Обеспечение эфективности оздоровительной работы в дошкольном учреждении

     В статье освещается проблема организации деятельности школ перспективного педагогического опыта в условиях углубленной работы педагогического коллектива дошкольного учреждения над проблемой оздоровления детей. Определены этапы деятельности школы, освещены Наиболее эффективные методы работы. 
Ключевые слова: школа перспективного педагогического опыта, образовательно-оздоровительный процесс, модернизация дошкольного образования. 

       Постановка проблемы . На современном этапе развития общества главной целью модернизации дошкольного образования является целостное развитие ребенка как личности, что, в частности, предполагает заботу о здоровье дошкольника - состояние его полного физического и социального благополучия, психический комфорт, положительное самоощущение, спокойствие, равновесие, удовольствие. 
Забота о здоровье ребенка дошкольного возраста всегда была и остается одним из приоритетов педагогической работы [3, С.20]. 
Анализ последних исследований и публикаций. Одной из главных условий успешной организации оздоровительной работы с детьми в детском саду является повышение профессиональной компетенции педагогических работников, что, по Н.Ф.Денисенко, обеспечивается такой составляющей модели управления системой физического воспитания детей в дошкольных учебных заведениях, как научно-методическая подсистема [ 1, С.84]. Она обеспечивает необходимый профессиональный уровень всех членов коллектива в процессе достижения конечного результата, которым является успешная физическая подготовка детей к жизни. 
      Ученый отмечает, что составляющими научно-методической подсистемы следующие формы методической работы с кадрами, как педагогические советы, проблемные семинары, обобщение, внедрение и распространение перспективного педагогического опыта и т.д.. 
Цель статьи. Более подробно остановимся на особенностях работы над перспективным педагогическим опытом и формами его распространения с целью повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольном учебном заведении. 
      Результаты исследований . Не вызывает сомнения, что при оценке перспективного педагогического опыта, прежде всего, необходимо установить наличие (или отсутствие) признаков, которые его характеризуют. По И.П.Жерносеком, к ним относятся: 
- актуальность, которая обусловливает необходимость решения оздоровительных задач именно в этом детском саду; 
- оригинальность, новизна - применение в оздоровительных работе нетрадиционных методов, комбинирования традиционных и нетрадиционных методов оздоровления и т.п.; 
- высокая эффективность , показателем которой является снижение заболеваемости детей, состояние их физического развития, уровень физической подготовленности и т.п.; 
- стабильность результатов, свидетельством чего должны стать позитивные результаты оздоровительной работы, которые были получены в течение определенного времени; 
- сбалансированность и комплексность результатов, позволяет выделить составляющие оздоровительного процесса в дошкольном учебном заведении, причинно-следственные связи между ними, определить уровень развития каждой составляющей, эффективность их взаимодействия в целостной системе; 
- рациональность затрат времени, усилий, средств-обусловливает необходимость выявления перегрузки детей и педагогов, если оно есть; 
- наличие материальной базы, реальных возможностей реализации опыта педагогическим коллективом - определяет возможность воспроизведения новаторской системы оздоровительной работы в других дошкольных учебных заведениях [3]. 
     Следует отметить, что при оценке опыта эти признаки должны применяться только комплексно. 
     Отныне выясним основные этапы работы над перспективным педагогическим опытом и содержание работы на каждом из этапов [3]. 
      Первый этап - моделирование, который предусматривает определение целей и задач опыта, анализ научных источников, основными из которых являются законодательные государственные и нормативные документы, публикации, освещающие результаты современных научных исследований по проблемам оздоровления подрастающего поколения и т.д.. 
      Второй этап - оформление модели опыта - воспроизведение оздоровительной системы с помощью схем, рекомендаций, алгоритма деятельности участников процесса оздоровления детей, методических рекомендаций по организации оздоровительной работы и т.п.. 
Третий этап - создание опыта. Содержанием работы на этом этапе является организация действий участников оздоровительного процесса, трансформация основных положений, разработанных в процессе моделирования, в реальную педагогическую деятельность. 
Четвертый этап предусматривает внедрение в педагогическую практику созданного опыта. 
Именно на этом этапе целесообразно организация деятельности школ перспективного педагогического опыта, которые могут функционировать в рамках как отдельного детского сада, так и района, города или области. 
