Подготовка ребенка к школе рекомендации для родителей

1. Чаще разговаривайте в присутствии ребенка о школе, школьная жизнь. Направляйте ребенка на серьезное отношение к учебе.

2. Не скрывайте трудностей, которые ждут ребенка в школе, но формируйте у него уверенность в их преодолении.

3. Чаще обращайте внимание ребенка на его внешний вид, хорошие поступки школьников.
4. Научите сына или дочь простейших навыков самообслуживания (умываться, чистить зубы, одеваться, ухаживать одежду, аккуратно есть).

5. Приучите ребенка ложиться спать и вставать в определенное время (ложиться спать не позже девять часов вечера, вставать в семь часов утра).

6. Поощряйте малыша к рисованию цветными карандашами, письма ручкой (написание палочек, кружочков, квадратиков).

7. прививайте ребенку бережное отношение к книгам, карандашей, тетрадей, фломастеров. Научите их правильно листать страницы.

8. Не сдерживайте интерес к учебе, поощряйте малыша к приобретению знаний, обмена впечатлениями от услышанного, увиденного.

9. Во - либо конфликтной ситуации не унижайте достоинства ребенка, старайтесь привлечь ее к самосовершенствованию.

10. Всегда старайтесь поддерживать воспитателя, учителя, не критикуйте его в присутствии ребенка.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ руки ребенка к письму

С чего начинать? Конечно по обучению письму - важный шаг в развитии ребенка. Его нельзя рассматривать изолированно, а только во взаимосвязи с развитием устной речи. И это неслучайно, ведь письмо, как и слушания и говорения, является одним из видов речевой деятельности. Процесс письма постоянно сопровождается устной речью, поскольку ребенок диктует себе то, что записать. Если дошкольник имеет определенные недостатки в произношении отдельных звуков, это в будущем может негативно сказаться на письме - вызовет ошибки и пропуск и замену букв. Поэтому развитие устной речи является одним из приоритетных направлений подготовки руки ребенка к письму.

Исследования ученых свидетельствуют о том, что уровень развития речи детей зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Недаром народная педагогика протяжении многих веков сохраняет значительное количество фольклорных произведений, использование которых сопровождается активными движениями: «Сорока-ворона», «Пальчику, пальчике», «Горошек, бобошок» и другие.

Движения пальцев и кисти руки развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного жизни. Однако, на момент поступления ребенка в школу не заканчивается процесс окостенения пальцев кисти руки. Этим объясняется неуверенность в движениях, дрожание пальцев во время проведения прямых линий, написание овалов и полуовала, быстрая утомляемость. Трудности, с которыми сжимается ребенок во время письма, вызывают у нее негативное отношение к этой деятельности. Поэтому ребенок, который делает только первые шаги в приобретении графического навыка письма, нуждается в постоянной помощи взрослого, ведь именно он должен превратить сложную для ребенка деятельность в интересную игру. С чего тренировки, с разминки, с своеобразной зарядки для пальчиков. Вот наши рекомендации.

« БУДУ ловко МУЗЫКАНТОМ »- имитация игры на различных музыкальных инструментах (пианино, скрипка, гитара, балалайка, бубен, флейта, свирель, баян).

« ПАЛЬЧИКИ ИДУТ »- имитация движений для измерения длины стола.

« Поймай - НЕ уроню »- захватить и удерживать пальчиками любой предмет, игрушку.

« Подъемный кран »- перенести любой предмет кончиками пальцев с одного места на другой.

« нанижите Намистечко »- нанизать на ниточку бусинки.

« УМЕЛЫЕ РУЧКИ »- имитация движений, выполняемых во время определенной работы (как бабушка лепит вареники, как дедушка пилит дрова, как мама пришивает пуговицу, как папы водит машину).

« ПАЛЬЧИКИ ТАНЦУЮТ »- имитация пальчиками танцевальных движений на столе.

