Организация труда детей на участке детского сада

Весна - прекрасное время года, что дарит нам прекрасную возможность приобщить детей к труду в природе, расширить их естественные знания, научить видеть красоту окружающего мира, любить и беречь его. Весной можно осуществить с дошкольниками много интересной и полезной работы на участке детского сада. При надлежащей организации такая работа не только служить источником положительных эмоций у детей, но и будет способствовать их интеллектуальному, духовному и физическому развитию.

Весенние месяцы - оптимальное время для посадки растений. Эта работа обычно вызывает большой интерес у детей. Поэтому, воспитателям следует обязательно включать в нее своих воспитанников. При посадке растений на огороде или в цветнике, а затем ухода за ними у детей формируется система знаний о растительном мире, в частности:

• о его закономерности и разнообразие:
• о стадиях развития растений и их строение;
• о сезонных изменениях в природе.

Дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, в частности, между условиями роста и интенсивностью развития растений. Дошкольники на практике усваивают знания о зависимости состояния всего живого от удовлетворения его потребностей, узнают о роли человека в природе. Поняв эти связи, дети более сознательно относиться к природе.

Весной природа стремительно возрождается после длительного зимнего сна. Созерцание динамических изменений в природе способствует развитию у детей таких важных качеств, как наблюдательность, сообразительность, любознательность.

Во время работы в цветнике, саду или на огороде у дошкольников формируются практические навыки ухода за растениями, а также развиваются важные интеллектуальные умения. В частности, дети учатся:

* Планировать работу;
* Подбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения определенных действий;
* Распределять во времени отдельные этапы работы;
* Распределять    функции    и    орудия труда между участниками процесса; 
* адекватно оценивать результаты работы и т.п..

Благодаря коллективной работе, которая предусматривает взаимопомощи, у дошкольников формируются также коммуникативные навыки.

Весенней порой растения быстро развиваются - с семян появляются побеги, подрастает рассада, на ветвях кустов и деревьев набухнут почки, распускаются первые листочки и цветки. Дети могут быстро увидеть результат своего труда на огороде или в саду. Они чувствуют значимость приложенных усилий и, как следствие, становятся более активными и самостоятельными.

Труд в природе полезна и для физического развития детей, ведь она требует пребывания на воздухе, способствует укреплению нервной системы, предусматривает изменение видов деятельности, а следовательно - выполнение и отработки различных движений и т.д..

Планируя труд детей в природе, необходимо учитывать следующие важные моменты:

• характер труда;
• продолжительность и объем работы;
• способы привлечения детей к труду и организации их взаимодействия;
• методы и приемы воспитания.

Труд детей в цветнике, сада и на огороде должна быть разнообразной, посильной и регулярной. Следует помнить, что только разнообразна по содержанию труд вызывает у детей живой интерес и желание присоединиться к ней.

Задачи необходимо усложнять постепенно. Физические усилия, приложенные детьми для их выполнения, не должны вызывать переутомление. Иначе у детей возникнет негативное отношение к трудовым задач. Продолжительность работы зависит от ее характера и возраста детей. Она может быть такой:

• в младшей группе - 5 - 7 минут;
• в средней группе - 10-15 минут с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда;
* В в старшей группе - 15 - 25 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Орудия труда должны быть безопасны и соответствовать возрастным особенностям детей. Не стоит использовать игрушечный инвентарь - им тяжело и неудобно работать.

Содержание труда в природе весной детей младшего дошкольного возраста

(Младшая и средняя группы):

* Высадки рассады в открытый грунт
* Занял овощных культур
* Высадки лука и чеснока
* Занял цветов
* Снятие защитных кровель из растений после зимы
* Полив деревьев, кустов и рассады

Содержание труда в природе весной детей старшего дошкольного возраста

(Старшая группа):

* Уборка участка
* Подготовка почвы к посадке и посеву - перекопку, рыхление
* Уход за растениями - прополка, окучивание,
* Разряжения, мульчирование
* Занял цветов и овощных культур
* Посадки картофеля, лука и чеснока
* Высадки рассады в открытый грунт
* Высадки комнатных растений в открытый грунт
* Высадки деревьев и кустарников
* Полив деревьев, кустов и рассады
* Снятие защитных кровель из растений после зимы

 Воспитатель должен регулярно привлекать к труду в природе каждого ребенка, а также рационально распределять задачи между группами детей. Трудовые задания целесообразно сочетать с разными интересными приемами образовательной работы.

