Организационно-методические основы проведения педагогической практики

     В публикации раскрыто организационно-методические основы проведения практики студентов специальности "Дошкольное воспитание" в процессе многоуровневой подготовки. Показано содержание и методический ориентир организации разных видов практики на уровне младшего специалиста, бакалавра, специалиста. Освещены результаты апробации сквозной программы педагогической практики для трех образовательно-квалификационных уровней.
     Хмельницкий гуманитарно-педагогический институт - учреждение многоступенчатой ??образования, где подготовка воспитателей детей дошкольного возраста осуществляется по трем образовательно-квалификационным уровням - младший специалист, бакалавр, специалист. Важным этапом их профессионального становления является педагогическая практика, которая играет системообразующую роль в формировании личности будущего специалиста, обеспечивает взаимодействие теоретических знаний и практических умений.
      Разработка основных концептуальных положений практической подготовки базируется на философском трактовке практики как специфически человеческого способа освоения мира. Согласно этому в процессе практической деятельности является возможность не просто воспроизводить теоретические знания, но и изменять собственную программу, конструировать новые алгоритмы деятельности и поведения, формировать и достигать принципиально новых целей, что обеспечит профессиональную активность студента (практика в переводе с греческого "праксис" означает "активность", "деятельность"). В философском понимании практика - это деятельность, с помощью которой человек изменяет, преобразует мир. В украинском педагогическом словаре педагогическая практика определяется как способ изучения учебно-воспитательного процесса на основе непосредственного участия в нем практикантов [1].
     В условиях уровневого образования повышается роль практики, которая направлена ??на формирование у будущих воспитателей детей дошкольного возраста профессиональной компетенции по реализации Базового компонента дошкольного образования в условиях гуманизации педагогического процесса, базирующаяся на личностно-ориентированной взаимодействия ребенка и педагога. Во время педагогической практики студентам приходится решать разноплановые педагогические задачи, в конкретных ситуациях прогнозировать ход учебно-воспитательного процесса и находить оптимальные пути управления им. Иными словами, происходит не только ознакомление с современным состоянием учебно-воспитательной работы в дошкольном учреждении, с передовым педагогическим опытом, но и оказание помощи учебно-воспитательным учреждениям. В целом это интенсивная самообразовательная и самовоспитуемой работа будущих воспитателей, проверка их готовности к адаптации в условиях реальной действительности по развитию дошкольного образования.
      Проблеме практической подготовки специалистов посвящен ряд исследований. В частности теоретико-методологические и дидактические вопросы практической подготовки отражены в работах О.А.Абдуллинои, В.И.Бондаря, А.П.Беляевои, О.Я.Савченко, Д.А.Тхоржевського, М.Д.Ярмаченка. Исторические аспекты практической подготовки раскрыто в научных публикациях В.Н.Губаря, Г.Н.Захаревича, Г.И.Терещенка, Ю.И.Чирвы. Психолого-педа ¬ гогични проблемы практической подготовки отражены в трудах Г.О.Балла, И.Д.Беха, А.П.Верхолы, П.Я.Гальперин, М.К.Козия и др.. В частности, в исследованиях М.Козия освещены руководство педагогической практикой младших специалистов.
     Методические и организационные аспекты практической подготовки специалистов по дошкольному образованию раскрыто в работах В.П.Дубровои и Е.П.Милашевич, но они касаются только I-го квалификационного уровня [2]. Проблемы практической подготовки будущих воспитателей нашли отражение в научных исследованиях Л.М.Волобуевои, В.И.Ядешко, Л.И.Павловои и др.. [5]. Отдельные направления ступенчатого практической подготовки будущих специалистов освещены в публикациях С.Ю.Балбенко, Г.Г.Кит, М.И.Сметанського и др.., Но они касаются подготовки учителя. Относительно воспитателя детей дошкольного возраста такие исследования не проводились.
      В Хмельницком гуманитарно-педагогическом институте - заведении ступенчатой ??подготовки специалистов по трем образовательно-ква ¬ классификационный уровнями - совместно с Институтом педагогики и психологии профессионального образования АПН Украины разрабатывается комплексная научная тема: "Методологические и организационно-педагогические основы ступенчатой ??подготовки педагогов начального звена образования", в контексте реализации которой и рассматривается педагогическая практика.
Основная задача статьи - осветить организационно-методические аспекты практики в системе ступенчатой ??подготовки воспитателя детей дошкольного возраста на трех образовательно-квалификационных уровнях. 
