Общественное дошкольное воспитание

Первые детские сады в Украине, входившей в состав Российской империи, появились в 60-х годах XIX в. В то время в обществе заметно возрос интерес к воспитанию детей, прежде всего дошкольного возраста. Прогрессивные педагоги видели в общественном воспитании дошкольников действенное средство улучшения воспитания подрастающего поколения в целом. До открытия дошкольных учреждений в конце XIX в. побудило широкое использование на производстве женского труда.

Большую роль в распространении идей общественного воспитания детей дошкольного возраста, в развитии теории и практики дошкольного образования сыграли педагогические общества, которые создавались и вели активную работу с начала XX в. в Киеве (Киевское общество народных детских садов, Фребелевского педагогическое общество). Благодаря их деятельности Киев в начале XX в. стал центром развития теории дошкольного образования и подготовки педагогов для детских садов.

В конце XIX в. в Киеве начало свою работу Благотворительное общество содействия воспитанию и защиты детей, в составе которого работала комиссия по дошкольному воспитанию. В 1899 члены этой комиссии обратились в Министерство народного образования с ходатайством о разрешении основать Общество народных детских садов (разрешение было получено в 1906 p.). Уставом Общества было предусмотрено следующие направления деятельности: открытие народных детских садов для детей трудящихся; пропаганда идей общественного дошкольного воспитания, подготовка воспитательниц («садовницы»).

Киевское общество народных детских садов объединяло учителей, врачей, всех, кто болел за детей простого народа.

Определив одним из своих задач пропаганду идей общественного воспитания детей дошкольного возраста, правильного и научного воспитания детей в целом, Киевское общество народных детских садов учредило специальный журнал. Его организация была достаточно сложным делом, поскольку педагоги могли полагаться только на свои силы.

«Дошкольное воспитание» - единственное в Российской империи периодическое издание, полностью посвященное освещению проблем дошкольного воспитания. Он выходил в 1911-1917 pp. и имел такие рубрики:

  1. Пропаганда идей общественного дошкольного воспитания и передовых народных детских садов.
  2. Психология детства и экспериментальная педагогика.
  3. Теория и практика детского сада: образцы занятий, бесед, игр, песен.
  4. Гигиена детского возраста и физическое воспитание детей.
  5. Критика и библиография, обзор отечественных и зарубежных книг и журналов.
  6. Педагогическая хроника.

Разнообразные по тематике статьи имели теоретическое и практическое направление. В журнале сотрудничали выдающиеся педагоги, психологи, общественные деятели: И. Сикорский, С.Яницька, В.Фльоров, С.Михеева и др.. Печатались там и материалы воспитательниц (садовницы). Это издание способствовало творческому объединению педагогов, проживающих в различных регионах Российской империи. Редакцию журнала возглавляла Н.Лубенець.

Общество занималось также подготовкой педагогического персонала для детских садов. В частности, 1905 г. (накануне официального основания Общества) была открыта школа нянь - первый в Украине учебное заведение такого направления. Открытием этой школы было начато историю отечественной профессиональной дошкольного педагогического образования. Впоследствии это заведение переименовали в «школу фребеливок», которая, по словам современниц, имела целью подготовку помощниц воспитательниц.

В Украине функционировало Киевское Фребелевского общество, которое ставило своей целью научное разработки вопросов обучения и воспитания детей дошкольного возраста, подготовку квалифицированных воспитателей для детских садов. В 1907 г. Общество учредило Фребелевского педагогический институт - высшее учебное заведение по подготовке руководительниц детских садов.

Первым директором института был И.Сикорский, известный психолог, профессор университета им. Святого Владимира. К работе в институте привлекались квалифицированные педагоги Киева. Предметы цикла «Дошкольное воспитание» преподавали Русова, Н.Лубенець, А.Островского и другие, психологические дисциплины - профессора И. Сикорский и В.Зенькивський. Работники института внесли весомый вклад - существенно обновили содержание и методику подготовки педагогов указанной специальности, частично использовав опыт Петербургских Фребелевского курсов и семинарий по подготовке учительниц и детских воспитательниц в Германии [1; 57; 59; 130].

Заметное влияние на содержание обучения произвела педагогическая система Ф.Фребеля. В первом учебном плане изучению его системы было отведено больше всего места. Слушателям преподавались следующие предметы: «Теория Фребелевского системы», «Практические занятия с детьми по Фребелевского системой» и др.. В дальнейшем эти предметы в учебные планы не входили, однако на идеях Фребеля основывалась значительная часть дисциплин.