Так, в работе с детьми как младшего, так и старшего дошкольного возраста целесообразно использовать тематические загадки, пословицы, поговорки и игры - «Найди по описанию», «Угадай, не ошибись», «Сливки и корешки» и другие.

Чрезвычайно эффективным является сочетание наблюдений за развитием растений с чтением художественных произведений соответствующей тематики - стихов, сказок и рассказов. Например, посеяв огурцы или высадив в грунт их рассаду (а делать это нужно в конце апреля или в начале мая), стоит обратить внимание детей на особенности этой овощной культуры, а затем прочитать сказку или рассказ о ней. Тематические чтения будут целесообразны и при уходе за растением. Такой подход позволит расширить представления детей о мире растений.

После зимы важно вовремя начать весенние работы на участке детского сада - уборка, вскапывание, рыхление, мульчирование, посев, посадку, питания и т.п.. Ведь от этого зависит будущее состояние цветников, огорода и сада. Рассмотрим, что прежде всего нужно сделать весенней поры и до чего можно привлечь дошкольников.

Весна - время большой уборки территории дошкольного учреждения. Старые листья, сухие растения, остатки покровного материала, другое садовый мусор убирают уже после окончания заморозков. Во время уборки на участках следует вырвать с корнем молодые сорняки, пока они не окрепли и не зацвели. Эту работу можно выполнять совместно с дошкольниками.

В конце марта и в начале апреля, когда земля оттаяла, закладывают компост. Компостную яму устраивают на ровном месте, защищенном от осадков. В компостную яму сбрасывают остатки растений, которыми были покрыты на зиму кусты и деревья. Со временем компост станет прекрасным удобрением для растений и защитой от вредителей. Отходы, собранные в компостной яме, заливают небольшими дозами воды через незначительные промежутки времени. На поверхности компостной ямы можно посадить кабачки, патиссоны, тыквы, развития настурцию. Эти растения ускоряют вызревание компоста и маскируют неприглядную снаружи участок.

Отметим, что ранней весной подкормка, а также мульчирование нуждаются прежде многолетние растения, кустарники и деревья, которые цветут позже весной или в начале лета.

С наступлением весны начинаются посевные и посадочные работы. Так, уже в середине марта нужно вместе с детьми посеять в специальных емкостях рассаду различных овощей - лука, перца, баклажанов, салата, базилика, различных сортов капусты (краснокочанной, савойской, брокколи, цветной, кольраби). В конце месяца сеют рассаду помидоров и капусты позднеспелых сортов. Помните, что емкости с первыми ступенями нужно вынести в прохладное помещение, которое является условием дальнейшего правильного развития растений.

В середине апреля появляются ранние всходы моркови, петрушки, шпината, салата, укропа, высеянных в преддверии зимы. Землю на грядках, где они растут, необходимо разрыхлить. Ее нужно освободить от защитного покрытия - сухих веток и листьев. Обычно детям нравится такая работа.

В апреле высаживают в грунт рассаду многих растений. Выполнять эту работу следует вместе с детьми. Покажите малышам, которым хрупкими являются молодые растеньица, появившиеся с семян в теплом помещении группы. Подчеркните, что они требуют пристального внимания и заботы. В частности, прежде чем высадить рассаду в открытый грунт, ее следует приучить к новому температурному режиму. Для этого за 7 - 10 дней до высадки ограничивают полив и постепенно увеличивают время проветривания. Высаживают рассаду в грунт в пасмурные дни - на солнце она может засохнуть.

