Ознакомление детей с государственными символами

Каждый народ имеет свой язык, свои традиции и обычаи, выработались на протяжении многих веков. У каждого народа есть свои национальные святыни, символы. Мы с вами живем в Украине. Наш родной край большой и красивый, со славной многовековой историей. Украина - это родной язык, живописная природа, талантливый народ, народные традиции и символы, которые испокон веков почитаются и хранятся. Воспитатель детского сада должен прививать детям уважение к государственной символике Украины. К государственным символам относятся: герб, флаг, гимн.

В Базовой программе развития ребенка дошкольного возраста «Я в Мире» задачи по ознакомлению с государственными символами в сферах жизнедеятельности «Природа», «Культура», «Люди», «Я сам» подано интегрировано. Приоритетной сферой жизнедеятельности по ознакомлению с государственными символами являются сфера жизнедеятельности «Люди». В субсфери «Человечество» отмечено, что дети младшего возраста должны знать цвета государственного флага, дети старшего возраста - государственную символику (герб, гимн, флаг).

Флаг - это символ государственности и национальной независимости.

Сейчас сине-желтый флаг провозглашен государственным флагом независимой Украины. Как объяснить детям символическое значение цветов флага? Желтый - это цвет пшеничной нивы, цвет хлеба, зерна, дарит жизнь всему сущему на земле, это цвет оранжевого солнца, без ласковых лучей которого не созрел бы, ни заколосился бы хлеб. Это символ достатка украинского народа.

Голубой, синий   цвет - это цвет ясного, чистого, мирного неба. Это цвет воды, без которой не созрел бы хлеб. И еще - это цвет мира.

Герб - это знак, своеобразный ключ к истории семьи, города, национального образования государства. Это памятник духовной культуры. В гербе в виде знаков воплощаются реальные события, общественные явления, идеология и мировосприятие.

Герб Украины - символический знак государства, символ власти. Золотой трезубец на голубом фоне утвержден Верховной Радой Украины 1992 как государственный знак - Герб самостоятельного независимого государства Украина. Что же означает трезубец? По-разному толкуют этот знак историки. Одни считают изображением церковного светильника, хоругви, церковного портала, якоря, остальные - изображением голубя, шлема, обоюдоострый топора или верхушки скипетра.

Как объяснить детям символическое значение трезубца ? Число «три» всегда считалось сказочным, волшебным. В народных сказках говорится о трех богатырей, три желания, которые выполняют волшебники, три дороги, простираются перед сказочными героями.

Итак, в трехзубые отражено триединство жизни. Это: Отец - Мать - Дитя. Они символизируют собой Силу - Мудрость - Любовь. Такое объяснение будет доступно ребенку, а глубже корни истории наставит уже в школе.

Гимн - символ государственного единства, это - торжественная, хвалебная песнь своей Родине, в которой народ выражает желание быть верным, независимым, счастливым, жить в достатке. Дети должны знать, когда звучит Государственный гимн, нужно встать. Гимн Украины - символ государственного единства, торжественный музыкальное произведение программного характера («Ще не вмерла Украина», сл. П. Чубинского, муз. М. Вербицкого). Исторические вехи украинской гимнов (Т. Шевченко, «Завещание»).

Возможно, именно поэтому, имея такие государственные символы, украинский народ сумел сохранить свою историю, свободолюбивый дух и независимость.

С государственными символами Украины (гербом, флагом, гимном) детей знакомят в старшем возрасте. Каждому из этих символов следует посвятить одно-два занятия. В доступной форме воспитатель должен рассказать об их истории, назначения, ритуальные действия.

Выполнять задания рекомендуем при организации интегрированных занятий. Занятия должны иметь познавательный, игровой характер. Это могут быть воображаемые путешествия, КВН, развивающие игры, задания.

На каждом занятии осуществляется многогранная работа. Она требует привлечения всех содержательных линий четырех сфер жизнедеятельности Базовой программы. Эта работа должна иметь четко очерченную развивающую, познавательно-воспитательную цель.

Целью занятий, построенных на интегрированном содержании, должно быть всестороннее изучение определенного символа, осмысленное восприятие окружающей среды, приведения знаний в определенную систему, возбуждение воображения и интереса у детей, развитие позитивно-эмоционального настроя.

Интеграция обучения может дать эффект только при условии, когда сам воспитатель по творчески подойдет к изучению каждой темы в том числе и в всего учебного материала в целом. Это зависит от умения синтезировать материал, органично связать занятия по различным содержательных линий развития, подчиняя их главной теме. Поэтому следует заблаговременно (на год или полугодие) проанализировать календарное планирование, сопоставить темы из всех сфер жизнедеятельности программы, подобрать темы, близкие по смыслу или целью использования. Интегрированные занятия требуют особой подготовки как воспитателя, так и детей в течение длительного времени.

Планируя работу, воспитателю следует ориентироваться на задачи программы старшей группы, а также учитывать индивидуальные особенности детей, условия работы.

Знакомя детей с государственными символами, воспитателю важно соблюсти принцип соответствия современности . Для того чтобы ясно объяснить детям значение государственных символов, воспитателю надо ознакомиться с далеким прошлым. Сочетание прошлого и настоящего - не самая сложная проблема воспитателя. Представления детей об окружающем мире расширяется введением понятий «государственные символы Украины», «герб», «флаг», «гимн».

Перед воспитателем должны быть поставлены следующие задачи :

• определить уровень знаний воспитанников по этой проблеме;

• составить тематический план работы;

• спланировать индивидуальную работу в зависимости от результатов изучения.

Работа над темой «Государственные символы Украины» рекомендуется построить так: начинать с наглядных методов работы и заканчивать словесными. Следует сначала рассмотреть внимательно каждый государственный символ, используя макет, иллюстрации. Одни и те же наглядные пособия, таблицы, картины, компьютерные программы, рисунки-макеты гербов, флагов, диафильмы, видеофильмы, слайды и т.д. могут быть использованы на многих занятиях только с определенным творческим подходом в соответствии с задачами освещаемой темы. Дети сравнивают, группируют предметы изучают, исследуют по характерным признакам, а также творчески обобщают свои знания во время праздников и других интересных учебно-воспитательных мероприятий («День знаний» и др.).

Дети должны знать, что флаг, герб, гимн - это государственные символы Украины. Работа проводится как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Государственные символы воспетые в песнях и стихах украинских поэтов.

В работе с детьми рекомендуется широко использовать стихи о государственных символах, легенды, пословицы, поговорки, учить составлять загадки, сказки.

накопление знаний детьми, как об их творческое усвоение, а также воздействовать на чувства детей. В частности, надо научить воспитанников стоя слушать Гимн Украины. Ведь песня - настоящее чудо. Это живой клад, что передается от поколения к поколению, неся радость и печаль, очаровывая человеческую душу, давая ей силу и вдохновение. Она помогает людям жить, вселяет веру в лучшую жизнь. Живет песня - живет Украина. Проходят годы, сменяются поколения, меняются и песни. Песни обладают замечательной способностью - пленить человеческую жизнь.                                             

Милая для нас в мире -

Это песня родная,

Она будит любовь, дети,

Очаровывает сердечка.

И развлечет, приласкает,

И правду расскажет, сердце пробудит,

Ясный путь покажет.

Весомую помощь в реализации задачи могут оказывать родители. Общаясь с детьми, они должны проявлять интерес ко всему, чему учат детей в дошкольном учреждении, поддерживать, поощрять, прививать любовь к Родине, уважение к государственной символике, активно участвовать в предложенных мероприятиях.

Эти знания не только выполняют информативную функцию, но и помогают узнать историю родного края, формировать стремление