Организация взаимодействия детей в разновозрастной группе ДОУ

Объединение в одной группе детей разного возраста требует от педагога особого внимания к организации их взаимодействия. Вопросы взаимоотношений, совместных действий детей разного возраста, которые воспитываются вместе, остаются без внимания при обсуждении проблем разновозрастных групп. В определенной части педагогов сложилось предубеждение, что пребывание в одной группе детей разного возраста значительно «выгоднее» младшим дошкольникам, чем старшим. Другой стереотип, который требует разрушения: в конфликтах между старшими и младшими детьми автоматически виновными считаются первые. Еще одно предубеждение, которое мешает педагогу формировать гармоничные отношения между детьми, проявляется в культивировании мысли, что младшие дети постоянно нуждаются в помощи, а старшие должны постоянно ее предоставлять.
Это лишь часть предубеждений, которые негативно влияют на отношение педагогов к организации эффективного взаимодействия в группе. Важно понять, что эффективное взаимодействие между дошкольниками разного возраста возможна при условии уважительного отношения к ребенку. В наибольшей степени этот подход может быть реализован личностно ориентированную модель воспитания, основанная на понимании, признании и принятии каждого ребенка.
Работу с детьми целесообразно проводить в двух направлениях: образовательном - формировать представление о том, что означает уважать друг друга, и в чем преимущество партнерских взаимоотношений, и в поведенческом - учить практически выстраивать отношения с другим сверстниками, с детьми моложе и старше.
Реализовывать образовательное направление стоит прежде обратившись к разговору с детьми. Эффективны и фронтальные и неформальные разговоры с отдельными детьми или с подгруппой, способствующих существенным сдвигом в осмыслении ими того или иного явления. Малыш лучше воспринимает слова, обращенные непосредственно к нему, а не ко всему группы. В разновозрастной группе индивидуальное общение особенно важно. Если воспитатель обращать мало внимания на отношения в разновозрастной группе, то это приведет к негативным последствиям. В старших появится превосходство в отношении к меньшим, они начнут управлять. Малыши, протестуя, начнут ломать игрушечные здания старших т.п..
Следует использовать любые режимные процессы для формирования у детей уважительного отношения друг к другу; поощрять к сопереживанию товарищам аплодисментами, рукопожатием, произнесением слов «Молодец», «Класс», «Чудово» Когда по каким-то причинам кого-то постигнет провал, то детей следует учить сочувствовать, употребляя для этого такие слова: «В следующий раз будет намного лучше», используя жесты (рукопожатие и т.д.), поступки (поделиться чем-то).
Стремясь способствовать выработке партнерских отношений в деятельности, воспитатель должен принять во внимание:
1) объединяя детей для совместной деятельности ориентироваться, прежде всего, на их желание. Одновременно иногда целесообразно прибегать и к случайному подбора детей в подгруппы (по результатам считалки, по определенной нумерацией и т.п.);
2) если подгруппа, состоящая из детей разного возраста, выполняет одну задачу, следует помогать определить вклад каждого в общее дело. Особенно это важно для детей младшего возраста;
3) обсуждая результаты работы, стоит отметить, что успеха удалось добиться благодаря совместной работе всех членов команды;
4) подчеркивать, что чрезвычайно результативной является работа детей в парах: младшая и старшая ребенок.
Таким образом, пытаясь организовать эффективное взаимодействие детей разного возраста, целесообразно учитывать прежде внутреннюю мотивацию каждого ребенка, его потребности, интересы, эмоции.
Алгоритм влияния на формирование отношений дошкольников в разновозрастной группе может быть таким:
1. Полагаться на организацию деятельности как на определяющую условие достижения цели и результативности. Каждый вид деятельности в разновозрастной группе требует предварительной подготовленности и продуманной организации. Приводим формы и приемы организации игр, трудовой, учебной, образовательной деятельности:
а) последовательная (начинают работу старшие дети, а через определенное время привлекаются младшие дети);
б) одновременно (начинают все вместе, через некоторое время молодые заканчивают старше продолжают);
в) отдельная (каждая подгруппа организована в различных видах деятельности с различным содержанием);
г) деятельность может быть одна и та же, но с разным программным содержанием для каждой подгруппы);
д) показ, объяснение или образец для младших может подать старший ребенок;
е) для урегулирования физической нагрузки используются «плямувальни знаки» (фишки, наголовники т.д.) для каждого ребенка определенной возрастной подгруппы;
2. Прилагать усилия для обеспечения оптимальной активности детей каждой возрастной подгруппы и каждого ребенка в частности, чтобы совместная деятельность была не только интересной, но и полезной;
3. Учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей;
4. Стараться избегать игр соревновательного характера.
Итак, правильно организованное общение детей между собой оказывает большое влияние на их психическое развитие. Отношения старших детей с младшими способствуют формированию товарищеских взаимоотношений, взаимопомощи. Общение детей - важный фактор развития речи, мышления и т.д..
Большое значение для обучения и воспитания детей в разновозрастной группе имеет организация развивающего предметной среды.Такая среда должна быть организована на базе традиционной детской деятельности - игры, рисование, лепка, конструирование. Оно охватывает оснащение для самостоятельной познавательной активности и физических упражнений. Реализация задач программы осуществляется на основе личностно-ориентированной модели организации педагогического процесса. По этой модели уменьшается доля специально организованного обучения на занятиях, внимание сосредоточивается на поддержке индивидуальной активности ребенка и предоставлении права собственного выбора деятельности для выявления интересов, склонностей и возможностей каждого.