Дети старшего дошкольного возраста с особым интересом и усердием работают на огороде. Воспитатель правильно организовать совместную работу детей. Целесообразно такое распределение обязанностей:

• первая группа детей доставляет на коляске емкости с рассадой и располагает их как можно ближе к месту посадки, чтобы другим детям было удобно брать растения;
• вторая группа намечает строки или делает лунки
• третья группа взрывает и поливает растения.

На глазах у детей участок земли превращается в зеленый ковер. Дети получают истинное наслаждение, созерцая результат своих усилий. Когда работа закончена, воспитатель объективно оценить труд дошкольников и, независимо от течения работы, обязательно похвалить их за усердие и аккуратность.

Важно, чтобы во время работы в природе дети не только приобретали практические навыки, но и получали знания. Воспитатель должен объяснять причину или цель каждой выполняемой действия, например:

• рассаду «переселяют» в почву в пасмурные дни, а если погода солнечная, то утром или вечером, иначе, сразу попав на яркое солнышко, растеньица засохнут;
• за несколько часов до посадки рассаду обильно поливают, чтобы комочки земли крепко держались у корешка;
• полив посаженное растение, влажное место засыпают сухой землей, чтобы предотвратить испарение.

Работа на огороде - прекрасная возможность закрепить умение детей различать и правильно называть растения.

Детей старшего дошкольного возраста целесообразно ознакомить со строением растений, в частности их корневой системой, а также влиянием погодных условий на состояние растений.

Работая на огороде с дошкольниками, воспитателю следует активно общаться с ними - вместе внимательно рассматривать растения, определять их свойства (цвет, размер, форму), общие и отличительные черты, вспоминать ход развития той или другой растения и т.п..

Интересной формой организации труда в природе с дошкольниками является эксперимент. Существует немало простых и одновременно увлекательных способов его проведения. Например, можно посеять на двух соседних грядках горох. Засевая первую грядку, использовать горох, а засевая вторую - его сухие семена. Затем необходимо понаблюдать вместе с детьми, на которой грядке горох сойдет быстрее, и помочь им понять, почему так произошло. Вместо гороха можно посадить обычные  клубни картофеля.

Отметим, что картофель - желанный овощ на детском огороде. Усаживая ее или ухаживая за ней, можно найти немало идей для занятий с детьми. В конце марта или в начале апреля картофель переносят из подвала в помещение с повышенной температурой и влажностью, чтобы ускорить развитие ростков. Отбирают картофелины, которые различаются цветом (белые, желтые, розовые, красные, темно-фиолетовые) и форме (круглые, овальные, плоские, удлиненные), и рассматривают их вместе с детьми. Определяя признаки этих овощей дети смогут закрепить умение различать цвета и формы предметов. Стоит понаблюдать, как у картофеля появляются ростки. Обратить внимание детей на то, что цвет и размер ростков соответствуют цвету и размера картофелины, па которых они появились. Отметим, что клубни картофеля готовы к посадке в конце апреля или в начале мая.

В мае время сажать тыквы. Их можно посеять не только на огороде, но и вдоль ограды и между площадками на территории дошкольного учреждения. Декоративные сорта тыкв уместны вблизи опор или веранды. Когда тыквы разрастутся, они не только украсят территорию, но и создадут тень.

Предложенные методы работы с дошкольниками сделают их труд на огороде интересной и эмоционально насыщенной.

С наступлением первых теплых дней начинают работу в цветнике - разрыхляют и обновляют почву, выпалывают сорняки, добавляют удобрения, обрезают прошлогодние стебли многолетних растений (флоксов, хризантем, астр и т.д.). Отметим, что питание растений взрослые проводят без участия детей.

