Показатели и уровни розвития нравственного сознания личности

На фоне социально-экономических преобразований, происходящих в современном украинском обществе, ярко высветились духовно-нравственные проблемы, среди которых - трудности в нравственном воспитании детей и подростков.  
      Почти 83,2% из 3 тысяч директоров школ на вопрос про воспитание детей, какой вид деятельности вызывает у них трудности при исполнении служебных обязанностей, ответили: организация воспитательной работы и руководство ею. Прогулы, бродяжничество, кражи, хулиганство, пьянство - эти явления стали серьезной проблемой в школах. Как ни прискорбно констатировать, но в этот процесс вовлечены не только молодежь, подростки, но и младшие школьники и дошкольники. Это происходит на фоне педагогической безразличия и безграмотности значительной части родителей, отказа многих образовательных учреждений от испокон ¬ вечно присущей им воспитательной функции в пользу интеллектуального развития. Появился термин "моральная безнадзорность детей" [8, 7].

     От безнравственности в обществе страдают все в том числе и дети . Формирование морального облика нации - это неотложная национально-гуманитарная проблема, которая требует объединения усилий ученых, педагогов-практиков, родителей, государственных, общественных и религиозных структур. 
      Нельзя сказать, что в психолого-педагогической науке, среди педагогов-практиков этот вопрос НЕ разрабатывалось и не апробувалося. Существует немало исследований на темы нравственного воспитания.  
      Так фундаментальные идеи нравственного развития личности выдвигались Л.Выготский, Л.Кольбергом, И.Кон, Я.Корчак, А.Макаренко, Ж.Пиаже, Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Сухомлинский, С.Якобсон и др.. Важный вклад в разработку теоретических и прикладных проблем формирования нравственного сознания учащихся, в частности ее ценностной, эмоциональной и когнитивной сфер, внесли труды Л.Артемовои, И. Бех, Л.Божович, М.Боришевського, М.Дригус, Б.Кобзаря, А. Кононко, И.Мар 'енка, Н.Монахова, Л.Рувинського, Сухомлинского и др.. Вопрос нравственного поведения как практической стороны нравственного сознания изучали И.Каиров, В.Оржеховська, Т.Пониманська, Я.Рейковський, Е.Субботський.  
      В научно-педагогической литературе моральное сознание ребенка в основном рассматривается в контексте нравственной воспитанности, развития нравственных идеалов, убеждений, ценностей , нравственной культуры и т.д.. 
      Понимая глубокую взаимосвязанность и взаимозависимость вышеназванных педагогических дефиниций и невозможность их изучения без взаимосвязи, мы все хотели бы четко отделить нравственное сознание, которая, по нашему мнению, является самостоятельным ступенчатым интегративным психолого-педагогическим образованием, формируется в результате идеального отображения и упорядочивания человеком собственно нравственной реальности в процессе как общественного воспитания, так и самовоспитания. Исследование феномена формирования нравственного сознания - это исследование процесса формирования ее основ, структурных единиц: нравственных чувств, знаний, суждений, мотивов, нравственного поведения. 
      Поэтому предметно изучением морального сознания (а именно она является главным показателем нравственной воспитанности) как интегративного явления на уровне психолого- педагогического знания в отечественной педагогической науке почти никто не занимался. Не существует системы показателей, по которым бы изучалось состояние сформированности нравственного сознания личности.  
      Актуальность и реальное состояние разработанности научно-педагогического аспекта этой проблемы стали решающими побуждениями в выборе темы публикации "Показатели развития нравственного сознания личности". 
Целью этой публикации является теоретическое обоснование и разработка системы показателей и уровней развития нравственного сознания личности. 
      В психолого-педагогической литературе отсутствуют работы, в которых четко были бы названы показатели сформированности нравственного сознания личности. Однако есть немало работ, предметом изучения которых стала моральная воспитанность, ее показатели. Это работы И. Бех, П.Блонский, П.Божович, О.Богдановои, Е.Бондаревськои, И.Каирова, С.Карпенчука, Т.Конниковои, С. Максименко, И.Мар 'енка, И.Свадковського, Е. Субботский, Л.Рувинського, С.Якобсон и др.. 
В контексте их теоретических и теоретико-прикладных исследований по вопросам нравственного воспитания и нравственного развития личности среди других педагогических дефиниций рассматривается моральное сознание, делаются попытки охарактеризовать ее по ряду показателей. 