     В современных условиях развития дошкольного воспитания будущие педагоги в процессе практической подготовки должны постоянно стремиться к совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков, диагностировать и прогнозировать развитие ребенка, совершенствовать формы, методы воспитания и обучения, использовать инновации с целью обеспечения обязательного дошкольного образования и требований ее базового компонента. На каждом этапе профессионального становления будущего специалиста в условиях ступенчатой ??подготовки предусмотрены различные виды практики, в результате которых студенты приобретают соответствующие образовательно-квалификационных уровней [4].
     Цель педагогической практики на I образовательно-квалификационном уровне - формирование современного педагога-профессионала в области дошкольного образования.Главные задачи практики направлены на формирование у студентов системы педагогических профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения квалификационных обязанностей воспитателя детей дошкольного возраста, обучение творческому применению полученных теоретических знаний при проведении различного рода работы с детьми, формирование навыков наблюдения и анализа педагогической деятельности , умений осмысливать и использовать передовой педагогический опыт; выработки стремление к поиску наиболее эффективных методов воспитания и обучения формирование у практикантов навыков работы с детским коллективом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также взаимодействия с родителями, основанной на гармоничном сочетании семейного и общественного воспитания, развитие профессиональных способностей будущих воспитателей, их интереса и любви к педагогической деятельности, к профессии педагога, к детям.
     Формы организации педагогической практики сложились очень давно и стали традиционными. В связи с тем, что повышенные требования к подготовке специалистов требуют сегодня не столько алгоритмических, сколько эвристических решений, в учебном заведении была создана система целостной построения педагогической практики, предполагает единство отдельных ее этапов, преемственность идей, содержания, взаимосвязи с психолого-педагогическими дисциплинами. Создан также новое поколение планов практики, предусматривающих многостепенность, где на каждом этапе обеспечено четкое отбор того базиса, которым должен овладеть студент, определены цели и задачи, характеризующие психолого-педагогическую направленность практической подготовки на данном этапе. На этой основе разработана рабочая модель практики, первым этапом которой является вступление в специальность (2 курс, 3 семестр) и осуществляется она перспективным методом погружения студентов в проблемы дошкольного образования.Основной задачей ее является воспитание интереса к личности дошкольника, в деятельности педагога. Это знакомство с различными типами дошкольных учебных заведений, осуществляется во время наблюдений по педагогике и психологии. Данный вид практики позволяет студентам личностно и профессионально сориентироваться и сделать очередной выбор дальнейшего образовательного и профессионального маршрута. Третий семестр второго курса - это также период адаптации студентов на практике, целью которого является наблюдение целостного педагогического процесса и постепенного включения в самостоятельную работу.
     В четвертом семестре проводится пробная практика в группах раннего возраста, в процессе которой студенты закрепляют знания об особенностях организации жизни и воспитания детей этого возраста, учатся самостоятельно проводить режимные процессы, игры-занятия по различным разделам программы, организовывать самостоятельную деятельность детей, а также практически знакомятся с диагностикой их развития по основным показателям.
     Практическую подготовку на третьем курсе (5, 6 семестра) мы определяем как период стабилизации, который характеризуется формированием у студентов умений решать конкретные образовательно-воспитательные задачи с учетом условий группы и дошкольного учреждения, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Это период пробной практики в дошкольных группах, который является многосторонним и сложным процессом упражнений по формированию у студентов педагогических умений.
     Для полноценного привлечения практикантов к развивающей образовательной деятельности большая роль принадлежит летней практике. Она имеет целью выработать у будущих специалистов умение самостоятельно применять в практической работе с дошкольниками знания, полученные в процессе изучения специальных предметов, а также пропедевтическое усвоения разнообразных форм и методов работы с детьми во время летнего оздоровительного периода. Важное значение имеет включение в планы практики задач по краеведению по воспитанию юного подолянина, что является реальным вхождением в социокультурную среду, а это мощный стимул к самообразованию и творчества студента. В этом плане определены блок культурологических знаний, отобрано содержание краеведческой практики, который поможет студентам-практикантам использовать эту информацию для организации педагогического процесса в дошкольном учреждении с учетом принципа культуродоцильности.
