Подготовка студентов педагогического института к экологическому воспитанию дошкольников

     В статье исследуется проблема подготовки специалистов в высших педагогических учреждениях , а также анализируется состояние подготовки педагогов к формированию личности средствами природы.
Раскрываются методы формирования у студентов навыков экологического воспитания детей дошкольного возраста. Статья может быть рекомендована преподавателям , студентам педагогических вузов .
        Объективным условием актуализации проблемы экологического воспитания является усиление техногенной нагрузки на окружающую среду , неотъемлемой частью которого является человек . Загрязнение водоемов , воздуха , почвы , неоправданное использование ядохимикатов , катастрофические последствия Чернобыльской аварии - все это свидетельствует о том , что экологические проблемы достигли критической отметки , получили глобальных масштабов .
Актуальность проблемы экологического воспитания подрастающих поколений сегодня уже никем не ставится под сомнение.
       Эколого - педагогическая культура высококвалифицированного специалиста рассматривается в концепции развития образования Украины как обязательный фактор его профессиональной подготовки. Влияние этого фактора должен оказаться в совершенствовании всех компонентов педагогического процесса дошкольного учреждения , способствовать созданию условий для полной переориентации приоритетов в воспитании детей , обеспечению качественно нового толкования места человека в системе " природа - человек - су ¬ щества - природа " с позиции гуманизма и духовности [ 4 ] .
       Проблему подготовки специалистов в высших педагогических учебных заведениях исследовали Г.М.Алова , А.М.Алексюк , О.О.Абдулина , Л.В.Артемова , Ю.К.Бабанський , В.П.Безпалько , С.В.Бобришева , В.И.Бондар , В.М.Вергасов , И.А.Зязюн , Н.В.Лысенко , Т.Г.Михалева , О.Г.Мороза , Г.О.Пидкурганна , О.С.Шаров , В . С.Ямпольський и другие. Эти исследования , раскрывая содержание , методы , формы , новые технологии в обучении студентов , формирования профессиональных умений и отдельных черт характера будущих педагогов , обеспечили возможность на современном этапе развития образования рассмотреть содержание и технологию формирования профессиональной компетентности специалиста в условиях многоуровневого образования [ 2 ] .
        Концепция и психолого - педагогические исследования подготовки педагогов к формированию личности средствами природы освещены в трудах ученых Г.С.Марочко , Л.И.Мищик , А.Н.Ненос , С.М.Николаевои , З.П.Плохий , П.Г . Саморуков , Ю.Д.Шуйського , Н.В.Лысенко , Н.М.Горопахы . Специальными исследованиями Н.В.Лысенко нарушает актуальную тему экологического воспитания детей дошкольного возраста , организации процесса формирования представлений и знаний дошкольников о природе и человеке через призму ценностных ориентаций .
        Раскрывая принципы организации и руководства экологическим воспитанием детей с использованием наблюдений , проведения поисково - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста , Н.В.Лысенко показывает различные пути развития познавательных интересов к природе [ 4 ] .
        Интересную проблему поднимает Н.Рижова . Она раскрывает экологическое воспитание с позиции новой парадигмы - биоцентризма . Н.Рижова отмечает , что в настоящее время между целью и задачами экологического воспитания дошкольников и его содержанием существуют некоторые противоречия . Сущность противоречий содержатся в следующем: декларируемые задачи экологического воспитания базируются на новой парадигме (био ( эко ) центризма ) , а отбор содержания и методик нередко проводится на основе старой парадигмы - антропоцентрической .
Сложившаяся парадигма проявляется в экологическом воспитании так :
- Стереотип " человек- царь -хозяин природы " ;
- Стереотип " вредные и полезные животные , растения " ;
- Необходимость бережного отношения к природным объектам , их охрана - объясняется только учитывая возможное ее использование человеком ;
- Стереотип : распределение природных объектов на красивые и уродливые , опасные и безопасные , при этом большое значение имеет отношение самого воспитателя к того или иного объекта ;
- Стереотип " улучшить природу " , "помочь природе" , " приумножить ее богатства " . Это имеет право на существование , но только в том случае , когда параллельно ребенку дается информация о необходимости соблюдать законы природы.
Итак , как отмечает Н.Рижова , в экологическом воспитании дошкольников необходимо изменение старой , традиционной антропоцентрической парадигмы на новую , биоцентрично . Мы должны охранять природу , познавать ее не потому , что она нам ничего не дает , а потому , что она самоценна .

