Понятие готовность к школьному обучению

Успехи ребенка в школе будут определяться уровнем ее готовности к обучению. Поэтому основной целью определения готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезаптации. В последнее время в зависимости от цели начального образования создаются различные классы, их задачей является осуществление индивидуального подхода к обучению не только подготовленных, но и не готовых к школе детей, которые достигли положенного возраста.
Итак, готовность к школьному обучению - это совокупность морфофизиологических и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению. Она обусловлена ??созреванием организма ребенка, в частности его нервной системы, а также степени сформированности и уровнем развития психических процессов.
В педагогической и психологической литературе наряду с термином «готовность к школьному обучению» пользуются термином «школьная зрелость», что в основном отражает психофизиологическую характеристику созревания организма. Эти сроки сосуществуют как синонимы. Хотя сейчас уже отчасти произошла определенная переориентация в пользу «школьной зрелости».
В последние 100-150 лет наблюдается акселерация (от лат. Acceleratio - присорення) - ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков. Этот термин ввел в литературу в 30-х годах XX в. немецкий ученый Э.Кох, хотя первые сообщения по ускорению соматического развития публиковались еще в XIX веке.
Наряду с термином акселерация в литературе употребляется термин секулярный тренд (вековая тенденция), которым обозначают не только ускорение развития молодежи, но и изменения в развитии взрослых (увеличение размеров тела, удлинение репродуктивного периода, сохранения работоспособности в более преклонном возрасте, увеличение продолжительности жизни и т.д.) . Для обозначения этой тенденции часто используют термин эпохальное сдвиги.
Основной причиной акселерации считается рост темпов научно-технического прогресса (начало и середина прошлого века). Темпы акселерационном сдвигов существенно выросли после Второй мировой войны.
Акселерация характеризуется сложным комплексом взаимосвязанных явлений, охватывающих не только морфологические и отдельные физиологические проявления, но и некоторые изменения психического развития.
Противоположным явлению акселерации является ретардация. Ретардация развития (от лат. Retardatio - замедление) - замедление физического развития и формирования функциональных систем организма. Если бы темпы акселерации 1965-1975 pp. сохранились неизменными, то к концу XX в. половое созревание подростков заканчивалось бы в 8 - 9 лет. Однако темп акселерационном процессов в последнее время существенно замедлился.
Явление ретардации детей и подростков следует учитывать при решении проблемы школьной зрелости, ведь количество ретардированная детей в каждой возрастной группе составляет около 15%. Для детей замедленного физического развития нужно организовывать специальные группы, которые будут работать по скоординированными учебными планами. В некоторых случаях целесообразной следует считать временную отсрочку вступления в школу отчетливо ретардированная детей.
Таким образом, учитывая влияние акселерации, амплификации и ретардации на развитие детей и подростков, основная задача педагогов настоящего - привести в соответствие уровень психического развития с морфофункциональной зрелости. Следует пересмотреть систему воспитания не только в школе, но и в детском саду, семье. Нужно воспитывать у детей самостоятельность, индивидуальность, развивать волевые способности. Это следует учитывать при организации учебно-воспитательного процесса, в планировании режима труда и отдыха, внедрении новых форм и методов воспитания в различные возрастные периоды. Дети рано становятся взрослыми физически, а уровень их работоспособности и социальной зрелости часто отстает от физической зрелости. Все это ставит перед педагогами и все более сложные задачи, решать которые нужно уже сегодня.
Доказано, что готовность к обучению семилеток является предпосылкой нормального начала этого процесса. По шестилетних детей, то их готовность к обучению является следствием первого года обучения в школе.
Достаточным уровнем актуального развития следует считать такой, при котором требования программы обучения совпадают с зоной ближайшего развития (ЗНР), которая определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослыми: от наводящего вопроса до первого показа решения задачи.
Если актуальный уровень психологического развития ребенка такой, что его ЗНР ниже той, которая требуется для усвоения учебной программы в школе, ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, поскольку вследствие несоответствия ее ЗНР требованиям школьной программы она не способна усвоить учебный материал.
Итак, готовность к обучению в школе - это комплексное новообразования дошкольного возраста.
На основании современных психолого-педагогических исследований ученые различают общую и специальную подготовку детей к школе.
Общая - это определенный уровень развития познавательных процессов, обеспечивающих овладение начальными основами наук в школе, нравственной и эмоционально-волевой сферы дошкольника, что дает ему возможность приобщиться к организованного обучения в классном коллективе и взаимодействовать с педагогом на деловой основе.
Специальная подготовка к школьному обучению предполагает наличие у детей определенного объема знаний и умений, определенных действующей программой. К таковым относятся умение осуществлять звуковой анализ слов, арифметические действия в пределах 10, счет до 20 (прямую и обратную). Это свидетельствует о сформированности понятий, касающихся повседневной жизни и являются показателями надлежащей ориентации в окружающей среде.
Психологическая готовность ребенка к обучению - это комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития соответствующих психологических качеств, благоприятных для нормального вхождения в школьную жизнь и формирование учебной деятельности. Эти качества определенным образом группируются и рассматриваются как составляющие, или компоненты, психологической готовности к школе.
Основными такими составляющими являются умственная, мотивационная, эмоционально-волевая, а также готовность к взаимодействию и общение с учителем и одноклассниками.