     На четвертом курсе (7 семестр) проводится активная пробная практика, которая позволяет создать условия для самореализации личности студента, привлечь к решению творческих задач, грамотно проектировать логику педагогического процесса, используя различные средства, формы, методы, инновационные педагогические технологии; выявлять проблемы, актуальные для детей конкретной группы, используя различные методы исследования; овладевать функционально-деятельностными умениями, необходимыми для самоанализа, самонаблюдения, саморазвития.
     Одним из важных аспектов активной пробной практики является подготовка воспитателя из дополнительных специализаций, который наряду с проведением обычной образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении имеет возможность работать в локальной области профессиональной деятельности, то есть быть воспитателем с правом обучения иностранному языку и социальным педагогом.
     Завершающим этапом теоретической и практической подготовки студентов является преддипломная практика (4 курс, 8 семестр), которая определяет уровень и качество их профессиональных знаний, умений и навыков. Она предусматривает сформировать у практикантов умение владеть современными средствами поиска, обработки и накопления информации, необходимой для работы с детьми, родителями и коллегами.
     Практическая подготовка на I образовательно-квалификационном уровне в институте с овладением блока теоретических знаний и успешной сдачей государственных экзаменов дает основание для выдачи специалистам диплома младшего специалиста. 
      Практика на II и III образовательно-квали ¬ кационный уровнях базируется на комплексе профессиональных знаний, умений и навыков, которыми овладели специалисты в процессе практической подготовки воспитателя детей дошкольного возраста - младшего специалиста. В связи с тем, что государственная аттестация будущих бакалавров и специалистов предполагает написание и защиту дипломной работы, педагогическая практика направлена ??на решение этой проблемы. 
Основные задачи педагогической практики на II и III образовательно-квалификационным уровням:
1) Связь различных видов практики по дипломным исследованием выпускника. 
2) Формирование у будущих бакалавров и специалистов профессионального самоопределения, оформление концептуальных замыслов, ориентированных на дошкольное сферу в контексте дипломного исследования, развитие творчества. 
3) Овладение методами научно-педагогического исследования, диагностики знаний и умений детей, предусмотренных программами воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, Базовым компонентом дошкольного образования в соответствии с темой дипломного исследования. 
4) Обеспечение положительной динамики в овладении студентами педагогическими, методическими и исследовательскими способами действий, овладение специальными диагностическими методиками. 
5) Формирование умений воплощать данные экспериментальных исследований в практику дошкольного учреждения, семьи, разрабатывать методические рекомендации и предложения по использованию их результатов в учебно-воспитательном процессе. 
6) Развитие теоретико-экспериментальной деятельности, направленной на осуществление элементов собственной концепции профессионального роста в аспекте дипломного исследования.
      Основными видами практики на II и III образовательно-квалификационных уровнях является исследовательско-диагностическая и преддипломная, связанные с выполнением и защитой дипломной работы, с организацией научно-педагогических и психологических исследований.
     Цель опытно-диагностической практики (5 курс, 9 семестр, 6 курс, 11 семестр) - изучение возрастных особенностей и индивидуальных своеобразий ребенка в наиболее типичных и характерных ситуациях ее жизнедеятельности в дошкольном учреждении и семье в контексте экспериментальной части дипломной работы. Такая деятельность проводится с помощью методов исследования максимально приближенных к педагогическому процессу, строится на дидактическом материале, применяется для воспитания и обучения в дошкольном учреждении, основывается на взаимодействии педагога с детьми.
     После разработки программы и методики экспериментального исследования в соответствии с темой дипломной работы студенты оформляют собственную концепцию профессионального роста, первая часть которой направлена ??на проектирование методов исследования и использования специальных диагностических методик. На практике студенты включаются в творческую исследовательскую деятельность, осуществляют диагностику индивидуальных особенностей ребенка: изучают индивидуальные характеристики, развитие эмоциональной и познавательной сферы, уровень трудовой воспитанности, игровой, учебной деятельности, мыслительных процессов и интеллектуальных способностей, изучают готовность к школе в соответствии со своей темы.
Для решения этих проблем будущие специалисты имеют возможность использовать уже известные им методы научно-педагогического исследования на более высоком уровне.Это систематическое и многократное наблюдение с использованием различных средств фиксации, педагогический эксперимент, который является источником получения фактов и одновременно элементом преобразования педагогических явлений; беседа как метод изучения личности ребенка, метод независимых характеристик, интервьюирование и анкетирование родителей, воспитателей и изучение продуктов деятельности ребенка .
