Особенности нарушения звуко-слоговой структуры слов у детей с моторной алалией

     В статье предложен анализ проблем усвоения структуры слова детьми-алаликамы. вторский практический опыт дал возможность структурировать специфические ошибки маленьких детей в речи, проанализировать их разнообразие и уточнит причины их появления. 
Ключевые слова: моторная алалия, слоговая структура слова, нарушения речи, развите детей. 


       Постановка проблемы. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи предполагает их всестороннее развитие и опирается на принцип гуманизации образования детей с особыми образовательными потребностями, что имеет целью интеграцию ребенка в общество. 
       последнее время значительно повысился интерес специалистов к проблемам раннего изучения, диагностики и предупреждения нарушений речевого развития детей. Это объясняется тенденциями к увеличению количества детей с тяжелыми речевыми нарушениями, в частности с моторной алалией. 
У детей этой категории наблюдаются отклонения в формировании речевой деятельности в плане усвоения и использования всех компонентов речевой системы. Речи у детей появляется в 3-4, а иногда после 6 лет. 
       Тяжелое недоразвитие речи возникает вследствие поражения корковых отделов мозга, преимущественно лобных, теменно-затылочных, височных участков доминантного полушария в пренатальном или раннем постнатальном (до 3 лет) периоде развития ребенка. 
Состояние речи не зависит от возраста ребенка. Детям с моторной алалией присущи не только задержка в сроках развития экспрессивной речи, а главным образом - его патологическое развитие. Нарушение механизма экспрессивной речи характеризуется дезорганизацией всех подсистем языка и системы языка в целом [1, 2, 3, 6, 8, 9]. 
       Одним из симптомов в синдроме моторной алалии является нарушение формирования и усвоения звуко-слоговой структуры слова. 
Цель статьи - определить место данной проблемы в специальной педагогике, психолингвистике и логопедии. Это объясняется практической значимости и недостаточной теоретической разработанностью вопросы детей с общим недоразвитием речи (далее - ЗЦМ) и прежде всего детей с моторной алалией. 
       Анализ научных исследований по проблеме формирования и усвоения звуко-слоговой структуры слова детьми с моторной алалией [1, 2, 5 , 6, 7, 9], а также результаты собственного исследования позволили констатировать грубые, специфические нарушения в фонетической и фонематической подсистемах языка. Отметим, что большинство детей с моторной алалией имеют достаточные артикуляторного возможности. Об этом свидетельствует полное или относительная сохранность движений артикуляторных органов на неречевых и речевом незнаковому уровне [1, 2]. 
       неречевых уровень артикуляторного механизма проверялся во время выполнения детьми отдельных движений (растяжения губ в улыбку, поднятие кончика языка вверх и т.д.). В ходе исследования функционирования артикуляторного механизма на речевом незнаковому уровне предлагались задания на произнесения звуков раннего и среднего онтогенеза в складах (составляющие конструкции типа "согласный-гласный" (ПГ): фа, ка, ю, и, на, фол, ку, то, ти и т.д.). 
       Сохраненные артикуляторного возможности моторные алалик не могут реализовать на следующем речевом знаковом уровне, то есть в словах. Этот уровень предполагает осуществление сложных операций отбора и сопоставления фонем. 
       Именно несформированностью речевого знакового уровня артикуляторного механизма В.О.Ковшиков объясняет существование многочисленных, разнообразных, непостоянных замен и пропусков звуков при произнесении алалик одного и того же слова (замок - чемок, чемот, цамот, тамо; язык - с, ячит, язипт). Объяснения механизма нарушения звукового состава слова мы находим в работах О.Р.Лурия [4], В.К.Орфинськои [7], Н.М.Трауготт [9]. По их мнению, трудности в процессе овладения звуковым составом слова наблюдаются у детей с афферентной форме моторной алалии. Механизм нарушения сводится к кинестетической апраксии. У детей не формируются двигательные схемы-"образы" звуков вследствие хаотического затекания двигательных импульсов в различные мышечные группы. 
