Проблемы правового воспитания, его функции

Исследуя достопримечательности правовой культуры украинского народа, можем отметить, что уже в далекие от настоящего времена для решения важных спорных вопросов люди сходились на общественные собрания - вече.Впоследствии его функции стало выполнять обычное право. В Украине к такой форме права относились с особым уважением. Так, судопроизводство Запорожской Сечи основывается на обычном праве. Во времена Гетманщины сохранения обычного права рассматривалось как гарантия относительной автономии Украины, находившейся тогда в составе России. К историческим источникам, отражающие правовые отношения древних украинского, относятся: «Русская правда» - свод норм древнерусского права XI-XII вв., «Судебник» (1468) - одна из первых попыток создания общегосударственного кодекса. За XVI в.выдавались большие собрания норм и правил - Литовские статуты, по которым регулировалось жизни наших предков длительное время. Ценным историческим памятником является «Пакты и конституции законов и вольностей Войска Запорожского», из которых узнаем об устройстве Запорожской Сечи и механизмы ее функционирования.
28 июня 1996 была принята Конституция Украины - Основной Закон, предусматривающий все основные права человека в нашем государстве.
Права человека защищают сейчас и международные организации, в частности Организация Объединенных Наций (создана 24 октября 1945 p.). Одним из органов ООН является Детский фонд, предусматривающий защиту прав ребенка.
В 1989 г. был принят «Конвенцию о правах ребенка» (в Украине ее ратифицировано в 1991 p.). Главной задачей Конвенции является обеспечение детей особой заботой и помощью, предоставление необходимой защиты и содействия семье, как основной ячейке общества.Конвенции определено, что для полного и гармоничного развития ребенок должен расти в семейной атмосфере счастья, любви и понимания. Ребенка следует полностью подготовить к самостоятельной жизни в обществе, воспитать достойной в духе миролюбия, терпимости, свободы, равенства и солидарности.
Сейчас в Украине актуальным является обеспечение прав ее граждан, повышения их национального самосознания, ответственного отношения к гражданским обязанностям.
Право в обществе выполняет регулятивную и воспитательную функции. Регулятивная функция проявляется тогда, когда право, воздействуя на личность, социально ориентирует ее поступки. Нормы права свидетельствуют образцы должного поведения граждан, удерживают их от негативных поступков и действий, оказывают влияние на выбор целей деятельности и средств их достижения.Эффективность регулятивной функции права определяется усвоением правовых принципов и норм каждым человеком, определением их справедливости и необходимости, отношением к ценностям права, как к своим собственным ценностям. Сущность воспитательной функции права состоит в урегулировании волевой деятельности человека.
Уважение к законам, к праву следует привить детства. У ребенка дошкольного возраста можно сформировать основные понятия о праве, понятие об ответственности перед обществом и государством, осознание необходимости соблюдения норм права и морали. Такие задачи сейчас объективно стоящих перед дошкольными учреждениями, школами, высшими учебными заведениями. Определяющая роль в выполнении отдельных задач принадлежит педагогу. Правильное понимание норм формируется под влиянием специальных воспитательных учреждений, в условиях общения со сверстниками и другими людьми, благодаря участию ребенка в разных видах деятельности.

 Место правового воспитания в становлении личности. Специфика и условия его обеспечения