     Ценным для педагогического исследования является метод рейтинга, в ходе которого студенты имеют возможность оценить те или иные педагогические явления компетентными лицами. Также они широко используются социометрические методы, позволяет составить социограму, в которой отражены место ребенка в группе, интересы в общении и др.. Для количественного анализа полученного материала и обработки данных эксперимента будущие специалисты могут применить математические методы.
     Актуальной становится такая важная отрасль исследования, как психолого-педагогическая диагностика, в ходе которой студенты используют тесты и тестовые задания.Будущие бакалавры и специалисты совместно с психологом должны использовать специальные диагностические методики: тест Керна-Йирасека (на определение школьной зрелости); методика В.Мерлина (для обследования уровня признания); тест Мейли, методика пиктограмм (для обследования памяти); диагностические методики С.Айзенка, Хелла, Холберштата (для обследования качеств личности, темперамента, характера) и др..
     Общие вопросы дошкольного образования, деятельность ее известных деятелей студенты исследуют, работая во время практики в библиотеках, архивах, приобретая соответствующую информацию в сети Интернет. При этом они опираются на опыт, полученный в этих вопросах во время практики на II образовательно-квалификационном уровне.
Четкая организация опытно-диагностической практики будет способствовать: 
- воспитанию у студентов потребности в построении учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении на диагностической основе, необходимости в постоянном самодиагностики и самоанализе; 
- формированию аналитико-диагностических умений и навыков; 
- выработке творческого исследовательского подхода к педагогической деятельности.
     На пятом и шестом курсах (10, 12 семестра) организуется преддипломная педагогическая практика, во время которой осуществляется дальнейшая работа с дипломного исследования (формирующий эксперимент) и, в основном, реализуется собственная концепция профессионального роста выпускника. Студенты проводят систему современных занятий нового поколения в дошкольных учреждениях, расширяют диапазон их видов, формируют жизненную компетентность ребенка. Это является показателем стремления их к самовыражению, неординарности в подходах к образовательно-воспитательного процесса, умелого использования теоретических знаний в практической деятельности.Будущие воспитатели самостоятельно готовят и проводят различные мероприятия в соответствии с Базового компонента дошкольного образования, направленные на реализацию темы дипломного исследования. При этом синтезируются знания по психологии, педагогике и частных методик и проверяются в конкретных педагогических ситуациях. Также они приобретают опыт в работе с родителями, самостоятельно готовят и проводят беседы, читают лекции по проблемам воспитания на родительском собрании.
    В процессе преддипломной практики будущие бакалавры и специалисты могут использовать в работе с детьми инновационные педагогические технологии, теоретическое знакомство с которыми состоялось на II образовательно-квалификационном уровне. Они приобретают методических навыков в использовании личностно-ориентированной модели обучения, педагогики сотрудничества, осуществляют индивидуализацию, дифференциацию, обобщают и систематизируют свой практический опыт. Все это повышает фундаментальность и самоценность практики.
     Об эффективности проведенной работы свидетельствует контрольный эксперимент, который осуществляется в конце формирующего эксперимента. О результатах исследования будущие бакалавры и специалисты докладывают на педагогическом совете, методических объединениях. Студенты разрабатывают методические рекомендации, авторские программы, дидактические материалы для дошкольных учреждений различных типов и семей.
     Итогом этого этапа практики могут быть статьи в профессиональных журналах и сборниках научных трудов, Web-страницы в Интернет, участие во Всеукраинских и общеинститутских научно-практических конференциях. В апреле 2001 г. студенты 6 курса института приняли участие во Всеукраинской студенческой научно-практической конференции в г. Херсон, где докладывали о новых образовательные технологии, апробированные на педагогической практике. Их статьи опубликованы в научном сборнике (Новые технологии обучения: Сб. Материалов Всеукраинской студенческой научно-практической конференции (20-21 апреля 2001 г., г. Херсон). - Херсон, 2001. - С.46; 75; 84). В декабре 2003 г. лучшие выпускники были участниками      
      Всеукраинской студенческой научно-практической конференции в г. Ровно. Их выступления опубликованы в сборнике "Традиции и инновации в дошкольном образовании" (Ровно, 2003. - С.7, 13, 29, 86). Главный результат практики - это дипломная работа, успешная защита которой и составление двух государственных экзаменов является основанием для выдачи выпускникам дипломов бакалавра (5 курс) и специалиста (6 курс) по специальности "Дошкольное воспитание". 