Слушательницы института овладевали теоретический курс на лекциях и семинарских занятиях, а практическую подготовку получали в детском саду и начальной школе.

В годы Первой мировой войны киевские общества не только не прекратили своего существования, но и значительно активизировали деятельность. В настоящее время остро стоит проблема детской беспризорности, поэтому Киевским обществом народных детских садов было открыто 4 сады и 3 детских ячейки. Члены общества оказывали методическую помощь воспитателям, которые работали в очагах и приютах.

Киевским Фребелевского обществом и его институтом в 1914 был открыт детский центр и разработана инструкция, которая определяла направления деятельности дошкольных учреждений такого типа. В следующем году вышел сборник «Дети и война», в котором освещались особенности воспитания беспризорных детей в военные годы.

Несмотря на сложную ситуацию в стране, члены киевских обществ, преподаватели Фребелевского института и школы нянь прилагали немало усилий для организации деятельности детских садов, центров, приютов, проводили целенаправленную образовательно-воспитательную работу. Последние упоминания об этих общества датировано 1917 годом. Достижение киевских педагогических обществ оказал значительное влияние на развитие теории и практики дошкольного воспитания в тогдашней Украине, а также способствовал совершенствованию дошкольного педагогического образования в целом.


Актуализация проблем дошкольного воспитания в разных странах мира на современном этапе

Во многих странах мира большое внимание уделяется развитию дошкольных учреждений и совершенствованию процесса воспитания детей. Как и в Украине, за рубежом дошкольное воспитание является начальным звеном единой системы воспитания и обучения. Им занимаются местные органы власти, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, религиозные и общественные организации, частные лица. Большое распространение в городах и селах получили следующие типы дошкольных учреждений, как стационарные и сезонные с разной продолжительностью работы ясли и детские сады, дошкольные отделения при начальных классах, материнские школы или площадки.

В каждой стране существует система подготовки педагогических работников (курсы, средние специальные или высшие учебные заведения). Воспитательная работа, целью которой является гармоничное развитие детей, формирование навыков жизни в коллективе осуществляется в соответствии с программами.

Каждая национальная система образования (в частности дошкольного воспитания) имеет определенные особенности и собственный передовой педагогический опыт.

20 ноября 1989 Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о правах ребенка, ратифицированной во всех странах цивилизованного мира. Это - уникальный документ права высокого уровня, статьи которого охватывают как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей от рождения до совершеннолетия. Статья 6 Конвенции определяет: «Каждый ребенок имеет право на жизнь». Одновременно с образованием, воспитания детей обеспечивают родители, общественность, государственная власть.

Конвенция подчеркивает, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, воспитанным в духе мира, достоинства, свободы, равенства и солидарности.

Международная защита прав детей - это система взаимосогласованных действий государственных и неправительственных международных организаций, направленных на разработку и обеспечение прав ребенка с целью формирования гармонично развитой личности и содействие их закреплению в национальном законодательстве. Эта система включает международные соглашения, конвенции, пакты, уставы и другие документы.

В ООН действует ЮНЕСКО - специализированная межправительственная международная организация, созданная для многостороннего регулирования сотрудничества государств по вопросам науки, культуры и образования, а также Детский Фонд ООН - ЮНИСЕФ.

Среди благотворительных фондов, обеспечивающих международное сотрудничество в сфере охраны детства, является Международный благотворительный фонд им. Г.Гмайнера. Герман Гмайнер - основатель так называемых детских домов-семей, которые впервые появились в Австрии и предназначены для воспитания детей за их семьями. Семьи, которую возглавляет мать - государственный педагог со специальной подготовкой, предоставляется дом, определенная государственная помощь. Семейные детские дома объединены в так называемые Гмайнеривськи поселка, давно уже пересягнулы границы Австрии и сейчас организованы во многих странах мира.

Значительную координационную работу в области воспитания и обучения проводят международные педагогические центры: Интернациональное бюро воспитания (Швейцария), Международный институт педагогических исследований (Германия), Международный педагогический центр (Франция), Международный институт образования (США), Общество по сравнительной педагогики (Англия), Международная Монтессори-Ассоциация (Дания), Педагогическое общество им. Я.Корчака (Польша), Международное общество последователей Сухомлинского (Германия) и др..