Принципы организации начального образования детей

Принцип дифференциации образования зарубежной школы рассматривается как основной рычаг в решении указанных проблем. Его применение обусловлено измерением интеллекта, а также учетом влияния наследственности и условий жизни ребенка. В мировой педагогике постоянно дискутируется определения характеристик способностей, одаренности и таланта. Одни ученые рассматривают интеллект как главный показатель одаренности, другие считают, что наличие одаренности свидетельствует о качестве достигнутых результатов.

Известен рассуждения голландского ученого Где Грота, что именно потенциал человека определяет его максимальные достижения. В частности, когда условия развития и жизнедеятельности оптимальные, каждый индивидуум может достичь своей «потолка». С этого Где Грот формулирует вывод: чем больше равных шансов предоставляет общество разным людям, тем больше их индивидуальные различия зависят от исходного потенциала, то есть от наследственности. Это вызвало острую критику части ученых-педагогов как по выводу, так и с точки зрения методики статистического расчета обследованных детей.

Определение одаренности - проблема теоретическая, однако она имеет практическое значение, поскольку влияет на организацию обучения одаренных детей. Исследования американских и европейских ученых показали, что обучение одаренных детей может быть успешным как и в обычных школах с применением широкого выбора дополнительных курсов, так и в специальных школах.

Под эгидой Совета Европы работает специальная ассоциация «Евроталант», цель которой - поиск оптимальных методик развития интеллектуально одаренных и талантливых детей и молодежи. Определяя смысл работы с одаренными детьми, исследователи отмечают, что общество должно заботиться не о максимальном, а об оптимальном развитие каждой личности, что дало бы ей возможность гармонично развиваться. Это способствует использованию человеческих ресурсов.

В педагогике для одаренных детей актуализирован принцип индивидуализации, который отстаивали философы, педагоги, психологи от Руссо к Е.Клапареда. В современных зарубежных методиках одним из направлений работы является также партикуляция, когда к разным группам и подгруппам в пределах однородной категории учащихся применяются различные методы работы. Для удовлетворения потребностей детей исследователи считают, что одна и та же ребенок может входить в различные группы. Даже функциональные группы не обязательно должны быть однородными. Так, взаимное обучение детей разного возраста и уровня развития является спонтанным.Итак, следует позаботиться об обучении в определенных организационных формах. Обязательно нужно общение и взаимодействие возможным для всех детей, независимо от их индивидуальных особенностей и уровня развитости. Например, некоторые формы совместного обучения позволяют развивать взаимное обучение путем организации работы школьных средств массовой информации (газеты, радио), советы учеников, разработки проектов. Преимущества хорошо организованной системы образования заключаются в сочетании индивидуализации и коллективной партикуляции, наличии групп как однородных вкусами, ритмами, интересами, а также и разнородных.

Идеи партикуляции сохраняют свое значение в разработке новых методик для детей, которым трудно учиться. Самой известной является теория стилей обучения, с 90-х годов активно исследуется и вводится во многих американских школах. Один из ее вариантов предложила американский педагог Бетти Лу Ливер. Она рассматривает класс как ансамбль учебных стилей и, исходя из единства педагогических целей, обосновывает различные подходы к детям, которые различаются способами восприятия информации. Учителю нужна основательная психологическая подготовка, чтобы уметь распознавать стиле восприятия учебной информации, типы общения учащихся и оперативно использовать эти сведения в работе с ними.

«Внимательное отношение к стилям обучения - не самый легкий способ помощи ученикам, - пишет Б. Ливер. - Но он самый эффективный из всех известных педагогам 90-х годов. Он значительно продуктивнее, чем поиск совершенной методологии. Ни один метод не подходит для всех учащихся. И маловероятно, что с помощью некоего «чудо-метода» в будущем можно будет достичь такого результата ... Ориентирована на ученика система преподавания требует от учителя внимательного отношения к стилям обучения и выходит за пределы метода, за пределы учебника, за пределы классной комнаты и даже за пределы учителя, потому что она ориентирована на источник успеха или неудачи ученика. Если и должны происходить какие-то чудеса, эти чудеса должны быть с конкретными учениками. И роль учителя - быть аранжировщиком этого чуда ... Для этого нужно сосредоточиться на ученику, который не учится, изменить учебную среду, задания или и предмет изучения так, чтобы ученик смог учиться »[79].

