Проблема уровней развития личности дошкольника

Период - это определенный уровень развития личности с характерными для него относительно устойчивыми качественными особенностями.

В пределах каждого возрастного периода происходят количественные и качественные изменения. Каждый период охватывает несколько последовательно сменяющихся стадий, поэтому развитие имеет периодический и стадиональний характер.

Л.Выготский рассматривал возраст человека как определенную эпоху, цикл или устойчивое развитие; как замкнутый период, значение которого обусловлено его местом в общем цикле развития личности определенного возраста. Ученый выделял следующие особенности возраста: 1) система требований к ребенку на возрастном этапе 2) отношения с окружающей средой, 3) тип деятельности, 4) тип и способ усвоения знаний 5) особенности физического развития 6) уровень психологической структуры личности. По Выготским, все внешние условия действуют на личность через внутренние и внешние факторы и побуждают ребенка к развитию. Возраст определяет также социальная ситуация развития ребенка. Подтверждает это положение феномен маугли. Зато период не определяет психическое развитие ребенка.

Стадия (фаза) - это качественное изменение психики ребенка, наступает закономерно и в определенной последовательности в процессе развития. В разные периоды ребенок проходит разное количество стадий. Дети обязательно проходят все стадии развития, и ничто не может изменить их последовательность, если говорится о развитии без отклонений и патологий.

Развитие ребенка имеет критический характер. Л.Выготский считал, что он может быть критическим или спокойным, в целом это зависит от характера основных противоречий развития как процесса.

К внутренним противоречиям отнесены:

- Противоречия между новыми потребностями и достигнутым уровнем развития личности;

- Между достигнутым уровнем развития и местом, которое занимает ребенок в системе межличностных и общественных отношений;

- Между ее желаемым будущим и реальным настоящим;

- Между содержанием и формой очевидного, что проявляется в бытии ребенка.

По утверждению Л. Выготского, Л.Божович и других ученых,

если противоречия своевременно не решаются, то возникает кризисное явление.

В статье «Проблемы возрастной периодизации» Л.Выготский оперирует таким его определением: «Кризис возникает незаметно и обостряется в середине периода. Период криз сопровождается конфликтами с взрослыми и отрицательным характером развития ребенка.При таких условиях возникают «новообразования».

Л.Божович в статье «Этапы формирования личности в онтогенезе» выделяет кризисные периоды: 1 год, 3 года, 7 лет. Причиной кризисов на первом году появление мотивационных представлений (развитие памяти, еще не развита речь, ребенок плачет, капризничает, проявляет упрямство), в 3 года - появляется центральное качественное новообразование «Я сам» и обусловленная им потребность действовать самостоятельно. В 7 лет происходит формирование внутренней позиции школьника (желание идти в школу). У подростка - формируется «чутье» взрослости, но свойственной для взрослых поведения еще нет. Возникает кризис подросткового возраста («трудные дети»). Для решения каждой из указанных кризисов нужно менять отношение к ребенку, влиять на его отношения с окружающим миром.


Возрастная периодизация

В педагогической науке сложилась периодизация, которая была одобрена в системе конкретных научных отраслей про ребенка и детство. Рассмотрим ее фрагмент:

1 год - возраст младенца;

2-3 года - преддошкольный (ранний)

3-7 лет - дошкольный;

7-10 лет - младший школьный;

11-15 лет - средний школьный (подростковый);

15-17 лет - юношеский.

Эта периодизация не соответствует объективным сведениям о развитии современного ребенка, отмечал Д.Эльконина. Современной возрастной периодизации хватает надлежащей теоретической основы. Поэтому она односторонняя, не обусловлен движущими силами развития личности, следовательно не дает ответа, когда начинать обучение в школе, не учитывает различий в развитии мальчиков и девочек.