       Е.Ф.Соботович, учитывая названные исследования [4, 7, 9], объясняет механизм эфферентной формы моторной алалии несформированностью операций отбора нужных артикуляций (двигательных схем) на этапе моторного программирования высказывания [7, С.38-39]. 
Выявлено, что моторным алалик (по психолого-педагогической классификации - это дети с общим недоразвитием речи II уровня) присущи такие специфические ошибки в процессе произнесения слов: 
- чаще происходят замены, пропуски звуков (как простых, так и сложных по артикуляции) 
- довольно редко наблюдаются искажения звуков (как правило, это касается звуков позднего онтогенеза). 
Предлагаем такая группировка ошибок, проявляющихся на речевом знаковом уровне функционирования артикуляторного механизма, т.е. в процессе произнесения звука не изолированно, а в составе слова. 
И. Замены звуков.
       Сразу отметим, что замены звуков в моторных алалик, в отличие от замен, наблюдаемых у детей с нарушенной звукопроизношением (дислаликив, ринолаликив, дизартрики) имеют специфический характер и поэтому являются диагностическими. 
1. Вариативные замены. Один и тот же звук, изолированно произносится верно, в процессе ввода его в слово может иметь сразу несколько субститутов (заменителей) (шапка - капка, тапка, тяпка, ФАПК, сьапка). 
2. Парадоксальные замены. Простой по артикуляции звук заменяется в слове на более сложный (замок - чамок, цьамок; шапка - щапка). 
3. Взаимозаменяемости, перестановки звуков в словах (волк - ковка; шкаф - Фаша). 
4. Рост количества различных замен одновременно с более высоким уровнем развития речи. 
У детей с афферентной моторной алалией в процессе моторного программирования высказывания не происходит отбор нужных артикуляций. О.Р.Лурия объясняет это тем, что в двигательной памяти ребенка еще недостаточно закреплены двигательные артикуляционные схемы-"образы" звуков, импульсы, поступающие от речедвигательных органов не анализируются в полной мере, а хаотично затекают в различные мышечные группы. Это приводит к нестабильному воспроизведения звукового состава слова, возникают многочисленные, хаотичные замены звуков, поиск нужных артикуляций. Одно и то же слово имеет разное звуковое оформление, иногда звуковой состав так дезорганизуется, что слово нельзя узнать. Одновременно сохраняется состав-ритмическая структура слова (скотавошка, шкотолофка, закатародка - сковородка; капушка, шолушка, хопушка - хлопушка; касамас - космонавт). 
У детей с другими речевыми нарушениями с развитием речи количество ошибок наоборот уменьшается. 
II. Пропуски звуков.
       Пропуски звуков в словах нестабильны, непостоянны. Наблюдаются пропуски как сложных, так и артикуляторно простых звуков. Очень часто наблюдаются пробелы в позиции стечения согласных (волк - вок; письмо - лит; банка - бака). 
III. Искаженное произношение звуков.
       Искаженная произношение звуков в словах наблюдается очень редко, как правило, у детей, которые имеют недостатки в строении органов артикуляционного аппарата. Среди искажений звуков встречаются варианты велярного ротацизма, межзубного сигматизму свистящих звуков. В единичных случаях возможно сосуществование искаженной и правильной артикуляции звуков (носовой сигматизм свистящих, шипящих звуков). 
Можно сделать вывод, что различные ошибки, которые возникают в процессе воспроизведения звукового состава слова не обусловлены чисто артикуляционными трудностями и не зависят от состояния артикуляционной моторики. Характер ошибок при воспроизведении звукового состава слова является своеобразным, а потому диагностическим для выявления моторной алалии. Подобных ошибок не допускают дети с любыми другими речевыми нарушениями. 
       Одним из диагностических показателей отклонений в формировании речи моторных алалик есть специфические нарушения в усвоении и использовании слоговой структуры слова. 
       Отдельные единичные объяснение механизма нарушения слоговой структуры слова находим в исследованиях А.Р. Лурия, В.К.Орфинськои, Н.М.Трауготт, Е.Ф.Соботович, В.О.Кошикова [1, 2, 4, 7, 9]. 
