Охрана жизни и здоровья детей

Охрана жизни и здоровья  детей - общая цель детского сада и семьи
Во времена экономических трудностей, сложных жизненных реалий важной остается проблема профилактической работы по выработке навыков безопасной жизнедеятельности.
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖД) - наука, изучающая проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде. Существует необходимость, начиная с дошкольного возраста, учить детей сознательно относиться к своему здоровью, вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Возникает необходимость создания комплексной системы работы с ОБЖД с кадрами дошкольного учреждения, родителями, детьми и обществом.
Сегодня проблема безопасности рассматривается как базисная потребность человека, на что сделан акцент в Концепции ООН об устойчивом человеческом развитии. Целью этой Концепции является создание условий для сбалансированного безопасного существования каждого отдельного человека как высшей ценности общества.
Украина также присоединилась к этим процессам. Основные принципы такой позиции нашли отражение в главном законе государства - Конституции Украины (1996), где провозглашены вопросы безопасности жизни и деятельности человека и безопасности государства, а именно:
Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность определяются в Украине наивысшей социальной ценностью.
Безопасность человека - понятие, по объему, по содержанию выходит за пределы властных структур, оно касается сущности жизни, национальной и личного достоинства.
Безопасность - это сбалансированное состояние человека, социума, государства, окружающей среды, систем различного уровня сложности (социальных, природных, техногенных, экономических и др.)..
Сложность жизненных ситуаций требует воспитания у человека установки на собственной безопасности уже с раннего детства и применения ее в течение всей жизни.
Определить правильно или не правильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Ведь открытый конфликт ребенка с взрослыми или ровесниками в некоторых случаях можно оценить положительно как попытка отстоять себя, отстоять право на свое мнение, на поступок. Но есть общепризнанные нормы поведения, при несоблюдении которых для человека последуют нежелательные результаты. Такие нормы безопасности жизнедеятельности и взрослых, и лично детей. 
Но какая - либо общепризнанная норма должна быть осмыслена, воспринята ребенком, только тогда она станет регулятором ее поведения.
Наша с вами задача, уважаемые родители, сформировать у детей навыки правильного поведения в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействия с опасными животными и предметами, ядовитыми растениями, способствовать становлению в них основ экологической культуры и здорового образа жизни.
Так, ребенок не должен бояться людей, но, общаясь с незнакомыми, ей необходимо понимать, что именно может быть опасным в
общении с другими людьми, распределять людей по признаку родства-родные, знакомые, чужие.
Родители должны рассказывать своим детям об опасности общения с чужими людьми, целесообразно провести беседу о расхождении приятной внешности и недобрых намерений.
В отношениях «Ребенок и природа» родителям целесообразно отмечать экологической безопасности человека, а чтобы улучшить ее, человек должен бережно и ответственно относиться к природе, но при этом обязательно объяснять и опасности, связанные с некоторыми растениями, или возникают при контактах с животными, при использовании воды из традиционных источников питьевой воды.Ухудшение экологической ситуации представляет значительную угрозу здоровью ребенка, поэтому необходимо объяснить, что выполнение привычных требований взрослых («не пей НЕ кипяченую воду», «мой руки перед едой», «мой овощи и фрукты перед употреблением») в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.
Особая ситуация риска, когда ребенок остается дома одна. Чтобы предотвратить беду, ребенка нужно готовить к этому. Она должна усвоить группу предметов, которыми ей категорически запрещается пользоваться: спички, газовые плиты, печь, электроприборы и розетки.С детьми нужно изучить правила поведения в экстремальных ситуациях, научить пользоваться телефоном.
В дошкольных учреждениях Украины введена программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Цель этой программы именно та, о чем говорилось выше.
Образовательно - воспитательная работа в дошкольном учреждении проводится по следующим направлениям:
-     жизнь среди людей в природной и предметной среде;
-     правила поведения с огнем;
-     безопасные и опасные улицы и дороги;
-     воспитание умения оказывать себе и другим помощь в случае необходимости.
Но дошкольное учреждение без помощи родителей не сможет сформировать у детей навыки безопасной жизнедеятельности так, чтобы они были доведены до автоматизма и стали барьером от беды и неприятностей.
Формирование у ребенка дошкольного возраста сознательной безопасного поведения в окружающей среде базируется на положительных примерах в поведении взрослых. Родители должны понять, что нельзя требовать от ребенка выполнения любого правила, если взрослые сами не всегда им руководствуются.

Несовпадения требований к ребенку со стороны родителей дома и воспитателей в дошкольном учреждении могут вызвать у ребенка чувство обиды, смущения и даже агрессии.
Только при условии тесной связи с семьей можно достичь желаемых результатов в обучении детей правилам безопасности.Малые дома становятся свидетелями того, как родители довольно часто пренебрегают простыми правилами безопасности, оставляя без присмотра электронагревательные приборы, телевизоры, пользуются открытым огнем на чердаках, в кладовых и прочее. Это разумеется, не на пользу делу. Взрослые не задумываются над тем, что
ребенок подражает их действия. Подражание, как известно, одна из особенностей детской психики, характерная черта дошкольника и вместе с тем своеобразный способ усвоения. Из-за отсутствия жизненного опыта дети подражают правильные и негативные действия и поступки старших, а потому эту особенность следует учесть в воспитательной работе. Взрослые должны заботиться о том, чтобы перед детьми всегда был положительный пример людей, которые их окружают.
Итак, уважаемые родители, от нас с вами зависит здоровье и безопасность жизни наших детей, их комфортное пребывание в окружающей среде.