    Так, И.Свадковський в монографии "Нравственное воспитание детей" считает показателями нравственной воспитанности такие качества индивида, как послушание, хорошие манеры, вежливость, скромность, дисциплинированность, смелость, честность, правдивость, трудолюбие, коллективизм, патриотизм. Моральное сознание, по мнению ученого, выполняет когнитивно-регулятивную функцию. Ее показателями являются не только то, что знает ребенок о вышеназванные качества, но и как эти знания помогают ей регулировать свое поведение [14]. 
      Достаточно глубоко изучал психолого-педагогические проблемы нравственного развития детей Л.Рувинський. Критериями нравственного развития он считает уровень мировоззрения личности, творческий характер и самостоятельность мышления, состояние ее интеллектуально-действующего зрелости [12, 176]. Выделяя, на первый взгляд, слишком общие показатели, Рувинський объясняет это тем, что организация нравственного воспитания требует видения личности как целостной системы, а не разрозненного набора нравственных качеств индивида. 
      С.Г.Якобсон очень близко подошла к определению показателей нравственного сознания. Но в связи с тем, что предметом ее исследования были процессы регуляции нравственного поведения ребенка, а не моральное сознание, то, рассматривая комплекс показателей нравственного развития, она выделяет среди них те, что характеризуют скорее самосознание ребенка: содержание нравственных знаний, состояние нравственных чувств в момент морального выбора [20, 16]. 
Коллектив ученых НИИ психологии АПН СССР под руководством И. Бех и С. Максименко провел ряд исследований, в результате которых был создан методическое пособие "Критерии нравственной воспитанности младших школьников". По мнению авторов, такими критериями являются моральное сознание, нравственные идеалы, межличностные отношения в детском коллективе, уровень детского самосознания, трудовой активности, требовательность к себе, дисциплинированность, отношение к учителю [5]. Моральном сознании в этой коллективной монографии отведено отдельный раздел "Нравственное сознание как показатель воспитанности мо ¬ лодших школьников" (автор М.Дригус).Исследовательница изучает такой показатель нравственного сознания младшего школьника, как нравственные знания [5, 7].  
      Л.Кольберг, исследуя уровни развития морального сознания, пользовался таким показателям, как знание, чувство, отношение, потребности, мотивы, убеждения. Эти показатели проявлял в процессе исследования моральных суждений людей. Он не считал поступок проявлением сформированности нравственности. Для него важным компонентом изучения уровня сформированности нравственного сознания является когнитивная и эмоционально-мотивационная сфера. Ученый называет убеждения показателем 4, 5, 6 стадий развития нравственного сознания личности. Именно на этих этапах нравственные понятия становятся убеждениями. Однако названные показатели не могут дать полной картины сформированности нравственного сознания на всех шести стадиях морального развития человека, которые определил Кольберг [18]. 
      Как же проверить завершающий этап этого процесса, какими критериями руководствоваться, чтобы убедиться, что личность достигла наивысшей стадии автономной морали и живет за внутренне принятыми моральными принципами, основанные на универсальных моральных ценностях: справедливости, равноправия и уважении к собственному достоинству человека как самоценной индивидуальности?  
      Чтобы выявить высокий уровень сформированности нравственного сознания человека, необходимо увидеть поведенческую сторону (назовем ее практической стороной нравственного сознания). 
Итак , теоретическая сторона нравственного сознания - это нравственные представления, нравственные знания, моральные суждения, нравственные чувства, а практическая - поступков деятельность в момент морального выбора. Поведение же в ситуации, где человек не стоит перед моральным выбором, не может дать полного представления об уровне нравственности личности. 
      Кольберг отмечает, что высшая стадия свойственна немногим. Такие люди действуют в соответствии с собственными убеждениями, даже когда другие считают их чудаками или их взгляды противоречат законам общества. В качестве примера он называл Мартина Лютера Кинга, Махатме Ганди, Льва Толстого [18]. К этому уровню вышеназванные лидеры шли не только когнитивно-эволюционным путем. О себе они заявили не только суждениями на моральные темы, но и поступками. 
      Христианство проповедовали многие миссионеры, но смерть на кресте за веру приняли единицы. Поэтому мы убеждены, что поступков-поведенческий компонент является обязательным показателем уровня сформированности нравственного сознания, ведь между моральными суждениями человека и его реальным поведением в си ¬ туациях морального выбора часто наблюдается большое расхождение. И именно здесь поступок становится показателем прочности, глубины и действенности морального убеждения. 