По этой методике учитель определяет основные типы учебных стилей учащихся: аналитический, синтетический (стремится к интеграции, обобщения), визуальный (лучше воспринимает зрительную информацию), аудиальный (лучше воспринимает на слух), кинестетический (учится на собственном опыте), импульсивный (учится методом проб и ошибок), рефлексивный (требует определенного времени на осмысление, усвоение). В соответствии с тем, какой признак стиля усвоения информации доминирует, учитель строит различные методики обучения в рамках класса. Эта система имеет много сторонников, однако высказываются и критические замечания по сложности реализации для учителей, угрозы ограничения общего развития учащихся.

Усиление роли этнических и общечеловеческих ценностей в современном развитии человечества обусловливает необходимость пересмотреть методологические основы соотношения этнического, национального и общечеловеческого в целях и содержании школьного образования. Прежде страны покончили с тоталитарными режимами, с одной стороны, стремятся к национальной идентификации, а с другой - предпочитают как можно скорее присоединиться к мировому сообществу. Поэтому для многих развитых многонациональных стран (особенно для США, Канады, Англии, Австралии, стран Латинской Америки) чрезвычайно актуальной становится проблема глобального образования и поликультурного воспитания. Ее смысл - прежде всего культура межнациональных, межэтнических отношений, как между этническими группами внутри страны, так и между отдельными государствами.

Поликультурное воспитание предусматривает такое построение содержания и способов его усвоения, когда ученики осознают себя частью разнообразного мира, воспитываются в духе толерантности, межэтнического взаимопонимания.

В некоторых поликультурных странах сосуществуют в основном два государственных языка (например, в Канаде - английский и французский, в Испании - кастильский и родной). В полиэтнических странах языковая проблема имеет социально-культурное значение.Там создаются системы обучения двумя-тремя языками, обеспечивает возможность сохранения этнической культуры и ее интеграции в доминирующую культуру. Это проявляется, например, в преподавании интегрированных курсов истории, географии, литературы.

Заслуживает внимания тенденция определения содержания образования в контексте задач социализации детей, т.е. постепенного включения в систему личностных и общественных отношений. «При этом школа не только знакомит с культурными нормами, ценностями, социальными ролями, но и способствует их интернационализации, воспроизводству определенного образа жизни. Социализацией обусловлена ??функция социальной интеграции. Приобщая к единым ценностям, обучая определенных норм, образование стимулирует совместные действия, объединяет людей. Выполнению функций социальной интеграции способствует то, что школа физически объединяет представителей различных социальных групп »[79].

Социализация, как и само образование, должна иметь опережающий характер. По выражению Федерико Майора, основной вызов, сделанный человечеству в конце XX в., Кратко можно сформулировать так: «Учиться сосуществовать с окружающей средой и другими культурами». Эти умения - универсальная основа демократии. Трансформация таких задач по начальной школы предопределяет проблему формирования трех составляющих функциональной грамотности младших школьников - лексической, поведенческой (этической нормы) и компьютерной.

Острой проблемой школьного образования высокоразвитых стран является нежелание учеников читать, что вызвано ростом возможностей удовлетворять информационные потребности вне книжкой. В разных странах учителя начальных классов обычно имеют возможность выбора различных методов обучения чтению (складочный, аналитико-синтетический, чтение через письмо и т.д.). Однако, по сведениям японских исследователей дети до 9 лет смотрят телевизор Ежедневно в среднем более 3 часов, а в праздничные дни - около 4 часов.

Следовательно, снижается влечение к книге. Учителя считают, что у детей, которые мало читают, хуже развивается письменная речь, замедляется развитие логического мышления. Заметим, что телевидение систематически транслирует большое количество интересных учебных программ по математике, физике и биологии. Поэтому «уход от шрифта» целом не привел к снижению уровня знаний выпускников естественных специальностей.

В разных странах учителя начальных классов, как правило, имеют возможности выбора различных методов обучения чтению (складочный, аналитико-синтетический, чтение через письмо и т.д.)


 Особенности состояния начального образования в зарубежных странах

После распада СССР бывшие его республики самостоятельно определяют пути своего развития. Общим для образовательных систем этих стран является то, что у молодежи появилось больше свободы и возможностей получения образования, разнообразнее формы обучения. Приняты Законы об образовании гарантируют право на среднее образование всем гражданам, независимо от пола, места жительства и имущественного положения. Например, в школьном образовании России большое внимание уделяется созданию нормативной базы функционирования различных типов учебных заведений, особенно разработке государственных стандартов общеобразовательной подготовки, выполнению Конвенции о правах ребенка (выживание, развитие, защита, обеспечение активного участия в жизни общества), проблемам коррекционной педагогики, поскольку увеличивается количество детей, которые находятся в сложных условиях жизни и нуждаются в реабилитации. Готовится закон о специальном образовании, создаются различные программы для обучения детей с отклонениями от психической и физической нормы развития.

