Обучение грамоте в форме игры

Ли не самой сложной является работа с детьми старшей группы по разделу программы воспитания и обучения «Учимся читать». Воспитатель всегда должен обдумывать, как интереснее рассказать дошкольникам о звуки, слова, предложения, дидактические игры и игровые приемы использовать при обучении грамоте, чтобы получить ожидаемые результаты.
Для того, чтобы облегчить детям распознавания звуков, слов, составление предложений, педагог может использовать составленные им сказки. Например:
«Где-то когда-то, в какой-то сказочной стране, где господствовало царство тишины поселились звуки. Каждый имел свой небольшой домик (демонстрирует рисунок). Звуки не имели значения, содержания, ничего не называли. Долго жили они самостоятельно в своих домиках. И надоело им жизнь и решили они ходить друг к другу в гости. Звуки быстро стали хорошими друзьями и объединили свои домики под одной крышей (демонстрирует рисунок). Так из отдельных звуков образовались слова. В словах бывает 2, 3, 4 и более звуков.Каждое слово что-то значит. Например: зима, снег, снежинка ...
Сначала словам было весело и радостно жить под одной крышей, но это продолжалось недолго. им хотелось о чем-то или о ком-то рассказывать, но отдельные слова сами не могли этого сделать. И тогда они решили построить новый большой дом. Вот такой (показывает рисунок). Так возникло предложение. Когда мы о ком-то или о чем-то говорим, то говорим с помощью предложений. Эту сказку я также рассказала не отдельными словами, а предложениями.
В дальнейшей работе дети «заселяют» схемы-домики звуками, чтобы получить нужные слова, делят слова на слоги, определяют упор, составляют по схемам предложения и т.д..
Воспитатель в своей работе использует нестандартные, интегрированные занятия, которые могут охватывать развитие речи, грамоте, математике. На занятия приглашают родителей, чтобы дать им возможность увидеть успехи детей и показать, какие формы работы с малышами можно использовать дома.

Фантазирование на занятиях по физическому воспитанию как средство развития креативности