Во время проведения тренировочных упражнений следует помнить, что упражнения становится интереснее и эффективнее, если приобретает творческий характер. Добавив немного фантазии, руки ребенка можно легко превратить в сказочных персонажей (лисичку, зайчика, волка), на различные предметы (домик, стол, челнок). Если еще и выучить стихотворение и разыграть его с помощью рук, то уже никто не вспомнит, что пальчиковая гимнастика - это необходимое подготовительное упражнение для письма, поскольку действия с руками становятся самостоятельными и мотивированными, поддерживаются внутренним интересом ребенка к участию в своеобразной пальчиковой драматизации.

После гимнастики следует выполнить основные упражнения - упражнения по письму. Следует помнить, что их продолжительность не должна превышать 5 минут. Задача родителей или педагога во время организации и проведения их заключается в поиске дополнительных стимулов, которые бы вызывали у детей интерес и желание выполнять непростые задачи. Таким стимулом, бесспорно, могут стать художественные произведения. Использование детской литературы в процессе подготовки к письму является необходимым средством обучения, поскольку в школе во время выполнения письменных упражнений от детей требуется умение внимательно слушать, запоминать и воспроизводить на бумаге воспринимаемую информацию. Вот почему и подготовительные упражнения по письму для детей дошкольного возраста должны иметь комплексный характер для развития всех необходимых навыков.

Консультация для родителей: «Психологическая готовность

ребенка к обучению в школе »

«Годы чудес» - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Заложенные в это время эмоциональное отношение к жизни, к людям, наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию определяют дальнейшее поведение и образ мышления человека.

Готовность ребенка к школизалежить прежде всего от родителей. Если ребенок посещает детский сад, то это зависит от воспитателей, ведь подготовка ребенка к школе предусмотрена программой детского сада. Но эти программы не полностью учитывают психологические аспекты проблемы. Итак, перед психологамистоить задача разработки критериев и показателей именно психологической готовности детей к обучению.

Особого внимания требуют так называемые «домашние дети», которые не посещали детский сад. Они, как правило, менее коммуникабельны, труднее устанавливают контакты с учителем и сверстниками, не очень комфортно чувствуют себя в коллективе, боятся оставаться в школе без родителей.

Часто родители, а иногда и учителя, считают основными показателями готовности к школе ознакомления ребенка с буквами, умение читать, считать, знание стихов и песен. Однако исследования показывают, что это мало влияет на успешность обучения. Отсутствие этих умений не требует специальной индивидуальной работы с ребенком, поскольку их формирование предполагается программой и методикой обучения.

Психологическая готовность к школе - это такой уровень психического развития ребенка, который создает условия для успешного овладения учебной деятельности. Компоненты психологической готовности:

- Мотивационный;

- Интеллектуальный;

- Волевой;

- Эмоциональный;

- Личностный.

Мотивационный компонент отражает желание или нежелание ребенка учиться. Он очень важен, поскольку от него зависит вхождение ребенка в новую для него деятельность, которая отличается от игровой своей обязательностью, умственным напряжением, необходимостью преодоления трудностей и т.п.. Различают внутренние, или познавательные, мотивы учения, характеризующиеся потребностью в интеллектуальной активности, познавательным интересом, и внешние, или социальные, проявляющихся в желании заниматься общественно значимой деятельностью, в отношении к учителю как к представителю общества, авторитет которого совершенен. Внутренние и внешние мотивы учения составляют внутреннюю позицию школьника, которая является одним из основных показателей психологической готовности к обучению.

О наличии внутренней позиции ученика можно говорить, если ребенок:

1) Относится к поступлению в школу и к пребыванию в ней положительно, даже в условиях дополнительного посещения школы стремится занятий специфически школьного содержания;

2) Выявление особый интерес к новому, собственно школьного содержания занятий, предпочитает урокам грамоты и счета, а не занятием дошкольного типа (рисование, пение, физкультура и др.), имеет надлежащее представление о подготовке к школе;

3) Отказывается от характерной для дошкольного детства организации деятельности и поведения (предпочитает коллективным классным занятием, а не индивидуальном обучению дома; положительно относится к общепринятым нормам поведения (дисциплины);

4) Предпочитает традиционном для учебных заведений способа выявления уровня ее достижений (оценка) перед другими видами поощрения, характерными для непосредственно-личностных отношений (сладости, подарки);

5) Признает авторитет учителя.