Относительно начальной школы ученые (Н.Виноградова, К.Федосова и др..) Разрабатывают модели экспериментальной 6-летней начальной школы, имеющий три степени: подготовительный (дети 6-7 лет), элементарный (9-10 лет), младший подростковый ( 11-12 лет).Цель этой школы - сформировать в полном объеме учебную деятельность, опираясь на интеллектуальное развитие детей, достичь оптимального соотношения между их обучением, воспитанием и развитием, гибко использовать все формы взаимодействия учителя с учащимися.

Начальная образования США в конце XX в. охватывала около 100 тысяч начальных и средних школ. Обучение длится 12 лет, занятия - пять часов в день и пять дней в неделю.

Около 85% школьников посещают государственные школы. Частные школы в основном принадлежащих религиозным организациям.Каждый американский штат принимает свои законы о системе образования (длительности, формы обучения, финансирование).

Начальная школа охватывает обучения от детского сада до восьмого класса, хотя в некоторых штатах - до шестого (многие американцы называют начальные классы грамматической или элементарной школой).

В США отсутствует единая учебная программа, хотя предметы изучаются во всех типах школ. Почти в каждой начальной школе изучаются математика, язык (чтение, грамматика, написание сочинений, литература), правописание, социальные науки (история, география, обществоведение и экономика), точные науки, музыка, искусство и физическое воспитание. Во многих начальных школах преподаются информатика и компьютерная техника, в некоторых - иностранные языки.

Большинство начальных школ предлагают одинаковый «комплекс» предметов: английский язык, математику, точные и социальные науки, физическое воспитание. По преподаванию каждого из этих предметов, то школы значительно различаются между собой. В некоторых школах, например, ученики должны изучать математику как минимум три года, хотя национальный показатель здесь несколько ниже.

В 1999 г. президент Дж. Буш и губернаторы всех штатов утвердили главные цели образования к концу XXI века:

1) все дети должны приходить в школу подготовленными к обучению;

2) 90% учащихся средних школ должны получить аттестат о среднем образовании;

3) все ученики во время обучения должны освоить основные базовые предметы;

4) американские ученики должны быть первыми в мире по математике и точным наукам;

5) каждый взрослый американец должен быть грамотным и иметь необходимые навыки как гражданин и как работник;

6) все школы должны быть свободными от наркомании и насилия, а атмосфера в них - благоприятной для обучения.

Организационно-финансовые вопросы работы школ Канады находятся в компетенции школьных советов, избираемых гражданами.Каждая провинция имеет свое Министерство образования, которое определяет степень автономности и свободы заведений по выбору режима и содержания обучения. Всего в стране срок обязательного образования составляет от 7 до 15 лет. Учебный год перевалено длится 200 дней - с сентября по июнь. Учебная неделя - 5 дней (с понедельника по пятницу), учебный день начинается в 8:30 или в 9:00 и заканчивается в 15:30 или в 16:00 час.

Структура общеобразовательной подготовки охватывает три уровня:

- Начальный - с детского сада до 5 класса (возраст детей - 5-10 лет);

- Промежуточный - 6-9 классы (11-14 лет);

- Средний - 10-12 классы (15-17 лет).

Учебный план школы состоит из двух блоков: обязательных предметов и тех, которые определяются школой, ее советом.Продолжительность изучения предметов в течение недели указывается в минутах. Приводим фрагмент учебного плана для начальных классов публичных школ провинции Саскачеван в 1996/97 учебном году.

Официальным языком обучения в одних провинциях является английский, в других - французский. В местах компактного проживания индейского населения преподается и так называемая наследственная речь, т.е. тубольцевской.

Учебные предметы

Количество минут в неделю

Речевая деятельность

560

М

210

Prirodoznavstvo

150

Обществознание

150

З

80

Музыка, танцы, драма, художественный труд

200

Физическая культура

150

Предметы, предлагаемые школой

300

В трех провинциях - Манитоба, Альберта и Саскачеван - школьные советы имеют разрешение правительства на ведение обучения в государственных школах на двух языках (например, часть уроков преподается на английском, а часть - на украинском языке). Так, в Саскачеване в начальных двуязычных школах на преподавание на украинском языке приходится около 50% учебного времени, а в 9-12 классах - примерно 20%.

В начальных классах обучение контролирует и оценивает учитель. Только в выпускных классах дети составляют письменные экзамены по текстам Министерства образования провинции.

Следует отметить, что специальное образование для детей с физическими и умственными недостатками происходит по желанию родителей в обычных классах, но дополнительно назначается помощник учителя, который занимается этими детьми.

Учителя начальных классов получают профессиональную подготовку в университетах на протяжении 4 лет, квалификационные дипломы им выдает Министерство образования провинции.

