Организация самостоятельной игровой деятельности детей

Срок руководство игрой, что толкуется как совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями, используется в единстве со сроком формирования. Основная цель педагога - постепенно управлять процессом формирования самостоятельной игры каждого ребенка и коллектива в целом.

Для развития игры как самостоятельной деятельности, начиная с ее первых этапов, важно формировать умение принимать от взрослого игровые задания, потом ставить и самому решать их с поэтапным усложнением содержания и способов. Для усвоения приобретенных игровых способов, игровых умений важно, чтобы ребенок не только самостоятельно повторяла этот способ в адекватных условиях, но и по-разному применяли его в различных проблемных ситуациях. Так постепенно дети приобретают нового игрового опыта. Чем больше игровых умений у детей, тем богаче их опыт, а значит, и выше уровень развития игры.

Овладев с помощью взрослых основными способами действий, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в различных измененных условиях. Для этого нужно, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал для занятий, чтобы дети не мешали друг другу.

С дидактическими книгами или игрушками (пирамидами, вкладышами) дети играют самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя. Так закрепляются их знания, полученные на занятиях, и формируются умения самостоятельного пользования дидактическими игрушками.

После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают игрушки.

Обеспечение игровым материалом - важное, но не единственное условие, побуждающее дошкольника к самостоятельной игре.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым воспитанником. Такое общение, независимо от приемов его обеспечения, должен быть равноправным доброжелательным сотрудничеством взрослого с детьми. Оно должно направить их на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действий с предметами, усвоенных на занятиях и в совместной деятельности со взрослыми. Педагог должен одобрять проявления активности, инициативы детей.

Обращаясь к одному ребенку или к группе детей, воспитатель говорит тихо, чтобы не отвлекать других от занятий. Дети раннего возраста не воспринимают обращения, адресованного коллектива, им еще не поняла монотонная, невыразительная речь, они четко подхватывают веселые интонации в голосе.

Опытный воспитатель внимательно наблюдает за детьми, играют. Он может ходить, стоять, сидеть, но всегда занимать такую ??позицию, чтобы, обращаясь к одному ребенку, не упускать из поля зрения других. К каждому воспитаннику во время игры можно подойти 3-5 раз: поиграть в «прятки», поговорить, например, о поездке в сад или из садика и т.д. ...

Организуя деятельность детей, педагог особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними.

Он показывает, как можно вместе играть в разные игры, как вдвоем просматривать рисунки, учит согласовывать свои действия с другими. Так, сначала он сам катит мяч ребенку, потом предлагает эту игру двум детям, организует совместную дидактическую игру с пирамидой, в которой дети надевают кольца на один стержень поочередно, или привлекает воспитанников К совместной сборки большого дома и т.д..

У детей воспитывается внимательность к сверстникам, умения учитывать интересы других, т.е. возникает потребность в общении и в совместных играх. Воспитатель общается с детьми ровно, спокойно, терпеливо. Недопустимы выкрики, раздраженная громкий разговор, постоянные замечания. Речь воспитателя является не только образцом для подражания. От того, как он обращается к детям, зависит его педагогический успех.

Существует хорошее правило: во время занятий не отвлекать воспитателя и детей. Оно касается и проведения игры, во время которой недопустимы разговоры воспитателя на посторонние темы с помощником или другими работниками.


Планирование и руководство игрой дошкольников

Работа по планированию и руководство игрой детей направлены на формирование все более сложной самостоятельной игры детей с сюжетно-образными игрушками. Это необходимое условие для организации педагогического процесса. Мастерство воспитателя во многом зависит от его педагогической интуиции.

Планируется система педагогических мероприятий, а не сюжетная линия игры, поскольку такое планирование ограничивает действия детей, тормозит развитие их самостоятельности и инициативности.

Представления и знания детей о жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование игры и ход ее сюжета.

Расширение знаний детей предусматривается на занятиях, во время специальных наблюдений. Полученные знания и впечатления в дальнейшем учитываются в планировании воспитательной работы и руководства игрой в целом.

Для усложнения способов и средств решения игровых задач в календарном плане работы целесообразно выделить:

- Изменения игрового материала;

- Обучающие игры (совместные игры воспитателя с отдельными детьми или с небольшой группой);

- Приемы, активизирующие самостоятельную игру.

Воспитатель может планировать не все, а лишь отдельные позиции руководства игрой, своевременно вносить коррективы в предполагаемую деятельность, ориентируясь на интересы воспитанников.


Педагогика дидактической игры

Одним из главных видов деятельности, в которых максимально решаются задачи воспитания детей дошкольного возраста, является игра. Как приоритетная деятельность ребенка, она развивается по своим законам. В зависимости от того, насколько изучены закономерности игровой деятельности, удается в большей или меньшей степени применять ее в педагогическом процессе дошкольных учреждений разного типа для обучения воспитанников.

Развитие педагогических систем дошкольного образования в разных странах в значительной мере обусловлен учебными задачами, которые решала каждая из них. В зависимости от этого педагогика игры в своем развитии получила определенных направлений. В любой образовательной системе учебные задачи каждого вида дидактической игры четко определялись, благодаря чему они постоянно развивались, способствуя обучению детей языку, счета и т.п..

Можно проследить, как игра, выполняя учебные задания, одновременно выступала содержанию, форме, или методом учебной работы с детьми в разных возрастных группах.

В педагогической системе Ф.Фребеля, первым квалифицировал игру как педагогическое явление, ее содержание дидактизовано, следовательно, она выполняла задачи, возлагаемые на обучение. С ее помощью формировались представления о форме, величине, цвет, дети овладевали обследовательские движениями т.п..

В педагогической системе О.Декроли декабря также использовали в основном как обучающее средство с четко очерченными дидактическими и развивающими задачами.

Благодаря развитию педагогики игры разрабатывается учебная направленность каждого ее вида, прежде всего игры дидактической.

Обучение в форме дидактических игр со времени введения обучения как вида деятельности детей дошкольного возраста опирается на одну из закономерностей игровой деятельности ребенка - на ее стремление входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, обусловленными содержанием игровой ситуации. На основании этого в педагогике дошкольного разработан игры, основанные на игровых действиях в игровых ситуациях, при этом и в игровые действия, и в игровую ситуацию вводятся дидактические задачи.

Дидактическая игра является многоплановым, полифункциональным, довольно сложным педагогическим явлением. Она одновременно выступает игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой их обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Исследование педагогических технологий использования дидактических игр в детском дошкольном учреждении различного типа га в группах детей разного возраста осуществляли Н.Аксарина, Л.Артемова, А.Бон-Даренка, Г.Григоренко, В.Дрязгунова, Р.Лехтман-Абрамович, Т.Лямина , А.Сорокина, Е.Тихеева, М.Щелованов и др..