В марте и в начале апреля сеют рассаду цветов, а также высаживают в грунт луковицы растений, которые цветут летом, - декоративного лука, лилий и т.д.. В торговой сети представлен широкий ассортимент семян цветов. Однако не стоит пытаться посеять как можно больше их видов и сортов. Планируя детский цветник, следует руководствоваться здравым смыслом и чувством меры. Ведь при условии творческого подхода к планированию цветников территорию можно украсить и одним видом цветов.

Хорошо спланированные цветники придают территории детского сада привлекательности и даже очарования. Творчески и вдумчиво подобранные декоративные растения служить богатым материалом для занятий с детьми в природе.

Обычно цветники располагают возле центрального входа или На открытом солнечном месте. Однако их можно разбивать на любой | которой свободном участке территории дошкольного учреждения. Цветники могут иметь самые разнообразные формы:

- Геометрическую - квадратную, овальную, круглую, прямоугольную, треугольную;
- Произвольное - в виде бабочки, машинки и т.п.. Наиболее удобным в условиях детского сада является цветник в виде узкой (шириной 2-3 метра) полосы вдоль забора или дорожки. У такого цветника дети смогут удобно разместиться во время работы - посева, высадки рассады, рыхления, прополки, полива.

Определившись с расположением и формой цветника, начинают готовить почву к посеву и посадке цветов. Эту работу можно выполнять вместе с детьми. Необходимо очертить границы цветника, помочь детям вскопать землю и выбрать сорняки. Важно следить, чтобы дети работали аккуратно. В частности, посоветовать им не бросать сорняки рядом с цветником, а сразу составлять в ведро.

Перед посевом цветов высадкой рассады выравнивают поверхность цветника и проводят борозды или делают лунки. Раздают детям семена цветов или стаканчики с рассадой и объясняют, каким образом следует сажать растения - строками или группами.

В центре или на заднем плане цветника (если он прилегает к стене или забору) сажают высокие растения, в средней части - несколько ниже, а у края - низкорослые. Детям обязательно нужно объяснить причину такого расположения цветов - рассказать о животворной силе солнца и его значение для развития растений, показать, что в случае ярусного расположения высокие растения не заслоняют солнца своим соседям, и все получают достаточно света и тепла для жизни и развития.

Если почва влажная, поливать цветник не надо. Иначе следует предложить детям полить его с воронок, имеющих мелкие ситечка. Следовательно попросить детей разрыхлить землю, чтобы помочь молодым побегам пробиться. Далее следует поставить флажки, чтобы не забыть, где что посажено.

В зависимости от погоды нежные ростки однолетних цветов появятся в течение одной-двух недель. Уход за цветником заключаться в своевременном прополке, поливе и разрыхлении. Это дело может показаться дошкольникам скучной и однообразной. Поэтому, привлекая ребенка к такой работе, важно поддерживать ее интерес к земледелию в целом. Детям можно предложить немало сказочных сценариев выполнения трудовых задач, в частности:

* Спасти цветочек от жажды, напоив ее водичкой в ??жару;
* Освободить цветочки от злых захватчиков - сорняков;
* Подготовить для растений мягкую постель - рыхлую землю, чтобы отдохнув, они смогли сделать детям ценные подарки - замечательные цветочки.

Малышам будет интереснее работать, если в цветнике будет «жить», скажем, керамический зайчик или ежик.

Первое прополки, когда еще трудно отличить ростки сорняков от цветов, воспитатель делает самостоятельно. Если растения высеяны слишком густо, их прореживают.

Наблюдая за своим цветником, дети ознакомятся с различными формами жизни цветов. Подсолнечник стоит уверенно, не сгибаясь под ветром и ливнем. Настурция разбрасывает свою пышную зелень, отвоевывая все больше места под солнцем. Винтовые панычи крепко цепляются тонкими побегами любой сопротивления. Еще вчера они обильно цвели, а сегодня не открыли ни бутона. Что же произошло? Стоит объяснить детям, что есть растения, которые реагируют на изменение погоды - когда пасмурно и идет дождь, они сворачивают свои цветки. Дошкольникам будет интересно узнать о цветах, которые реагируют на движение солнца или распускаются, когда оно садится. Такие разные, цветы одинаково нуждаются влаги, солнца и удобрений. А также заботы дошкольника-цветовода.

