Общие закономерности физического и психического развития детей раннего возраста

Первые три года жизни человека ученые выделяют как период раннего детства, что обусловлено существенными качественными и психофизиологическими особенностями ее развития. Для детей этого возраста создаются определенные условия, специфический режим, а содержание и методы воспитания должны быть отличны от тех, что применяются на следующих возрастных этапах.

Ученые, которые изучают особенности развития детей раннего возраста (В.Бехтерев, М.Щелованов, Н.Фигурина, Н.Аксарина, М.Кистякивська, О.Фонарьов, С.Новосьолова, JI.Павлова, О.Пилюгина, Г.Филипова) , пришли к единому, экспериментально доказанного утверждения: характерной особенностью этого периода жизни человека есть быстрые темпы физического и психического развития. Так, за первый год жизни масса тела утраивается, ребенок вырастает в среднем на 25 см. В последующие два года темпы физического развития несколько замедляются, однако по сравнению с другими этапами продолжают оставаться достаточно высокими. С 11-12 месяцев ребенок начинает самостоятельно ходить, произносит 4-10 слов, в два года - 200-300 слов, в три - 1200-1500 слов. Сейчас акселерация развития приводит еще более высокие показатели в момент рождения и в течение периода раннего детства.

Второй особенностью возраста является повышенная чувствительность организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем. Согласно быстрый темп развития осуществляется на достаточно благоприятном фоне - незрелость организма, что повышает его уязвимость и склонность к заболеваниям. Кроме того, дети преддошкольного возраста быстро утомляются, трудно переключаются с одного вида деятельности на другой, отличаются повышенной возбудимостью. Именно поэтому следует быть особенно внимательными в «эксплуатации» многих возможностей раннего возраста, особенно при использовании недостаточно проверенных методов и приемов стимулирования развития.

Следующей особенностью развития детей раннего возраста является тесная взаимосвязь и взаимозависимость физического и психического развития. Недостатки в двигательной сфере наблюдаются на уровне умственного развития ребенка, общая слабость организма (некачественное питание, незагартованисть) приводит к снижению умственной активности; игнорирование в развитии мелкой моторики пальцев рук тормозит развитие речи. Развитие движений ползания, прямохождение важны не только для физического, но и для общего развития ребенка.

В период раннего детства происходят становление и развитие всех психических процессов - восприятия, памяти, наглядно-действенного мышления, воображения, что вербализуются и опосредуются речью и приобретают произвольного характера. Они обеспечивают ребенку познания мира (окружающих предметов, их формы, цвета, величины), позволяют устанавливать причинно-следственные связи между предметами и действиями, между явлениями, сравнивать, обобщать, формулировать элементарные умозаключения.

Важным достижением раннего возраста является овладение ребенком речью. Через зовет, гуление, лепет течение первого года жизни младенец приходит к произнесению первых осознанных слов. Значительно раньше начинает понимать обращенную к нему речь взрослых, а в конце первого года жизни произносит самостоятельно около 10 слов и понимает названия многих действий и предметов. Язык становится средством общения со взрослыми и детьми и познания мира. Следует помнить, что меньше есть ребенок, то в большей степени ее развитие и эмоциональное состояние зависит от того, как часто общаются с ней взрослые, в частности родители. Уже в конце первого, на втором месяце жизни присутствие взрослого является сильнейшим раздражителем, сначала вызывает длительное сосредоточение, а чуть позже и первую улыбку. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослыми - первичная форма общения - является источником развития понимания речи других и собственной речи. Со временем характер общения ребенка со взрослыми меняется, оно становится средством получения информации, необходимой для удовлетворения познавательных потребностей.Это имеет особое значение в период формирования психических процессов. Известный отечественный психолог В.Котирло указывала, что формирование психической деятельности ребенка происходит в процессе общения, способы которого могут меняться, однако оно остается движущей силой развития.

В первые годы жизни для детей характерна неустойчивость эмоционального состояния: с незначительных причин часто плачут, долго не могут успокоиться или, наоборот, наблюдается «смех сквозь слезы», неуправляемые веселье.

Ранний возраст характеризуется рядом особенностей высшей нервной деятельности (ВНД), которые следует учитывать при составлении режима дня, организации занятий, в определении форм, методов и приемов воспитательной работы с детьми.

Несовершенство нервных процессов (преимущество возбуждения над торможением) проявляется в особенностях поведения детей: они возбуждены, много двигаются, неспособны к ожиданию т.п.. Принцип постепенности проведения режимных процессов - основа в построении распорядка для детей раннего возраста. Следует помнить, что нервные процессы недостаточно динамичными и переддошкильникам трудно осуществить переход от игры к занятию, от активных действий до сна. Учитывая эти особенности педагог должен создать предварительную установку на определенную деятельность, подготовить к ее изменению, резко не прерывать действия детей, обеспечить положительный эмоциональный микроклимат в группе.