У детей следует не только закладывать основы определенных программами для дошкольных учреждений знаний, но и прививать им нормы поведения, воспитывать положительные привычки, формировать интересы и потребности.Правовое воспитание занимает особое место в воспитании человека, ведь оно является определяющим фактором формирования гражданственности, духовности, а также эстетической, трудовой, экономической и правовой культуры. Правовая культура - это разновидность общественной культуры, охватывает и синтезирует знания и стремление к изучению права, соблюдение его норм, а также квалифицированную защиту собственных прав и прав других граждан.
Целью правового воспитания детей является формирование у них основ правовой культуры, сознательного отношения их к своим правам и обязанностей, уважения к законам и правилам человеческого общежития, готовности соблюдать закрепленных законом требований.
Правовое воспитание не только укрепляет жизненную позицию, но и стимулирует гражданскую активность, обостряет чувства непримиримости относительно негативных явлений.
Цель правового воспитания можем считать достигнутой, если дети будут знать отдельные основные принципы законодательства, которые распространяются на них и руководствоваться ими в жизни, будучи убежденными в их правильности и необходимости выполнения.
Правовое воспитание детей имеет свою специфику, которая обусловлена ??их возрасту и социальному статусу. Содержание правового воспитания дошкольников определяется прежде всего их социально-правовым статусом в Украине. Дошкольники находятся в материальной зависимости от родителей, их самостоятельность и активность в деятельности корректируются педагогическим коллективом, у них недостаточен и, отчасти, ограниченный объем правовых представлений и опыт правовых отношений. Итак, прежде всего, они должны овладеть правовыми представлениями, которые впоследствии регулировать их жизни и деятельности, как несовершеннолетних. Важно, чтобы дети усвоили правовые нормы, которыми будут руководствоваться в будущем. Результативность правового воспитания зависит не только от осознания педагогами цели воспитания и своей ответственности, количества проведенных воспитательных мероприятий но и от характера деятельности педагогов и воспитанников, содержания и настроенности межличностных отношений.
Каждый аспект правового воспитания имеет иметь практическую основу и четкую направленность. Воспитанникам следует не только подавать информацию правового содержания, знакомить со своими правами и обязанностями, но и создать надлежащие условия, чтобы они учились использовать эти знания в соответствии с определенной ситуации, приобретали навыки пользования своими правами, выполнения своих обязанностей в конкретных или смоделированных педагогом жизненных коллизиях.
Важным условием эффективности правового воспитания является его продуманная планировка с учетом возрастных возможностей детей и уровня их правовой осведомленности. Целесообразно предусматривать систему воспитательных мероприятий, направляя их содержание на обеспечение правовых представлений детей (ролевые игры, «Мое имя - дорога к жизни», «Делай всем добро и оно превратится в любовь и уважение к тебе», КВН, тематические праздники «Дайте нам жить в полноценной семье »,« Защищайте нас, чтобы мы могли расти свободно и достойно »,« Защитите нас от жестокости », ибо будущее мира зависит от нас»). Важную роль в правовом воспитании детей играет педагог, который сам должен быть образцом неукоснительного выполнения норм и законов, а также своих обязанностей в отношении детей и их родителей.

Программа годового планирования методической работы с педагогами по правовому воспитанию

Педагогические советы:

  1. Проблемы семейного воспитания: правовая защищенность детей (круглый стол).
  2. Создание педагогами реальных условий для творческого самовыражения каждого ребенка, развития его способностей в различных сферах деятельности (информационная трибуна).
  3. Использование новейших технологий, авторских методик для совершенствования физического развития, укрепления и охраны здоровья детей (из опыта работы).
  4. Охрана жизни и здоровья детей, обучения их правилам поведения в экстремальных ситуациях (знакомство с опытом работы).

Обмен опытом:
Игровой тренинг на закрепление знаний детей о правах, обязанностях и правилах поведения.
Консультации для педагогов:

  1. Основные принципы реализации в практике действующих институцио-нально-правовых документов.
  2. Пути достижения сотрудничества взрослого и ребенка в педагогическом процессе.
  3. Новые подходы к реализации творческого потенциала дошкольников.

Семинары:

  1. Основные международные и украинские документы, определяющие права детей.
  2. Психологическая защита ребенка.
  3. Методика ознакомления с правами, правилами и обязанностями детей старшего дошкольного возраста.
  4. Анализ практических занятий-схем для ознакомления дошкольников с их правами и обязанностями.
  5. Пути активизации участия родителей в решении проблемы морально-правового воспитания детей.

Педагогические часа.

  1. Изучение содержания и требований Конвенции о правах ребенка. Определение методов и приемов их использования.
  2. Основные государственные нормативно-правовые документы по вопросам правового воспитания и научно-методическое обеспечение системы образования детей.

Организационно-педагогическая работа:
(Сотрудничество с семьей и общественностью)

  1. Защита прав ребенка - дело каждого взрослого.
  2. Роль первичной социализации ребенка в семейной среде.
  3. Забота о безопасности и здоровье наших детей!
  1. Поощрения и наказания, их психологическое воздействие и воспитательное воздействие.