Определим приоритетные направления деятельности школ перспективного педагогического опыта: 
• обсуждение содержания научных работ, учебно-методических пособий, статей научного и практического характера, посвященных проблеме формирования, укрепления и сохранения здоровья дошкольников; 
• посещение педагогами - членами этого профессионального объединения - оздоровительных мероприятий, проводимых руководителем школы, ознакомление с разработанной им системой укрепления и сохранения здоровья детей; 
• практические занятия, где слушатели школы приобретают практических умений и навыков по применению на практике методов оздоровления, предложенных руководителем школы; 
• посещение руководителем школы оздоровительных мероприятий, проводимых слушателями школы, оказание им помощи в применении приобретенного во время учебы в школе опыта [4, С.48]. 
Неотъемлемой составляющей деятельности школ перспективного педагогического опыта является "домашние задания", содержание которых может быть таким: 
• обработки литературы по проблеме организации процесса оздоровления детей в детском саду; 
• подготовка и самостоятельное проведение оздоровительных мероприятий в целях апробации традиционных и нетрадиционных методов и т.п.. 
Выясним особенности применения методов , которые являются приоритетными в деятельности школ перспективного педагогического опыта. 
Научной основой их деятельности является изучение литературных источников, который применяется для: 
• ознакомления с фактами, которые характеризуют историю и современное состояние проблемы формирования, укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста; 
• создания предварительного представления по проблеме оздоровления детей; 
• отделение известного от неизвестного в проблеме организации оздоровительной работы в дошкольном учебном заведении; 
• выяснения и конкретизация вопросам оздоровления, которые еще ??не изучены [4]. 
Результатом изучения литературных источников является тезисы, аннотации, структурные схемы , в которых изложены основные положения, различные точки зрения, дискуссионные подходы, собственное отношение членов школы по проблеме оздоровления детей в дошкольных учебных заведениях. 
Другим методом, на котором базируется деятельность школ перспективного педагогического опыта, является наблюдение - целенаправленное и организованное восприятие оздоровительного процесса [4 ]. 
Главной функцией наблюдений является подбор сведений о процессе укрепления и сохранения здоровья дошкольников. 
К основным характеристикам научного наблюдения, которые определяют его специфику, относятся: 
• целеустремленность - наблюдение только определенных объектов с определенной целью; 
• аналитический характер - детальный анализ полученных при наблюдении результатов; 
• комплексность - учет всех результатов, полученных при наблюдении, и связей между ними; 
• систематичность - выявление статистически устойчивых связей. 
     Методом, применение которого имеет большое значение в деятельности школ перспективного педагогического опыта, является опроса - получение информации путем диалога в виде формализованных вопросов об особенностях организации оздоровительной работы в детском саду и ответов на них [4]. 
     В зависимости от характера взаимодействия между тем, кто опрашивает, и тем, кого опрашивают, а также степени стандартизации процедуры, опрос может быть устное - беседа, интервью и т.д. и письменное - анкетирование, тестирование и т.д.. 
Следует отметить, что в школах перспективного педагогического опыта целесообразно использование обоих видов опроса - устное применимо в работе как с педагогами (члены школы, педагогического коллектива дошкольного учебного заведения, где проходят занятия школы и т.д.), так и с детьми, письменный опрос касается только педагогов. 
     Деятельность школ перспективного педагогического опыта невозможно представить без оценки результативности их работы, поэтому осветим возможности использования метода экспертной оценки. Он может применяться с целью: 
• оценки эффективности деятельности школы; 
• изучение и ранжирования по выбранному критерию условий, влияющих на решение проблемы оздоровления дошкольников; 
• прогнозирование путей и сроков решения проблемы формирования, укрепления и сохранения здоровья детей в других дошкольных учебных заведениях [2]. 
     Учитывая вышесказанное, в деятельности школ перспективного педагогического опыта, деятельность которых направлена ??на совершенствование образовательно-оздоровительного процесса в дошкольных учебных заведениях, условно можно выделить четыре этапа: 
I этап - определение цели деятельности школы перспективного педагогического опыта, теоретическое изучение слушателями школы проблемы создания условий для оздоровления детей в различных типах дошкольных учебных заведений; 
II этап - ознакомление слушателей с технологией формирования, укрепления и сохранения здоровья детей, разработанной руководителем школы; 
III этап - апробация слушателями методов оздоровления, предложенных руководителем школы; 
IV этапе - использования слушателями в образовательно-оздоровительных работе с детьми технологии, разработанной руководителем школы перспективного педагогического опыта, подведение итогов деятельности школы [2]. 