Итак, педагогическая практика в системе ступенчатой ??подготовки специалистов по дошкольного образования обеспечивает их готовность к постоянному совершенствованию, профессионального роста, обогащает творческий потенциал, желание сделать ребенка счастливым, сформировать ее жизненную компетентность. 
    Нами была создана и апробирована сквозную программу педагогической практики [4]. В ходе организации и проведения практики проводились наблюдения за непосредственным выполнением задач. При подведении итогов практической подготовки на каждом этапе учитывались предложения руководителей и студентов о целесообразности ее содержания и организации. На основе анализа результатов апробации сквозной программы были получены данные о целесообразности ее использования, что позволило перейти к следующему этапу исследования - экспертной оценки сквозной программы. 
    Приступая к экспертной оценке, мы учитывали, что главной целью внедрения сквозной программы практической подготовки является повышение уровня сформированности умений и навыков студентов. В научной литературе определены три основных уровня познавательной активности: репродуктивный, продуктивный и творческий. В ходе исследования мы использовали два уровня познавательной активности, характеризующие развитие практических умений и навыков: продуктивный и творческий. Получено в результате экспертных оценок контрольной (практическая подготовка осуществлялась по традиционным программам) и экспериментальной (практическая подготовка проводилась по сквозной программе) групп общее количество баллов показала о степени роста сформированности практических умений и навыков. 
     Сравнительный анализ экспертных оценок уровней развития умений и навыков в контрольной и экспериментальной группах показывает эффективность применения сквозной программы, оказалась в высших оценках первой группы по сравнению со второй (разность отметок +0,8). Большинство студентов, особенно II и III образовательно-квалификационных уровней, экспериментальной группы в ходе практической подготовки по сквозной программе проявили самостоятельность, творческий подход к выполнению заданий практики, инициативу, ориентирования в нестандартных условиях. 
     Далее перед экспертами стояла задача оценить результаты использования сквозной программы практической подготовки . При этом они имели оценить эффективность использования программы в учебно-воспитательном процессе для формирования и развития практических умений и навыков студентов. Данные экспертного опроса характеризуют эффективность применения сквозной программы. Они использовались нами для установления корреляционных связей между критериями, по которым эксперты оценивали эффективность использования сквозной программы. 
     Таким образом, опытно-экспериментальной проверкой сквозной программы установлено: 
а) дидактическую последовательность процесса формирования у студентов умений и навыков в соответствии с определенной нами иерархии целей по видов практики согласно профессиональным требованиям; 
б) оптимальную структуру и содержание программ практики на трех образовательно-квалификационных уровнях; 
в) тематическую направленность и значимость разделов в профессиональной подготовке. 
      В результате корреляционного анализа и применения методов математической статистики определена эффективность использования сквозной программы, способствует выполнению студентами экспериментальной группы задач практики на более творческом уровне по сравнению с контрольной группой. 
Таким образом, хорошо продуманная организация педагогической практики на всех уровнях, поэтапное проведение различных видов практики на принципах преемственности, интеграции с учебным процессом в учебном заведении, постепенное усложнение ее задач, содержания , форм имеет большое значение в профессионально-педагогической подготовке студентов, формировании у них умений учебно-воспитательной работы с дошкольниками, профессионально значимых качеств личности воспитателя детей дошкольного возраста. Однако работа по совершенствованию педагогической практики как составной учебно-воспитательного процесса в педагогическом заведении не должна прекращаться. 
      Мы считаем, что необходимо проводить дальнейшую работу по обогащению содержания педагогической практики. Программы практики должны отражать не только направление процесса формирования и развития профессионально-педагогических умений будущего воспитателя детей дошкольного возраста, но и конкретные изменения в учебных программах, современные тенденции развития дошкольного образования в Украине. Для обеспечения единых требований во время педагогической практики важно разрабатывать инструктивные материалы по вопросам работы педагогических коллективов дошкольных учреждений со студентами, а также проводить совместные конференции с участием студентов-практикантов, преподавателей учебного заведения, работников дошкольных учреждений. 
Рассматривая проблему организации практики, следует помнить и о том, что она только тогда может стать эффективным средством подготовки к педагогической деятельности, когда у самого студента есть желание, стремление стать хорошим воспитателем, когда он сознательно организует процесс своей профессиональной самообразования и самовоспитания, когда он осознает ответственность за воспитание и развитие подрастающего поколения