Ученый пришел к выводу: назрел кризис принятой периодизации. В статье «Проблемы возрастной периодизации» он отстаивает мнение о том, что ее целесообразно строить, исходя из анализа двух факторов:

1) «ребенок - общество - взрослый» (особенности общения ребенка со взрослым);

2) «ребенок - общество - предмет» (место ребенка в разных видах деятельности), т.е. учет ведущих типов деятельности и ведущих типов общения.

По убедительными аргументами ученых, возрастная периодизация должна учитывать анатомо-физиологические особенности, функции готовности организма, морфологические изменения в его органах и системах, антенатальный (внутренний) и постнатальное развитие. Разделяя приведены доказательства, известный психолог М.Бунак определил С стадии индивидуального развития человека:

1) начальная, прогрессивная - от 0 до 25 лет;

2) стабильная, стадия равновесия - 25-60 лет;

3) конечная, регрессивная - постепенное снижение деятельности организма.

1965 в Москве на Международном симпозиуме была принята новая возрастную периодизацию на основании обоснованных критических замечаний:

- Период новорожденности (1-10 дней);

- Младенческого возраст (10 дней - 1 год);

- Раннее детство (1-3 года);

- Первых детство (4-7 лет);

- Второе детство (8-12 лет - мальчики, 8-11 - девочки);

- Подростки (13-16 - мальчики, 12-16 - девочки);

- Юноши (17-21 - юноши, 16-20 - девушки);

- Зрелый возраст: первый период (22-35 - мужчины, 21-35 - женщины), второй период (36-60 - мужчины, 36-55 - женщины);

- Пожилой возраст (61-74 - мужчины, 56-74 - женщины);

- Старческий возраст (75-90);

- Долгожители (90 лет и более).


Равномерность развития ребенка

Психологическом развитии ребенка присущ неравномерный характер; неравномерность проявляется в различных видах отставание (отклонение) и опережение.

Отставание в психическом развитии: дети с психофизиологическими (недостатки сенсорного развития), и психологическими отклонениями умственного развития.

У детей с психофизиологическими отклонениями наблюдаются:

1) нарушения слуха, которым свойственны несколько уровней тугоухости: I уровень - легкая - ребенок слышит разговорную речь на расстоянии 10 м, шепотную - 3-5 м, II уровень - умеренная - разговорный язык слышит на расстоянии 4-6 м, шепотную - 1 -3 м; III уровень - значительная - соответственно 2 - 4 м (разговорная речь), 0,5 м шепотная, IV уровень - тяжелая-2м (разговорный), 0,5 м - шепотная. Дети с III и IV степени подлежат обучению в специальных группах;

2) речевые недочеты: заикания, недорикуванисть, гнусавость, шепелявость. Такие дети молчат, застенчивые, трудно устанавливают контакты с окружающими;

3) нарушение зрения.

  1. Отставание в психическом развитии: умственно отсталые, с временной задержкой психического развития, с нарушениями нервной системы или расстройствами психики.
  2. Умственно отсталые: идиоты - не поддаются обучению, дети-имбецилы - ограничены в обучении, достигают уровня развития четырехлетнего ребенка; дебилы - в определенной степени поддаются обучению, могут усвоить программу начальной школы; посещать детские сады. Для таких детей характерны: косноязычие, малый запас слов, бессвязная речь, они не понимают сложных оборотов, понимают только приказы. Мышление у этих детей наглядно-практическое, они не могут классифицировать, отличать живое от неживого. их интеллект недоразвитый, следовательно, они не решают элементарных задач, не понимают их структуры, играют в одиночестве, в их рисовании доминируют каракули. Причинами дебильности признан преимущественно наследственные заболевания. По заключению медико-психо-педагогических комиссий, эти дети должны воспитываться в специализированных учебных заведениях.
  3. Для детей с временной задержкой присущ нормальный интеллект, однако, у них выявляется задержка психического развития.Ее причинами признано токсикоз матери, инфекционные болезни матери во время беременности, и болезни ребенка на первом году жизни, а также родовые травмы; болезни в раннем возрасте, по которым дети позже начинают ходить (после года), говорить (после двух лет), наличие рис детского инфантилизма. Если дебилы сильные, активные, то дети с задержкой развития, наоборот, испытывают трудности в усвоении учебного материала.
  4. Дети с нарушениями нервной системы: астеники - дети с истощенной нервной системой, нарушением интеллектуальной деятельности вследствие переутомления. Ученые считают, что причинами являются травмы мозга и черепа, инфекционные болезни, заболевания сердца и др..