Раннее функционирования коры больших полушарий головного мозга приводит еще одну особенность развития детей раннего возраста - высокую научуванисть. В течение первого года жизни ребенок приобретает такого количества умений, способов, знаний, эти достижения становятся основой для дальнейшего социальной жизни. Однако такой прогресс наблюдается только в человеческом обществе при посредничестве взрослого или старших детей.


Педагогические правила воспитания на этапе раннего детства

Ранний возраст - чрезвычайно важный этап в становлении личности человека, потому как объект педагогической науки ребенок должен учиться в соответствии с законами амплификации (от лат. Amplificatio - распространение, увеличение). Это означает, что в работе с детьми раннего возраста нужно разработать такую ??стратегию воспитательного воздействия, учла бы указанные особенности и активизировала все (или почти все) потенциальные возможности определенного возрастного периода.

Итак, главными педагогическими правилами воспитания на этапе раннего детства являются: учет возрастных особенностей и возможностей детей, единство оздоровительной и воспитательной работы, индивидуальное обращение к детям, единство подходов в воспитании ребенка со стороны всех людей, окружающих ее, психологическая подготовка ребенка к выполнению поручений взрослого, избежание частых запретов и длительных пассивных ожиданий, своевременное формирование навыков самостоятельности и их осложнения при наличии образцов для подражания.

Педагогика раннего детства, основы которой были разработаны М.Щеловановим и Н.Аксариною, определила конкретные задачи и методы воспитания: соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, то есть правильное распределение в течение суток и четкую последовательность периодов сна, кормления, бодрствования, изменение различных видов деятельности; правильное осуществление культурно-гигиенических процессов, проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений, создание предметно-развивающей среды для самостоятельной и активной деятельности детей.

Выдающийся детский врач и педагог Ю.Аркин подчеркивал: важно не то, чтобы малыш как можно раньше чему-то научился, а то, чтобы он шел этим путем самостоятельно, прилагая определенные усилия. Речь идет не о навыках, которые будут давать ему возможность идти только уже определенным взрослыми путем, но и о получении умение искать и находить новые пути в случае изменения жизненных условий. Надо также помнить, что ребенок раннего возраста учится по своей, так сказать, собственной программой, она усваивает то, что ее заинтересовало, эмоционально привлекло, то, что соответствует ее желаниям и потребностям. Процесс научения происходит через приобретение личного опыта в таких видах детской деятельности, как предметная, игровая, изобразительная, конструктивная.


Организация обучения в раннем возрасте

Итак, главная задача развития детей раннего возраста - создание для малышей насыщенного развивающей среды и своевременное введение нового для них опыта через эффективные формы работы. Поскольку, в условиях дошкольного учреждения не всегда удается обеспечить разностороннее полноценное развитие всех детей группы, пользуясь только индивидуальным общением, то при ее самостоятельной деятельности, педагоги активно используют игры-занятия. Это форма общей (воспитателя и детей) игры по заранее спланированной программе. Играми-занятиями их называют потому, что в них сочетаются компоненты, свойственные для игр, и для занятий. В отборе содержания игр-занятий нужно учитывать: требования действующей программы, уровень развития навыков и умений детей, их опыт, дозирования познавательного материала и его влияние на эмоциональную сферу, сочетание и чередование различных видов деятельности, взаимосвязь и взаимообусловленность игр-занятий и занятий с элементами повтора. Основными видами игр-занятий, проводимых с детьми 2-3 лет, есть игры-занятия с сюжетными игрушками, строительным материалом, дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, натуральными предметами, предметами-заменителями, инсценировка сюжетов литературных произведений детского игрового фольклора и т.д..

Планируя игры-занятия, воспитатель должен придерживаться следующих дидактических требований, как планомерность их проведения (подбор содержания от простого к сложному) и активность всех детей (речевые реакции, упражнения, действия), четкость в определении вида, темы и цели, положительная эмоциональная настроенность детей , использование наглядно-действенного метода обучения, повторяемость занятий с осложнениями, соответствующая продолжительность, ежедневное проведение занятий, окончание каждой организованной формы работы переключением детей на самостоятельную игровую деятельность.

Итак, каждый возрастной этап имеет свою особую значимость и только максимальное использование всех его возможностей обеспечивает полноценное развитие познавательных психических процессов и личности ребенка в целом.

Совершенствование научно-методического руководства работой с детьми раннего возраста в контексте Концепции национального дошкольного в Украине предусматривает основные формы (педагогические семинары, конференции, лектории, школы передового педагогического опыта семейного воспитания и т.д.); направления (инструктивно-методическое обучение воспитателей и медперсонала; индивидуальное консультирование работников ДУЗ методические объединения по проблемам раннего возраста постоянно действующей школы передового опыта, семинары-практикумы и т.д.) и соблюдения ряда приоритетов в деятельности ДОУ. Это: систематическое обсуждение научно-методической литературы, нормативно-правовых документов о детстве в Украине и за рубежом, проведение открытых воспитательных мероприятий совместно с родителями, изучение и пропаганда новых образовательных технологий, создание творческих групп, разработка методических советов в помощь молодым семьям и педагогам начинающим т.п.