Сложившаяся ( традиционный) парадигма

Новая ( биоцентрично парадигма)

Природа (лес ) дает нам ягоды.
Поэтому мы должны беречь ее

Природа - " дом" для всех живых существ и
человека , ценность природы

Дерево дает нам древесину.

Чем ценна ель ?

Сосна имеет большое
народнохозяйственное значение

Дерево - " дом " для животных , его связь
с растениями , значение для очистки воздуха , эстетическое , познавательное значение ,
роль в жизни человека

Грибы съедобные и несъедобные , ядовитые

Роль грибов в круговорот веществ
( на ближайших примерах - в садах , парках , лесах ) , в жизни других организмов ,
связь животных с деревьями

Помогать природе , улучшать ее ,
приумножать

Учитывать законы природы , действовать за ними , помогать прежде всего организмам ,
живущих в измененной среде

Суслики не приносят большой вред растениям

Суслики питаются растениями

Вредные и полезные организмы , опасные , съедобные , красивые , некрасивые

Роль каждого организма в природе
(на отдельных примерах ) , их место
в пищевой цепочке , самоценность

Акцент на выращивании культурных растений

Акцент на общение с объектами природы

Срезания ветвей , сбор гербария , отлов диких животных для коллекций и наблюдения
в детском саду

Организация наблюдений за объектами
непосредственно в природе без нанесения
вред организму

Экоцентрический и биоцентрично парадигмы

антропоцентрична парадигма

Человек - часть природы ( Эко = Я )

Мир для человека (Эго = Я )

Измерение вещей - уникальность жизни

Измерение вещей - человек

Согласование потребностей с экологическими требованиями

Технократический расчет пользы природы , ее утилитарная ценность

Уважение ко всем формам жизни

Человек - " хозяин природы "