Дети с реактивным состоянием нервной системы - это дети с нервно-психическими нарушениями вследствие семейных конфликтов, заболеваний, психических и физических травм. Такие недостатки проявляются в заикания, в страхах, тиках (подергивании определенных участков тела), иногда в форме энуреза.

Психопаты (истерики) - это преимущественно дети, развивающиеся в неблагополучных семьях.

Шизофреники - дети, болезнь которых проявляется только в подростковом возрасте, хотя является врожденной (передается, через 6-7 поколений), редко симптомы проявляются в старших группах детского сада, ее симптомы: нарушение контакта с окружающей средой: страхи, ужимки, стремление уединения, боязнь темного помещения и т.п..

5. Дети с опережением в психическом развитии (одаренностью) толкуются как дети-вундеркинды («чудо-дети»). Одаренность может оказаться в одном виде деятельности или в нескольких (общая одаренность). В нашей стране эту тему исследовали Н.Лейтес,

О.Проскура и др.. В Японии детей с 2 ??лет отдают в специальные школы, диагностируя их склонность к определенному виду деятельности (М.Ибука).

Особенности состояния начального образования в зарубежных странах

После распада СССР бывшие его республики самостоятельно определяют пути своего развития. Общим для образовательных систем этих стран является то, что у молодежи появилось больше свободы и возможностей получения образования, разнообразнее формы обучения. Приняты Законы об образовании гарантируют право на среднее образование всем гражданам, независимо от пола, места жительства и имущественного положения. Например, в школьном образовании России большое внимание уделяется созданию нормативной базы функционирования различных типов учебных заведений, особенно разработке государственных стандартов общеобразовательной подготовки, выполнению Конвенции о правах ребенка (выживание, развитие, защита, обеспечение активного участия в жизни общества), проблемам коррекционной педагогики, поскольку увеличивается количество детей, которые находятся в сложных условиях жизни и нуждаются в реабилитации. Готовится закон о специальном образовании, создаются различные программы для обучения детей с отклонениями от психической и физической нормы развития.

Относительно начальной школы ученые (Н.Виноградова, К.Федосова и др..) Разрабатывают модели экспериментальной 6-летней начальной школы, имеющий три степени: подготовительный (дети 6-7 лет), элементарный (9-10 лет), младший подростковый ( 11-12 лет).Цель этой школы - сформировать в полном объеме учебную деятельность, опираясь на интеллектуальное развитие детей, достичь оптимального соотношения между их обучением, воспитанием и развитием, гибко использовать все формы взаимодействия учителя с учащимися.

Начальная образования США в конце XX в. охватывала около 100 тысяч начальных и средних школ. Обучение длится 12 лет, занятия - пять часов в день и пять дней в неделю.

Около 85% школьников посещают государственные школы. Частные школы в основном принадлежащих религиозным организациям.Каждый американский штат принимает свои законы о системе образования (длительности, формы обучения, финансирование).

Начальная школа охватывает обучения от детского сада до восьмого класса, хотя в некоторых штатах - до шестого (многие американцы называют начальные классы грамматической или элементарной школой).

В США отсутствует единая учебная программа, хотя предметы изучаются во всех типах школ. Почти в каждой начальной школе изучаются математика, язык (чтение, грамматика, написание сочинений, литература), правописание, социальные науки (история, география, обществоведение и экономика), точные науки, музыка, искусство и физическое воспитание. Во многих начальных школах преподаются информатика и компьютерная техника, в некоторых - иностранные языки.