      Наше мнение подтверждается учениями Л.Выготского, С.Леонтьева о взаимосвязи сознания и деятельности в процессе развития высших психических функций.  
      Опыт Сухомлинского по проблеме поиска критериев нравственной воспитанности детей, освещен им в работах "Проблемы воспитания всесторонне развитой личности", "Духовный мир школьника", "Сердце отдаю детям", приводит к такому педагогического образования, как нравственная зрелость учащихся [16, 17, 18]. Нравственная зрелость, с точки зрения автора, - это моральная воспитанность, обязательным условием которой является сформирована моральное сознание человека. Развитие нравственной зрелости - сложный процесс, который касается всех сфер жизнедеятельности личности, формируется. В первую очередь - комплекс отношения к природной и общественной среды, начиная от взаимоотношений в семье и заканчивая выполнением гражданского долга. Конечно, важнейшим показателем нравственной зрелости человека является его поступки.Василий Александрович считал, что поступок как показатель сформированности нравственного сознания может анализироваться с позиции отношения к Родине, к природе, к обществу, к самому себе, к труду, к красоте. Отношение, как моральное явление, нашло свою констатацию в совокупности определенных норм, запретов и требований, регулирующих человеческую деятельность и поведение. Эта совокупность норм и составляет непосредственное содержание нравственного сознания [17, 88]. 
      Аналогичные мысли мы находим и в канонической психологии. Изучая природу поступков деятельности человека, провозглашающей: "Выяснить, какие поступки по содержанию и форме осуществляет человек, - это сказать о ней главное" [11, 828]. 
      Отдельные поступки составляют поведение ребенка. Поведение становится понятной тогда, когда воспитатель владеет информацией о том, что ребенок знает о своем поведении, почему она так себя ведет и что ей нужно знать, чтобы вести себя достойно. Здесь наметился двустороннюю связь: поведение зависит от уровня нравственных знаний, а действенность нравственных знаний проверяется поведением ребенка. Итак, поступок и поведение могут выступать в качестве показателя нравственного сознания. Учитывая возраст человека и уровень его нравственного развития, мы должны помнить: поступок не всегда является отражением того, что мы знаем о своем поведении (подразумеваем сознательные нравственные поступки). Так же, как и отличные знания о моральных нормах не является гарантией хорошего поведения. Бывает, что, зная о постыдности воровства, ребенок берет чужие игрушки или еду. Даже в идеальных условиях воспитания она может нарушать общепринятые моральные правила. Поэтому для выявления уровня сформированности нравственного сознания ребенка нужно выявить суть побуждения, привела к моральному или аморального поступка. Логика выявления основных показателей сформированности нравственного сознания такова: • моральное сознание как форма общественного сознания имеет все ее признаки и показатели, но в пределах отображения и благоустройство собственно нравственной реальности; • важный показатель сформированности нравственного сознания личности - нравственные знания, родниковая база морального сознания; • нравственные знания могут существовать в сознании ребенка в виде нравственных представлений, понятий, убеждений; • знания на уровне моральных представлений, признаков и понятий не могут быть показателями сложившейся нравственного сознания. Они определяют только состояние формирования нравственного сознания на одном из уровней; • моральные убеждения как высокий уровень нравственных знаний является фундаментом сложившейся морального самосознания, на основе которого вырабатывается навык правильного поведения, что перерастает в привычку при любых условиях вести себя достойно, то есть нравственные убеждения становятся основой моральных поступков, совестью человека; • процесс усвоения и применения моральных знаний тесно связан с такой высшей психической функцией, как чувство; • состояние переживания человеком нравственных чувств (стыд, страх, радость, вина, сомнение, достоинство и т.п.) является показателем морального сознания; • сознание и деятельность человека тесно взаимосвязаны (по теории Леонтьев, деятельность является показателем уровня сформированности сознания); • содержание поступков деятельности может быть показателем сформированности нравственного сознания; • если ребенок ведет себя не должным образом, необходимо выяснить мотивы недостойного поведения, причины, которые спровоцировали ее аморальный поступок.      