Указанные этапы делают наличие двух вариантов организации деятельности школ перспективного педагогического опыта [4]. Рассмотрим их более подробно. разработанной руководителем школы перспективного педагогического опыта, подведение итогов деятельности школы [2]. Указанные этапы делают наличие двух вариантов организации деятельности школ перспективного педагогического опыта [4]. Рассмотрим их более подробно. разработанной руководителем школы перспективного педагогического опыта, подведение итогов деятельности школы [2]. Указанные этапы делают наличие двух вариантов организации деятельности школ перспективного педагогического опыта [4].Рассмотрим их более подробно. 
Первый вариант предусматривает организацию педагогов вокруг опытного коллеги, имеет опыт решения проблемы оздоровления дошкольников. Занятия могут проводиться в различных формах, но в основном это ознакомления, как на теоретическом, так и на практическом уровне, с вариантами организации оздоровительной работы с детьми.Основной целью организации деятельности школ в таком варианте является ознакомление с технологией, разработанной руководителем школы через готовые разработки. 
Второй вариант организации деятельности школ перспективного педагогического опыта предполагает наличие только двух педагогов - опытного, который имеет обобщенный перспективный педагогический опыт, и того, какой этот опыт необходимо перенять. В таком случае специально организованные занятия в школе отсутствуют. Они сведены к посещению изначально менее опытным педагогом занятий, других видов деятельности детей, которые, согласно разработанной технологии, проводит более опытный педагог, а затем - наоборот. Целью деятельности школ, в которых знакомство с авторской технологии происходит таким образом, является создание условий для повышения профессионального уровня педагогов, предоставление возможностей для дальнейших творческих поисков. 
Освещены формы проведения школ перспективного педагогического опыта свидетельствуют о большой роли личности педагога - руководителя школы [2]. 
С целью обеспечения высокого теоретического и методического уровня деятельности школ перспективного педагогического опыта руководителю школы необходимо: 
• уметь находить новое в педагогических явлениях, выявлять в них скрытые связи и закономерности; 
• подбирать родственные факты по их существенным признакам, группировать их в соответствии с общенаучных правил ; 
• проводить анализ фактов и явлений, выделять из них общее и единичное, существенное и второстепенное; 
• предвидеть тенденции развития, возможные изменения явлений и процессов. 
При организации деятельности школ перспективного педагогического опыта следует избегать возможных недостатков, основными из которых, по нашему мнению , являются: 
• поверхностный анализ истории становления оздоровительной работы в дошкольных учебных заведениях, научной литературы, педагогической практики по данной проблеме; 
• отсутствие глубокого теоретического и практического осмысления изменений в образовательно-оздоровительных процессе, которые пройдут в процессе внедрения технологии, изучению которой посвящено деятельности школы ; 
• использование неэффективных методов ознакомления слушателей с оздоровительной технологии, изучению которой посвящено деятельности школы; 
• низкий научный и методический уровень занятий [2]. 
С целью эффективного внедрения новых идей в практику при организации работы школ перспективного педагогического опыта следует соблюдать следующие требования: 
• обеспечить четкое понимание членами школы тех теоретических положений, которые лежат в основе предложенной оздоровительной технологии, а также ее практической значимости; 
• сформулировать конкретные принципы и требования к организации образовательно-оздоровительного процесса по новой технологии; 
• предусмотреть органичное вхождение разработанной технологии в образовательный процесс дошкольных учебных заведений; 
• выяснить и максимально точно указать условия, которые обеспечат реализацию полученных выводов и рекомендаций, определить возможные ограничения их использования [2]. 
Как разновидности школы перспективного педагогического опыта могут быть определены школы молодого педагога и школы педагогического мастерства, организованная деятельность которых также способствовать повышению эффективности оздоровительной работы в детском саду [4]. Выясним цель и основные направления деятельности этих профессиональных объединений педагогов. 