Большинство начальных школ предлагают одинаковый «комплекс» предметов: английский язык, математику, точные и социальные науки, физическое воспитание. По преподаванию каждого из этих предметов, то школы значительно различаются между собой. В некоторых школах, например, ученики должны изучать математику как минимум три года, хотя национальный показатель здесь несколько ниже.

В 1999 г. президент Дж. Буш и губернаторы всех штатов утвердили главные цели образования к концу XXI века:

1) все дети должны приходить в школу подготовленными к обучению;

2) 90% учащихся средних школ должны получить аттестат о среднем образовании;

3) все ученики во время обучения должны освоить основные базовые предметы;

4) американские ученики должны быть первыми в мире по математике и точным наукам;

5) каждый взрослый американец должен быть грамотным и иметь необходимые навыки как гражданин и как работник;

6) все школы должны быть свободными от наркомании и насилия, а атмосфера в них - благоприятной для обучения.

Организационно-финансовые вопросы работы школ Канады находятся в компетенции школьных советов, избираемых гражданами.Каждая провинция имеет свое Министерство образования, которое определяет степень автономности и свободы заведений по выбору режима и содержания обучения. Всего в стране срок обязательного образования составляет от 7 до 15 лет. Учебный год перевалено длится 200 дней - с сентября по июнь. Учебная неделя - 5 дней (с понедельника по пятницу), учебный день начинается в 8:30 или в 9:00 и заканчивается в 15:30 или в 16:00 час.

Структура общеобразовательной подготовки охватывает три уровня:

- Начальный - с детского сада до 5 класса (возраст детей - 5-10 лет);

- Промежуточный - 6-9 классы (11-14 лет);

- Средний - 10-12 классы (15-17 лет).

Учебный план школы состоит из двух блоков: обязательных предметов и тех, которые определяются школой, ее советом.Продолжительность изучения предметов в течение недели указывается в минутах. Приводим фрагмент учебного плана для начальных классов публичных школ провинции Саскачеван в 1996/97 учебном году.

Официальным языком обучения в одних провинциях является английский, в других - французский. В местах компактного проживания индейского населения преподается и так называемая наследственная речь, т.е. тубольцевской.

Учебные предметы

Количество минут в неделю

Речевая деятельность

560

М

210

Prirodoznavstvo

150

Обществознание

150

З

80

Музыка, танцы, драма, художественный труд

200

Физическая культура

150

Предметы, предлагаемые школой

300

В трех провинциях - Манитоба, Альберта и Саскачеван - школьные советы имеют разрешение правительства на ведение обучения в государственных школах на двух языках (например, часть уроков преподается на английском, а часть - на украинском языке). Так, в Саскачеване в начальных двуязычных школах на преподавание на украинском языке приходится около 50% учебного времени, а в 9-12 классах - примерно 20%.

В начальных классах обучение контролирует и оценивает учитель. Только в выпускных классах дети составляют письменные экзамены по текстам Министерства образования провинции.

Следует отметить, что специальное образование для детей с физическими и умственными недостатками происходит по желанию родителей в обычных классах, но дополнительно назначается помощник учителя, который занимается этими детьми.

Учителя начальных классов получают профессиональную подготовку в университетах на протяжении 4 лет, квалификационные дипломы им выдает Министерство образования провинции.

Особенностью деятельности школ является партнерство между родителями и учителями. На этом многократно отмечается в различных документах. Например, даже на обложке дневника ученика 1 класса помещено такое обращение директора школьного совета к родителям: «Католические школы имеют особое обязательство способствовать академическом, социальном и духовном росту учащихся.Общепризнанно, что родители или опекуны играют важную роль в обеспечении успешного обучения учащихся в школе. Этот отчет - оценка развития Вашего ребенка в академических достижениях и личном и социальном развитии. Вы имеете полное право всегда установить связь с учителем Вашего ребенка, чтобы обсудить любой аспект развития или благосостояния вашего ребенка ».

