Понятие о дисциплинированности и культуры поведения

Дисциплинированность, привычка к дисциплине - обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Дисциплина необходима для организации любой деятельности, особенно в коллективе. Проявляя дисциплинированность, человек выражает свое уважение к правилам поведения в обществе, к людям, с которыми взаимодействует.

Дисциплина занимает ведущее место в формировании личности, помогая придерживаться общих требований коллектива, выполнять установленные правила общежития в нем, воздерживаться от неадекватных желаний, противоречащих общим интересам или возможностям их выполнения, основам организации поведения, самоконтроля. Дисциплинированность следует рассматривать как результат всей воспитательной работы. Этот тезис особенно подчеркивал Макаренко.

За дошкольного детства за правильно организованных условий воспитания значительно повышается уровень дисциплинированности детей. Так, уже в младшей группе под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации они проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед прогулкой, «чтобы не разбудить куклу»; пытаются самостоятельно, не отвлекаясь, одеваться, «чтобы порадовать Иванця- встаньки »и др.).

Способствуя накоплению детьми опыта положительных поступков, соответствующие правилам поведения, воспитатель стремится, чтобы все необходимые ее способы закреплялись, осознавались, оказывались во время наблюдений за ребенком и за ними. Старшие дошкольники вследствие формирования дисциплинированной поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как: «Хочу, но нельзя и поэтому должен отказаться от своего желания».

Детский сад формирует у малышей определенные нормы, в которых отражается отношение к взрослым, сверстникам, общественного достояния, своей деятельности, обязанностей, проявляется и культура поведения. Такими нормами дети овладевают, усваивая правила, регулирующие их отношения со сверстниками. Правила благодаря своей конкретности становятся доступными для осознания детьми, усваиваются ими в процессе разнообразной деятельности и отношений с окружающими людьми, переходят в навыки и привычки поведения.

Очень важно с раннего детства дошкольников формировать у них уважительное отношение к взрослым - родителей, других членов семьи, которые окружают ребенка любовью, заботятся о ней, создавая атмосферу тепла, доброжелательности, защищенности. С приходом в детский сад отношения ребенка со взрослыми расширяются. С самого начала нужно формировать у малышей правильные способы обращения к взрослым, формы проявления уважения к ним, основанные бы на дружеские, чувстве доверия, желании слушаться старших, охотно выполнять их просьбы, стремление порадовать взрослого хорошим поступком т.п.. Старшие дошкольники пытаются помочь взрослым, заботиться о них, сделать им приятное. Дети усваивают правила поведения в общественных местах, проявляют внимание, уступчивость и вежливость в общении со взрослыми.


 Своеобразие проявления дисциплинированности и культуры поведения у детей дошкольного возраста

В детском саду дошкольники находятся в окружении сверстников. Перед воспитателем стоит задача формировать нормы поведения, отражающих отношение к сверстникам: уважение к товарищам, уступчивость, доброжелательность, взаимопомощь. В раннем возрасте - это умение не мешать игре другого ребенка, не отбирать игрушку и т.п.. Возникают начальные формы положительных взаимоотношений: умение выявить отзывчивость (прижать товарища плачет), Доброжелательность, желание играть вместе. Воспитатель всячески поощрять совместную деятельность детей.

У детей среднего возраста воспитывают приветливость, умение сочувствовать товарищу, желание поделиться, уступить, порадовать.Усложняются нормы поведения в совместной деятельности: дети договариваются о совместном пользовании игрушкой, без длительных споров распределяют роли в игре, помогают друг другу в совместной работе и т.п..

У детей старшего дошкольного возраста нормы поведения по ровесников основываются на более высокой сознательности детей, способности произвольно обращаться. Формируется заботливое отношение к ровесникам, позитивные отношения в совместной деятельности, основы коллективизма, умение заботиться о больном товарища, справедливо разрешить спор, убедить товарища в том, что он не прав, или согласившись с его мнением, признать свою ошибку, проявлять услужливость: отстраниться , подвинуть тарелку с хлебом соседу, отдать свой стульчик товарищу, деликатно предупредить о возможной неосмотрительность.

Жизнь в детском саду создает много ситуаций, в которых можно воспитывать дружеские отношения между дошкольниками. Задача педагога заключается в том, чтобы использовать эти ситуации, побудить воспитанников к поступкам, которые воспроизводили бы нормы поведения в коллективе. Заметное место в воспитательной работе занимает формирование у детей норм поведения в общественных местах, прежде всего в детском саду - уважение людей, которые окружают ребенка: умение учитывать состояние других в своей деятельности, не мешать окружающим. Уже в младших группах воспитатель учит детей проходить по коридору, не препятствуя работе взрослых, одеваться спокойно, без шума, чтобы не отвлекать внимание тех, кто учится, и тому подобное.

Следует учить детей правильно вести себя в транспорте, на улицах, в парке, например, ознакомить их с такими правилами: играя в сквере, не мешать тем, кто там отдыхает, у трамваи соблюдать тишину, уступать место пожилым людям.

В детском саду у детей воспитывают бережное отношение к вещам, предполагает формирование представлений о каждой вещи как результат чьего-то труда, а небрежное отношение к ней может свидетельствовать о неуважении к людям труда. Нормы отношения к вещам охватывают умение пользоваться ими по назначению, класть на место, не быть равнодушным, если обнаружили оставленную не стоит на месте игрушку, книжку. Ребенок должен осознать, что заметив сломанную вещь, она должна обратиться за помощью к взрослым, попробовать починить ее. Старших дошкольников часто привлекают к уборке групповой комнаты или участка, в результате чего у них формируется умение поддерживать порядок, нетерпимое отношение к любым нарушениям. Воспитывая бережливость, педагог одновременно предотвращает проявлениям алчности, стремление беречь только свое, пренебрежительного отношения к чужому.