Особенностью деятельности школ является партнерство между родителями и учителями. На этом многократно отмечается в различных документах. Например, даже на обложке дневника ученика 1 класса помещено такое обращение директора школьного совета к родителям: «Католические школы имеют особое обязательство способствовать академическом, социальном и духовном росту учащихся.Общепризнанно, что родители или опекуны играют важную роль в обеспечении успешного обучения учащихся в школе. Этот отчет - оценка развития Вашего ребенка в академических достижениях и личном и социальном развитии. Вы имеете полное право всегда установить связь с учителем Вашего ребенка, чтобы обсудить любой аспект развития или благосостояния вашего ребенка ».

Канадские учителя стремятся утвердить гуманные принципы обучения, постоянно учитывать особенности многокультурного среды, в которой живут ученики.

Как положительное отметим, что в процессе обучения начальной школы преобладает не вербальные, а практические способы, сочетаются предметы и интегрированные курсы, учебник дополняется учебными материалами (Заметим, что классы напоминают настоящие учебные мастерские). Итак, установка учителя - способствовать непрерывном развития учащихся в обучении, развитии и социальной воспитании.

Специфична базовое образование в Китае. Она охватывает дошкольное, начальное и среднее школьное образование (1994 г. в Китае было 697 тыс. начальных школ).

Городская и районная власть отвечает за обеспечение обязательного обучения.

Начальное обучение может длиться пять (36% школ) или шесть (64% школ) лет. Начальная и ниже средняя школы (3 или 4 года), составляют государственный минимум обязательного обучения - 9 лет. В 1986 г. был принят «Закон КНР об обязательном образовании», и, по последним данным, более 80% детей достигают этого уровня. В такой большой густонаселенной стране особенно сложно организовать обязательное обучение в сельской местности, а сейчас более 96% начальных школ, 91% ниже средних и 68% высших средних школ сосредоточено в районах и селах.

По Конституции КНР девочки и мальчики имеют равные права на образование. Однако по девочек правительству пришлось принимать дополнительные меры, чтобы это право стало реальным. По последним данным, сегодня 96% девочек учатся в школе.

Учебный год состоит из двух полугодий и длится 38 недель, выходные и праздничные дни - 13 недель.

В 1993 г. осуществлена ??реформа содержания образования, в частности в начальных и низших средних школах и выдано проект учебных предметов для обязательного 9-летнего обучения. Этот проект содержит учебный план и программы по всем дисциплинам. Для школ всей страны предусмотрено обязательные предметы, которые определяет Государственный комитет по делам образования. Кроме того, правительства провинций дополняют эти планы другими предметами, исходя из потребностей региона.

Шестилетний ребенок может вступать в начальную школу, а после ее окончания без экзаменов продолжить обучение в ближайшей средней школе.

В начальной школе учащиеся сдают экзамены по родному языку и математике, по другим предметам - зачеты. Большое внимание уделяется «воспитывающим предметам». Так, во всех классах преподается предмет «Идеология и мораль», дети пользуются «Справочником школьника» и «Правилами поведения школьника в быту», где изложены основные требования к их поведения в различных жизненных ситуациях.

В рассмотрении уроков начальных и средних школ предмет «Труд и воспитания навыки к труду» (вводится с третьего класса).Большое значение придают занятиям по физической культуре и гигиены, обязательные в каждом классе. Показательно, что каждый день школьники имеют по крайней мере один час физкультуры, кроме различных физкультурных вправлений на перерыве и перед уроками.Популярными среди китайских школьников являются всевозможные олимпиады, соревнования, турниры.

Так же целенаправленно государство заботится о эстетическое развитие молодого поколения. На протяжении 9 лет обязательного обучения преподаются музыка и рисование, что способствует художественному развитию детей и молодежи. Следует отметить, что обучение в начальной школе имеет глубоко национальный характер, что определяется систематичностью, прочностью формирования навыков чтения, письма, счета и одновременно большим вниманием к нравственного, трудового, физического, эстетического воспитания детей.

Гигантские масштабы образовательной деятельности в условиях неравномерности социального и экономического развития провинций обусловливают сочетание стандартизированных учебников, которые утверждаются Государственным комитетом по делам образования КНР и местных материалов, утверждаемых правительствами провинций. Это способствует сохранению единого образовательного пространства в стране.

Так что проблемы начального образования за рубежом в конце XX в. - Начале XXI в. сосредоточены на гуманистических ценностях, предоставлении детям равных возможностей в обеспечении образовательных потребностей, сочетании в этом процессе национальных, культурно-исторических ценностей с общечеловеческими.