Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания

      В статье автором последовательно доказано утверждение о тесной связи между умственным и речевыми развитием ребенка , показано влияние семейного воспитания на общую образованность и эрудированность ребенка, речевое развитие ребенка , языковая компетенция , речевая подготовка.

      Постановка проблемы. Речевое развитие у детей в условиях семейного воспитания является одной из главных задач дошкольного образования . В период перехода на обучение детей с шестилетнего возраста особое значение приобретает обеспечение общей речевой подготовки к школе не только в дошкольных учреждениях , но и в семейном окружении.
Цель статьи - доказать тесную взаимосвязь между умственным и речевым развитием ребенка.
       Анализ последних исследований и публикаций . Как известно , темпы развития речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности , но эти два процесса самостоятельные и зависят от семейного воспитания .
       Творческое использование наследия Сухомлинского позволяет решать сложные проблемы речевого развития и воспитания в целом. Он отмечал : " Тот , кто не знает родного материнского языка или отказывается ее , осуждает себя на нищету души" . Поэтому большое значение приобретает именно речевое развитие ребенка и речевая подготовка в семье. Она является конечным результатом речевого развития и проявляется в общей культуре общения . Поскольку приобретенные умения и навыки культуры общения в дошкольном возрасте обеспечивают дальнейшее успешное обучение и развитие в целом , это обуславливает повышенное внимание к речевого развития как составляющей общей подготовки к школе . А. Богуш , М. Вашуленко , А. Савченко , Е. Симерницька , Л. Калмыкова рассматривают речевую подготовку ребенка к школе не только как достаточное возрастную осведомленность в широком кругу жизненных проблем , но и предусматривают целый комплексную характеристику речевой деятельности и создание социально - педагогических условий для развития в близком окружении. Дошкольник должен овладеть культурой речевого общения: уметь выражать и доказывать свое мнение с помощью правильно сформированного и оформленного речи , в общем овладеть родным языком , усвоить ее литературные нормы . Как отмечает А.Богуш , культура речевого общения охватывает безупречно правильное владение лексическими , грамматическими , орфоэпическими , стилистическими , фразеологическими нормами литературного языка , употребление нормативных ударений в словах. Этого требует также современная ситуация в области языкового образования граждан Украины, заключается в необходимости овладения украинским государственным языком .
Итак , развитие культуры речевого общения на основе формирования речевой деятельности обусловливает как общую , так и специальную речевую подготовку. С одной стороны , она требует развития навыков устной речи , а с другой - первоначального осознания ее знаковой системы и осмысление языковых значений , на основе которых происходит формирование чтения , письма. Базовый компонент дошкольного образования предполагает результативность общей и специальной подготовки ребенка как имеющейся речевой компетентности .
       Загальномовленнева подготовка - это восприятие , говорения и понимания речи , которое начинается с первого дня рождения ребенка и осуществляется в течение дошкольного возраста к моменту вступления ее в школу . Это является необходимым элементом вхождения в речевое общение с окружающими , стимулирует общий речевое развитие и является фундаментом перехода к специальной языковой подготовки. Специальная подготовка - это овладение умениями чтения , элементами письма , элементарными языковыми знаниями и умениями анализа единиц языка, предполагает формирование элементарных умений в области анализа языковых явлений , которые постепенно вводятся в учебную деятельность . Она начинается в процессе специального обучения из сообщения детям элементарных знаний о языке , необходимых для формирования первичных умений , направленных на осознание речевых явлений . Дальнейшее осмысление и осознание языковых единиц , изучения их существенных признаков опирается на ознакомление с основами лингвистических знаний и составляет основу для овладения грамотой. Язык становится предметом анализа , наблюдений , сравнения, классификации , абстрагирования , т.е. изучение как учебного предмета . Следует подчеркнуть , что сначала ребенок , как спонтанно , так и в процессе общей речевой работы в дошкольном учреждении , приобретает речевых знаний , умений и навыков , опираясь на интуитивную способность узнавать звуки , слова , предложения , запоминать языковые средства , чувствовать интонационные и смысловые признаки предложений и текстов , вникать в грамматические значения . Все это развивает осознание детьми существенных признаков языковых явлений и возможность использования в речевом общении . Итак , овладение речевыми навыками общения на основе общей и специальной речевой подготовки является предпосылкой речевой компетентности , успешного обучения и адаптации к условиям новых ситуаций общения . В процессе исследования нами выявлены социально - педагогические условия общей речевой подготовки в условиях семейного воспитания:
- Достаточное эмоциональное и речевое окружение ребенка с раннего возраста ;
- Протекание развития речи в благоприятном языковой среде ;
- Своевременное формирование этапов развития речи в соответствии с возрастными нормами ;
- Целенаправленное общение с природой , окружающей средой под руководством взрослого;
- Знакомство с источниками детской литературы , соответствующих возрастным возможностям ребенка ;
- Произвольная коммуникативная деятельность со взрослыми и сверстниками.