Ознакомление студентов с новой парадигмой биоцентризма способствовало развитию их интереса к природе , экологическому воспитанию дошкольников [ 5 ] .
Психолого - педагогические знания составляют основу теоретического развития личности , но в процессе обучения следует использовать такие методы , которые могли бы реализовать девиз: от школы памяти к школе мышления. Проблемно - поисковые методы , различные виды самостоятельной работы помогают студентам в процессе обучения пройти стадии постепенного интеллектуального развития: учимся общению - учимся мыслить , учимся творчества - учимся делать выводы и подводить итоги.
Формируя у студентов познавательный интерес , конструктивные способности , которые позволяют прогнозировать результаты своей профессиональной подготовки , предусматривать ошибки в работе с детьми. Действующие нами методические указания для работы студентов над темой , задачи к занятиям , упражнения , которые ориентируют на углубление и расширение знаний и умений , их применение в практической деятельности , исследовательской деятельности , способствовали развитию интереса к предмету , в частности к природной среды.
Мы помнили о том , что урок - процесс творческий , использовали в работе дискуссии , конструирования педагогических ситуаций , диагностические методики. Такие занятия предусматривали участие каждого студента в обсуждении задач и выполнении индивидуальной творческой работы .
Будущих педагогов мы формировали как создателей учебных технологий , а не только как тех , кто получает готовые учебные методические пособия. Студенты принимали участие в разработке тестовых заданий , проводили диспуты , фрагменты уроков . Такой подход в подготовке студентов к экологическому воспитанию дошкольников формировал у них тягу к творчеству , воспитывал интерес к природе. Упражнение в решении проблемных задач , ситуаций развивали личностные качества: изобретательность , инициативность , самоконтроль , самооценка , умение планировать будущую педагогическую деятельность. А именно эти качества являются важными показателями готовности выпускников к профессиональной педагогической деятельности .
На уроках по методике ознакомления с природой обучения студентов во время ознакомления дошкольников с природой не только предоставляли им информацию , но и учили их выполнять определенные трудовые действия , прежде всего учили создавать такие условия , в которых у детей возникало желание самостоятельно , а не по принуждению познавать природу , раскрывать ее тайны , любоваться красотой окружающего мира , а также стремление оберегать и обогащать собственные имения матушки -природы.
Из цикла педагогических наук студенты понимали , что у детей преобладает эмоционально - эстетическое отношение к природной среде . Оно может проявляться при применении различных методов ознакомления с природой - наглядных , словесных , практических . Доказали студентам, детям дошкольного возраста быстро надоедает однообразие. Для того , чтобы этого избежать , обеспечивали использование разнообразных методов в процессе учебной деятельности . Учитывая псы ¬ хологични особенности дошкольников , целесообразно подбирали разное содержание учебного материала , который постепенно усложнялся.
При изучении темы "Времена года " , ознакомление детей с различными временами года , планирование работы по ознакомлению детей с природной средой учили студентов наблюдать за питомцами на прогулках и занятиях , мы заметили , что дошкольники не всегда могли сосредоточиться , иногда пассивно воспринимали видели в природе .
После таких наблюдений за деятельностью детей мы доказали , что необходимо менять образовательно - воспитательную работу организовывать так , чтобы каждый ребенок овладел способами познания природы , непосредственно общаясь с ней. Здесь помогали методы дифференциации и индивидуальной ориентации . Поэтому поставили перед студентами задача научить детей внимательно и заинтересованно наблюдать за природным окружением - смотреть и видеть , слушать и слышать , пропускать полученные впечатления через свое сердце и делать необходимые выводы ; помочь им осознать , что человек и природа не могут существовать отдельно , вызвать желания не только любоваться красотой , но и вносить посильный вклад в сохранение природной среды .
Для реализации указанных задач использовали эффективные методы и приемы обучения , среди них важное место занимало художественное слово , научно - исследовательская деятельность детей .
Находясь в поисках оптимальных путей повышения эффективности развития познавательных интересов к природе , мы советовали студентам воспользоваться советами автора программы " Первоцвет " Т.М.Лазаревои , кандидата педагогических наук , доцента Харьковского государственного педагогического университета им . Сковороды . Программа Лазаревой основывается на ныне действующих в Украине государственных программах " Ребенок " и " Малютка", концепции детского сада С.Русовой , богатом народном опыте воспитания ребенка через общение с природой.
Доказали , что эффективной формой развития экологического воспитания является экскурсия , в процессе которой сочетаются наблюдения , игры (подвижные , дидактические ) и т.д. .
Кроме этого , путешествие - это творческий процесс , в котором взрослые и дети вместе ищут , ошибаются , находят , анализируют ... и радуются вместе. А в естественных условиях исчезает тот барьер , существующий между воспитателем и воспитанником " в четырех стенах" . Дети не замечают , что их учат , поэтому они будто сотрудничают со взрослым. Облегчаются и детские взаимоотношения. Это в группе заметно , что один что-то делает лучше , а второй - хуже. А небом все становятся как бы уровне.
В природе дошкольник чувствует себя первооткрывателем , учится находить новое в известном , знакомый в неизвестном . Устанавливает простейшие закономерности и взаимосвязи . Мы подводили студентов к тому , чтобы они учили детей понимать " язык " парка , слушать тишину , мы рассуждали , какой голос у ручья , как разговаривает ветер и др. . Студенты научились с детьми составлять правила поведения в окружающей среде и разработали их в рисунках - знаках. Девизом работы стало такое правило: " Пришел в гости к природе , не делай ничего , что предпочел бы невозможно делать в гостях. То есть не сметь ??, не говори громко , не обижай растений и животных " . Таким образом мы учили студентов формировать у дошкольников основы элементарного природоохранного мировоззрения .