Канадские учителя стремятся утвердить гуманные принципы обучения, постоянно учитывать особенности многокультурного среды, в которой живут ученики.

Как положительное отметим, что в процессе обучения начальной школы преобладает не вербальные, а практические способы, сочетаются предметы и интегрированные курсы, учебник дополняется учебными материалами (Заметим, что классы напоминают настоящие учебные мастерские). Итак, установка учителя - способствовать непрерывном развития учащихся в обучении, развитии и социальной воспитании.

Специфична базовое образование в Китае. Она охватывает дошкольное, начальное и среднее школьное образование (1994 г. в Китае было 697 тыс. начальных школ).

Городская и районная власть отвечает за обеспечение обязательного обучения.

Начальное обучение может длиться пять (36% школ) или шесть (64% школ) лет. Начальная и ниже средняя школы (3 или 4 года), составляют государственный минимум обязательного обучения - 9 лет. В 1986 г. был принят «Закон КНР об обязательном образовании», и, по последним данным, более 80% детей достигают этого уровня. В такой большой густонаселенной стране особенно сложно организовать обязательное обучение в сельской местности, а сейчас более 96% начальных школ, 91% ниже средних и 68% высших средних школ сосредоточено в районах и селах.

По Конституции КНР девочки и мальчики имеют равные права на образование. Однако по девочек правительству пришлось принимать дополнительные меры, чтобы это право стало реальным. По последним данным, сегодня 96% девочек учатся в школе.

Учебный год состоит из двух полугодий и длится 38 недель, выходные и праздничные дни - 13 недель.

В 1993 г. осуществлена ??реформа содержания образования, в частности в начальных и низших средних школах и выдано проект учебных предметов для обязательного 9-летнего обучения. Этот проект содержит учебный план и программы по всем дисциплинам. Для школ всей страны предусмотрено обязательные предметы, которые определяет Государственный комитет по делам образования. Кроме того, правительства провинций дополняют эти планы другими предметами, исходя из потребностей региона.

Шестилетний ребенок может вступать в начальную школу, а после ее окончания без экзаменов продолжить обучение в ближайшей средней школе.

В начальной школе учащиеся сдают экзамены по родному языку и математике, по другим предметам - зачеты. Большое внимание уделяется «воспитывающим предметам». Так, во всех классах преподается предмет «Идеология и мораль», дети пользуются «Справочником школьника» и «Правилами поведения школьника в быту», где изложены основные требования к их поведения в различных жизненных ситуациях.

В рассмотрении уроков начальных и средних школ предмет «Труд и воспитания навыки к труду» (вводится с третьего класса).Большое значение придают занятиям по физической культуре и гигиены, обязательные в каждом классе. Показательно, что каждый день школьники имеют по крайней мере один час физкультуры, кроме различных физкультурных вправлений на перерыве и перед уроками.Популярными среди китайских школьников являются всевозможные олимпиады, соревнования, турниры.

Так же целенаправленно государство заботится о эстетическое развитие молодого поколения. На протяжении 9 лет обязательного обучения преподаются музыка и рисование, что способствует художественному развитию детей и молодежи. Следует отметить, что обучение в начальной школе имеет глубоко национальный характер, что определяется систематичностью, прочностью формирования навыков чтения, письма, счета и одновременно большим вниманием к нравственного, трудового, физического, эстетического воспитания детей.

Гигантские масштабы образовательной деятельности в условиях неравномерности социального и экономического развития провинций обусловливают сочетание стандартизированных учебников, которые утверждаются Государственным комитетом по делам образования КНР и местных материалов, утверждаемых правительствами провинций. Это способствует сохранению единого образовательного пространства в стране.

Так что проблемы начального образования за рубежом в конце XX в. - Начале XXI в. сосредоточены на гуманистических ценностях, предоставлении детям равных возможностей в обеспечении образовательных потребностей, сочетании в этом процессе национальных, культурно-исторических ценностей с общечеловеческими.