Воспитателю можно спланировать проведение нескольких занятий по художественному творчеству на воздухе и вместе с детьми украшая края цветника камнями, фрагментами керамики, или соорудив вокруг него невысокий плетень.

Сад - волшебное место для детей, где они познают жизнь растений, проводят первые научные опыты и приобщаются к тайнам природы. Игра, исследование, отдых или работа в саду - это первые наглядные занятия дошкольников в природе, которые способствуют развитию сенсорных ощущений, интеллекта, эмоциональной сферы, а также воспитанию бережного отношения к окружающей среде.

В начале марта в саду дошкольного учреждения необходимо провести санитарную обрезку деревьев и кустарников. Закончить ее следует до начала активной вегетации растений.

Если деревья и кусты за зиму сильно подмерзли, спешить с обрезкой не стоит. Подождите, пока начнут развиваться почки. Тогда будет видно, какие же ветви вымерзли, их нужно полностью вырезать. Эту работу выполняет дворник. А вот собрать вырезанные сухие ветки и отнести их на помойку могут дети вместе с воспитателем. Места среза ветвей необходимо замазать садовым варом. Целесообразно одеть на стволы деревьев ловчие пояса от вредителей.

Почву вокруг стволов, которая была заделана с осени для защиты корней плодовых деревьев, расчищают, перекапывают, разрыхляют и систематически освобождают от сорняков. Чтобы защитить стволы деревьев и кустов от солнечных ожогов, в марте необходимо побелить их раствором извести.

Молодые деревца и кусты, посаженные дошкольниками совместно со взрослыми осенью, нуждаются в подпитке. В условиях детского сада для этого используют органические удобрения.

Ежегодно весной во многих дошкольных учреждениях сажают новые деревья и кусты вместо тех, что вымерзли, сломались от снега и льда. Однако не все дошкольные заведения могут приобрести саженцы. В таком случае следует использовать посадочный материал, который дети вырастили зимой из веточек.

Под деревьями можно посеять травы и цветы, которые легко переносят тень и сухость, - барвинок, герань, ландыш, медуница, зверобой, многолетние фиалки т.п.. Эти растения отличаются насыщенной цветовой гаммой и длительным временем цветения, который будет служить украшением сада и источником радости для детей.

Очень важно с раннего возраста воспитывать у детей культуру труда. Вскапывая землю, поливая растения или посыпая дорожки песком, дети должны действовать аккуратно, следить, чтобы одежда не загрязнялся, а участок, где они работают, оставалась опрятной. Если ребенок загрязнился или перед ним предстали трудности в выполнении какого-то задания, он начинает переживать из-за своей неуклюжести или неумелости, что может привести к нежелательным последствиям. Так, ребенок, которого постигла неудача, пытаться избегать работы, а это оказывает негативное влияние на воспитание трудолюбия.

Чтобы предотвратить такие случаи, воспитатель заранее предупреждает детей о возможных ошибках в действиях, их нежелательные последствия и способы их предотвращения. Прежде чем начать работу, нужно проверить, надели ли дети рабочую одежду - передники, перчатки и т.д.. Когда дети набирают воду в ведра, стоит напомнить, до какого уровня можно наливать ее, чтобы не расплескать на пути к городу или цветника. Следует заранее подготовить все, что может понадобиться для уборки, - совок, веник, тряпку, полотенце для вытирания рук и т.п.. Если ребенок по неосторожности допустит ошибки во время работы, нужные вещи для ее исправления должны быть под рукой.

Управляя работы, воспитатель приучает детей работать тщательно, спокойно, не отвлекаясь. Это будет способствовать воспитанию у них аккуратности и выработке умения следить за собой. И главное - у детей развиваться склонность к трудовых усилий.