 Формы организации обучения в разновозрастной группе детского сада

Создавая развивающее предметную среду, воспитатель должен не только предоставлять возможности детям разного возраста для общения, но и так его организовать, чтобы каждый ребенок, при необходимости, могла найти «уголок уединения», то есть создать условия для сбалансирования общей и индивидуальной деятельности детей.
Организация обучения в разновозрастной группе детского сада осуществляется на занятиях и в процессе игр. Так что занятия и игра являются формами организации обучения в разновозрастных группах дошкольного учреждения.
При проведении учебных занятий следует ориентироваться на такие принципы комплектования подгрупп:
- По желанию или интересами детей (относительно того или иного вида деятельности, материала);
- По законам психологической совместимости (не разрушать природные группировки детей, а участвовать в них);
- По принципу педагогической целесообразности (с учетом компетентности ребенка в сферах жизнедеятельности).
Учебный процесс в разновозрастных группах осуществляется на основании единой для всех дошкольных учреждений программы.Используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации обучения.
Рациональной формой организации обучения в группе, укомплектованной детьми, близкими по возрасту, есть занятия по одному разделу программы с дифференциацией учебных заданий для каждой возрастной подгруппы. Общие задачи решаются в процессе фронтального обучения, а те, которые касаются детей определенного возраста - на занятиях по возрастной подгруппой. Взаимосвязь двух типов занятий обеспечивается способами их организации. Например, первую половину занятия воспитатель работает с одной подгруппой, затем привлекает остальных детей и решает общие для всех задачи или наоборот, занятия начинается со всей группой, потом малыши играют, а старшие продолжают занятия с педагогом.
В группах, укомплектованных детьми контрастного возраста (2 и 4 года, 3 и 5 лет), одной из форм организационного обучения являются занятия с возрастной подгруппой, когда есть возможность полнее учитывать индивидуальные особенности детей. Сокращается количество организационных ситуаций, благодаря чему повышается смысловая плотность занятия. Допустимым является сокращение продолжительности занятий в подгруппах по сравнению с фронтальными. Однако организация обучения по возрастным подгруппам может быть эффективной только при условии участия в нем помощника воспитателя и четкого распределения обязанностей между ним и педагогом.
Сложность организации обучения по возрастным группам определяется тем, что педагог должен четко представлять цель и методику проведения занятий для каждой подгруппы, а также подготовить необходимый для каждого занятия набор дидактического материала.Однако, если некоторые разделы требуют большого количества дидактического материала или его не хватает для всех детей, целесообразнее, чтобы дни проведения таких занятий не совпадали. Еще одна возможность уменьшить нагрузку на педагога - скоординировать планы занятий. Например, в подгруппе детей 3 и 5 лет занятия для меньших можно спланировать так: первая часть - перевод украинской народной сказки «Рукавичка» с использованием настольного театра (развитие речи), вторая часть - дидактические игры «Какие животные прятались в перчатку? »,« Кто из них как кричит? »(Произнесение звука [а] в звукоподражаниях гав-гав и ква ква. Со старшими дошкольниками занятия следует построить также на основе перевода, скажем, народной сказки« Лиса и рак ». Цель - учить пересказывать последовательно и выразительно. Детям предлагается проблемное задание« Какими словами можно рассказать о рака? »Потом - детская игра« Эхо »(правильное произношение звуков [с] и [с]).
Так что можно координировать тематику, учебный материал, типы задач. Однако следует понимать, что возможности координации занятий с подгруппами ограничены, поскольку в контрастных группах имеет место большой диапазон возрастных различий. Это влияет на типы задач, их продолжительность и количество. Одновременно, даже у детей 2-4 и 3 - 5 лет есть общие интересы, типы деятельности, игры. Поэтому занятия, в которых могут принимать участие дети всех возрастных групп, можно организовать в форме совместной игры, развлечений и за счет этого сократить количество обязательных занятий. В этом случае нецелесообразно проводить более двух занятий по каждой возрастной подгруппе.
Дидактическая игра как форма организации обучения приобретает особое значение для повышения эффективности педагогического процесса в условиях разновозрастной группы. Она делает возможным использование факторов самообучения и взаимообучения. На первых этапах организации игры детей учит взрослый. Позже каждый ребенок получает задание научить этой игры своего приятеля.
Малышам доступны все виды игр, включая сюжетно-дидактические; если старшие дошкольники в играх строят развернутые высказывания, младшие могут ограничиться однословными. Опыт участия в совместных играх для них не является бесполезным.Желательно сотрудничество старших с младшими в вечерах загадок. Старшим доступны сложные загадки, чем малышам. Наблюдение и посильное участие в этой деятельности создают благоприятную почву для дальнейшего развития всех детей.
Опыт показывает, что целесообразна организация совместных игр еженедельно, в помещении во второй половине дня, на прогулке дает ожидаемые результаты.
Сложность планирования работы в разновозрастной группе проявляется в том, что воспитатель должен всегда учитывать возраст детей разных подгрупп и привлекать к работе с детьми детей старше подгрупп, обращая особое внимание на индивидуальную работу в течение дня.


Итак, если педагог сумеет правильно установить отношения между детьми, организовать занятия и различные виды деятельности в разновозрастной группе, дошкольникам будет интереснее, чем среди сверстников. Главное, чтобы каждый член детской группы чувствовал себя на своем месте и понимал, что его любят, уважают, без него будут скучать, а он будет скучать без друзей.