Результаты бережного отношения к естественного окружающей среды и любви к природе хорошо проявились и во время активного использования языково - логических задач и проблемных ситуаций , ответы на которые можно получить , выяснив определенные связи и закономерности в природе. То есть мы заставляли сту ¬ дентов ставить детей в ситуацию операционного мышления (владение умением сравнивать , устанавливать сходство и различие , анализировать , синтезировать и т.д.).
Это стимулировало развитие самостоятельного мышления , придавало гибкости ума . Языково - логические задачи использовались на занятии как его часть , а также во время прогулок , экскурсий , во время бесед.
Целесообразной формой организации работы с детьми является целевая прогулка . Объем естественной информации на ней должно быть достаточно ограничен. Ведущим методом здесь выступает наблюдения в сочетании с дидактическими играми , природоохранной деятельностью , чтением литературных произведений на естественную тематику , использованием народного творчества. Такую прогулку учили студентов посвящать воспитанию эстетического восприятия природы: созерцанию , восхищения красотой окружающей среды , вправлению в высказывании захвата эмоциональным языком . Все это в сочетании с чтением или рассказыванием поэтических и прозаических произведений описательного характера , целесообразно использовали и народный природоведческий фольклор: легенды , загадки , пословицы , поговорки , народные приметы , содержание которых соответствовал тому , что воспринимали дети.
Планировали экологические ситуации , способствующие осознанию дошкольниками требования быть внимательными и чуткими к окружающей среде , бережно относиться к растениям и животным . Это важно , потому что нормы гуманного взаимодействия с природой дети должны овладеть лично.
В природоведческой работе с дошкольниками мы учили использовать для воспитания любознательности , наблюдательности , умственной активности , любви к природе также и художественное слово . Ознакомлению с произведением предшествовали наблюдение, беседа . В результате этого произведение воспринималось с большим интересом. После наблюдения за одуванчиком и коллективного рисования " Одуванчики на лужайке " дети с большим вниманием слушали рассказы Иваненко " Одуванчик " . Потом мы уже не видели , чтобы девочки охапками срывали одуванчика на венки , как раньше.
Образное и убедительное художественное слово делало детей гораздо наблюдательнее . Они уже сами , без напоминания , замечали , какие птицы прилетают на участок, носят в клюве , где вьют гнездышка т.п. . Замечали на значение использования народного творчества - богатейшей сокровищницы народной мудрости , где ярко отражено мир природы. Народоведческих мотивов мы придерживались во всех формах работы по ознакомлению с природой родного края: в игре , на занятии , в повседневной жизни . Но доступность , яркость и образность народных произведений помогают расширять представления детей о природе , о целесообразности сохранения и приумножения ее богатств , способствуют развитию интересов к природе.
Хороший материал дают и народные легенды , которые практически объясняют возникновение местных растений и их названия (например легенды о зверобой , одуванчик , василек и др.). .
Аналогичной доступности придерживались и в загадках . Для дошкольников в начале учебного года подбирали загадки , в которых превозносится природа , обращается внимание на ее красоту и очарование. Скажем , весна - " пробуждает поля " , " украшают цветами рощи " , солнце - " яснокриле " , " животворный " ; ромашки - " сестрички с золотыми очками и белыми повичкамы " . В конце года использовали более сложные загадки , в которых показывали , какую пользу приносят объекты и явления природы. Или загадки , которые можно разгадать , зная зависимость растений от сезонных условий .
Студенты поняли , что использование пословиц и поговорок также способствовало повышению эффективности экологического воспитания .
Конечно, неотъемлемой составляющей комплекса народоведа экологического воспитания являются народные песни и игры. Такие как: "Ой , прошла уже зима" , " Благослови , мать! " , " Выйди , выйди , солнышко " . Игры типа : " Серый волк" , " Гуси" , "Мак " радостно воспринимались дошкольниками .
Закреплять естественные знания , формировать познавательную активность , развивать внимание , память , операционная мышления помогали также дидактические игры : " Бывает - не бывает" , " Зимуют - улетают " , " Кто где живет? " , "Назови лишнее слово " и др. . Дидактические игры способствовали закреплению знаний о растениях и животных , их характерные особенности. Дидактические игры поискового характера " Кто как одевается ? " , " Кто которую дом себе строит? " , " Кто кому нужнее ? " И т.д. учили определять взаимосвязи между объектами природы .
Развития наблюдательности познавательных интересов , любви и бережного отношения к объектам окружающей среды способствовала также работа дошкольников в природе: перекопку грядок , посева семян , высадки рассады , смена воды в аквариуме. Перед выполнением трудовых заданий проводили беседу , которая должна была вызвать у детей желание самим приложить руки и осознать свою собственную , пусть небольшую , помощь природе . Придерживались методической установки : бережное отношение к окружающей среде формируется только тогда , когда ребенок улучшает ее своим трудом.
Бережного отношения к природе дошкольники учились , выполняя задание " Зеленого патруля " : следить на территории детского сада и у себя дома , не сломанное где-то деревце и не надо убрать мусор , чтобы лучше росла трава .
Важное место в экологическом воспитании принадлежит исследовательско - поисковой работе . На уроках учили использовать рекомендации Н.М.Горопахы , Н.В.Лысенко по организации и проведению поисковой работы , группового и индивидуального экологического тренинга .