Под звуки музыки дети начинают плавно двигаться, переступая ножками в такт мелодии. Детям хочется танцевать, импровизировать, чтобы в движении соединить эмоции, пластика. Подобное состояние бывает обусловлен не только музыкой, но и поэзией, т.е. текстом, сопровождается мелодией. Итак, ища средства интерес детей на занятиях по физической культуре, педагог большое внимание уделяет пластике движений, формированию умений в соответствии с характером музыки или поведения персонажа, учит менять позы и ходу. Он заранее обдумывает роли воспитанников. Например: «Наш поезд едет в густом лесу. Ой, сколько здесь вкусных ягод! Ну-ка, косолапые мишки, вылезает из вагонов »Во время занятия образы меняются. Дети перевоплощаются в зайчиков, лягушек. Таким образом они своеобразно проявляют элементы творчества.
На занятиях воспитатель использует этюды, на которых ребенок должен воспроизвести несколько персонажей с разным характером (например «Щенок и кошка»). Не менее интересными для дошкольников являются игры-упражнения с воображаемыми предметами («Представьте, что вы взяли в руки большой мяч»).
Организация и комплектование разновозрастных групп в детском саду
Специфические условия экономического, демографического и социально-политического развития Украины существенно влияют на ситуацию в системе дошкольного образования. Так, уменьшается количество детей, посещающих дошкольные учреждения, что приводит к уменьшению количества учреждений и к возникновению новых типов дошкольных учреждений или групп.
Итак, разновозрастные группы снова актуально. Несмотря на некоторые проблемы, что создает для воспитанников такая практика, она имеет немало положительного. Работая с детьми разного возраста, педагогам легче разнообразить от унификации образовательную работу и больше внимания уделять индивидуализации воспитательных методик косвенно, через старших детей передавать младшим положительный опыт личных взаимоотношений, информацию о нормах и правилах поведения в коллективе, валеологические навыки; стимулировать механизмы саморазвития, повышения активности детей. Комплектование разновозрастных групп - дело ответственное и требует целенаправленной психологической подготовки воспитателей, их помощников и родителей. Привлечение семьи к сотрудничеству с дошкольным учреждением - обязательное условие, как и ориентировки помощника воспитателя не только на чисто техническую, но и на педагогическую работу. Понятно, что оборудование разновозрастных групп должно быть разнообразным, учитывать интересы и запросы старших и младших детей. Актуальным является повышение психологической компетентности воспитателя. Он научиться внимательно наблюдать за детьми, отмечая различные этапы становления их отношений, анализировать обстоятельства, оценивать индивидуальное развитие детей по общему достижением группы, создавать индивидуализированные программы обучения. Информация о детях, которую воспринимает педагог, не может быть постоянной, поскольку в ней отражена динамика их развития.
Основные принципы комплектования групп в детских садах основываются на учете ряда факторов:
- Возрастные признаки;
- Индивидуальные особенности развития;
- Возрастные и индивидуальные характеристики и родственные отношения.
В практике работы дошкольных учреждений есть и другие подходы к комплектованию групп:
- Statevimi oznakami;
- По интересам детей к определенным видам деятельности;
- Финансовыми возможностями родителей и т.д..
В группах, сформированных как разновозрастные группы, легче осуществлять коллективно ориентированное обучение, однако сложнее разглядеть индивидуальные особенности развития каждого ребенка, построить гибкую систему воспитания и обучения.
В разновозрастных группах, сформированных на основе индивидуальных особенностей развития, объединяются дети от младшего до старшего возраста. В таких группах выше эффективность индивидуальной работы, лучше - психологическая атмосфера, активнее происходит обмен опытом между детьми. Однако, достичь этого можно только по условиям комплектования группы по законам психологической совместимости детей. При высокой наполняемости разновозрастной группы усложняется процесс организации жизни детей (дети должны спать, зато в старших - период активной деятельности). Это требует перестройки работы технического персонала, не всегда представляется возможным. При таких условиях старшие дети иногда становятся опекунами для меньших. Это не приводит к формированию у детей самостоятельности, у старших детей инициирует проявления авторитаризма.
Если в основу комплектования положено возрастные и индивидуальные особенности, то образуются смешанные группы детей с небольшой разницей в возрасте (младше-средняя, ??средне-старшая), а следовательно, не нарушается распорядок дня и ритм работы детского сада. В таких группах, по сравнению с укомплектованными по индивидуальным особенностями развития, количество проблем уменьшается, однако остается актуальным квалифицированное изучение индивидуальных особенностей развития детей до начала посещения ими дошкольного учреждения, во время приема и адаптации детей.
При комплектовании на основе родственных отношений образуются разновозрастные группы, в которых объединяются братья и сестры. В таких группах детям гарантируется чувство защищенности, эмоциональной безопасности при адаптации в дошкольном учреждении и его дальнейшего посещения. Это способствует всестороннему развитию ребенка - умственном, физическом, нравственном и т.д.. Однако здесь могут возникнуть проблемы по воспитанию самостоятельности у младших детей и создание возможностей для деятельности и общения, интересных и для старших детей. Мере опеки детьми младших следует принимать и направлять в соответствии с реальными потребностями и возможностями воспитанников.
Приведенные варианты комплектования групп распространены в современной практике украинского дошкольного. Важными в выборе принципа комплектования являются особенности дошкольного учреждения, района, в котором он расположен, запросы родителей и педагогические взгляды воспитателей.
Следует учитывать указанные проблемы и концентрировать внимание на их предотвращении и преодолении.
Комплектование групп требует от всех работников дошкольного учреждения профессиональной подготовки, личностных качеств, системного подхода к изучению детей, внимательного отношения к планированию работы, приобретение оборудования, игровых и учебных пособий. Первостепенной задачей является совершенствование профессиональной подготовки педагогов, формирование у них умения осуществлять индивидуальный подход к детям. Такой подход предполагает:
- Систематическое изучение каждого воспитанника;
- Подбор эффективных методов и приемов воспитательного воздействия;
- Определение «зоны ближайшего развития» каждого ребенка;
- Проектирование программ индивидуального развития;
- Подбор учебных задач различной степени сложности;
- Изготовление дидактических пособий, учитывающих интересы и возможности каждого ребенка;
- Анализ полученных данных с целью прогнозирования стратегии развития малышей.
Значительно усложняется и функционально изменяется педагогическая тактика воспитателя, который должен стать в разновозрастной группе не техническим работником, няней или уборщицей, а настоящим педагогом. Именно помощник должен поддерживать воспитателя в деле развития детской личности, помогать в подготовке к занятиям, в работе с подгруппами и индивидуальной работе вне занятий. Это требует и специальной подготовки помощников воспитателей. Ее желательно проводить на курсах, организованных при кафедрах дошкольной педагогики высших педагогических учебных заведений по специально разработанным учебно-тематическими планами.

