрепления познавательных интересов.
Практические методы используют для осознанного применения знаний в практической деятельности. Учитывая это в обучении применяют методы, помогающие организовать различные виды практической деятельности дошкольников, способствуют овладению новыми знаниями, формированию умений и навыков.
Важное место среди практических методов занимает упражнения в различных видах деятельности.
В обучении детей дошкольного возраста немалый вес приобретают игровые методы и соответствующие приемы, способствующие повышению интереса к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с игрой. К методам относятся: дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, а к приемам - эпизодические игровые упражнения (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением других задач). Игровые приемы играют особую роль в воспитании детей младших групп.
Целенаправленно выбирая методы и приемы обучения на занятиях и в повседневной жизни, педагог опосредованно обеспечивает высокое качество знаний, умений и навыков.


Эффективность воспитания детей в детском саду зависит от правильной организации занятий. Ведь именно на занятиях дети готовятся к школе. Они постепенно овладевают навыками учебной деятельности, становятся собранными, дисциплинированными, у них развиваются устойчивое внимание, сосредоточенность, способность к волевым усилиям. При систематического обучения формируются и укрепляются познавательные интересы.