Таким образом , формированию коммуникативно - речевых умений и навыков способствуют социально - педагогические условия семейного воспитания:
- Достаточный речевой и образовательный уровень семьи ;
- Богатый активный словарный запас;
- Соответствие речи членов семьи орфоэпических норм украинского языка;
- Речевая компетентность окружающих ;
- Занятия по родному языку и грамматики;
- Широкие возможности общения со сверстниками и взрослыми ;
- Использование средств выразительности в общении ;
- Наличие языковой культуры и этикета в общении .
       Создавая в условиях семейного воспитания социально - педагогические условия для речевого развития , следует помнить , что ребенок испытывает потребность в новых впечатлениях , общении , признании , поддержке и высказывании собственных мыслей. То есть ситуация должна быть для ребенка развивающей . Только благодаря достаточным социально - педагогическим условиям содержание загальномовленневои подготовки у дошкольников способствует накоплению опыта , проявления намерений , желаний , мыслей. Специальная языковая подготовка предусматривает обязательное взаимодействие в речевой деятельности познавательных процессов (в частности , логического мышления , творческого воображения , внимания , памяти).
       Ребенок сначала усваивает языковые знания , самопроизвольно соотносит услышаны и произнесенные образы языковых знаков с действительностью , с ее предметами , явлениями. Этот процесс идет параллельно с развитием познавательных процессов . Создавая социально - педагогические условия , следует сделать акцент на неосознанном усвоении языка и речи вообще. Далее в школе начинается первичное абстрагирования и объективирования осмысления, осознания языкового значения как смысловой признаки языковой единицы , выделение грамматического значения как языкового феномена , языковой действительности .
Итак , для усвоения способов выразительного , спонтанного неосознанного речи ( интонации сообщения модальных слов , синонимов) следует , во-первых , дать возможность ребенку почувствовать , как человек с помощью языка оценивает действительность , как она выражает свои эмоции и чувства , свой ??духовный мир ; во-вторых , создать условия , чтобы на специально подобранные языковые средства ребенок сам отвечал эмоциями , чувствами и давала свою оценку действительности. Только в этом случае речь станет инструментом развития эмоциональной сферы ребенка .
       Для ребенка, который имеет недостатки звукопроизношения , нужна специфическая речевая подготовка . Она направлена ??на умение управлять мышцами речевого аппарата и координировать мовнорухови и слуховые ощущения , развитие моторной функции мелких мышц пальцев рук , формирование фонетико - фонематического восприятия речевых и неречевых звуков , постановку , автоматизацию и дифференциацию звуков , понимание лексико - грамматической формы речи .
       Такая коррекционно - логопедическая работа является основой общей и специальной речевой подготовки , что приводит речевую компетентность ребенка. Процесс усвоения речи в школе полностью зависит от дошкольного речевой подготовки , то есть речевой компетентности дошкольника , что включает в себя фонетическую , грамматическую , лексическую , коммуникативную компетентность.
      Вывод . Благодаря созданным социально - педагогическим общим , специальным и специфическим условиям в общей и специальной речевой подготовке ребенок в условиях не только дошкольного учреждения , но и в семье приобретает необходимых знаний , умений и навыков речевого общения, обеспечит ей речевую компетентность , успешность в обучении чтению и письма , общую образованность и эрудицию.