В дошкольном возрасте дети усваивают нормы поведения, ИДО отражают позитивное отношение к труду. В младших дошкольников это проявляется в желании выполнять элементарные трудовые поручения, в интересе к труду окружающих их. Малыши постепенно начинают подражать умелые действия взрослых, активно участвуют в совместной работе, хотя их возможности очень ограничены. Так, они охотно помогают старшим в сервировке стола, рады выполнить просьбу принести или подать какую-то вещь, подержать инструмент и т.п..

Дошкольников среднего возраста воспитатель учит самостоятельно и охотно выполнять доступные им трудовые действия в соответствии с правилом «Все, что могу, сделаю сам». В них воспитывается желание помочь сверстникам, замечать их трудности, выполнять отдельные поручения, заботясь о коллективе.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, педагог способствует осознанию ими необходимости труда, воспитывает чувство ответственности, проявляющееся в сознательном выполнении поручений и обязанностей дежурных, самостоятельности и целеустремленности в работе, желании мобилизовать свои усилия на достижение результата, стремлении к точнейшего выполнения указаний. У дошкольников воспитывается трудолюбие, умение браться за работу по собственной инициативе, работать в небольшом коллективе, выполняя общую задачу, договариваться о совместной деятельности, распределять работу, помогать друг другу. Они начинают понимать, что общий результат зависит от активного и добросовестного выполнения каждым порученного задания.

Начиная со среднего возраста малышей приучают иметь определенные обязанности. Воспитатель объясняет их содержание, необходимость своевременного выполнения, напоминает об ответственности перед ним и коллективом группы. Он помогает детям выполнять их обязанности: назначает дежурных в тех видах труда, в которых у детей уже сформировались нужные навыки, оказывает им помощь при затруднениях, пробуждает интерес к выполнению заданий-обязанностей.

Старшие дошкольники должны с большей ответственностью относиться к своим обязанностям, сознательно выполнять работу очередного, понимать ее значение, беспокоиться о порученные им объекты, самостоятельно становиться к работе, доводить дело до конца.

Педагог должен воспитать у детей бережное отношение к природе. Он приучает малышей ходить только по дорожкам, НЕ затаптывать газоны и не рвать цветы, собирать опавшие листья, учит их замечать изменения в природе, осознавать ее красоту и т.п..

У детей средней группы следует не только воспитывать бережное отношение к природе, но и обучать их ухаживать за растениями и животными. Старшие дошкольники проявляют сознательное интерес природой: наблюдают, сравнивают, замечают новое, собирают семена, выращивают растения и т.п..


 Условия воспитания дисциплинированности детей дошкольного возраста

Важным условием воспитания дисциплинированности и культуры поведения у детей является авторитет и культура воспитателя и родителей. Культура педагога, характер его общения с малышами, стиль взаимоотношений имеют первостепенное значение в формировании дисциплинированности. Умение воспитателя давать советы, а не только делать замечания, иногда шутить, тактично исправлять нарушения, пробуждать интерес к детским дел, его стремление поддержать являются непременными условиями роста доверия малышей к нему, желание общаться с ним, с готовностью откликаться на его просьбы. Такой педагог пользуется большим авторитетом у детей. Они пытаются заслужить его одобрение. Зато безразлично обращения, суровость во взгляде как реакция на нарушение дисциплины вызывают у виновники не образа, а недовольство собой, побуждают скорее исправить допущенную ошибку, извиниться за некрасивый поступок. Дошкольники подражают стиль и поведение авторитетного воспитателя, переносят в отношениях с ровесниками его тон, манеры.

В своем поведении дети отражают культуру родителей, отношения в семье, стиль общения между ее членами.

Важным условием воспитания дисциплинированности малышей является четкое соблюдение распорядка дня. Это позволяет поддерживать у детей состояние равновесия, вовремя переключая их с одной деятельности на другую, не допуская переутомления, чередовать активную деятельность с отдыхом. Находясь в состоянии равновесия, дети спокойнее реагируют на вмешательство сверстников в их деятельность, положительно воспринимают советы и замечания педагога, исправляют ошибки, легче сносят обиды, скорее успокаиваются. Четкое проведение режимных процессов предотвращает также срывы в поведении, возникающие в основном во время ожидания.

Одевания, умывания и другие процессы, предусмотренные распорядком дня, является одновременно средством формирования культуры поведения в коллективе сверстников. Поскольку в это время дети всегда находятся рядом друг с другом, воспитатель приучает их вежливо пройти, уступить, предложить свою помощь.

Четкое выполнение распорядка дня способствует формированию стереотипов поведения. Малыши постепенно усваивают последовательность и относительную продолжительность режимных процессов, их преемственность, организуют самостоятельную деятельность, учитывая время.

Правильная организация среды, в которой находятся дети, также имеет большое значение для формирования дисциплинированности и культуры поведения. Подбор игрушек, различных материалов, оборудования для работы в соответствии с возрастом дошкольников, их интересов и представлений об окружающем, удобно расставлена ??мебель, продуманное размещение игрового материала, наличие игрушек, способствующих объединению детей в коллектив, - все это создает благоприятные условия для развертывания разнообразной деятельности, привлекает дошкольников, позволяет им находить занятия в соответствии с интересами, предотвращает нарушения поведения.

Особое внимание педагог уделяет созданию и сохранению в группе атмосферы доброжелательности, активной содержательной работы. Это воспитывает в них стремление к постоянной деятельности, организует их жизнь, активно способствует формированию дисциплинированности и культуры поведения.