Физическая готовность к школьному обучению

Медико-педагогическая комиссия, диагностирует физическое состояние детей к обучению в школе, определяет их здоровья по четырем уровням:
1) здоровые (дети, которые по основным антропометрическим показателям соответствуют нормам, принятые Министерством здравоохранения Украины);
2) здоровые с временными отклонениями или задержками (незначительные травмы и т.д.), которые легко поддаются реабилитации;
3) дети с отклонениями в развитии отдельных органов или систем (легкая форма ДЦП, пороки в развитии конечностей, недоразвитые сухожилия, плоскостопие, косолапость, изгибы спины). Их направляют в учреждения санаторного типа;
4) дети с очевидными недостатками в развитии, нуждаются медико-педагогической реабилитации и обучения в специальных классах (школах).
В качестве основного показателя физической готовности детей к обучению рассматривается сформированность их физических качеств: силы, выносливости, ловкости, гибкости, скорости.
Для диагностирования физической готовности детей используют различные методы. Достаточно распространенными являются таиландский тест (ТТ). Его сущность заключается в том, что взрослый предлагает ребенку положить ладонь на макушку своей головы и пальцами достать ушную раковину. При условии выполнения этой задачи ребенка диагностируют положительно.
Под школьной зрелостью следует понимать такой уровень морфофункционального и психофизиологического развития организма ребенка, который обеспечивает, во-первых, усвоение определенного объема знаний, во-вторых, устойчивость организма относительно влияния комплекса факторов, связанных с началом обучения. Количество детей с недостаточно сформированной школьной зрелостью, по данным различных исследователей, колеблется в довольно широком диапазоне: среди шестилетних такой показатель составляет 51-67%, среди семилетних - 12-16% [50, 56].
Однако ускоренный начало обучения в школе нельзя считать главной причиной недостаточной школьной зрелости. Научные исследования дают основания считать, что у значительной части шестилетних детей основные физиологические системы достаточно зрелыми - готовыми к систематическому обучению. В возрастной динамике умственной работоспособности, роста и психического развития подростков по многим морфофункциональными и психофизиологическими показателями, проявились неблагоприятные изменения, непосредственно связанные с ранним началом обучения. Кроме того, коэффициентом производительности (Q) показано, что целенаправленное обучение детей шести и шести с половиной лет способствует быстрому созреванию и росту показателей умственной работоспособности. У школьников шести лет, по сравнению с их сверстниками - воспитанниками детского сада, существенно возрастают объем кратковременной памяти, способность к дифференцировке раздражителей и происходят другие позитивные изменения в высшей нервной деятельности. Переход к систематическому обучению в школе называют важнейшим фактором, стимулирующим дальнейшее развитие психики ребенка, особенно его познавательной и личностной сферы.
Следует помнить, что у детей одного календарного возраста могут проявляться существенные различия по уровню достигнутой морфофункциональной зрелости. Именно поэтому при поступлении детей в школу нужно учитывать не столько их календарный возраст, сколько уровень достигнутой биологической зрелости. Школьная незрелость детей тесно связана с состоянием матери во время беременности и родов, культурным уровнем родителей, рядом социальных факторов, важнейшими из которых являются неблагополучия семьи, низкий образовательный уровень родителей, неблагоприятные бытовые условия и т.д..
Школьной зрелости нельзя отождествлять с определенным уровнем умственных способностей ребенка. Незрелые дети - это не умственно отсталые, хотя среди них нередко встречаются дети с незначительными нарушениями речи, слуха, зрения. Незрелые дети, в основном характеризуются недостаточной самостоятельностью, пониженной работоспособностью и повышенной утомляемостью, отсутствием четкого понимания требований, отставанием моторики и нарушениями речевого аппарата (или артикуляции).
Следует иметь в виду, что даже высокая успеваемость при недостаточной функциональной готовности организма достигаются ценой чрезмерного напряжения, что приводит к переутомлению и неврозов. Для предотвращения подобных последствий обязательным является применение научно обоснованного подхода к определению готовности дошкольника для обучения в школе.
До начала систематического обучения в школе ребенок должен иметь: развито образное вещание, достаточный запас слов, произведенные умение строить распространенные предложения, звукопроизношение без выразительных дефектов; достаточный уровень развития произвольного внимания, т.е. способность сосредоточиться на одном предмете, на одной задаче, необходим для обучения письму развитие тонких движений пальцев рук; соответствующий возрасту уровень физического развития, не иметь хронических заболеваний и других отчетливых нарушений в состоянии здоровья. На современном этапе научно обоснованы следующие критерии готовности ребенка к систематическому обучению:
- Зрелость формы тела, проявляющаяся в показателях физического развития;
- Уровень развития речи;
- Успешность выполнения теста Керна-Ирасека (три задачи);
- Дозированная во времени (2 мин) работа по фигурными таблицами;

- Психофизиологический рейтинг.