Школа молодого педагога является одной из форм повышения квалификации педагогов, проведение которой целесообразно в том случае, когда в педагогический коллектив, длительное время совершенствует формы оздоровительной работы с детьми, входят молодые педагоги. Как правило, школа молодого педагога создаются на базе дошкольного учебного заведения, ее руководителем является методист, членами - педагоги, имеющие опыт наставничества и педагогические работники со стажем работы до 3 лет. Количество членов школы зависит от численности педагогического коллектива, количества наставников и молодых педагогов в дошкольном учебном заведении, периодичность занятий - от уровня профессионализма работников, недавно начали работать. 
Приоритетными направлениями деятельности школы молодого педагога является углубление знаний по таким вопросам, как: 
• задачи действующих программ по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей дошкольного возраста; 
• новейшие научные достижения по организации оздоровительной деятельности в дошкольном учебном учреждении; 
• перспективный педагогический опыт из указанных проблем и т.д.. 
Основными формами проведения занятий школы молодого педагога являются: 
• консультации , проводимых как руководитель школы, так и наставники; 
• собеседования молодых педагогов с наставниками; 
• посещение молодыми педагогами оздоровительных мероприятий, организованных и проведенных наставниками; 
• практические занятия, на которых осуществляется моделирование деятельности молодого педагога по организации оздоровительной работы с детьми [2, 4]. 
Другой формой профессиональной организации педагогов, схожей со школой перспективного педагогического опыта, есть школа педагогического мастерства - добровольное объединение педагогов с высокой творческой активностью, с собственным видением направлений организации образовательно-оздоровительного процесса, с высокими результатами профессиональной деятельности. 
Школы педагогического мастерства создаются районными (городскими) методическими кабинетами или кафедрами дошкольного образования институтов последипломного педагогического образования. 
Руководителем школы назначается методист по дошкольному образованию районного (городского) методического кабинета или кафедры дошкольного образования института последипломного педагогического образования. Количество членов школы - от 10 до 15 педагогов, периодичность занятий - 1 раз в 1-2 месяца. 
Приоритетными направлениями деятельности школы педагогического мастерства являются: 
• обработки научно-методической литературы по проблемам оздоровления дошкольников; 
• ознакомление с перспективным педагогическим опытом, освещающий применения определенных методов оздоровления детей; 
• организация практических занятий по разработке фрагментов оздоровительных мероприятий; 
• взаимопосещения и обсуждения членами школы оздоровительных мероприятий; 
• определение эффективности применяемых методов формирования, укрепления и сохранения здоровья дошкольников; 
• разработка рекомендаций по повышению эффективности образовательно-оздоровительного процесса в детском саду [4]. 
Результаты деятельности школ перспективного педагогического опыта, молодого педагога и педагогического мастерства целесообразно отразить в специальном отчете [2]. 
В процессе составления отчета следует придерживаться такой логической последовательности: 
• название - должна быть короткой, конкретной и соответствовать содержанию работы ; 
• содержание - определять основные разделы отчета, в краткой форме раскрывать содержание деятельности членов школы; 
• введение - указывать на условия деятельности школы; 
• вступление - освещать круг проблем, изучаемых их значение и актуальность, раскрывать цели, задачи и этапы деятельности школы ; 
• обзор литературы - содержать краткий анализ состояния проблемы формирования, укрепления и сохранения здоровья дошкольников; 
• основная часть - детально описывать программу деятельности школы и полученные результаты (материалы, методы, экспериментальные данные, обобщения и выводы); 
• выводы должны иметь форму кратко сформулированных тезисов, которые предоставляют оценку научной, социальной и практической значимости деятельности школы. 
Оформление результатов деятельности школ перспективного педагогического опыта, молодого педагога и педагогического мастерства требует соблюдения следующих требований: 
• четкое и доступное изложение материала; 
• систематичность и последовательность изложения; 
• четкое определение примененных понятий и т.д. [2]. 
   Заключение. Школы перспективного педагогического опыта, молодого педагога, педагогического мастерства направленные на распространение оздоровительных технологий, развитие творческого мышления, интеллектуальной инициативы, совершенствование профессиональных навыков педагогов в области формирования, укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. 
Дальнейшее исследование планируется направить на изучение возможностей творческих групп в процессе повышения эффективности оздоровительной деятельности дошкольного образовательного учреждения.