Отметим, что многочисленные и разнообразные ошибки в воспроизведении слоговой структуры слова наблюдаются как в самостоятельном, так и в отраженном речи. 
По механизму нарушения можно выделить следующие типы ошибок. 
1 . Элизии, возникающие вследствие сокращения слоговой структуры за счет выпадения целых слогов (Бабаны - барабан; мате - маленький; ки - руки; из - язык ).
  Следует отметить, что выпадение складов не зависит от позиции отмеченной или безударности. Особенностью сокращение слоговой структуры является то, что в сокращенном варианте двусложных слов не всегда сохраняется именно ударный состав, а в трехкомпонентную слове не всегда сохраняется ударный состав и первый переднаголошений (ве - медведь; ва - Вова; тпос, бус - троллейбус). 
Механизм таких ошибок объясняется как артикуляторного (моторными), так и фонематического (сенсорными) затруднениями, которые возникают на этапе моторного программирования действия порождения речевого высказывания. 
Можно предположить, что в фонематической представлении ребенка компоненты слова вроде разделяемых выделяются и поэтому не имеют последовательного, целостного звукового цепочки (комплекса). 
2.Додавання лишнего состава или звука в позиции стечения согласных.
Добавление лишнего состав в слове является следствием стереотипного повторения одного из складов, что может быть обусловлено несформированностью слухового контроля за собственной речью (шушуба - шуба, Телелим - теленок). 
Добавление лишнего гласного между согласными в позиции совпадения объясняется тем, что легче произнести звукокомплексы, состоящий из согласного и гласного (ПГ), чем состав типа ППГ (тирава, Тарава - трава; бирова, Буров - брови). 
3. Перестановки слогов в слове.
Этот тип ошибок возникает вследствие несформированности фонематического представления, анализа, а также контроля (кабажан - баклажан; марошкы - ромашки; ядигы - ягоды; агронат - виноград). Часто наблюдаются перестановки слога. Дети пытаются поставить ударный состав ближе к началу слова или начать с него произношение слова. 
4. Уподобление слогов - аппроксимация.
Общее количество складов, ритмический "рисунок" слова сохраняется, но склады в слове уподобляются друг к другу, что приводит к повторению одного и того же состава. Время ребенок в состоянии правильно повторить каждый слог в слове в изолированной позиции. 
Уподобление складов возникает вследствие упрощения произношения слова и на ранних этапах овладения сложной структурой слова является единственной возможностью воспроизведения составляющей-ритмического строения (лалабан - барабан; лелебус - троллейбус; сурка - собака; вовок - совок). 
5. Объединение составляющих систем двух слов - контаминации.
Этот тип ошибок является диагностическим для детей с моторной алалией. Возникновение контаминаций объясняется низким уровнем фонематических возможностей, отсутствием целостного представления о структуре слова, его кинетический "образ", несформированностью фонематического анализа, синтеза и контроля. 
контаминации слов имеют неустойчивый характер. Неправильная, непостоянная контаминацийна структура не является постоянной и не закрепляется за определенными словами. Иногда словом-контаминацией ребенок обозначает целое предложение (рижом - резать ножом; копать - копать лопатой; стичик - прыгает зайчик; учипиты - умеет читать и писать; ависна - абрикос, вишня; палазотик - зонтик, зонтик (рус.)). 
Ошибки такого типа не наблюдаются в речи детей с другими речевыми нарушениями и являются диагностическими для моторной алалии. 
6. Сочетаемость нескольких типов ошибок в слове. 
На более высоком уровне речевого развития моторных алалик (ЗЦМ II-III уровня) наблюдается не только большее количество ошибок в процессе произнесения слов, но и их разнообразие. В одном и том же слове можно обнаружить ошибки различных типов: сокращение слоговой структуры и уподобленный складов (хохотил - холодильник; ипофкалялиля - Любовь Николаевна); уподобленный складов одновременно с добавлением лишнего состава (нанасад - ананас; хохопетка - логопед, у тетезивоти - телевизор) .Бывают и другие комбинаторные сочетания ошибок. 