Итак, чтобы увидеть картину сформированности нравственного сознания личности, необходимо выяснить, что она знает о морали, как объясняет моральное и аморальное в чужих и собственных поступках, какие чувства испытывает, когда речь идет о моральное или аморальное, как соотносятся его знания, чувства и мотивы с поведением.        Согласно логике наших суждений, показателями уровней сформированности нравственного сознания личности могут быть нравственные знания, моральные суждения по поводу мотивов, моральные чувства и поведение.       Знание - это показатели когнитивного направления, изучение содержания которых поможет нам установить уровень их осознания: представления, понятия, убеждения. Коммуникативный компонент поможет выяснить уровень нравственных чувств, суждений в момент морального выбора. Вчинковий компонент поможет увидеть практическую сторону нравственного сознания, даст представление о целостной картине сформированности уровней нравственного сознания как интегративного, разноуровневого психолого-педагогического образования.       Традиционно в психолого-педагогических исследованиях руководствуются тремя уровнями: высоким, средним, низким. В основу нашей классификации уровней формирования нравственного сознания положено выдвинутую в свое время Ж. Пиаже, поддержанную Л.Выготский, научно и экспериментально развитую Л.Кольбергом идею, что развитие морального сознания ребенка происходит параллельно с ее умственным и эмоциональным развитием. Этот процесс идет поэтапно: от низшей стадии к высшей.      Л.Кольберг выделил шесть стадий развития нравственного сознания личности, объединил в три уровня: доморальный, конвенционный и автономный. Нравственному уровню соответствуют следующие стадии: первая, когда ребенок слушается, чтобы избежать наказания, и вторая - ребенок руководствуется эгоистическими мотивами взаимной выгоды. "Конвенционная мораль" соответствует стадии третий - модель "хорошего" ребенка, который стремится получить одобрение со стороны значимых для него других и испытывает перед ними стыд, и четвертой - установка на поддержание установленного порядка и фиксированных правил. Автономная мораль переносит моральное решение во внутреннюю сферу личности. Она открывается пятой стадией, когда подросток осознает относительность и условность нравственных правил и требует их логического обоснования. Эта стадия переходит в высшую тогда, когда релятивизм лица меняется признанием ею высшего закона, который выражает интересы большинства. Лишь после этого (стадия шестая) формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, независимо от внешних соображений [21].      На основе проанализированной теоретически прикладной литературы, собственных экспериментальных исследований и суждений, о которых пойдет речь, мы пришли к выводу, что моральное сознание личности может характеризоваться тремя уровнями: высоким, средним, низким. Назовем их: доморальный, конвенционный, автономный. Каждый уровень будет иметь две стадии формирования нравственного сознания.     Под уровнем нравственного сознания понимать степень сформированности важнейших показателей: нравственных знаний, суждений, чувств и поступков.     Для автономного уровня характерна высокая степень нравственных знаний и чувств, которые стали убеждениями личности, руководством в сфере нравственной деятельности. Моральные нормы становятся осознанной необходимостью. Они обусловливаются внутренними мотивами - потребностями, диктуемых не только общественными нормами морали, но и собственной совестью. Моральное сознание выступает как высокоразвитая моральное самосознание. Средний уровень (конвенционный) определяется достаточным развитием нравственных знаний и чувств, необходимых для организации жизнедеятельности индивида в данном обществе.Личностью осознается необходимость соблюдения моральных норм. Они привычной формой ее поступков деятельности. Моральные суждения продиктованы скорее необходимостью жить по законам общества, чем внутренней потребностью. Поэтому осознание, самоанализ, самооценка, самокритика ситуативные, часто зависят от объективной реальности.     Низкий уровень (передморальний). Лицо имеет интуитивные представления о моральных нормах поведения. Они не стали убеждениями, а следовательно, ее внутренней потребностью. Нравственные чувства - это скорее инстинкты. Поэтому ребенок периодически нарушает моральные нормы. Моральные суждения обусловлены биологическими побуждениями при отсутствии потребности придерживаться общепринятых правил. Отсутствуют навыки саморегуляции эмоциями, действиями, поступками, поведением.     "Для становления нравственного сознания необходимо, чтобы каждый человек прошел все три этапа нравственного развития. Сознание. Личность. - М.: Педагогика, 1981. Оржеховская В.М. - М.: Изд. - М.: Изд. - 1979. - № 3. - Т. 2. - Т. 3. - 1993. - № 1.