Психолого-педагогические основы организации образовательной работы в разновозрастной группе по идеям Софии Русовой

Ответ на то, как решалась проблема воспитания детей в разновозрастных группах в истории дошкольной педагогики, можно найти в наследии С.Русовой, которая прежде всего определила цель устройства заведений для детей, содержание работы и принципы ее организации. Первые подобные заведения, выполнявших функцию убежища, организовывались при монастырях, благотворительных обществах и учреждениях. Впоследствии появились заведения, организованные педагогами. До сих убежища принимали детей всех возрастов. Уже тогда были сформированы основные принципы работы разновозрастных групп: индивидуальный подход, опека старших над младшими.
Все лучшее из опыта воспитания в таких группах воплотил в своей практике Й.Г.Песталоцци. На основании анализа его трудов, который представлен в произведениях С.Русовой, можно сделать вывод, что учащиеся Й.Г.Песталоцци сформулировали определенные принципы обучения и воспитания маленьких детей, а также попытки их организации («группировки», «сплочения»). Первая попытка заложить научные основы организации детей в детском саду, а также их обучение в соответствии с возрастными особенностями принадлежит Ф.Фребелю.
Конец XIX - первая половина XX в. обозначены в дошкольной педагогике развитием систем О.Декроли, Монтессори. В практике их работы доказано целесообразный содержание, условия и формы организации воспитания и обучения детей разного возраста, их соответствие особенностям развития. Так, в частности, одним из основных принципов Монтессори, как отмечала Русова, был «принцип свободной активности детей и их самодеятельности во всем обучении».
Анализируя работу американского сада - школы-фермы Дьюи, - Русова, замечала, что все воспитание здесь основывалось «на возбуждении у ребенка интереса, любопытства, вызова всех активных сил ребенка». Детский коллектив в саду делился на несколько групп, которым давались различные замечания в соответствии с наклонностями детей, их возможностей и уровня развития ».
В американском образцовом саду при Массачусетском университете для игр, труда и обучения использовались материалы Ф.Фребеля и Монтессори. Здесь детей воспитывали «свободно», для игр и обучения сочетали небольшие кружки не только по возрасту, но и по развитию, наклонностями.
Описывая работу петербургского детского сада, Русова отмечала, что в нем не было одного большого устойчивого коллектива детей.Детские кружки складывались и распадались в соответствии с тем, что захватывало малышей.
«Лучшее поставлены и больше распространены», по выражению С.Русовой, были в то время на западе Европы бельгийские сады. Так, в приведенном Русова плане работы воспитателя одного из бельгийских садов, который демонстрировался в 1912 году на Всемирной выставке в Брюсселе, впервые видим разделение детей на группы, а именно: «младшая группа 3-5 лет, старшая группа 5-7 лет , группа детей 8 лет ».
Поскольку в центре психолого-педагогической концепции С.Русовой находится личность ребенка с его врожденными наклонностями, потребностями, желаниями, способностями, выдающийся педагог выразила советы по организации детей разного возраста в детском саду.Она отмечала, что «сплочения детей не должно проводиться исключительно внешними средствами - по возрасту детей, по намерениям садовницы по задачам труда, а будут кружки детские понемногу складываться согласно отношений детей между собой, их развития и наклонностей. Перегуртування могут возникать иногда в связи с новыми товарищами, с выяснением способностей детей ». Такие группы, по убеждению С.Русовой, задовильнятимуть потребность детей в общении, дружбы и «подготовят к искреннего отношения, гражданства».
Не надо забывать, отмечала Русова, той большой разницы, существующей между ребенком 3-4 лет и ребенком 5-6 лет. «Первым нужны только упорядоченные приема, свободное самовыражения, хорошее физическое воспитание. Старшим этого уже мало, они будут искать способы свою энергию на что-то потратить, чем-то удовлетворить свое любопытство, свои творческие соревнования ».
Интересна архивная информация об организации детей первых детских садах Украины. Так, в 18 71 г. Марией и Софией Линдфорс был открыт сад, который посещали около 20 детей разного возраста. Они воспитывались вместе. В феврале 1911 г. в Киеве на Шулявке был открыт другой народный детский сад, который принял 40 детей в возрасте от 4 до 7 лет. Воспитывались они тоже вместе.
Дальнейшее развитие общественного воспитания в Украине и России показывает, что проблема организации детей разного возраста появилась одновременно с необходимостью создания программ для дошкольных учреждений. На IX Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию (1929) были сделаны первые попытки к введению единой программы и разделения детей в дошкольных учреждениях на возрастные группы. Однако к тому времени идеи и советы Русовой призабылись.
С начала 90-х годов в дошкольном воспитании Украине происходят коренные изменения, направленные на обновление содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы на утверждение принципов гуманизации педагогического процесса. Однако поверхностный подход к учету возраста детей продолжает доминировать.


Время вспомнить пословицу: «Новое - это хорошо забытое старое» и еще раз внимательно проанализировать наследие, оставленное Русова.