       Результаты анализа образцов речи детей с моторной алалией (ОНР II уровня) свидетельствуют, что механизм овладения сложной структурой слова не находится в причинно-следственной зависимости от состояния артикуляционной моторики и овладение произношением отдельных звуков. Даже в условиях правильного произношения отдельных звуков в изолированной позиции составляющая структура слова, в которую включены эти звуки, может воспроизводиться неправильно. В позиции стечения согласных один из них пропускается. В сложных по слоговой структурой словах чаще наблюдаются замены, пропуски, перестановки и уподобление. Чем больше слогов в слове, то есть чем оно длиннее, тем больше разнообразных комбинаторных ошибок появляется в процессе его воспроизведения. 
       Нарушение структуры состава чаще проявляется в ее упрощении, сведении к конструкции ПГ, ГП; ПГП (зачик - зайчик; аптус - автобус; Шапа - шапка; да - два; дел - двери; нигити - ногти). 
       Нарушение слоговой структуры проявляется и в сокращении количества складов. Выпадение состав обуславливается рядом факторов или их сочетаемостью: собственно структурой состава, характеристикой фонем, из которых он состоит, местом состав в слове, его удаленностью от слога, а также контекстуальным влиянием звуков, из которых состоят другие, соседние склады. 
Ошибки в воспроизведении составляющей структуры слова иногда приводят к замене предложенного слова другим (карандаш - оливье, левое; хлопушка - Н.Голушко, пушка; сковорода - калавада, вода). В этих случаях ребенок переходит от слова к слову по сходству звучания, по так называемым "звуковыми лестнице", не учитывая семантику слова.Накопление словаря в условиях отсутствия устойчивых звуковых образов слов, которые соотносятся с предметом, происходит с нарушением семантических связей слова и предмета, что в дальнейшем может привести к непониманию речи. 
       Кроме указанных ошибок фонетико-фонематического характера, у части детей с моторной алалией наблюдается замедленный темп речи, удлиненное произнесения звуков в словах, необоснованные паузы в речи, эмоциональные возгласы-эмболы при активного поиска звуко-слогового образа слова. Эти особенности речи объясняются затруднениями в процессе поиска языковых единиц и правил их функционирования [2, 8, 9]. происходит с нарушением семантических связей слова и предмета, что в дальнейшем может привести к непониманию речи. Кроме указанных ошибок фонетико-фонематического характера, у части детей с моторной алалией наблюдается замедленный темп речи, удлиненное произнесения звуков в словах, необоснованные паузы в речи, эмоциональные возгласы-эмболы при активного поиска звуко-слогового образа слова. Эти особенности речи объясняются затруднениями в процессе поиска языковых единиц и правил их функционирования [2, 8, 9]. происходит с нарушением семантических связей слова и предмета, что в дальнейшем может привести к непониманию речи. Кроме указанных ошибок фонетико-фонематического характера, у части детей с моторной алалией наблюдается замедленный темп речи, удлиненное произнесения звуков в словах, необоснованные паузы в речи, эмоциональные возгласы-эмболы при активного поиска звуко-слогового образа слова. Эти особенности речи объясняются затруднениями в процессе поиска языковых единиц и правил их функционирования [2, 8, 9]. 
    Выводы. Результаты анализа образцов речи детей (ОНР II уровня) свидетельствуют, что овладение звуко-слоговой структурой слова не находится в причинно-следственной зависимости от состояния артикуляционной моторики и овладение произношением отдельных звуков. В основе механизма нарушения заключаются не столько трудности собственно моторной реализации звуков, сколько несформированность кинетических и кинестетических образов, двигательных схем. 
В моторных алалик не происходит правильный выбор артикуляционных движений, реализующих кинестетические схемы слова, а также не осуществляется интеграция артикуляционных движений, обеспечивающих формирование кинетической схемы высказывания на этапе моторного программирования действия порождения речевого высказывания.