При изучении мотивационной готовности к обучению необходимо прежде диагностировать внутренние мотивы (например, путем беседы). Педагогическая работа в первые недели обучения в школе должна быть направлена ??на формирование внутренних мотивов учения.

Интеллектуальный компонент готовности ребенка к школе предполагает:

1) Осведомленность, которая характеризуется объемом знаний об окружающем мире: живу и неживую природу, некоторые социальные явления и т.п.;

2) Уровень развития познавательной сферы, определяется дифференцированностью (перцептивной зрелости), произвольной концентрацией внимания, аналитическим мышлением (способностью понимать существенные признаки и связи между явлениями), рациональным подходом к действительности (относительным ослаблением значения воображения), логическим запоминанием.

Проводя коррекционную работу с интеллектуально неподготовленными детьми, необходимо использовать игры, которые расширяют кругозор ребенка, тренируют внимание, память, фонематический слух, моторику и логические игры. Волевой компонент проявляется в умении управлять своим поведением, в определенном уровне развития произвольности познавательных процессов. Обучение в школе требует произвольного восприятия, то есть умение не только слушать, но и слышать учителя, товарищей, произвольного запоминания и воспроизведения, умение произвольно выполнять действия, делать не только то, что интересно, но и то, что нужно, доводить начатое дело до конца.

Эмоциональный компонент готовности проявляется в том, что ребенок идет в школу с удовольствием, радостью, доверием. Эти переживания делают ее открытой для контактов с учителем, новыми товарищами, поддерживают уверенность в себе, стремление найти свое место среди сверстников. Важным моментом эмоциональной готовности является переживания, связанные с самой учебной деятельностью и ее первыми результатами.

В проведении психокоррекционной работы необходимо учить ребенка формировать цель, средства ее достижения, видеть конечный результат своих действий, поступков, брать на себя ответственность. Можно использовать также комплекс занятий по психогимнастике.

Личностный компонент готовности предполагает несколько показателей:

Самооценка ребенка шестилетнего возраста. До начала обучения в школе у ??ребенка должна быть сформирована адекватная самооценка. Самооценка определяет характер отношения к различным видам деятельности, влияет на взаимоотношения сверстниками, учителем, стимулирует или задерживает продвижение школьника в учебной деятельности.

К концу дошкольного возраста ребенок стремится согласованности своего отношения и оценки окружения с оценками и отношением взрослого. Этой особенностью шестилетки надо умело пользоваться взрослым в формировании самооценки ребенка. Ведь самооценка в значительной степени определяет уровень активности личности. Дети с высокой самооценкой чувствуют себя в классе более уверенно, смело, активно проявляют свои интересы, ставят перед собой вуза цель, чем те, кто при равных условиях занижает самооценку.

Уровень притязаний . На основании самооценки складывается и уровень притязаний, который, по мнению ребенка, ему по силам. Популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависит прежде всего от успеха, который она пытается получить в совместной детской деятельности. Таким образом, если обеспечить успех деятельности малоактивном шестилеткам, которые не пользуются значительной популярностью среди детей, то это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации отношений со сверстниками, повысить самооценку детей, их уверенность в себе.

Навыки общения:

- Сформированность у ребенка отношения к учителю как к взрослому, который обладает особыми социальными функциями;

- Развитие необходимых форм общения со сверстниками (умение устанавливать равноправные отношения и т.д.).

Навыки общения ребенка со взрослым очень важны, но этого недостаточно для формирования общительности. Они должны дополняться развитием умения общаться, взаимодействовать с ровесниками.

Общение со сверстниками способствует успешной адаптации в детском коллективе, помогает налаживать отношения, учитывая мнения окружения, без стремления занять лучшие роли с использованием запугивания, угроз, конфликтов сформированность представлений ребенка по определенному полу и владение соответствующими формами поведения.

Итак, готовность ребенка к школе, ее будущий успех тесно связаны с тем, как она относится к школе, насколько контактирует со сверстниками и взрослыми, как ведет себя в конфликтных ситуациях.